Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 15:03, курсовая работа
В условиях рынка ценообразование представляет из себя весьма сложный процесс, подверженный влиянию многих факторов. Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения эффективности производства и укрепления рыночных позиций фирмы обеспечивается на основе маркетинга. Выбранная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на функционирование фирмы.
Введение 3
1 Теоретические аспекты ценовой политики предприятия 5
1.1 Понятие и сущность цены 5
1.2 Ценовая политика предприятия 8
1.3 Методы ценообразования розничного предприятия 11
2 Анализ и оценка ценовой политики на примере супермаркета «Сфера-Маркет» 15
2.1 Анализ коммерческой деятельности супермаркета «Сфера-Маркет» 15
2.2 Анализ ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет» 20
3 Совершенствование ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет» 25
Заключение 31
Список использованных источников 33
Цена единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении затрат разными способами дана в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Определение цены с учетом способа распределения постоянных затрат, руб.
Себестоимость единицы |
Прибыль на единицу |
Цена единицы | |||||||
А |
Б |
В |
А |
Б |
В |
А |
Б |
В | |
По способу 4 .1 |
28,3 |
30,4 |
97,2 |
4,2 |
4,6 |
14,6 |
32,5 |
35,0 |
111,8 |
По способу 4.2 |
35,5 |
36,8 |
56,8 |
5,3 |
5,5 |
8,5 |
40,8 |
42,3 |
65,3 |
По способу 4.3 |
33,5 |
35,0 |
68,3 |
5,0 |
5,3 |
10,2 |
38,5 |
40,3 |
78,5 |
Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос и т.д.).
Методика расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования для супермаркета «Сфера-Маркет» относят:
1) снижение ценовой конкуренции.
Этим методом пользуется
2) равенство покупателей
и продавцов. При высоком
Определение цены методом прямых затрат в супермаркете «Сфера-Маркет» на примере рассматривается в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Определения цены продукции методом прямых затрат
Предполагаемая цена единицы продукции, р. |
36,00 |
32,00 |
30,00 |
28,00 |
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых), р. |
8,58 |
8,46 |
8,40 |
8,34 |
«Маржинальная» прибыль на единицу продукции, р. |
9,42 |
7,54 |
6,60 |
5,66 |
Ожидаемый объем продаж, кг |
400 |
600 |
800 |
900 |
Суммарная «маржинальная» прибыль, тыс.р. |
3768 |
4524 |
5280 |
5094 |
Постоянные затраты, тыс.р. |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Реализованная прибыль, тыс.р. |
768 |
1524 |
2280 |
2094 |
Из данного расчета видно, что наибольшую прибыль супермаркет «Сфера-Маркет» получит при продаже 800 кг крупы по цене 30 руб.
Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное сочетание объемов реализации, цен реализации и расходов по реализации продукции. Однако он может быть с уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются неиспользованные резервы и когда все постоянные расходы возмещаются в ценах, установленных из текущего объема реализации.
Таким образом, если заранее определить величину прибыли, которую необходимо получить в целом от продажи данного товара, можно легко и без ущерба для финансовой деятельности супермаркета «Сфера-Маркет» контролировать величину снижения цен.
В данном случае при расчете цены супермаркет «Сфера-Маркет» использует метод надбавки к цене. Данный метод предполагает умножение цены приобретения товара на повышающий коэффициент по формуле:
Р s
= Рр
х (1 + т),
где Ps — цена продажи;
Рр — цена приобретения;
т — повышающий коэффициент (торговая надбавка), %.
Процент наценки на основе цены реализации легко пересчитывается в процент наценки на основе цены приобретения товара.
Выражение коэффициента повышения цены от цены продажи через коэффициент повышения цены от себестоимости называется восстановлением себестоимости. И наоборот, выражение коэффициента повышения цены от себестоимости через коэффициент повышения цены от цены продажи называется восстановлением цены продажи.
Рассмотрим использование данного метода в супермаркете «Сфера-Маркет». Издержки обращения единицы товара равна 62 руб. Сумма наценки — 29 руб. Процент наценки на себестоимость составляет: 29 руб. / 62 руб. х 100 = 46,8%. То же на основе цены реализации: 29 руб. / (62 руб. + 29 руб.) х 100 = 31,9%.
Выше перечисленные методы определения цен базируются на суммировании издержек супермаркета «Сфера-Маркет». В связи с этим представляет важность анализа структуры издержек обращения торговой фирмы.
Предприятия, занимающиеся производственной деятельностью, определяют издержки производства, а предприятия осуществляющие сбытовую, снабженческую, торгово-посредническую деятельность издержки обращения. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.
Рассмотрим состав и структуру издержек обращения по данным за 2008-2010 гг., которые представлены в таблице 2.10.
Таблица 2.10 – Состав издержек обращения Супермаркет «Сфера-Маркет»
Статьи затрат |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||||
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс.р. |
Уд. вес, % | |||
Амортизация основных средств |
395,82 |
6,5 |
349,23 |
5,3 |
510,59 |
7,1 | ||
Аренда помещений, земли |
109,61 |
1,8 |
131,79 |
2,0 |
180,95 |
2,5 | ||
Заработная плата с |
359,28 |
5,9 |
362,41 |
5,5 |
371,87 |
5,2 | ||
Канцтовары, расходные материалы |
170,51 |
2,8 |
144,96 |
2,2 |
173,16 |
2,4 | ||
Консультационные, нотариальные, коммунальные услуги, услуги связи |
304,48 |
5,0 |
316,29 |
4,8 |
378,78 |
5,2 | ||
Охрана |
121,79 |
2,0 |
138,38 |
2,1 |
171,49 |
2,4 | ||
Прочие |
97,43 |
1,6 |
79,07 |
1,2 |
117,47 |
1,6 | ||
Расходы буд.периодов |
24,36 |
0,4 |
13,18 |
0,2 |
18,68 |
0,2 | ||
РСМ |
1272,72 |
20,9 |
1219,02 |
18,5 |
1271,20 |
17,7 | ||
Транспортные услуги, погрузка |
1875,58 |
30,8 |
2438,04 |
34,0 |
1665,87 |
37,1 | ||
Э/энергия, т/энергия, отопление |
1357,97 |
22,3 |
1588,02 |
24,1 |
1335,64 |
18,6 | ||
Итого |
6089,55 |
100,0 |
6589,30 |
100,0 |
5189,74 |
100,0 |
Анализ структуры издержек обращения показывает, что торговая деятельность супермаркета «Сфера-Маркет» не является трудоемкой, поскольку затраты на оплату труда вместе с отчислениями на социальные нужды составляют более 5% издержек обращения.
На основании данных таблицы 2.10 можно отметить, что наибольшую долю в издержках обращения супермаркета «Сфера-Маркет» составляют транспортные услуги (30-37%), что объясняется количеством арендуемых транспортных средств фирмы для перевозки продовольственной продукции. Также значительны расходы на отопление зданий и складов, затраты на электро- и теплоэнергию.
3 Совершенствование ценовой политики супермаркета «Сфера-Маркет»
Из предыдущего анализа ценовой политики предприятия можно выделить следующие выводы:
1. Проблема снижения издержек
обращения. Эта проблема в
Часто, в подходе к управлению
издержками самой распространенной
является устаревшая точка зрения,
согласно которой издержки должны быть
снижены любой ценой до самого
низкого, ниже минимально допустимого
их уровня. В последнее время все
большее и большее
Процесс управления издержками обращения супермаркета «Сфера-Маркет» включает:
1) организацию информационного
обеспечения в соответствии с
содержанием, составом и
2) оценку способностей
формирования затрат в прошлом
и плановом периоде, т. е.
оценку условий
3) полный анализ издержек обращения в динамике и за текущий период;
4) прогнозирование размера
и уровня затрат различными
методами при разных объемах
товарооборота и прибыли и
с учетом имеющихся
5) планирование максимально
и минимально допустимых
6) нормирование затрат в разрезе статей издержек;
7) контроль и оперативное
управление издержками
8) совершенствование учета издержек обращения;
9) поиск резервов снижения и введения их в действие.
К основным резервам экономии издержек обращения в супермаркет «Сфера-Маркет» следует отнести:
1) рост товарооборота,
равномерное и ритмичное
2) эффективное использование
материально-технической базы
3) внедрение прогрессивных форм обслуживания;
4) сокращение звенности
товародвижения, простоя транспорта,
большую механизацию
5) сокращение и ликвидацию потерь продукции и потерь по таре;
6) ускорение оборачиваемости товаров;
7) усиление контроля за
расходами в разрезе отдельных
статей с целью выявления
8) разукрупнение статей,
введение сплошного или
Основными рекомендациями, которые могут быть взяты на вооружение для борьбы, направленной на снижение издержек обращения в супермаркете «Сфера-Маркет» является: во-первых, внедрение процесса управления издержками (составляющие данного процесса описаны выше) и использование резервов экономии издержек обращения. В дополнение к этому необходимо наладить надлежащий учет и систему нормирования реализации и издержек продукции с целью ужесточения ответственности конкретных лиц за нерациональное использование потребляемых ресурсов.
Поэтому целесообразным считается, что предприятие должно уделять внимание следующей группе факторов:
- повышение технического уровня торгово-технологического процесса;
- - уменьшение размера амортизационных отчислений, приходящихся на рубль товарооборота - сокращение административно-управленческих расходов;
- ликвидация непроизводительных расходов и потерь;
- снижение энергоемкости торгово-технологического процесса с целью снижения величины расходов по электроэнергии и т.д.
Чтобы уменьшить расходы следует в супермаркете установить водомер, заменить лампы накаливания на люминесцентное освещение, изменить схему включения светильников в торговом зале.
Можно сказать, что экономия издержек обращения сама по себе не является самоцелью в условиях формирования рыночной экономики. Она должна осуществляться без ущерба качеству торгового обслуживания. Поэтому, совокупность мероприятий, предлагаемых в данной дипломной работе, направленных на сокращение издержек эффективности работы, сможет не только снизить издержки, но и оптимизировать их структуру, улучшить результаты хозяйственной деятельности предприятия.