Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью исследования является изучение мероприятий по защите коммерческой информации на макроуровне (в законодательном порядке) и на микроуровне (в рамках предприятия ООО «Вела»). Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
определить сущность и понятие коммерческой тайны и коммерческих секретов
представить законодательную и нормативную базу Республики Беларусь, регламентирующую и защищающую коммерческую тайну
дать организационно-экономическую характеристику рассматриваемому предприятию – ООО «Вела»
определить мероприятия, способствующие защите коммерческой тайны
охарактеризовать мероприятия по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
оценить результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
разработать мероприятия по повышению эффективности защиты коммерческой тайны в ООО «Вела»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 7
1.1. Понятие коммерческой тайны и коммерческие секреты - как объекты защиты 7
1.2 Законодательная и нормативная база Республики Беларусь, регламетирущая и защищающая коммерческую тайну. 19
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ВЕЛА» 27
3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «Вела» 30
3.1. Организационная работа по защите коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
2.3. Технические меры защиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
2.3. Специальные мерызащиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «ВЕЛА» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Некоторые предприятия получают прибыль за счет монопольного положения на рынке, т.е. отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует в этом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне, т.к., используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшое предприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составить конкуренцию.
При этот надо учитывать, что нельзя использовать отнесение каких-либо сведений к категории коммерческой тайны в целях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровью людей, а также других противозаконных действий.
Результатом работы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия.
Вполне естественно, что по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться, изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указать конкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне.
Перечень доводится до структурных подразделений и соисполнителей в части их касающейся, для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ (целесообразно применять гриф «коммерческая тайна»), документов и изделий.
Исполнитель и руководитель, подписывающий документ, оценивают при его подготовке содержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.
При наличии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем углу должен быть поставлен гриф. Например, «коммерческая тайна».
Руководитель должен составить списки сотрудников, которые допущены к такой информации. Этот список гендиректор также утверждает своим распоряжением. В трудовые договоры со всеми работниками администрации следует добавить запись о неразглашении коммерческой тайны в течение всей работы на предприятии, а также после увольнения (см. прил. Б).
Исключение сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т.п.).
Решение о досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производится по окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т. п.).
Решение о досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну, принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.
В основе этой системы должна лежать заинтересованность исполнителей работ, как в выявлении новых объектов защиты, так и в определении оптимального момента снятия ограничений на распространение ранее защищаемой информации.
В тех случаях, когда публикация необходима для закрепления приоритета или поддержания престижа отечественной науки, вместо конкретных приводятся сведения более общего характера. Например, точные значения характеристик и параметров могут быть заменены на диапазоны, в которых они находятся.
При открытом опубликовании сведений рекомендуется уделять больше внимания рекламной привлекательности ее результатов, чтобы заинтересовать в их использовании потенциальных потребителей внутри страны и за рубежом. Вместе с тем объем публикуемых данных не должен быть достаточным для самостоятельного внедрения без дополнительной информации разработчика, которая именно и подлежит защите.
3.2. Технические меры защиты коммерческой тайны
Техническая защита коммерческой тайны - одна из основных составляющих комплекса мер по ее защите.
Если ранее о специальной технике добывания информации знал узкий круг сотрудников спецслужб, то в условиях рынка любой гражданин может без особых усилий купить практически любое из выпускаемых за рубежом или в Республике Беларусь средство для скрытого добывания коммерческой тайны. И хотя условия свободной продажи технических средств добывания коммерческой тайны ужесточаются, пока существует спрос на них, будет и предложение. Учитывая тенденцию к росту цены коммерческой тайны, потребность в технических средствах её добывания не уменьшается.
В нашей стране проблемы защиты коммерческой тайны усугубляются ещё и несовершенством законодательной базы по сохранению государственной и коммерческой тайн.
Техническая защита коммерческой тайны включает комплекс организационных и технических мер по обеспечению информационной безопасности техническими средствами и решает следующие задачи:
- предотвращение проникновения злоумышленника к источникам коммерческой тайны с целью её уничтожения, хищения или изменения.
- защита носителей информации от уничтожения в результате воздействия стихийных сил и прежде всего, пожара и воды (пены) при его тушении.
- предотвращение утечки коммерческой тайны по различным техническим каналам.
Способы и средства решения первых двух задач не отличаются от способов и средств защиты любых материальных ценностей, третья задача решается исключительно способами и средствами инженерно-технической защиты информации.
Техническая защита коммерческой тайны представляет собой достаточно быстро развивающуюся область науки и техники на стыке теории систем, физики, оптики, акустики, радиоэлектроники, радиотехники, электро- и радиоизмерений и других дисциплин. Круг вопросов, которыми вынуждена заниматься техническая защита, широк и обусловлен многообразием источников и носителей информации, способов и средств её добывания, а, следовательно, и защиты. Для обеспечения эффективной технической защиты информации необходимо определить:
- что защищать техническими средствами в данной организации, здании, помещении
- каким угрозам подвергается защищаемая коммерческая тайна со стороны злоумышленников и их технических средств
- какие способы и средства целесообразно применять для обеспечения информационной безопасности с учётом как величины угрозы, так и затрат на её предотвращение
- как организовать и реализовать техническую защиту коммерческой тайны в организации
Без этих знаний защита коммерческой тайны может проводиться в форме круговой обороны (принеограниченных ресурсах) или "латания дыр" в более реальном варианте ограниченности средств.
При организации защиты коммерческой тайны, как и других видов защиты, необходимо также знать и учитывать психологические факторы, влияющие на принятие решения руководителем или любым другим ответственным лицом. Это обусловлено тем, что меры по защите имеют превентивную направленность без достаточно достоверных данных о потенциальных угрозах не вообще, а применительно к конкретной организации. Кроме того, последствия скрытого хищения коммерческой тайны проявляются спустя некоторое время, когда порой бывает достаточно трудно выявить истинную причину ухудшения финансового положения фирмы или появления у конкурента идентичной продукции. Эти факторы не способствуют психологической готовности руководителя на достаточно большие затраты на защиту коммерческой тайны. Тем не менее, мировой опыт организации защиты коммерческой тайны подтверждает, что на информационную безопасность фирмы вынуждены выделять порядка 10-20% от общей прибыли. Поскольку значительную часть расходов на защиту коммерческой тайны составляют затраты на покупку и эксплуатацию средств защиты, то методология технической защиты коммерческой тайны должна обеспечивать возможность рационального выбора средств защиты коммерческой тайны.
Таким образом, при решении задач защиты коммерческой тайны объективно существует необходимость учёта большого числа различных факторов, что не удаётся, как правило, сделать на основе здравого смысла. Поэтому основы технической защиты коммерческой тайны должны содержать как теоретические знания, так и методические рекомендации, обеспечивающие решение этих задач.
Основным фактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные, т.е. специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений. Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, тем оперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.
Принятие специальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависит, прежде всего, от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их среде деятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для них производственная или коммерческая информация, и других факторов.
Безусловно, хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, не представляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должен допустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носитель информации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее место хранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лиц место). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличии становится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимость ограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов.
Предприятия, фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, к тому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим) секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос о необходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурных объединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частные предпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируют самостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.
Качественное же исполнение заказа негосударственными детективными службами во многом зависит от тех условий, которые создаются им органами власти. Например, горисполкомы и облисполкомы часто своими решениями запрещают деятельность частных предпринимательских фирм, которые занимались также оказанием услуг по защите коммерческих тайн. Осуществление этих частных функций вменяется государственным правоохранительным органам. И это не смотря на то, как показывает зарубежный опыт, что частное предпринимательство охраняет частное детективное общество. Государственным же правоохранительным органам, при всем их желании и возможностях, с этой задачей в полном объеме не справиться.
Это один вопрос. Второй касается изучения самой частной фирмы перед тем, как обратиться к ней за помощью. Почему? Имеются данные, что некоторые частные детективные образования, вместо того, чтобы действовать в соответствии со своим уставом, занимаются вымогательством, шантажом представителей других предпринимательских фирм. В принципе здесь идет обоюдная проверка заказчика и клиента перед тем, как заключить договор. Игнорирование этим подходом может привести к серьезным ошибкам.
Специальные меры, которые осуществляются при защите информации, можно подразделить на внешние и внутренние.
К внешним мероприятиям относятся следующие. Изучение партнеров, клиентов, с которыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собирать информацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. При необходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы. Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, не относятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случае установления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия, необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган. Тем самым пресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме. По возможности желательно установить, в чем суть этого интереса и кому понадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. что можно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).
В ходе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаются следующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частное предприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства и прежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательные стороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте с законом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром). В ходе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в них противоречий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выяснения моральных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу в конкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодности кандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес к нему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведения продолжают изучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты) фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройства на работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценных сведений.
Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть (не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи, целесообразно обращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной или иной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам, предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений о недобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с ним расстаться.
Информация о работе Расчет показателей экономической эффективности торговой деятельности