Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 11:07, курсовая работа
Цель данной работы состоит в оценке состояния маркетинговой деятельности предприятия и разработке рекомендаций по ее эффективности.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
раскрытие теоретических основ маркетинговой деятельности предприятий;
анализ маркетинговой среды предприятия;
анализ состояния маркетинговой деятельности;
разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Введение.........................................................................................................3
1. Теоретическое понятие и анализ маркетинговой стратегии.................5
1.1 Принципы разработки и виды стратегий..............................................5
1.2 Конфронтационные стратегии...............................................................8
1.3 Программа маркетинга………………………………………………12
2. Методы формирования и планирования маркетинговой стратегии…………………………………………………………………...20
2.1 Методы маркетинговой стратегии…………………………………...20
2.2 Стратегическое направление предпринимательской деятельности.................................................................................................23
2.3 Стратегическое планирование и внутрифирменное управление…26
3. Разработка стратегии и программы маркетинга на предприятии…..30
3.1 Общая характеристика организации………………………………...30
3.2 Анализ маркетинговой стратегии организации..................................35
3.3 Развитие и совершенствование маркетинговой стратегии................43
Заключение..................................................................................................53
Список литературы.....................................................................................55
Независимо от своих размеров компании, занятые в отраслях, где фактор расстояния не так важен (дорогостоящие потребительские товары), могут избрать стратегию сфокусированного расширения, когда выход осуществляется на наиболее привлекательные рынки вне зависимости от их местоположения.
Существует три варианта стратегий охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг.
Недифференцированный маркетинг выбирает компания, которая ориентируется на сходные характеристики наиболее крупных рыночных сегментов, рассматривая их как единый рынок. Для данного рынка разрабатывается единый комплекс маркетинга, т.е. недифференцированный охват сопряжен со стандартизованным (или в высокой степени стандартизованным) предложением компании, соответствующим запросам большого числа покупателей. Главный эффект этой стратегии — сокращение издержек за счет стандартизации. Недостаток — уязвимость конкурентных позиций компании за счет неудовлетворенного спроса потребителей небольших сегментов рынка и, как правило, более высокой степени конкурентной борьбы в крупных рыночных сегментах.
Дифференцированный маркетинг выбирает компания, которая ориентируется на различия между рыночными сегментами. В этом случае фирма разрабатывает отдельное предложение для каждого выбранного сегмента. Здесь не может быть единого комплекса маркетинга, стандартизованного товара, но благодаря дифференциации предложения компания полнее удовлетворяет персонифицированные предпочтения покупателей. Стратегия не обеспечивает экономии на масштабах, но дает возможность фирме упрочить свои конкурентные позиции, защитив их широким охватом рынка и глубоким проникновением на каждый сегмент.
Концентрированный маркетинг обычно выбирают фирмы с ограниченными ресурсами. Они концентрируют свою деятельность на подсегментах (субрынках), выбирая определенное направление, соответствующее их технологическим возможностям (субрынок малолитражных автомобилей на рынке легковых автомобилей). Концентрированный охват предполагает возможность глубокой сегментации и соответственно дифференциации своего предложения в рамках выбранного сегмента (малолитражные микроавтобусы, варианты малолитражного легкового автомобиля и т.д.). Комплекс маркетинга, разработанный для освоения выбранного субрынка, не претерпевает принципиальных изменений вследствие глубокой сегментации. Уязвимые конкурентные позиции при концентрированном охвате рынка нередко заставляют компании прибегать к диверсификации своей деятельности.
Стратегия противодействующего маркетинга направлена на снижение или противодействие иррациональному спросу (спрос на сигареты, спиртные напитки и т.п.). Задача противодействующего маркетинга — представить товар вредным для здоровья или благополучия общества (семьи), нежелательным для применения. Обычно такую задачу выполняет социальная реклама.
1.3 Программа маркетинга
Программа маркетинга (маркетинговая программа) составляется на основе комплексных маркетинговых исследований и результатов оценки собственных возможностей фирмы. Программа рассматривается как необходимый этап в стратегическом планировании компании, хотя и носит рекомендательный характер. В современных условиях деятельности фирмы маркетинговая программа необходима для принятия обоснованных управленческих решений на уровне высшего звена управления компанией (текущее планирование, директивные планы, стратегические программы, выбор стратегии).
Программа маркетинга может разрабатываться по производственному отделению и по продукту.
1. Программа маркетинга по производственному отделению имеет следующие цели:
• определение необходимой номенклатуры производимых изделий с учетом товарной политики;
• обоснование решений по инновациям;
• принятие решений по повышению технического уровня и качества выпускаемых товаров;
• установление доли каждого изделия (продукта) в товарной структуре производства;
• расчет общего объема затрат и их структуры по приоритетным направлениям производства;
• выявление источников финансирования;
• обеспечение производства материальными и трудовыми ресурсами;
• расчет издержек производства и обращения;
• определение эффективности производства и прогнозирование прибыли.
Программа маркетинга по производственному отделению должна включать оптимизированные показатели, которые будут учтены в плане производства и внутрифирменном планировании в целом. Таким образом, маркетинговая программа по производственному отделению является базовым документом, разработанным на основе результатов анализа всей совокупности показателей хозяйственной деятельности производственного отделения[15 c. 84].
2. Программа маркетинга по продукту преследует цели:
• разработки оптимальных технико-экономических параметров продукции;
• проведения многовариантных расчетов эффективности производства и сбыта продукции;
• обоснования необходимости и рентабельности производства новых (усовершенствованных) товаров;
• установления объема выпуска продукта в натуральных и стоимостных единицах;
• установления качественных параметров по каждому товару с учетом предпочтений потребителей целевого рынка;
• интегральной оценки каждого продукта (сопоставление издержек, цены и прибыли);
• расчета уровня конкурентоспособности каждого товара с учетом имеющихся на целевом рынке конкурирующих аналогов.
Структура маркетинговой программы
Стандартизованная (типовая) структура маркетинговой программы содержит:
• характеристику и прогноз развития целевого рынка, в том числе факторов макро- и микросреды маркетинга;
• рыночную позицию фирмы с обоснованием выбора стратегии и тактики поведения на целевом рынке;
• комплекс маркетинга с обоснованием разработок по товарной, коммуникационной, сбытовой, ценовой и кадровой политике;
• источники финансирования программы и контроль за ее
осуществлением.
Однако не всегда возможна и целесообразна полная стандартизация и унификация структуры и содержания маркетинговой программы. Скорее можно говорить о типовой системе показателей, используемых для разработки программы. Так, важнейшими показателями маркетинговой программы по продукту могут быть:
• предполагаемая доля рынка;
• дифференциация продукта, объем его выпуска с учетом характеристики и прогноза целевого рынка и рыночной доли;
• прогнозируемая прибыль и темпы ее .роста;
• структура финансовых затрат (развитие производства, материально-техническое снабжение, сбыт и его стимулирование, реклама, сервисные услуги и пр.);
• расчет издержек производства на единицу продукта;
• планирование цен;
• определение прибылей (валовой, чистой, прибыли от реализации каждого продукта и пр.);
• оценка эффективности сбыта;
• оценка рентабельности производства и другие показатели. Комплекс маркетинга может рассматриваться как составная часть маркетинговой программы по продукту или производственному отделению, а также как отдельный вид программы маркетинга, целью которой является разработка обоснованных решений по основным направлениям рыночной политики компании. Типовая структура подобной программы включает следующие разделы:
• прогноз развития целевого рынка (сегмента);
• общую стратегию фирмы по отношению к целевому рынку;
• товарную политику;
• коммуникационную политику;
• сбытовую политику;
• ценовую политику;
• источники финансирования и бюджет расходов на реализацию комплекса маркетинга;
• контроль за реализацией программы
При разработке маркетинговой программы целесообразно учитывать приводимые ниже рекомендации.
1. В разделе программы “Прогноз развития рынка” приводятся такие характеристики, как:
• объем местного производства аналогичного товара;
• расчетная доля рынка;
• объем возможных продаж;
• инфраструктура сбыта;
• уровень и динамика платежеспособного спроса;
• предполагаемый уровень цен;
• требования к техническому уровню и качеству товаров;
• поведенческие особенности и мотивы покупки;
• требуемый уровень сервиса;
• средний объем одной покупки и др.
2. В разделе “Рыночная стратегия предприятия” оцениваются возможности предприятия для осуществления продаж на выбранном рынке с выявлением основных конкурентных преимуществ. Для этого рассчитывают следующие характеристики:
• ожидаемую рентабельность деятельности на выбранном целевом рынке;
• планируемый объем сбыта товаров фирмы;
• динамику рыночной доли фирмы;
• динамику спроса и величину потенциального спроса. Конкурентные преимущества компании можно охарактеризовать по товару, уровню цен, ассортименту предоставляемых услуг, эффективности сбытовых каналов, степени соответствия коммуникационной политики новым условиям, известности фирмы и ее марки среди потенциальных покупателей.
В этом разделе программы необходимо также дать оценку обеспеченности деятельности данной компании на выбранном рынке ресурсами (финансовыми, производственными, маркетинговыми, людскими). При разработке товарной политики учитывают следующие данные[5 c. 91]:
• степень новизны товара;
• ассортиментную гамму выпускаемой продукции;
• наличие товаров-аналогов или товаров-заменителей на данном сегменте рынка;
• степень его соответствия потребностям конкретных покупателей данного сегмента рынка;
• качество товара;
• технологическую сложность;
• уровень требований по допродажному и послепродажному обслуживанию;
• целесообразность стандартизации или адаптации товара;
• для нового товара: патентную защиту и патентную чистоту;
• соответствие нового производства сложившейся организационной структуре компании;
• размер расходов на создание нового товара;
• обязательность сертификации товара на целевом рынке;
• рентабельность производства и сбыта нового товара на целевом рынке;
• сроки окупаемости инвестиций;
• сроки освоения нового ассортимента и его оптимизации;
• издержки на единицу продукции и др.
При разработке сбытовой политики учитывают:
• требования к сбытовой сети на данном сегменте рынка;
• организационную структуру сбыта фирмы и наличие квалифицированного торгового персонала;
• оценку опыта работы вашего предприятия на данном сегменте рынка;
• оценку целесообразности использования услуг посредников;
• возможность увеличения объема продаж при помощи посредников;
• политику посредников по отношению к фирме;
• наличие финансовых ресурсов для создания системы сбыта;
• сравнительную оценку рентабельности собственной системы сбыта и альтернативных предложений;
• существующую на рынке практику осуществления поставок;
• количество потенциальных заказчиков;
• характер распределения заказов;
• географическую концентрацию продаж;
• привычки и предпочтения конечных потребителей;
• делимость товара;
• изменчивость и неустойчивость товара;
• стремление руководства фирмы;
• контролю за каналами сбыта и т.д. Разрабатывая ценовую политику, полезно учитывать такие параметры, как:
• выбор метода ценообразования, соответствующего целям и возможностям фирмы с учетом практики конкурентов;
• уровень цен за единицу продукции;
• динамика цен сообразно этапу жизненного цикла товара;
• соотношение цен в ассортименте (номенклатуре) по степени новизны, качественным отличиям и техническому уровню товаров;
• отношение уровня цен с конкурирующими аналогами на целевом рынке;
• степень эластичности спроса;
• соотношение ценовой и неценовой конкуренции;
• степень функциональной и чистой конкуренции;
• выбор ценовой стратегии для выведения новинок на целевой рынок;
• соответствие цен: сервисной политике, степени известности торговой марки, длине сбытового канала и типу торговых посредников, условиям поставки, системе скидок и т.д. 3. В разделе “Коммуникационная политика” рекомендуется решить вопрос о средствах коммуникации, обосновать их выбор и распределить бюджет между отдельными составляющими политики продвижения товара на рынок.
В задачу маркетингового контроля входит также тщательный анализ рекламаций и возврата проданного товара, выявление причин и разработка мероприятий, исключающих повторение подобных случаев.
Информация о работе Разработка стратегии и программы маркетинга на предприятии