Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 10:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать сущность выкладки и размещения товаров в торговом зале розничного магазина, описать принципы выкладки товаров, которые необходимо соблюдать для максимального стимулирования продаж.
Задачи курсовой работы следующие:
1. Изучить теоретические основы мерчердайзинга.
2. Рассмотреть размещение и выкладку товаров, как составляющую деятельности торгового предприятия.
3. Проанализировать эффективность размещения и выкладки товара в супермаркетах "Апельсин"

Файлы: 1 файл

Размещение и выкладка товаров в торговом зале.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

-расположение выставленных  товаров в торговых точках;

-оформление необходимых  ценников;

-маркировка, упаковка  товара;

-наличие рекламационного  материала.

В случае, если речь пойдет о собственных местах продаж, к визуальному мерчендайзингу добавятся: выбор расположения торгового места (магазина); дизайн помещений; оформление вывесок; оформление витрин и наличие другой наружной рекламы; расстановка групп товаров внутри магазина; преобразование внешнего вида прилегающей территории; форма поведения, обслуживания и внешнего вида сотрудников.

Чаще всего встречаются места продаж, которые включают в себя товары множества производителей, например развитые сети самообслуживания, в связи с этим мерчендайзинг часто носит визитный характер. Но если оставить этот вопрос совсем без внимания и недооценить роль мерчендайзинга, т.е. полностью доверить магазин работе продавцов, то в лучшем случае товар на вашем прилавке будет просто присутствовать, а вот на грамотное его расположение надеяться уже не приходится. Конечно, это зависит также от статуса магазина и условий, на которых вы как поставщик вошли в сеть.

В любом случае необходим  комплекс мер, направленных на управление выкладкой товара, чтобы создать  благоприятное впечатление от продукции, выделить ее среди товаров других производителей.

 

2. МАРКЕТИНГОВАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ.

2.1. Характеристика торговой деятельности супермаркета "Апельсин"

ООО "Апельсин" является крупным предприятием осуществляющим розничную торговлю.

Компания представляет собой:

-сеть супермаркетов самообслуживания с широким ассортиментом продуктов питания и сопутствующих товаров в г. Орле;

-ориентирована на покупателя  со средним уровнем достатка, при этом предлагает ассортимент  для покупателей с любым уровнем  дохода;

-работает в формате "у дома".

На сегодняшний день, сеть универсамов 24 часа "Апельсин", это:

-29 универсамов, работающих с 9.00 до 21.00 в различных районах г.Орла и Орловской области.

-более 44 000 покупателей ежедневно, 2 миллиона покупателей в год.

На начало 2012 года сеть "Апельсин" входит в пятерку крупнейших розничных продовольственных сетей г.Орла и Орловской области по среднегодовому обороту. Успехи развития сетевых универсамов "Апельсин", прежде всего связаны с:

-Расположением универсамов. Универсамы сети "Апельсин" расположены в наиболее проходных местах, что обеспечивает постоянный поток наших покупателей.

-Ассортиментной политикой. Ассортиментная  матрица, в зависимости от формата  магазина, составляет от 2000 до 6000 наименований  товара;

-Ценовой политикой. Политика  ценообразования обеспечивает соответствие  розничных цен минимальным ценам по выделенному кругу конкурентов;

-Качеством и полнотой представленного  товара и качеством обслуживания.

Форма собственности: частная собственность. Организационно – правовая форма:общество с ограниченной ответственностью.

Организационная структура супермаркетов "Апельсин" представлена в приложении 2.

В составе персонала магазинов "Апельсин" выделяют три категории работников: а) персонал управления; б) торгово-оперативный персонал; в) вспомогательный персонал. Деление персонала по категориям работников представляет собой общую форму функционального разделения их труда.

В составе персонала управления выделяются должности руководителей (менеджеров), специалистов и т.п. В  составе торгово-оперативного персонала  выделяются профессии продавцов, кассиров, контролеров-кассиров и т.п. В составе вспомогательного персонала - профессии фасовщиков, грузчиков, уборщиков и т.п. В составе должностей специалистов выделяют экономистов, финансистов, товароведов, бухгалтеров и т.п.

Директор супермаркета - вышестоящий руководитель, который отвечает за все аспекты управления магазином и за обеспечение его прибыльности. Создает общую атмосферу в магазине, рабочий настрой, определяет культуру работы и общения для достижения успеха в обслуживании клиентов, выполнении рабочих операций, получении прибыли, воспитании и развитии работников.

Заместитель директора магазина руководит всеми работами, связанными с движением товаров, материально-техническим обеспечением магазина, контролем за расходами, недопущением дефицита товаров, и выполняет функции поддержки продаж для значительной доли товаров в магазине. Принимает на себя обязанности директора магазина в случае его отсутствия.

Основными направлениями хозяйственной  деятельности компании на рынке розничной  торговли продуктами питания являются: сохранение роли одного из крупнейших предприятий розничных продовольственных сетей.

Политика компании состоит в  том, чтобы предложить покупателю быстрое  и достойное обслуживание, надежный выбор качественных товаров по самым приемлемым ценам, создать приятную атмосферу для покупок, сэкономить время и силы клиента предоставлением возможно полного спектра товаров и услуг под одной крышей.

Стратегией компании – является поиск оптимальных путей для  того, чтобы предложить потребителям продукцию самого высокого качества. Организация постоянно увеличивает ассортимент предлагаемой продукции и стремиться развивать маркетинговую составляющую бизнеса.

Основными конкурентами сети супермаркетов «Апельсин» являются: "Сберегайка", "Пятерочка", "МАН", "Магнит» и др.

Рассматриваемая организация является коммерческой. Предприятие самостоятельно заключает договоры с потребителями  продукции, а также заключает  договоры и ведет расчеты с  поставщиками нужных производственных ресурсов.

Первый магазин "Апельсин" в малом формате был открыт 17 декабря 2008. В первую очередь малый формат отличается от формата "магазин у дома" размером площади. Стандартный размер площади универсама "Апельсин" составляет 300-700 кв.м.

Исследуемая организация  действует в рамках стратегии организационного развития и, в частности, стратегии умеренного роста.

2.2. Размещение и выкладка товаров в торговом зале супермаркета "Апельсин"

Торговая сеть, учитывающая  в своей деятельности комплексные  потребительские запросы самой  широкой аудитории, оперирует магазинами в самом эффективном формате современной розницы - магазинами самообслуживания. В каждом магазине сети созданы все необходимые условия для комфортной покупки - просторные залы, удобное торговое оборудование, удобная выкладка товара. Система самообслуживания наряду с квалифицированным консультированием и полной предпродажной подготовкой товара позволяет покупателям значительно экономить их время.

Постоянные специальные предложения  и рекламные акции, проходящие на регулярной основе, привлекают в магазины сети новых клиентов и укрепляют лояльность постоянных покупателей.

В супермаркетах самообслуживания "Апельсин" товары и торговое оборудование размещаются таким образом, чтобы направить покупателей по часовой стрелке: проход за проходом по всему магазину. Основные продукты питания: чай, кофе, хлеб, мясо, сахар, яйца, которые приносят магазину небольшой или средний доход, размещаются отдельно, в задней части магазина.

В поисках этих продуктов покупатель проходит по всему магазину, обозревая товары, в изобилии размещенные по левую и правую стороны от него. При этом покупателя подвергают искушению товарами с более высокой разницей между себестоимостью и продажной ценой. Таким образом, стимулируются максимальные объемы продаж и доходов.

Товары "быстрой проходимости" и с низкими расценками размещают  выше и в узких проходах, чтобы  их можно было взять как слева, так и справа. Максимальному увеличению объемов продаж способствует размещение товаров на полках на уровне глаз.

В супермаркетах "Апельсин" ставят в конце коридоров корзины, в которых размещаются консервные банки с вмятинами и продукты с истекшими сроками хранения. Как правило, эти товары быстро распродаются. Нередко цены на подобные товары ниже аналогичных полноценных товаров.

Товары в супермаркете "Апельсин" группируются по секциям (комплексам). Их специализация строиться по товарно-отраслевому принципу: секция - напитки, секция - хлебобулочные изделия и т.п. (См. Приложение 3.)

Определение места расположения секций - это прежде всего продуманная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, расположения вспомогательных помещений, характера покупательского спроса.

Закрепление за секциями зон размещения в торговом зале проводится с учетом следующих основных требований:

-зона товарных групп, которые  подготавливаются к продаже в  магазине, должна примыкать непосредственно  к помещениям, где производиться  подготовка к продаже;

-зона товарных групп, требующих  длительного ознакомления с ними  покупателей, размещается в глубине торгового зала;

-затраты труда торгового персонала,  связанные с пополнением и  перемещением товаров в торговом  зале, являются минимальными;

-к товарам обеспечен свободный  доступ покупателей;

-соблюдение принципа товарного  соседства с учетом специфических особенностей каждой товарной группы;

-последовательность расположения  секций сохраняется неизменной. Так как покупатели привыкают  к местам расположения товаров,  им не приходится затрачивать  время на поиски нужной секции.

В торговых залах супермаркетов самообслуживания "Апельсин" применяются следующие приемы выкладки товаров: навалом; штабелем; стопками, расположенными в ряд.

Наиболее распространённый и применяемый прием - выкладка товаров  навалом. Как показывает практика, покупатели неохотно отбирают товары, выложенные в пирамидах или стопками, и смелее берут товары, расположенные навалом. Это удобно и для продавцов, которым не надо постоянно поправлять товары, уложенные стопками или пирамидами. (См. приложение 4.)

В супермаркетах "Апельсин" используют горизонтальный способ выкладки. (См. Приложение 5.)

Так же широко применяется  комбинированный способ выкладки, сочетающий горизонтальный и вертикальный способы  выкладки товаров. Он позволяет наиболее эффективно использовать площадь выкладки на оборудовании и размещать больше товаров в торговом зале. (См. Приложение 6.)

В супермаркетах "Апельсин" товары на оборудовании размещены таким образом, чтобы его демонстрационная площадь была использована полностью и товары занимали максимум пространства между полками.

Размещая товары в  зале и выкладывая их на торговом оборудовании, учитываются методы их продажи, конфигурация торгового зала и т.д. Большое  значение при этом имеют особенности  отдельных товаров, их упаковка.

Гастрономические изделия  выкладывают в охлаждаемых витринах различными способами:

Колбасу и копчености - в несколько рядов, при этом изделие  разрезают и кладут срезом в сторону  покупателя; Фасованные колбасные изделия  и мясокопчености, упакованные в  целлофановую пленку или пергаментную бумагу, раскладывают по видам и сортам.

Фасованные сыры, масло  животное, маргарин и жиры выкладывают  стопками или в несколько рядов  по массе фасовки, видам, цене. Бутылки  и пакеты с молоком и другими  молочными продуктами, расфасованную  сметану и творог выставляют на открытых холодильных прилавках рядами.

Фасованное мясо и  мясопродукты выкладывают в охлаждаемых  прилавках-витринах по видам и сортовым отрубам на эмалированных поддонах, а нефасованные мясо и мясопродукты - кусками на поддонах по видам и  сортам.

Мороженую рыбу выкладывают в низкотемпературных прилавках и витринах, охлажденную - в охлаждаемых прилавках-витринах. Скоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают в охлаждаемом оборудовании.

Выкладка гастрономических изделий в супермаркетах "Апельсин" представлена в приложении

Расфасованные бакалейные товары и нескоропортящиеся кондитерские изделия выкладывают на полках пристенных и островных горок по наименованиям. В зависимости от вида фасовки  их укладывают рядами или стопками. Для размещения в торговом зале расфасованных овощей и картофеля применяют тару-оборудование.

Хлеб и хлебобулочные  изделия выкладывают рядами на полках пристенных или островных горок  или используют для этих целей  тару-оборудование с защитным экраном, наличие которого необходимо для обеспечения санитарных требований. Для размещения хлеба и хлебобулочных изделий могут применяться шкафы, изготовленные из модульных элементов.

Действие принципа сверхизобилия, вернее - возможности его реализации в супермаркетах "Апельсин", также ведет к увеличению объемов продаж. Покупатели охотнее покупают товары в магазинах, битком набитых продуктами.

Информация о работе Размещение и выкладка товаров в торговом зале