Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью исследования является изучение мероприятий по защите коммерческой информации на макроуровне (в законодательном порядке) и на микроуровне (в рамках предприятия ООО «Вела»). Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
определить сущность и понятие коммерческой тайны и коммерческих секретов
представить законодательную и нормативную базу Республики Беларусь, регламентирующую и защищающую коммерческую тайну
дать организационно-экономическую характеристику рассматриваемому предприятию – ООО «Вела»
определить мероприятия, способствующие защите коммерческой тайны
охарактеризовать мероприятия по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
оценить результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
разработать мероприятия по повышению эффективности защиты коммерческой тайны в ООО «Вела»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 7
1.1. Понятие коммерческой тайны и коммерческие секреты - как объекты защиты 7
1.2 Законодательная и нормативная база Республики Беларусь, регламетирущая и защищающая коммерческую тайну. 19
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ВЕЛА» 27
3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «Вела» 30
3.1. Организационная работа по защите коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
2.3. Технические меры защиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
2.3. Специальные мерызащиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «ВЕЛА» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
42
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
1.1. Понятие коммерческой тайны и коммерческие секреты - как объекты защиты
1.2 Законодательная и нормативная база Республики Беларусь, регламетирущая и защищающая коммерческую тайну.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ВЕЛА»
3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «Вела»
3.1. Организационная работа по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
2.3. Технические меры защиты коммерческой тайны в ООО «Вела»
2.3. Специальные мерызащиты коммерческой тайны в ООО «Вела»
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «ВЕЛА»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Примерный договор-обязательство о неразглашении коммерческой тайны..52
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Основные элементы защиты коммерческой тайны……………………………53
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Организационная структура ООО «Вела»……………………………………..54
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Показатели экономической эффективности торговой деятельности ООО «Вела»………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
По мнению многих ученых, успешное развитие предпринимательства существенно зависит от той политико-экономической среды (командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оно осуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в области хозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.
Однако не менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономической среде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действия предпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальная угроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в ряд первоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблему обеспечения экономической безопасности.
В связи с развитием рыночных отношений предпринимательскую деятельность в нашей стране приходится осуществлять в условиях нарастающей неопределенности ситуации и изменчивости экономической среды. Значит, возникает неясность и неуверенность в получении ожидаемого конечного результата, а, следовательно, возрастает риск, то есть опасность неудачи, непредвиденных потерь. В особенности это присуще начальным стадиям освоения предпринимательства.
Подобная обстановка несколько необычна и непривычна для нашего хозяйственника или просто гражданина, которому предстоит пройти тернистый путь, прежде чем он превратится в подлинного предпринимателя.
В условиях командно-административной экономики все мы привыкли к тому, что экономическая обстановка формируется “сверху” в приказном порядке в виде набора правил и норм. Планы, программы, постановления, инструкции, государственные цены, фонды, лимиты, наряды, тарифы формировали ту экономическую систему координат и хозяйственную среду, в которой вынуждены были действовать предприятия и люди.
Конечно, жесткая система централизованных установок и предписаний сковывала инициативу, подавляла интерес и творческое начало. Но она вносила явную или, по крайней мере, кажущуюся четкость, обеспечивала навязанный “порядок”.
Для ужесточения контроля на не национализированных предприятиях в 1917 году был принят декрет «О рабочем контроле», отменяющий право собственности трудовых коллективов на производственную информацию (т. е. отменяющий понятие «коммерческая тайна»). Однако в рыночной экономике информация становится товаром и должна подчиняться законам товарно-денежных отношений. В этом и состоит актуальность рассматриваемой темы. Каждый собственник имеет право изменять свои интересы, согласованные с интересами других собственников и общества.
Многие вопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваются гражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством. Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраны можно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасности предпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика, не осуществимы в обозримом будущем.
Рынок есть, прежде всего, экономическая свобода. Над предпринимателем могут возвышаться только закон и устанавливаемые им ограничения. Государственное регулирование в условиях рынка сводится преимущественно к установлению норм осуществления предпринимательской деятельности и к налоговой системе. Все остальное определяется производителем и потребителем, их волей, а в какой-то степени складывается случайным образом.
За экономическую свободу приходится платить. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует одновременно и свобода других предпринимателей, которые вольны покупать или не покупать его продукцию, предлагать за нее свои цены, продавать ему по определенным ценам, диктовать свои условия сделок.
При этом естественно, что те, с кем приходится вступать в хозяйственные отношения, стремятся, прежде всего, к своей выгоде, а выгода одних может стать ущербом для других. К тому же предприниматель-конкурент вообще склонен вытеснить своего оппонента с рынка.
В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение.
Объектом исследования в данной курсовой работе является ООО «Вела» - предприятие, занимающееся розничной торговлей мужской и женской одеждой делового стиля. Предметом исследования является коммерчески ценная информация данного предприятия и организация мероприятий по защите данной информации.
Целью исследования является изучение мероприятий по защите коммерческой информации на макроуровне (в законодательном порядке) и на микроуровне (в рамках предприятия ООО «Вела»). Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
определить сущность и понятие коммерческой тайны и коммерческих секретов
представить законодательную и нормативную базу Республики Беларусь, регламентирующую и защищающую коммерческую тайну
дать организационно-экономическую характеристику рассматриваемому предприятию – ООО «Вела»
определить мероприятия, способствующие защите коммерческой тайны
охарактеризовать мероприятия по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
оценить результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
разработать мероприятия по повышению эффективности защиты коммерческой тайны в ООО «Вела»
В рамках решения вышеперечисленных задач были использованы следующие материалы: Административный Кодекс Республики Беларусь, Закон РБ «О коммерческой информации», учебные пособия по коммерческой деятельности, организации технологии торговли, информация ООО «Вела».
Сущность коммерческой информации и защиты коммерческой тайны анализируется в работах следующих современных ученых-экономистов: Ю.Б. Долгополов, А.К. Нестеров, В.И. Ярочкин и др.. Кроме того, необходимо отметить, что вопросами коммерческой информации и защиты коммерческой тайны занимались и зарубежные учёные – Б.Берман, Ф. Котлер и другие.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, метод системного анализа, конкретно-исторический, статистический, описательные методы, а также логический подход к исследованию материала. В настоящем исследовании используются экономические и специально-юридические категории.
Структура курсовой работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, четырех глав с параграфами, заключения, приложений и списка использованной литературы
Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.
В 90-е годы коммерческая тайна предприятия определялась, как не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам [21, с. 4]. Но, к сожалению, данная норма действовала всего несколько месяцев, и вскоре была отменена. Так получилось, что долгое временя в нашей стране, были только государственные тайны. Коммерческих тайн не было, потому, как не было соответствующего закона. Государственный закон РБ «О коммерческой тайне» разрабатывался более восьми лет и вступил в силу 1 ноября 2004 года.
До принятия закона в Беларуси граждане и фирмы были вынуждены самостоятельно охранять конфиденциальную информацию. Суд или прокуратура, изъяв коммерческие документы, не несли ответственность за разглашение информации или передачу ее третьим лицам. Другими словами, надзорные или судебные органы при проведении проверок финансовой деятельности какой-нибудь компании могли "случайно" передать нужную информацию ее конкурентам и при этом остаться невиновными с точки зрения закона.
Одни эксперты исчисляют финансовые потери белорусских предпринимателей от несоблюдения коммерческой тайны в миллионах долларах, другие – в миллиардах. То, что ущерб значителен, признают все. Принятый закон, по мнению его авторов, должен ограничить нелегальный отток служебной информации коммерческого характера.
Во-первых, закон вводит само понятие коммерческой тайны. Ею признается преднамеренно скрываемые сведения любого характера, связанные с производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельностью юридического лица или индивидуального предпринимател
В тексте закона оговаривается, что коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, качестве пищевых продуктов и других факторах, связанных с обеспечением безопасности населения. Кроме того, не может засекречиваться информация о численности и составе работников организаций, о системе оплаты труда и задолженности работодателей по выплате зарплаты.
Во-вторых, устанавливаются сроки неразглашения коммерческой тайны и меры ответственности за несоблюдение этого требования и причинение материального ущерба. Теперь работник обязан хранить «секреты фирмы» минимум три года с момента прекращения действия трудового договора (если работодателем не установлен конкретный срок), а в случае невыполнения этого требования он может не просто выплатить штраф, но и лишиться свободы на срок до десяти лет.
Наиболее важным нововведением в законе является то, что теперь пострадавшая от разглашения коммерческой тайны компания сможет через арбитражный суд потребовать возмещения всего доказанного ущерба у того, кто воспользовался тайной, или у представителей власти, виновных в утечке секретов.
Перед властями, по закону, у предпринимателей коммерческих тайн быть не должно. Более того, за непредоставление органам государственной власти (суду, прокуратуре и т.п.) и местного самоуправления информации, составляющей коммерческую тайну, по специальному требованию могут также привлечь к ответственности.
В связи с этим многие эксперты обеспокоены тем, что закон о коммерческой тайне легализует вторжение власти в дела бизнеса. Поэтому эксперты считают, что если коммерческую тайну хочет узнать орган местного самоуправления, нужно внимательнейшим образом изучить цели такого шага. И если цели подозрительны – доводить дело до суда. Пусть чиновник доказывает правомерность своих требований.
При отнесении той или иной информации к категории коммерческой тайны следует учитывать два обстоятельства.
1. на практике возможны случаи, когда под предлогом охраны коммерческой тайны могут скрывать сведения и документы, свидетельствующие о фактах злоупотреблений, бесхозяйственности и других нарушениях. Для исключения подобных ситуаций необходимо на общегосударственном уровне создать специальную систему регулирования взаимоотношений предприятия и контролирующих его органов.
2. в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию становится невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах около половины валового национального продукта дают производство, распространение и переработка информации в различных видах.
Информация о работе Расчет показателей экономической эффективности торговой деятельности