Разработка ценовой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:03, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка ценообразование представляет из себя весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты ценовой политики предприятия 5
1.1 Понятие и сущность цены 5
1.2 Ценовая политика предприятия 8
1.3 Методы ценообразования розничного предприятия 11
2 Анализ и оценка ценовой политики на примере супермаркета «Сфера-Маркет» 15
2.1 Анализ коммерческой деятельности супермаркета «Сфера-Маркет» 15
2.2 Анализ ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет» 20
3 Совершенствование ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет» 25
Заключение 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

Куросвая работа_4 курс_разработка ценовой политики предприятия - копия.docx

— 85.30 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1 Теоретические аспекты  ценовой политики предприятия 5

1.1 Понятие и сущность  цены 5

1.2 Ценовая политика предприятия 8

1.3 Методы ценообразования  розничного предприятия 11

2 Анализ и оценка ценовой  политики на примере супермаркета  «Сфера-Маркет» 15

2.1 Анализ коммерческой  деятельности супермаркета «Сфера-Маркет» 15

2.2 Анализ ценовой политики  супермаркета «Сфера-Маркет» 20

3 Совершенствование ценовой  политики супермаркета     «Сфера-Маркет» 25

Заключение 31

Список использованных источников 33

 

 

Введение

 

В условиях рынка ценообразование  представляет из себя весьма сложный  процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления  в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые  и уже выпускаемые изделия, оказываемые  услуги с целью увеличения объемов  реализации, товарооборота, повышения  эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Выбранная ценовая  политика оказывает многоплановое  воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать  на товары такие цены, так варьировать  ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально  возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические  задачи.

Сейчас уже сложно найти  компании, недооценивающей преимущества грамотного ценообразования; большинство  компаний уже давно отошло от практики использования исключительно затратных  методов и пользуется всем арсеналом  стратегических методов ценообразования.

Успех розничного торгового  предприятия определяют следующие  составляющие: научно обоснованная ценовая  стратегия; разумная ценовая тактика  и правильная методика установления цен. Цена и ценовая политика для  предприятия – второй после товара существенный элемент маркетинговой  деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное  внимание со стороны руководства  любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать  свою деятельность на рынке, так как  любой ложный или недостаточно продуманный  шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности.

Ценовая политика предприятия  используется для достижения следующих  целей:

- максимизация рентабельности  продаж, то есть отношения прибыли  (в процентах) к общей величине  выручки от продаж;

- максимизации рентабельности  чистого собственного капитала  предприятия (то есть отношения  прибыли к общей сумме активов  по балансу за вычетом всех  обязательств);

- максимизации рентабельности  всех активов предприятия (то  есть отношения прибыли к общей  сумме бухгалтерских активов,  сформированных за счет как  собственных, так и заемных  средств);

- достижение наиболее  высоких темпов роста продаж.

Целью настоящей работы является анализ процесса формирования ценовой  политики предприятия на примере  предприятия «Сфера-Маркет».

Для достижения этой цели в  работе решаются следующие задачи:

  • дать понятие и определить сущность цены;
  • рассмотреть ценовую политику предприятия;
  • изучить методы ценообразования предприятия;
  • провести анализ коммерческой деятельности супермаркета «Сфера-Маркет»;
  • проанализировать ценовую политику супермаркета «Сфера-Маркет»;
  • предложить пути совершенствование ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет».

Объект исследования –  супермаркет «Сфера-Маркет» г. Владивостока. Предмет исследования – ценовая политика супермаркета.

Для написания работы были использованы разнообразные литературные источники, такие, как: журналы, газеты, учебники, сборники научных трудов, федеральные законы и постановления  правительства, а также электронные  ресурсы сети Интернет.

 

 

1 Теоретические  аспекты ценовой политики предприятия

1.1 Понятие и  сущность цены

 

Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуры  товарного рынка.

В рыночной системе хозяйствования цена играет главную структурооопределяющую роль, выступает основным звеном системы  рыночного саморегулирования и  характеризуется следующими моментами [1]:

1. Формирование конечного  уровня цены происходит не  в сфере производства, а в сфере  реализации продукции, то есть  на рынке, цена всегда является  рыночной величиной.

2. Цены на продукцию,  товары, услуги определяются собственниками, субъектами хозяйствования, в результате  этого нет отчуждения товаропроизводителей  от результатов труда.

3. Цены выявляют диспропорции  между предложением (производством)  и спросом (потреблением) и мгновенно  реагируют – включается механизм  рыночного ценообразования, поэтому  цена служит равновесной величиной,  балансирующей спрос и предложение.

4. Цена несет в себе  свойство конкурентности, выступая  инструментом конкурентной борьбы, перераспределения ресурсов, перелива  капиталов.

5. Роль государства в  ценообразовании ограничена –  оно определяет общие правила  формирования цен, а фиксирует  или регулирует цены только  на ограниченный круг продукции,  товаров, сырья, услуг, имеющих  значение для обеспечения и  поддержания жизненного уровня  населения.

В современной экономической  теории чаще всего рассматривают  цену как результат функционального  взаимодействия ценообразующих факторов, действующих в совокупности и  неразрывном единстве [8].

Определение «цена» является широко употребляемым, и его значение представляется очевидным и понятным. В справочной, а также в специальной экономической литературе даются определения этого понятия. Ожегов С.И. характеризовал цену как денежное выражение стоимости товара [13].

Согласно экономической  теории, цена – денежное выражение  стоимости единицы товара, проявление закона стоимости [9]. Цена должна соответствовать  величине общественно необходимых  затрат труда, вложенных в производство товара, затрат, определяемых общественно  необходимым рабочим временем на изготовление единицы товара.

Цена определяет структуру  и объём производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы  и наконец, уровень жизни общества [6].

Мы рассмотрели понятие  цены, формулировку которого дают различные  авторы словарей и учебников и  сделали обобщение, что цена –  это денежное выражение единицы  произведенной продукции (работ, услуг) и важнейший показатель, предопределяющий размер прибыли торгового предприятия.

Цена имеет три основные функции: измерительная; регулирующая; стимулирующая.

Первичной функцией цены следует  считать измерительную. Благодаря  цене удаётся измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег  покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы  товара и умножая её на количество продаваемых продавцом и приобретаемых  покупателем единиц, несложно установить величину денежного платежа за товары и услуги [15].

Цену можно использовать в качестве инструмента регулирования  экономических процессов. Так, в  рыночной экономике цены – это  основной инструмент уравновешивания  спроса и предложения, увязывающий  денежный запрос производителя или  продавца товаров на их оплату с  ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования  и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, т.е. самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения.

Как в рыночной, так и  в нерыночной экономике цены выполняют  стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в  повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого  влияния пролегает через желание  производителя увеличивать доход  и прибыль, которые непосредственно  связаны с ценами на продукцию, товары и услуги, т.е. производитель стремится  повысить и выпуск товара, и качество, и цену.

В зависимости от сфер торговли цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы [15].

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется  крупными партиями, в условиях оптовой  торговли. Система оптовых цен  применяется в торгово-сбытовых операциях между организациями, а также при реализации продукции  через специализированные супермаркеты и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.

Закупочные цены – это  цены государственных закупок продукции  у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени  продолжают быть распространенными  государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов  Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов. Однако в  принципе термин «закупочные цены»  может трактоваться гораздо более  широко, применительно ко всем видам  государственных закупок.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых не создается продукт в его материально-вещественной форме, но изменяется качество имеющегося продукта. Специфичность услуг как вида деятельности накладывает отпечаток на формирование цен на услуги, именуемых тарифами (расценками). Типичными примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за телефон, за пользование радио и телевидением.

В зависимости от степени  участия государства в регулировании  цен могут применяться следующие  виды: фиксированные, регулируемые, свободные, договорные.

Фиксированные цены – это  твёрдые, установленные государством цены, уровень которых определён  в прейскурантах. Предприятие при  планировании цен не вправе их изменять. Регулируемые цены – это цены, на которые государство устанавливает максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятия не имеют права. Свободные цены – это цены, уровень которых предприятие устанавливает самостоятельно, исходя из собственных соображений и спроса на продукцию. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.

Договорные цены – это  цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи  соглашением, документально зафиксированным  контрактом между продавцами и покупателями.

Существует и ряд других видов цен, выделяемых по самым разнообразным  признакам.

1.2 Ценовая политика  предприятия

 

Ценовая политика предприятия - это исключительно важный инструмент фирмы- товаропроизводителя, однако его  использование сопряжено с риском, поскольку при неумелом обращении  с ним могут быть получены самые  непредсказуемые и отрицательные  по своим экономическим последствиям результаты. И уж совершено недопустимо  для фирмы отсутствие ценовой  политики как таковой [4].

Под ценовой политикой  предприятия понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать  ценами для достижения конечного  генеральных целей фирмы и  решения соответствующих маркетинговых  задач. Иначе говоря, ценовая политика в маркетинге - это установление определенных цен и способов маневрирования ими в зависимости от положения  на рынке, которое позволяет овладеть заданной долей рынка, получить рассчитанную прибыль, а также решить другие стратегические и оперативные задачи.

Сущность ценовой политики предприятия заключается в создании и поддержании оптимального уровня и структуры цены, в изменении  их во времени по товарам и рынкам с целью достижения максимально  возможного успеха в той или иной рыночной ситуации. Ценовая политика является в целом элементом общей  маркетинговой политики предприятия [2].

Примером ценовой политики предприятия является поддержание  цен ниже, чем у конкурентов, для  обеспечения ускоренного темпа  продаж и завоевать дополнительную долю рынка.

Информация о работе Разработка ценовой политики предприятия