Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью исследования является изучение мероприятий по защите коммерческой информации на макроуровне (в законодательном порядке) и на микроуровне (в рамках предприятия ООО «Вела»). Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
определить сущность и понятие коммерческой тайны и коммерческих секретов
представить законодательную и нормативную базу Республики Беларусь, регламентирующую и защищающую коммерческую тайну
дать организационно-экономическую характеристику рассматриваемому предприятию – ООО «Вела»
определить мероприятия, способствующие защите коммерческой тайны
охарактеризовать мероприятия по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
оценить результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
разработать мероприятия по повышению эффективности защиты коммерческой тайны в ООО «Вела»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 7
1.1. Понятие коммерческой тайны и коммерческие секреты - как объекты защиты 7
1.2 Законодательная и нормативная база Республики Беларусь, регламетирущая и защищающая коммерческую тайну. 19
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ВЕЛА» 27
3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «Вела» 30
3.1. Организационная работа по защите коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
2.3. Технические меры защиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
2.3. Специальные мерызащиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «ВЕЛА» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям:
1. их открытое использование связано с ущербом для предприятия
2. они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях
3. предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды
4. эти сведения нуждаются в защите, так как они не являются государственными секретами и не защищены авторским и патентным правом
5. сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.
Анализ законодательных актов промышленно развитых стран по вопросам защиты коммерческой тайны позволяет определить совокупность сведений, сокрытие которых противоречит интересам государства и общества. В наиболее общем виде это информация:
о нерациональном природопользовании
о сверхнормативном загрязнении окружающей среды
о несоблюдении техники безопасности в производстве, представляющем реальную угрозу здоровью и жизни людей
о нарушении специального законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей (например, законов о качестве продукции и защите прав потребителя)
о занятии деятельностью, не предусмотренной уставом данного предприятия или запрещенной законами данной страны
о злоупотреблении и недобросовестности руководителей и работников фирмы
о фактах проявления недобросовестной конкуренции
о возможностях и реальных случаях, уклонения от правильной уплаты налогов
о причинах и фактах невыполнения договоров и др.
Гражданским кодексом Республики Беларусь установлено, что «сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами». В настоящее время Закон «О коммерческой тайне» определяет перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну:
1. содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
2. содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
5. о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;
7. о нарушениях законодательства Республики Беларусь и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;
8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;
9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;
10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;
11. обязательность раскрытия, которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.
Коммерческая тайна, в соответствии с гражданским законодательством РБ - это информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.
Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Коммерческие секреты – форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем похищения, выведывания, утечки информации.
Они различаются по следующим признакам:
♦ по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, организационные, маркетинговые, интеллектуальные, рекламные)
♦ по принадлежности собственности (собственность предприятия, группы предприятий, отдельного лица, группы лиц);
♦ по назначению коммерческих секретов.
Носитель коммерческого секрета – лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия или фирмы (руководители и допущенные к коммерческим секретам исполнители).
Носители коммерческих секретов следует отличать от источников закрытой коммерческой информации («ноу-хау», схемы, документы, технологии, изделия, образцы).
Секретность в условиях рыночного хозяйствования защищает производителя от недобросовестной конкуренции, к которой относятся различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа и т.п. Не последнее место в этом ряду занимает промышленный шпионаж.
Наиболее подробная и в то же время укрупненная классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена в прил. А.
Систему законодательства Республики Беларусь, регулирующую отношения, связанные с коммерческой тайной, образуют правовые нормы различных отраслей права: гражданского, уголовного, административного. Центральное место среди источников правового регулирования отношений, связанных с коммерческой тайной, занимает Гражданский кодекс РБ Статья 140.
В соответствии с пунктом 2 статьи 140 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законодательством.
Одним из таких нормативных правовых актов (НПА), регламентирующих экономические и правовые основы защиты коммерческой тайны, является Положение о коммерческой тайне, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.11.1992 N 670 (далее - Положение). Пунктами 2, 3 Положения определено, что информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, пользовании, распоряжении в пределах, установленных собственником и законодательными актами, и должна отвечать следующим требованиям:
- иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
- не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
- обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
- не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
- не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.
Какие еще НПА затрагивают вопросы защиты коммерческой тайны предприятия, устанавливают права и обязанности лиц, обладающих коммерческими сведениями и информацией?
Так, подпунктом 2 пункта 3 статьи 64 ГК, абзацем 3 части 10 статьи 13 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII "О хозяйственных обществах" на участников хозяйственного товарищества или общества возложены обязанности по неразглашению конфиденциальной информации о деятельности товарищества или общества, полученной в связи с участием в хозяйственном товариществе или обществе.
Согласно подпункту 3.11 пункта 3 Примерной формы контракта нанимателя с работником, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 N 1180, подпункту 8.10 пункта 8 Примерной формы трудового договора, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27.12.1999 N 155, работник обязуется хранить государственную и служебную тайну, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну Нанимателя.
Исходя из требований подпункта 14.10 пункта 14 Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 N 46, работник предприятия обязан хранить государственную и служебную тайну, не разглашать коммерческую тайну нанимателя.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 53 Трудового кодекса Республики Беларусь на всех работников предприятия распространяется обязанность неразглашения коммерческой тайны без соответствующего разрешения Нанимателя независимо от того, принимали они на себя такое обязательство или нет.
Таким образом, законодательство устанавливает определенные требования к лицам, наделенным правом обладания и использования в процессе трудовой деятельности информации, составляющей коммерческую тайну юридического лица.
В свою очередь субъекты хозяйствования также должны предпринимать необходимые меры по охране информации, которая имеет для них действительную или потенциальную коммерческую ценность.
На наш взгляд, одной из первоочередных задач, которые возникают перед предприятием при организации защиты информации, составляющей коммерческую тайну, является разработка соответствующих локальных нормативных правовых актов.
Информация, составляющая коммерческую тайну, согласно статье 17 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 N 455-З "Об информации, информатизации и защите информации", относится к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено.
Административная ответственность за разглашение коммерческой или иной охраняемой законом тайны установлена ст. 22.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность за разглашение коммерческой тайны установлена ст. 255 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Административная ответственность за разглашение служебной тайны по неосторожности установлена ст. 22.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Уголовная ответственность за умышленное разглашение служебной тайны установлена ст. 375 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Также в Республике Беларусь действует Закон Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 70-3 «О государственных секретах»,который определяет правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, защиты государственных секретов, осуществления иной деятельности в сфере государственных секретов в целях обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Информация о работе Расчет показателей экономической эффективности торговой деятельности