Разработка стратегий маркетинга на нижегородском рынке пива (для ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью данной дипломной работы является разработка маркетинговой стратегии фирмы и обоснование ее предложения на предприятии ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский».
Задачами дипломной работы являются:
- определение основных направлений развития предприятия и маркетинговых стратегий;
- анализ факторов успеха предприятия;
- разработка и обоснование маркетинговой стратегии для Лысковского пивоваренного завода.

Содержание работы

Введение
1. Особенности разработки маркетинговой стратегии на потребительском рынке
1.1. Понятие и виды маркетинговой стратегии предприятия
1.2. Методы разработки стратегии маркетинга
1.3. Формирование стратегических факторов успеха на потребительском рынке: процедура и технологии брэндинга
2. Стратегический анализ регионального потребительского рынка
2.1. Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский»
2.2. Иследование рыночного потенциала и конкурентной среды рынка пива нижегородской области
2.3. Сегментация потребителей пива и оценка целевых рыночных сегментов
2.4. Анализ маркетинговых стратегий конкурентов и позиций конкурирующих марок
3. Разработка стратегий маркетинга на нижегородском рынке пива (для ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский»)
3.1. Выбор стратегий маркетинга
3.2. Разработка комплекса маркетинга
3.3. Оценка эффективности и контроль стратегий маркетинга
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

123.doc

— 1.22 Мб (Скачать файл)

Годовой объем вырабатываемой продукции: пиво - 650 тысяч дал, солод - 2500 тонн, безалкогольные напитки - 70 тысяч дал. Выручка от продаж в 2002 г. составила 119 млн руб. , чистая прибыль - 18 млн руб. По данным предприятия, его доля на региональном рынке пива в 2002 г. составила 5%, объем которого оценивается более чем в 13 млн декалитров. 

В настоящее время среднесписочная численность работающих на предприятии составляет 249 человек. В 2002 году налоговые отчисления ЗАО "Пивоваренный завод Лысковский" в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды составили 35 млн. 608 тыс. рублей. Благодаря росту доходов предприятия, эта сумма возросла на 6 млн. рублей по сравнению с 2001 годом.

ЗАО "Пивоваренный завод "Лысковский" дважды (в 1999 и 2000 годах) становилось лауреатом конкурса правительства России как предприятие высокой социальной эффективности

Отечественные компоненты, входящие в состав лысковского пива -- ячмень, хмель, артезианская вода вода и дрожжи, экологически чистые. Технологический процесс изготовления пива не предусматривает применения консервантов и каких-либо добавок, что придает лысковскому пиву особый вкус.

Техника и технология сегодняшнего производства соответствует требованиям времени. При постоянном улучшении характеристик качества пива, увеличивается его ассортимент. Разработанные лысковскими пивоварами новые сорта и виды получили медали и признание профессионалов на Российских и международных выставках. В 1997 на международном фестивале в Сочи лысковское пиво «Макарий» получило бронзовую медаль, в 1998 году -"серебряную", а в 2001 году - "серебряную" и "золую".

Лысковское пиво соединяет в себе лучшие традиции российских пивоваров и самые современные технологии мирового пивоварения. В ходе реконструкции, которая ведется с середины 90-х годов, в цехах Лысковского пивоваренного завода установлено новое оборудование для варки, брожения и дображивания, фильтрации и розлива пива, а также наклейки этикеток и упаковки. Главные принципы технологии - варочный, а не настойный метод, как происходит на большинстве заводов, брожение и дображивание в подвалах. Это позволяет взять из солода максимум полезных веществ. Завод сам готовит солод и тщательно отбирает ячмень. Благодаря контролю за качеством на всех производственных этапах лысковское пиво "Макарий" получило международный сертификат экологически чистой и безопасной продукции на выставке, которая проводится Международным экологическим фондом. В пиве "Макарий" не используются химические добавки: консерванты, стабилизаторы, ферменты. Все 8 сортов светлого и темного пива "Макарий" отличает "традиционно русский вкус". В прошлом году был выпущен новый брэнд - пиво "Драйв", легкое, чистое пиво с мягкой хмелевой горечью. "Драйв" приготовлен специально для молодежи, но подойдет для любой компании. Желание сохранить собственную марку, подкрепленное результатами маркетинговых исследований, обусловили политическое решение завода не переходить к выпуску пива с европейским вкусом, а продолжать и развивать традиционную вкусовую гамму напитка. В настоящее время объем продаж достиг уровня максимальной мощности завода. В Лыскове процесс приготовления пива может занимать до семи-восьми месяцев. Зато получается не похожее ни на какое другое, эксклюзивное пиво. Новые технологии, разработанные на заводе позволили, чтобы пиво сохранялось в течение месяца и не мутнело, что привело к расширению рынка. Теперь его везут во Владимир, Киров, Марий Эл, Чебоксары и т.д.

В 2002 году на Лысковском пивоваренном заводе начато переоборудование трех цехов. В настоящее время в цехах будет установлено новое холодильно-компрессорное оборудование, установка для производства углекислоты и оборудование для разлива пива в пластиковые полуторалитровые бутылки. Предприятием освоен весь производственный цикл: от выдува пластиковой бутылки до упаковки уже готовой продукции в термоусадочную пленку - по шесть бутылок. Новый цех оснащен высококачественным немецким оборудованием. Новая линия Лысковского пивоваренного завода выпускает 2 тысячи бутылок в час, при том, что технические условия позволяют в дальнейшем повысить мощность линии, и увеличить число выпускаемой продукции до 3000 бутылок. Пока в полуторалитровые бутылки будет разливаться "Макарий" №1 и "Макарий" №8. Реконструкция позволит значительно повысить качество продукции и более чем в три раза увеличить объем производства. ЗАО.

    1. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНОЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА И КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ РЫНКА ПИВА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Прежде чем давать характеристику рынка пива Нижегородской области, следует проанализировать ситуацию на рынке пива в целом. Российский пивной рынок оценивается аналитиками как наиболее перспективный и динамичный. В денежном выражении объем российского рынка пока в первую десятку не входит из-за низких цен на пиво. Однако по количеству выпитого пива россияне уже не уступают другим странам. По этому показателю Россия стоит на шестом месте после США, Китая, Германии, Бразилии и Японии (по данным маркетингового агентства Datamonitor).

Производство пива можно считать наиболее успешно развивающейся отраслью. Хотя его выпуск в 1991-1996 годы сократился, с 1997 года производители начали резко наращивать объемы производства. В 2001 году оно превысило уровень 1990 года на 87%. Средний темп ежегодного прироста по отрасли в 1997-2001 годах составил 25%. В основном это связано с тем, что по сравнению с советскими временами существенно изменилась структура потребления алкоголя российскими потребителями, и она продолжает меняться. По мировым масштабам, включая 37 стран, рост продаж пива в 2001 году составил $3 млрд., что соответствовало 5%-му приросту.

По данным Госкомстата, производство пива за восемь месяцев прошлого года (2002) выросло на 15%, а водки - на 10,4%. Маркетологи ожидают, что в 2003 году в стране будет продано пива примерно на 6,5 млрд. долларов (против 5,8 млрд. в 2002 году). Оборот же водочного рынка останется на прежнем уровне - около 6,2 млрд. долларов. В "алкогольных" расходах среднестатистического потребителя в будущем году на водку и крепкие настойки придется 38,5%, а на пиво - 40%.

По мнению экспертов, если экономика России будет выравниваться, то население будет постепенно отказываться от более крепкого алкоголя в пользу пива и вина.' В странах с развитой экономикой соотношение в розничной продаже стоимости бутылки водки и пива составляет 1:7, в СССР раньше было 1:10, тогда как сейчас в России -1:3 (средняя цена водки по России - 40 руб. за 0,5 л, пива -13-14 руб.). Таким образом, водка более доступна населению, чем пиво. При этом из-за повышения акцизов на пиво с 1 января 2002 г на 10%, розничная стоимость пива выросла на 4-6% в среднем по отрасли.

Российский пивной рынок - не только один из самых крупных в мире, но еще и весьма перспективный. С 1996 года его объем увеличился более чем вдвое - с 210 до 505 млн. дал. Но темпы прироста производства пива в России в последние года снижаются - в 1999 году прирост производства пива составил 32%, в 2000 году -22,7%, а в 2001 -17% в целом по отрасли, за 2002-8% (табл.2.1).

 

 

Таблица 2.1. Основные показатели, характеризующие ситуацию на российском рынке пива

Год

Темп прироста производства, %

Объем продаж (млн. дал)

Ср. объем на человека (л)

1999

32

453

30

2000

22,7

550

37

2001

17

640

40

2002

8

688

43,1

2003 (прогноз)

7,87

810

50


 

Это снижение говорит о том, что пивоваренная отрасль постепенно входит в стадию зрелости, рынок постепенно насыщается, объемы продаж все ближе приближаются к своему максимальному значению. «В 2003 году рост российского пивного рынка может немного замедлиться из-за повышения акцизов, но это не станет определяющим фактором на долгосрочную перспективу, - сказал "Финансовым Известиям" аналитик фирмы Canadean Кевин Бэйкер, - Сейчас россияне пьют в среднем по 43.1 литра пива в год. В Москве и Петербурге этот показатель выше - более 50 литров»

Средние темпы роста отрасли, ожидаемые членами Союза пивоваров, составят 7,87% в год. Пиво также заметно увеличило рыночную долю в показателях количества чистого алкоголя. Пять лет назад эта составляющая была на уровне 8,6%, в настоящее время - около 20%.

Таким образом, по прогнозу Союза российских пивоваров рынок пива в ближайшие 5 лет будет расти, хотя и не так быстро, как раньше. По разным оценкам, насыщение российского пивного рынка может наступить либо уже в 2003 году, либо позднее - к 2007 году. Потребление пива по всей России за 2-3 года может вырасти до 60-70 л на человека в год, ежегодно будет продаваться 870 млн. дал пива, и рынок будет поделен между 5 крупнейшими производителями. Доля импорта тоже будет расти, но не так, как в середине 90-х, поскольку большинство международных марок производится по лицензии в самой России (приложение 4).

В ожидании такого существенного роста лидеры отрасли стремятся увеличить свои производственные мощности путем расширения и модернизации существующих предприятий и строительства новых заводов («Тинькофф» (Н.Новгород, Сочи, Екатеринбург), Efes Brewing Group (Екатеринбург)), а также закрепить за собой потребителей путем проведения активных рекламных кампаний. В настоящее время наиболее крупные производители пива намереваются расширить производственные мощности таким образом, чтобы к 2004 году ежегодный объем производства пива смог быть увеличен на 170 млн. дал, а в 2003 году - превысить нынешний уровень вдвое.

В пивоваренной отрасли, как ни в какой другой, в настоящее время сильны позиции иностранных производителей. За последние 5 лет западные компании вложили в российское пивоварение около 2 млрд. долл. С середины 90-х годов 4 западных гиганта - Baltic Beverages Holding (BBH), Sun Interbrew, SAB и Efes Beverages Group (приложение 5)- скупили или построили в общей сложности 20 предприятий, установив на них самое современное оборудование. Сейчас эти компании контролируют более половины рынка. Неплохие шансы побороться с западными пивными гигантами у Казанского завода. Уже сейчас 15% средних и мелких пивоварен находятся на грани выживания и в ближайшие 2 года уйдут с рынка, не выдержав конкуренции с более успешно работающими коллегами, которые постоянно вкладывают деньги в производство. Положение мелких производителей еще более осложнилось с повышением акциза на пиво в январе 2002 года (до 1,12 руб. с литра), что сделало их работу крайне малорентабельной.

По данным исследовательской компании ACNielsen, на рынке пива основные производители постоянно наращивают дистрибуцию и ассортимент, последний -за счет запуска новых марок и перезапуска существующих. Количество видов пива, представленных в среднем на магазин выросло с 23 в сентябре 2000 г. до 54 к сентябрю 2002. Три лидера пивного рынка - компании BBH, Sun Interbrew и "Очаковский" на сентябрь 2002 г. занимали 53% рынка в объемном выражении. Ведущие десять компаний - 78%. Среди брэндов лидируют пиво Арсенальное, Балтика и Очаково (вместе - 30% объема рынка). 2002 год можно смело назвать годом развития лицензионных марок пива, производимых на территории России по лицензии международных компаний (см. приложение 4). С сентября 2001 по сентябрь 2002 года доля лицензионного пива в объеме продаж выросла более чем в полтора раза и составила 2,2%, а в денежном выражении - 4,1%.

Что касается торговли, объем выкладки пива на полках магазинов растет и в июле 2002 г. составил 21,3 млн. литров. Здесь пиво догоняет газированные напитки (24,4 млн. литров).

Оборачиваемость пивной продукции в магазинах в среднем сейчас составляет 5 дней. В летний сезон этого года средний магазин продавал до 2100 литров пива в месяц. Снизился вклад киосков и павильонов в общий объем продаж, и одновременно возросла доля продовольственных магазинов (с начала 2002 г. - на 6 и 5 процентных пунктов, соответственно). Это можно объяснить растущим желанием потребителей пить пиво в комфортной обстановке - в пивных, дома, в компании.

С начала 2002 года до пика сезона (августа) розничные продажи пива выросли на 57%. Однако, свои запасы магазины при этом пополняли более скромно - всего на 23%. Это можно объяснить тем, что магазины, торгующие большими объемами (в основном, это мелкие торговые точки), не способны резко увеличить запасы продукции, несмотря на общий рост продаж пива в сезон. Это приводит, в частности, к снижению среднего срока оборачиваемости товара: в зимний период пиво оборачивается в магазинах в среднем за 5,5 дней, в летний - за 4,5 дня. При этом рост запасов в магазинах менее подвержен сезонным колебаниям и не прерывается падением в зимний период.

Что касается предпочтений в выборе типа пива, темного пива в отличие от ирландцев и африканцев россияне пьют совсем мало. Но надо отметить, что его потребление не зависит от времени года, как это происходит со светлыми сортами. По данным Союза российских пивоваров, в 2002 году общий объем рынка составил $5,6 млрд, а на темное пиво пришлось примерно 7-10%, то есть не менее $400 млн. "Рынок пива темных сортов по сравнению со светлыми мал, - говорит руководитель секретариата Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. - Это пиво - для любителей, а массовым у нас можно назвать светлые сорта с содержанием алкоголя до 5-6%". По оценкам эксперта "Бизнес-аналитики" Сергея Атаманенко, доля темного пива по сравнению со светлым на российском рынке даже немного падает. Если в первой половине 2002 года она составляла 4,3-4,8%, то во второй -3,9-3.8%. Сейчас на нижегородском рынке некоторые марки представлены только светлыми сортами пива. Это, например, «Белый медведь», «Старый мельник», «Окское», «Доктор Дизель» и другие.

Основные типы упаковки пива в рознице - стеклянные бутылки (возвратные Eurobottles и невозвратные), ПЕТ упаковка и алюминиевые байки. Если раньше пиво в основном выпускалось в привычных пол-литровых бутылках, то сейчас можно наблюдать дифференциацию рынка по типам упаковки. Марки «Кл и некое» и «Толстяк» выпускаются еще и в литровых ПЭТ-упаковках; «Очаково» - в ПЭТ-бутылках емкостью 2,25л; «Афанасий» также в бутылках емкостью 1л особой оригинальной формы. В 2002 г. продолжалась тенденция снижения доли пива в бутылках в целом, однако доля оригинальной невозвратной стеклотары росла. Доля сегмента невозвратных бутылок в сентябре 2002 г. составила 3,1% в объемном выражении - довольно существенный рост по сравнению с маем 2002 г, когда она равнялась 2,2%. Отчасти он связан с ростом выпуска лицензионного пива, 65% объема которого разливается в оригинальные стеклянные бутылки. Однако, в летний сезон 2002 г. наметился и рост премиального отечественного пива в невозвратных бутылках (марки "Солодов", "Бочкарев", "Золотая бочка", "Сибирская корона", "Клинское", а также иностранные марки), который будет продолжаться.

Информация о работе Разработка стратегий маркетинга на нижегородском рынке пива (для ЗАО «Пивоваренный завод Лысковский»)