Разработка стратегии конкурентных преимуществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – анализ стратегии компании направленной на сохранение конкурентных преимуществ.
Задачи работы:
Изучить понятие и сущность конкурентных преимуществ компании,
Определить место конкурентных преимуществ в стратегии предприятия,
Провести анализ деятельности конкретного предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы разработки стратегии конкурентных преимуществ 4
1.1. Теория конкурентных преимуществ фирмы 4
1.2. Конкурентные преимущества в стратегии компании 7
1.3. Выбор стратегии для создания конкурентных преимуществ 13
Глава 2. Анализ стратегического положения ОАО «Сибирьтелеком» 18
2.1. Краткая характеристика предприятия 18
2.2. Анализ внутренней среды предприятия 23
2.3. SWOT-анализ предприятия 25
Глава 3. Формирование конкурентной стратегии предприятия 27
3.1. Конкурентная позиция предприятия 27
3.2 Тактические действия по достижению конкурентоспособности 28
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

разработка стратегии конкурентных преимуществ.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Стратегическое  управление призвано обеспечить фирме  выживание в долгосрочной перспективе. Конечно же, когда речь идет о выживании в рыночной конкурентной среде, не стоит вопрос о том, что фирма может влачить жалкое существование. Очень важно понимать, что как только кому-то из тех, кто связан с фирмой, эта связь становится не в радость, он отходит от фирмы, и она через некоторое время погибает. Поэтому выживание в долгосрочной перспективе автоматически означает, что фирма довольно успешно справляется со своими задачами, принося своей деятельностью удовлетворение тем, кто входит в сферу ее делового взаимодействия. В первую очередь это касается покупателей, сотрудников фирмы и ее собственников.

Понятие конкурентных преимуществ

Как же организация  может обеспечивать свое выживание  в долгосрочной перспективе, что  должно быть ей присуще, чтобы она  могла справляться со своими задачами? Ответ на этот вопрос совершенно очевиден: организация должна производить продукт, который стабильно будет находить покупателей. Это означает, что продукт должен быть, во-первых, интересен покупателю настолько, что он готов отдать за него деньги, и, во-вторых, интересен покупателю более, чем аналогичный или схожий по потребительским качествам продукт, производимый другими фирмами. Если продукт обладает этими двумя свойствами, то говорят, что продукт имеет конкурентные преимущества.

Следовательно, фирма успешно существовать и  развиваться может только в том случае, если ее продукт обладает конкурентными преимуществами. Создавать же конкурентные преимущества призвано стратегическое управление.

Рассмотрение вопроса создания и удержания конкурентных преимуществ  предполагает анализ отношений и  соответственно взаимодействия трех субъектов рыночной среды. Первый субъект – это «наша» фирма, производящая определенный продукт. Второй субъект - это покупатель, который может этот продукт купить, а может и не купить. Третий субъект - это конкуренты, которые готовы продать покупателю свои продукты, которые могут удовлетворить ту же его потребность, что и продукт, производимый «нашей» фирмой. Главным в этом рыночном «любовном» треугольнике является покупатель. Поэтому и конкурентные преимущества продукта - это заключенная в продукте ценность для покупателя, побуждающая его этот продукт купить. Конкурентные преимущества отнюдь не обязательно возникают из сравнения продукта «нашей» фирмы с продуктами конкурентов. Может быть так, что на рынке нет фирм, предлагающих конкурентный продукт, тем не менее продукт «нашей» фирмы не продается. Это значит, что у него нет достаточной ценности для покупателя или конкурентных преимуществ.

Виды конкурентных преимуществ

Что же создает конкурентные преимущества? Считается, что для этого есть две возможности. Во-первых, конкурентные преимущества может иметь сам продукт. Один вид конкурентных преимуществ продукта - это его ценовая характеристика. Очень часто покупатель приобретает товар только потому, что он дешевле других товаров, обладающих аналогичными потребительскими свойствами. Иногда продукт покупается только потому, что он очень дешевый. Такие покупки могут происходить, даже если продукт не имеет потребительской полезности для покупателя.

Второй вид конкурентных преимуществ - это дифференциация. В данном случае речь идет о том, что продукт обладает отличительными особенностями, делающими его привлекательным для покупателя. Дифференциация совсем не обязательно связана с потребительскими (утилитарными) качествами продукта (надежность, простота использования, хорошие функциональные характеристики и т.п.). Она может достигаться за счет таких характеристик, которые не имеют никакого отношения к его утилитарным потребительским свойствам, например за счет марки [9, с.47].

Во-вторых, кроме того, что фирма  создает конкурентные преимущества в продукте, она может пытаться создать своему продукту конкурентное преимущество в его положении на рынке. Достигается это за счет закрепления покупателя или же, говоря иначе, за счет монополизации части рынка. В принципе такая ситуация противоречит рыночным отношениям, так как в ней покупатель лишен возможности выбора. Однако в реальной практике многим фирмам удается не только создать для своего продукта такое конкурентное преимущество, но и удерживать его достаточно долго.

Стратегия создания конкурентных преимуществ

Существует три стратегии создания конкурентных преимуществ. Первая стратегия  – это лидерство в цене. При данной стратегии центром внимания фирмы при разработке и производстве продукта являются издержки. Основными источниками создания ценовых преимуществ являются:

  • рациональное ведение дел на основе накопленного опыта;
  • экономия на масштабе за счет снижения издержек на единицу продукции при росте объема производства;
  • экономия на разнообразии как результат снижения издержек за счет синергического эффекта, возникающего при производстве различных продуктов;
  • оптимизация внутрифирменных связей, способствующая снижению общефирменных затрат;
  • интеграция распределительных сетей и систем поставки;
  • оптимизация деятельности фирмы во времени;
  • географическое размещение деятельности фирмы, позволяющее добиваться снижения издержек за счет использования местных особенностей.

Проводя в жизнь ценовую стратегию создания конкурентных преимуществ у продукта, фирма не должна забывать, что ее продукт в то же время должен соответствовать определенному уровню дифференциации. Только в этом случае ценовое лидерство может принести существенный эффект. Если же качество продукта ценового лидера существенно ниже качества аналогичных продуктов, то для создания ценового конкурентного преимущества может потребоваться столь сильное снижение цены, что оно может привести к отрицательным последствиям для фирмы. Тем не менее следует иметь в виду, что стратегия лидерства в цене и стратегия дифференциации не должны смешиваться и уж тем более не следует пытаться реализовывать их одновременно.

Дифференциация является второй стратегией создания конкурентных преимуществ. При данной стратегии фирма старается придать продукту что-то отличительное, необычное, что может нравиться покупателю и за что покупатель готов платить. Стратегия дифференциации направлена на то, чтобы сделать продукт не таким, каким его делают конкуренты. Чтобы добиться этого, фирме приходится выходить за пределы функциональных свойств продукта.

Фирмы совсем не обязательно используют дифференциацию для получения надбавки к цене. Дифференциация может способствовать расширению объема продаж за счет увеличения количества реализованных продуктов либо же за счет стабилизации потребления вне зависимости от колебаний спроса на рынке.

В случае реализации стратегии создания конкурентных преимуществ посредством дифференциации очень важной является концентрация внимания на потребительские приоритеты и интересы покупателя. Ранее говорилось, что стратегия дифференциации предполагает создание продукта по-своему уникального, отличного от продуктов конкурентов. Но важно помнить, что для появления конкурентного преимущества необходимо, чтобы необычность продукта, его новизна или уникальность имели ценность для покупателя. Поэтому стратегия дифференциации предполагает в качестве исходной точки изучение интересов потребителя. Для этого необходимо:

  • достаточно четко представить не просто то, кто является покупателем, а то, кто принимает решение по вопросам покупки;
  • изучить потребительские критерии, по которым делается выбор при покупке товара (цена, функциональные свойства, гарантии, срок поставки и т.п.);
  • определить факторы, формирующие представление покупателя о продукте (источники информации о свойствах продукта, имидж и т.п.).

После этого, исходя из возможностей создания продукта соответствующей степени дифференциации и соответствующей цены (цена должна позволять покупателю приобрести дифференцированный продукт), фирма может приступить к разработке и производству этого продукта.

Третьей стратегией, которую фирма  может использовать для создания в своем продукте конкурентных преимуществ, является концентрация внимания на интересы конкретных потребителей. В этом случае фирма создает свой продукт специально для конкретных покупателей. Концентрированное создание продукта связано с тем, что либо удовлетворяется какая-то необычная потребность определенной группы людей (в этом случае продукт фирмы очень специализирован), либо же создается специфическая система доступа к продукту (система продажи и доставки продукта). Проводя стратегию концентрированного создания конкурентных преимуществ, фирма может пользоваться одновременно как ценовым привлечением покупателей, так и дифференциацией.

Как видно, все три стратегии  создания конкурентных преимуществ  имеют существенные отличительные особенности, позволяющие сделать вывод о том, что фирма должна для себя достаточно четко определять то, какую стратегию она собирается реализовывать, и ни в коем случае не смешивать эти стратегии. В то же время следует отметить, что есть определенная связь между этими стратегиями, и это также должны учитывать фирмы при создании конкурентных преимуществ.

 

Глава 2. Анализ стратегического  положения ОАО «Сибирьтелеком»

 2.1. Краткая характеристика предприятия

 

История ОАО «Сибирьтелеком» началась в 1919 году, когда в Сибревкоме — на правах отдела — было образовано Сибирское управление почт и телеграфов с необычным, но очень характерным для того времени названием «Сибпочтель». Новое управление должно было обеспечить почтово-телеграфной связью водный транспорт и окраины Сибири, пункты заготовок Совнархоза и медицинские учреждения. С тех пор прошло 90 лет. Все это время задачи и функции управления связи непрерывно росли: и количественно, и качественно. Сегодняшнее ОАО «Сибирьтелеком» — это крупный оператор связи Сибирского региона с выручкой, достигающей 1 730 миллионов рублей в год, обладающий разветвленной сетью филиалов и располагающий новейшими высокими технологиями.

С 1 октября 1925 года по распоряжению центра структура управления связью в Сибири была изменена, а Среднесибирский округ был переименован в Сибирский округ связи. На смену бывшим районным конторам пришли окружные, которые вначале выполняли функции районных, затем круг их прав и обязанностей расширился. То обстоятельство, что центр управления связью Сибири находился в Новониколаевске-Новосибирске, накладывало на наших связистов особые обязанности, в исполнении которых они преуспевали.

1 декабря 2002 года в рамках  реорганизации группы компаний "Связьинвест" 11 региональных операторов электросвязи объединились в крупнейшую телекоммуникационную компанию ОАО "Сибирьтелеком".

ОАО "Сибирьтелеком" является лидирующим оператором связи в сибирском регионе. Основа деятельности общества - это совмещение передовых производственных технологий и продуманной маркетинговой политики для предоставления широкого выбора качественных телекоммуникационных услуг для всех категорий пользователей.

Генеральный директор (с 30 апреля 2009) — Иван Дадыкин. Прежний гендиректор  — Александр Исаев — занимал  должность с апреля 2007.

ОАО «Сибирьтелеком» — крупнейшая телекоммуникационная компания Сибири, предоставляющая комплекс услуг телефонии, доступа в интернет, передачи данных и др. Номерная емкость — 4,7 млн номеров.

В состав компании входит 11 региональных филиалов: Алтайский, Бурятский, Горно-Алтайский, Иркутский, Кемеровский, Красноярский, Новосибирский, Омский, Томский, Хакасский и Читинский. Компании также принадлежит ряд операторов сотовой связи: «ЕТК», «Байкалвестком», СТЕК GSM, Улан-Удэнская сотовая сеть, «Центр сотовых телекоммуникаций» (торговая марка «Wellcom»).

Услугами «Сибирьтелекома» в этих регионах сегодня пользуется около 4,4 млн. абонентов фиксированной сети и свыше 5 млн. сотовых абонентов.

Численность персонала — 46 тыс. человек (2008 год). Доходы ОАО «Сибирьтелеком» без учета дочернего бизнеса в 2006 году достигли 23 084,6 млн руб., увеличившись на 1177,9 млн руб. или на 5,4 % по сравнению с 2005 годом в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета (РСБУ).

В структуре доходов компании 44,2 % составляют доходы от предоставления услуг местной телефонной связи (10 210,4 млн руб.). Существенными статьями в структуре доходов являются доходы от предоставления услуг внутризоновой телефонной связи (4265,4 млн руб.) и услуг присоединения и пропуска трафика (3716,9 млн руб.) 18,5 % и 16,1 % соответственно. Доходы, полученные от предоставления услуг документальной электросвязи, составляют 9,2 % (2130,9 млн руб.) от суммарной выручки, из которых 68,5 % — доходы, полученные от предоставления доступа к услугам Интернет. Доходы от предоставления услуг сотовой связи в структуре выручки — 4,4 % (1012,3 млн руб.). Выручка «Сибирьтелекома» по РСБУ в первом полугодии 2007 года составила 12,866 млрд рублей, что на 19,6 % больше показателя аналогичного периода 2006 года. Основными факторами увеличения доходов явились рост абонентской базы, внутризонового и интернет-трафика, развитие мобильной связи. В структуре выручки 44,3 % составляют доходы от предоставления услуг местной связи (5,7 млрд рублей). Другими существенными статьями в структуре доходов являются доходы от предоставления услуг внутризоновой связи (20,1 %) и услуг присоединения и пропуска трафика (14,3 %). Доходы, полученные от предоставления услуг документальной электросвязи, составляют 11,2 % (1,446 млрд рублей) от суммарной выручки, из которых 73,5 % — доходы, полученные от доступа в сеть Интернет. На середину 2007 года компания занимала 43 % совокупного объёма телекоммуникационного рынка СФО. На региональном рынке на долю компании приходится 83 % услуг местной связи, 95 % — услуг внутризоновой связи, 51 % — услуг доступа к сети Интернет, 23 % — сотовой связи. Компания обслуживает более 4,2 млн абонентов фиксированной и около 3,7 млн абонентов сотовой связи.

Информация о работе Разработка стратегии конкурентных преимуществ