Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:03, курсовая работа
В условиях рынка ценообразование представляет из себя весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы.
Введение 3
1 Теоретические аспекты ценовой политики предприятия 5
1.1 Понятие и сущность цены 5
1.2 Ценовая политика предприятия 8
1.3 Методы ценообразования розничного предприятия 11
2 Анализ и оценка ценовой политики на примере супермаркета «Сфера-Маркет» 15
2.1 Анализ коммерческой деятельности супермаркета «Сфера-Маркет» 15
2.2 Анализ ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет» 20
3 Совершенствование ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет» 25
Заключение 31
Список использованных источников 33
Содержание
Введение 3
1 Теоретические аспекты ценовой политики предприятия 5
1.1 Понятие и сущность цены 5
1.2 Ценовая политика предприятия 8
1.3 Методы ценообразования розничного предприятия 11
2 Анализ и оценка ценовой
политики на примере
2.1 Анализ коммерческой
деятельности супермаркета «
2.2 Анализ ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет» 20
3 Совершенствование ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет» 25
Заключение 31
Список использованных источников 33
Введение
В условиях рынка ценообразование представляет из себя весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается в том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.
Сейчас уже сложно найти
компании, недооценивающей преимущества
грамотного ценообразования; большинство
компаний уже давно отошло от практики
использования исключительно
Успех розничного торгового предприятия определяют следующие составляющие: научно обоснованная ценовая стратегия; разумная ценовая тактика и правильная методика установления цен. Цена и ценовая политика для предприятия – второй после товара существенный элемент маркетинговой деятельности. Именно поэтому разработке ценовой стратегии и цен должно уделяться самое пристальное внимание со стороны руководства любого предприятия, желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность на рынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленно отражается на динамике продаж и рентабельности.
Ценовая политика предприятия используется для достижения следующих целей:
- максимизация рентабельности
продаж, то есть отношения прибыли
(в процентах) к общей
- максимизации рентабельности
чистого собственного капитала
предприятия (то есть
- максимизации рентабельности
всех активов предприятия (то
есть отношения прибыли к
- достижение наиболее высоких темпов роста продаж.
Целью настоящей работы является анализ процесса формирования ценовой политики предприятия на примере предприятия «Сфера-Маркет».
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
Объект исследования – супермаркет «Сфера-Маркет» г. Владивостока. Предмет исследования – ценовая политика супермаркета.
Для написания работы были использованы разнообразные литературные источники, такие, как: журналы, газеты, учебники, сборники научных трудов, федеральные законы и постановления правительства, а также электронные ресурсы сети Интернет.
1 Теоретические
аспекты ценовой политики
1.1 Понятие и сущность цены
Цена является одним из элементов управления рыночным механизмом хозяйствования и отражает закономерности развития экономики и конъюнктуры товарного рынка.
В рыночной системе хозяйствования цена играет главную структурооопределяющую роль, выступает основным звеном системы рыночного саморегулирования и характеризуется следующими моментами [1]:
1. Формирование конечного
уровня цены происходит не
в сфере производства, а в сфере
реализации продукции, то есть
на рынке, цена всегда
2. Цены на продукцию,
товары, услуги определяются
3. Цены выявляют диспропорции
между предложением (производством)
и спросом (потреблением) и мгновенно
реагируют – включается
4. Цена несет в себе
свойство конкурентности, выступая
инструментом конкурентной
5. Роль государства в
ценообразовании ограничена –
оно определяет общие правила
формирования цен, а фиксирует
или регулирует цены только
на ограниченный круг
В современной экономической теории чаще всего рассматривают цену как результат функционального взаимодействия ценообразующих факторов, действующих в совокупности и неразрывном единстве [8].
Определение «цена» является широко употребляемым, и его значение представляется очевидным и понятным. В справочной, а также в специальной экономической литературе даются определения этого понятия. Ожегов С.И. характеризовал цену как денежное выражение стоимости товара [13].
Согласно экономической теории, цена – денежное выражение стоимости единицы товара, проявление закона стоимости [9]. Цена должна соответствовать величине общественно необходимых затрат труда, вложенных в производство товара, затрат, определяемых общественно необходимым рабочим временем на изготовление единицы товара.
Цена определяет структуру и объём производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы и наконец, уровень жизни общества [6].
Мы рассмотрели понятие цены, формулировку которого дают различные авторы словарей и учебников и сделали обобщение, что цена – это денежное выражение единицы произведенной продукции (работ, услуг) и важнейший показатель, предопределяющий размер прибыли торгового предприятия.
Цена имеет три основные функции: измерительная; регулирующая; стимулирующая.
Первичной функцией цены следует
считать измерительную. Благодаря
цене удаётся измерить, определить
стоимость товара, иначе говоря,
определить, какое количество денег
покупатель должен заплатить, а продавец
получить за проданный товар. Зная цену
весовой, объемной, штучной единицы
товара и умножая её на количество
продаваемых продавцом и
Цену можно использовать в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены – это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, т.е. самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения.
Как в рыночной, так и
в нерыночной экономике цены выполняют
стимулирующую функцию, влияя на
заинтересованность производителей в
повышении объемов производства
и качества продукции во имя увеличения
выручки от продажи. Механизм этого
влияния пролегает через
В зависимости от сфер торговли цены делятся на оптовые, розничные, закупочные и тарифы [15].
Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях оптовой торговли. Система оптовых цен применяется в торгово-сбытовых операциях между организациями, а также при реализации продукции через специализированные супермаркеты и сбытовые конторы оптовой торговли, на товарных биржах и в любых других торговых организациях, продающих товары оптом, в значительном количестве.
Закупочные цены – это
цены государственных закупок
Определенной спецификой
обладают цены на услуги, представляющие
виды деятельности, при которых не
создается продукт в его
В зависимости от степени
участия государства в
Фиксированные цены – это твёрдые, установленные государством цены, уровень которых определён в прейскурантах. Предприятие при планировании цен не вправе их изменять. Регулируемые цены – это цены, на которые государство устанавливает максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятия не имеют права. Свободные цены – это цены, уровень которых предприятие устанавливает самостоятельно, исходя из собственных соображений и спроса на продукцию. Переход от фиксированных государственных цен к свободным, рыночным ценам называют либерализацией цен.
Договорные цены – это цены, величина которых определена предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями.
Существует и ряд других видов цен, выделяемых по самым разнообразным признакам.
1.2 Ценовая политика предприятия
Ценовая политика предприятия
- это исключительно важный инструмент
фирмы- товаропроизводителя, однако его
использование сопряжено с
Под ценовой политикой
предприятия понимают систему представлений,
концептуальных положений о том,
какие принципы должны составлять основу
ценовой политики и как маневрировать
ценами для достижения конечного
генеральных целей фирмы и
решения соответствующих
Сущность ценовой политики
предприятия заключается в
Примером ценовой политики предприятия является поддержание цен ниже, чем у конкурентов, для обеспечения ускоренного темпа продаж и завоевать дополнительную долю рынка.