Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью исследования является изучение мероприятий по защите коммерческой информации на макроуровне (в законодательном порядке) и на микроуровне (в рамках предприятия ООО «Вела»). Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
определить сущность и понятие коммерческой тайны и коммерческих секретов
представить законодательную и нормативную базу Республики Беларусь, регламентирующую и защищающую коммерческую тайну
дать организационно-экономическую характеристику рассматриваемому предприятию – ООО «Вела»
определить мероприятия, способствующие защите коммерческой тайны
охарактеризовать мероприятия по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
оценить результативность деятельности по защите коммерческой тайны в ООО «Вела»
разработать мероприятия по повышению эффективности защиты коммерческой тайны в ООО «Вела»
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 7
1.1. Понятие коммерческой тайны и коммерческие секреты - как объекты защиты 7
1.2 Законодательная и нормативная база Республики Беларусь, регламетирущая и защищающая коммерческую тайну. 19
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ВЕЛА» 27
3. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «Вела» 30
3.1. Организационная работа по защите коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
2.3. Технические меры защиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
2.3. Специальные мерызащиты коммерческой тайны в ООО «Вела» 38
4. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ ООО «ВЕЛА» 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ООО «Вела» осуществляет свою деятельность на площадях, принадлежащих ИП Мысливцу А.Е., согласно договору аренды №4 от 01.03.2002, находящихся по адресу ул. Славинского, 5.
Согласно Уставу основными видами деятельности предприятия являются:
оптовая торговля трикотажными и чулочно-носочными изделиями;
Оптовая торговля одеждой, кроме трикотажных и чулочно-носочных
изделий, и аксессуарами;
Оптовая торговля изделиями из кожи;
Розничная торговля трикотажными и чулочно-носочными изделиями;
Розничная торговля одеждой, кроме трикотажных и чулочно-носочных изделий;
Розничная торговля прочей одеждой и аксессуарами одежды, не включенными в другие группировки;
Розничная торговля кожаными изделиями;
Розничная торговля текстильными изделиями.
Для осуществления видов деятельности, предусмотренных Уставом, в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.01.2003г. №94 предприятием получена лицензия №44010/1026528 на право осуществления розничной торговли и торгово-производственной деятельности, выданная на основании решения Минского городского исполнительного комитета №76 от 18.03.08г. сроком действия до 15.03.2012 г.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.
Предприятие не может выступать гарантом или поручителем перед банками - кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов.
ООО «Вела» может в установленном порядке создавать филиалы и представительства, быть учредителем (участником) других хозяйственных товариществ и обществ.
Источниками формирования имущества предприятия является: имущество и денежные взносы, переданные Обществу его учредителями (участниками); полученные доходы от хозяйственной деятельности и иное имущество, приобретенное Обществом по другим основаниям, допускаемым законодательством.
Структурная схема управления иллюстрирует все структурные подразделения и их устойчивые формализованные взаимосвязи (прил. Г). Из схемы видно, что структура управления предприятием соответствует линейно-функциональному типу организационной структуры. При такой структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель - генеральный директор ООО «Вела».
Исходя из сложившейся на предприятии структуры управления, генеральный директор контролирует работу специалистов и бухгалтерию, организует и координирует их работу, обеспечивает условия для выполнений поставленных им задач, осуществляет надзор за использованием ресурсов и оборудования, за соблюдением дисциплины.
Директору, и заместителю директора непосредственно подчинены: бухгалтерия; ведущий специалист по продажам, специалист по работе с клиентами, а также магазин «Велайм».
Магазин «Велайм» находится на окраине города в спальном районе, этим определяется его не совсем выгодное географическое положение. Следует учесть также то, что вблизи магазина находится остановка общественного транспорта и парковка, что решает вопрос о простоте проезда к магазину. Также необходимо отметить, что в данном районе нет ни одного магазина с верхней одеждой. При выборе места приобретения товаров длительного пользования нужно учитывать фактор «близость потребителя к месторасположению торгового предприятия» чем ближе, тем лучше для предприятия.
Конкурентоспособность магазина характеризуется его способностью конкурировать с торговыми предприятиями, реализующими аналогичный товар.
Конкурентоспособность выражается в отличии других магазинов верхней одежды в том, что по продажам некоторых марок товаров магазина «Велайм» является монополистом, что обеспечивает возможность развиваться и получать прибыль.
Таким образом, общую конкурентную позицию магазина «Велайм» можно оценить как среднюю (не лидер на рынках различных товаров, но и не аутсайдер).
Основным источником формирования валового дохода является торговая надбавка, которую торговое предприятие добавляет к цене предприятия-изготовителя.
Размер торговой надбавки в ООО «Вела» варьируется в широких пределах в зависимости от вида товара, а так же от конъюнктуры рынка. На социально-значимые товары существует предельные надбавки. Не регулируются торговые надбавки на одежду, хлопчатобумажную группу, льняную, галантерею.
Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Сумма валового дохода данного торгового предприятия в 2010 году составила 98512 662 рублей, а в 2011 году - 170676 715 рублей. Рост валового дохода обусловлен увеличением издержек обращения в анализируемом периоде.
Уровень валового дохода рассчитывается как отношение суммы валового дохода от реализации к объему товарооборота и выражается в процентах. За исследуемый период уровень валового дохода фирменного магазина также увеличился с 18,5 % в 2010 году до 20,9% в 2011 году.
Влияние изменения объема продаж на сумму валового дохода можно отразить как отношение произведения абсолютного отклонения товарооборота на базовый уровень валового дохода к 100 и составляет 52 740 тыс. руб. Таким образом, увеличение изменение объема продаж на сумму валового дохода вызвало увеличение розничного товарооборота на 285 077 000 рублей.
Влияние среднего уровня валового дохода на его сумму определяется как отношение произведения абсолютного отклонения уровня валового дохода на отчетное значение объема реализации к 100. Изменение суммы валового дохода на 19 604 763 рублей в сторону его увеличения вызвано увеличением уровня валового дохода на 2,4 %.
Планирование валового дохода ООО «Вела» не осуществляется.
Система показателей рентабельности является составляющей системы показателей экономической эффективности деятельности предприятия.
Расчет показателей экономической эффективности торговой деятельности ООО «Вела» представлен в прил. Д.
Все рассчитанные показатели экономической эффективности торговой деятельности фирменного магазина имеют положительную тенденцию в динамике, что дает основание утверждать об увеличении эффективности торговой деятельности ООО «Вела» в 2012 году.
Для обеспечения защиты интеллектуальной собственности на ООО «Вела» вводится определенный порядок работы с информацией и доступа к ней, включающий в себя комплекс административных, правовых, организационных, инженерно-технических, финансовых, социально-психологических и иных мер, основывающихся на правовых нормах республики или на организационно-
Эффективная защита коммерческой тайны в ООО «Вела» возможна при обязательном выполнении ряда условий:
единство в решении производственных, коммерческих, финансовых и режимных вопросов;
координация мер безопасности между всеми заинтересованными подразделениями предприятия;
научная оценка информации и объектов, подлежащих классификации (защите). Разработка режимных мер до начала проведения режимных работ;
персональная ответственность (в том числе и материальная) руководителей всех уровней, исполнителей, участвующих в закрытых работах, за обеспечение сохранности тайны и поддержание на должном уровне режима охраны проводимых работ.
На предприятии основные обязанности рабочих, специалистов и администрации по соблюдению конкретных требований режима включены в коллективный договор, контракт, трудовое соглашение и правила трудового распорядка. Это стало возможным благодаря следующим мероприятиям:
Организация специального делопроизводства, порядка хранения, перевозки носителей коммерческой тайны. Введение соответствующей маркировки документов и других носителей закрытых сведений;
Формирование списка лиц, уполномоченных руководителем предприятия (фирмы) классифицировать информацию и объекты, содержащие сведения, составляющие КТ;
Оптимальное ограничение числа лиц, допускаемых к КТ;
Наличие единого порядка доступа и оформления пропусков;
Выполнение требований по обеспечению сохранения КТ при проектировании и размещении специальных помещений; в процессе НИОКР, испытаний и производства изделий, сбыта, рекламы, подписания контрактов, при проведении особо важных совещаний, в ходе использования технических средств обработки, хранения и передачи информации и т.п.;
Организация взаимодействия с государственными органами власти, имеющими полномочия по контролю определенных видов деятельности предприятий и фирм;
Наличие охраны, пропускного и внутри объектового режимов;
Плановость разработки и осуществления мер по защите КТ, систематический контроль за эффективностью принимаемых мер;
Создание системы обучения исполнителей правилам обеспечения сохранности КТ.
При организации защиты коммерческой тайны, имущественных и финансовых ценностей директор ООО «Вела» руководствуется прежде всего экономической целесообразностью. Здесь обязательно учитываются два момента: 1) затраты на обеспечение экономической безопасности должны быть, как правило, меньшими в сравнении с возможным экономическим ущербом и 2) планируемые меры безопасности содействуют, как правило, повышению экономической эффективности предпринимательс
Центральное место в организации обеспечения экономической безопасности ООО «Вела» занимает выбор структуры службы, позволяющей эффективно решать эти вопросы.
ООО «Вела» относится к предприятию с незначительным объемом сведений, составляющих коммерческую тайну, а также товарных и денежных средств, управление обеспечением режима безопасности здесь осуществляется самим руководителем предприятия и по совместительству назначенным его приказом сотрудник, имеющий соответствующий опыт работы. Служба безопасности (СБ) ООО «Вела», подчиняется непосредственно руководителю предприятия и создается его приказом. Она является структурной единицей предприятия, непосредственно участвующей в производственно-коммерческой деятельности. Деятельность СБ осуществляется во взаимодействии со структурными подразделениями предприятия.
Структура и штаты СБ определяются руководителем предприятия и, по мнению руководителя ООО «Вела», должны комплектоваться специалистами основного профиля работы предприятия (работниками сферы розничной торговли), а также специалистами, имеющими практический опыт защиты информации или работы с различными группами людей. Назначение на должность заместителя начальника СБ ООО «Вела» производится только руководителем предприятия.
Вышеназванные и другие требования вносят в Положение о службе безопасности, которое разработано по указанию владельца ООО «Вела». Наиболее оптимальная структура СБ может быть определенная при анализе всех функций обеспечения экономической безопасности и выделении из всего комплекса тех, которые наиболее адекватно соответствуют производственно-коммерческой деятельности ООО «Вела».
Для выполнения этого этапа работ приведем наиболее полный комплект функций, выполняемых с привлечением специалистов предприятия службами экономической безопасности. На ООО «Вела» СБ выполняет следующие функции по защите коммерческой тайны:
Выработка критериев выделения ценной информации, подлежащей защите.
Определение объектов интеллектуальной собственности, подлежащих охране.
Выбор методов защиты (патентование, авторское право, коммерческая тайна).
Разработка для последующего утверждения Перечня (дополнений к перечню) сведений, составляющих КТ.
Установление правил допуска и разработка разрешительной системы доступа к сведениям, составляющим КТ.
Оформление списков лиц (перечней должностей), имеющих право работать с конкретными составляющими коммерческой тайны.
Определение списка должностей (лиц), уполномоченных классифицировать информацию.
Установление правил и процедур классификации, маркировки документов и других носителей информации, а также вывод их из сферы ограниченного доступа (рассекречивание).
Разработка и ввод в действие единого порядка обращения с носителями информации (технологии создания, учет, правила работы, хранение, пересылка, транспортировка, размножение, уничтожение).
Составление плана размещения и учет помещений, в которых после соответствующей аттестации разрешено постоянное или временное хранение носителей КТ, работа с ними, а также проведение закрытых совещаний. Установление единого порядка прохода в эти помещения.
При непосредственном участии руководителей структурных подразделений и специалистов, имеющих доступ к КТ, планирование, осуществление и контроль за реализацией мероприятий при проведении всех видов работ, в которых используется закрытая информация, классифицированные носители.
Информация о работе Расчет показателей экономической эффективности торговой деятельности