Разработка стратегий позиционирования предприятий на кондитерском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – разработка стратегий позиционирования предприятий на кондитерском рынке.
Исходя из цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы позиционирования товаров с точки зрения психотипов потребителей;
- рассмотреть сущность и стратегии позиционирования товаров в маркетинге;
- изучить классификацию психотипов потребителей и их характеристику;
- проанализировать маркетинговую деятельность и стратеги позиционирования товаров компаніями кондитерського рынка Украины;
- обосновать стратеги позиуионирования брендов «Snickers», «Roshen», «Milka» на основании психотипов потребителей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ 9 ТОВАРОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОТИПОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1 Сущность и стратегии позиционирования товаров в маркетинге 9
1.2 Классификация психотипов потребителей и их характеристика 17
РАЗДЕЛ 2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРАТЕГИЙ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ТОВАРОВ КОМПАНИЯМИ КОНДИТЕРСКОГО РЫНКА УКРАИНЫ 28
2.1 Анализ рекламной стратегии «Ты не ты, когда голоден» и позиционирования батончиков ТМ «Snickers» 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности компании «Roshen» и стратегии позиционирования корпоративного бренда 31
2.3 Анализ стратегии позиционирования бренда «Milka» 35
РАЗДЕЛ 3 ОБОСНОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ БРЕНДОВ «SNICKERS», «ROSHEN», «MILKA» НА ОСНОВАНИИ ПСИХОТИПОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 43
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ 49

Файлы: 1 файл

МартыноваКурсоваяМаркетинг.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

«Независимые» – самая  образованная группа, для них очень  важны такие ценности, как личностный рост и развитие, успех и достижение, работа и интеллект. Высокий уровень образования позволяет им быть более мобильными, гибкими, и занимать активную жизненную позицию. Находясь в постоянном поиске интересных дел, «независимые» зачастую осваивают новые профессии и навыки, получают дополнительное образование в самых разных, казалось бы, не имеющих друг к другу никакого отношения областях. При этом не всегда доводят начатое дело до конца, поэтому формальное образование для них менее значимо, чем для представителей других психотипов. В работе представители данного психотипа, прежде всего, ценят возможность самореализации и свободы принятия решений. Представители данного психотипа могут выбирать работу по принципу получения новых впечатлений от перемещений по стране и контактов с новыми людьми. При этом «независимым» трудно вписаться в конкретный временной режим работы, поэтому они предпочитают свободный график. Представители данного типа потребителей не представляют себе тяжелую нелюбимую рутинную работу за большие деньги вместо любимого творчества, где они получают удовольствие от самого процесса. Для «независимых» в идеальной семье важны паритетные отношения супругов и их взаимный интерес к деятельности друг друга. Этого же правила «независимые» придерживаются и в отношении своих детей. Им важно, чтобы в семье каждый оставался независимой свободно личностью. Мужчины-новаторы негативно относятся к тому, что жена не работает, поскольку, с их точки зрения, это скучно. Олицетворением такой семьи могут служить совместные занятия, например, спортом, путешествия, демонстрирующие их динамичный стиль жизни.

Ценностное поле представителей, относящихся к психотипу «обыватели», достаточно однородно. Основные приоритеты: дом, семья, здоровье, работа, хороший  заработок, стабильность, друзья, общение. Свои амбиции и устремления они определяют одним конкретным словом «благополучие». В этом смысле все устремления «обывателей» направлены на благополучие семьи и обустройство дома. В этом контексте, очевидно, что успех для «обывателей» – это стабильный заработок, дающий наличие необходимого набора материальных ценностей, таких как квартира, машина, дача, хорошее питание, но не самых модных, дорогих и престижных, а в рамках требований к условиям быта их референтной группы. Основным мотивом выбора любимого досуга можно назвать «сочетание полезного с приятным по разумной цене». Например, слушая радио или смотря телевизор, они предпочитают что-то делать под него по дому: убираться, готовить, стирать. Выезд на природу подразумевает сбор грибов или ягод, ловлю рыбы и т.п. Дача рассматривается обывателями в контексте возможности обеспечить семью овощами, фруктами, домашними заготовками. Их хобби также имеют ярко выраженный «полезный» характер, например, ремонт автомобиля, обустройство дома, строительство бани и т.д. Поскольку «обыватели» заняты в основном решением бытовых проблем, они гораздо пассивнее в области приобретения новых знаний и менее образованы, чем представители других типов. Для представителей данного психотипа образование является гарантом получения высокооплачиваемой работы, поэтому, если уровень образования самих респондентов недостаточно высок, они стремятся дать его своим детям. При этом к выбору вуза они подходят в достаточной мере формально. Работа для «обывателей» не является делом их жизни. В большинстве своем они мечтают закончить работу, выйти на пенсию и спокойно заниматься «своими делами»: дача, рыбалка. Они ценят в работе:

- нормированный рабочий  день;

- близость к дому;

- стабильность заработной  платы.

Для «обывателей» идеальной  является большая семья, объединяющая большое количество членов разных поколений и разной степени родства. В такой семье жена должна быть домохозяйкой, как, по мнению мужчин, так и, по мнению женщин. Мужчины при этом ждут от женщины послушания, домовитости. Они хотят, чтобы их жена была работящей, занималась домом и детьми, в то время как муж мог бы вести автономную собственную жизнь, зарабатывая деньги на содержание семьи. Женщины ждут от мужа выполнения «мужских» обязанностей по дому, таких как: зарабатывать деньги, носить тяжелые сумки, делать мелкий ремонт.

«Подражатели» – это самый слабый и незрелый тип личности, факторы  выбора которого зависят от влияния  внешних обстоятельств и окружающих людей. Неслучайно для них наиболее значимой ценностью является – общение, а ключевыми словами – посоветоваться и поддержка. Характерной чертой потребителей, относящихся к психотипу «подражатели», является неудовлетворенность настоящим. Более того, они всегда считают, что есть люди, у которых дела обстоят гораздо лучше, чем у них. Поэтому их устремления можно выразить во фразе: «Хочется того же самого, но с перламутровыми пуговицами». В основном им хочется всеобщей поддержки и богатства, которое появится внезапно само собой. Для женщин-подражательниц максимально идеальная ситуация – это удачное замужество. Найти богатого мужа - вот это, наверное, и есть их настоящая мечта. «Подражатели» – тусовщики по своей сути, поэтому они не склонны к отдыху в одиночестве. Предпочитаемые места досуга у них носят, как правило, развлекательный характер – это клубы, дискотеки и т.п. Очень часто они занимаются особым родом деятельности - «ничегонеделанием», то есть могут часами лежать на диване или бродить весь день по дому, не имея никаких планов и не думая ни о чем конкретном и определенном. Подражая «интеллигентам», представители данного писхотипа декларируют значимость таких ценностей как образование и культура, при этом на самом деле они не стремятся к знаниям, а выполняют поставленную нормативную задачу, действуют по шаблону, стремясь казаться умными. Представители данного психотипа часто поступают в институт за компанию с друзьями. Сама учеба воспринимается ими не как получение знаний, а в контексте так называемой «студенческой жизни». Говоря о ней, подражатели прежде всего акцентируют внимание на вечеринках, тусовках, тех людях, с которыми они познакомились в процессе обучения. Представители этого типа чаще других устраиваются на работу по знакомству. Будучи чрезвычайно зависимы от мнения окружающих, они не способны самостоятельно оценить свой уровень компетенции и достижений. Соответственно, они чаще других остаются недовольными своим местом работы, должностью и зарплатой. Даже будучи руководителями, они ждут от сотрудников оценки своих решений, желая при этом оставаться приятным человеком в общении. Для «подражателей» идеалом является семья из американских сериалов, поскольку в существование идеальной семьи в собственной стране они не очень верят. От собственной семьи в идеале они ждут максимальной поддержки и понимания со стороны партнера, перекладывая на него всю ответственность за свою жизнь, в первую очередь, за неудачи.

«Карьеристы» имеют четко сформировавшуюся и достаточно развитую систему ценностей. Важнейшими для них являются: работа, карьера, материальное благополучие, власть, слава. Для «карьеристов» или  целеустремленных прагматиков, наличие власти и карьерного роста определяет успех. Более того, они выделяют успех как отдельную значимую для себя жизненную ценность, поскольку тщеславны по своей натуре. Представителей данного психотипа можно считать наиболее амбициозными личностями. Самореализация и личностный рост для них – это, прежде всего, рост карьерный. Хотя они декларируют, что в основе их устремлений лежит свобода, на самом деле карьеристы стремятся к достижению определенной социальной ступени, дающей им власть, деньги, уважение. Свободного времени в общепринятом смысле у «карьеристов» практически нет. Так как вне работы они посвящают время дополнительному образованию и посещению фитнес-центров для поддержания хорошей формы. В связи с высокой занятостью целеустремленные прагматики вынуждены отказываться от отпуска и отдыхают, как правило, в праздничные дни. Интенсивный ритм жизни «карьеристов» заставляет их стремиться к релаксации в свободное от работы или учебы время, поэтому они предпочитают отдых на природе или сон. Большинство представителей данного психотипа считает наличие высшего образования необходимым условием успешной карьеры. Они воспринимают его как ступень в постоянном процессе карьерного роста на пути к успеху. Будучи по своей сути функционерами, «карьеристы» заинтересованы в получении дополнительного образования в своей профессиональной сфере, получении научных званий и степеней. Иногда они получают не только то образование, которое  необходимо для их профессиональной деятельности, но и то, упоминание о котором в резюме может оказаться полезным для повышения их статусности в будущем. Работа для «карьеристов» не только источник денег, но средство самореализации, инструмент достижения социального успеха и признания, она придает им уверенность в себе и дает чувство самоуважения. Они готовы поступиться личной жизнью ради собственных амбиций и прагматизма. Карьерный рост для представителей данного психотипа не означает профессионального роста только в рамках одной организации. Даже если им очень нравится место работы, но они не видят перспектив должностного роста, они без сожаления расстаются с ней в пользу более высокой должности в другой организации. Для «карьеристов» идеальна семья, которая им не мешает. То есть муж, жена и дети живут собственной жизнью. Они часто отдыхают друг от друга. Их отношения регламентирует «брачный контракт» как в переносном, так и в прямом смысле этого понятия. Будучи людьми весьма ответственными, они считают идеальной ту семью, где все ее члены четко знают и выполняют свои обязанности. При этом под доверием они понимают отсутствие интереса друг к другу относительно проведения личного времени, а дом воспринимают как место, где можно отдохнуть от напряженной работы.

Ключевым словом для «гедонистов» при определении значимости жизненных ценностей является – удовольствие. Поэтому наряду с такими общепринятыми человеческими ценностями как дом, семья, дети, образование представители данной группы высоко оценивают отдых, развлечения, путешествия, секс. Для получения удовольствий, отдыха и развлечений им необходимы деньги и они придают им в рамках приоритетных ценностей большое значение. Стремление к успеху для представителей данной целевой группы – это стремление к радости. Именно в радости бытия и состоит для них уверенность в завтрашнем дне. Главное для «гедонистов» это ощущение вкуса жизни, получения от нее удовольствия. Для «гедонистов», которые стремятся к получению всех возможных удовольствий от заработанных денег, успех – это, прежде всего, удовлетворение от достигнутых результатов, мерилом которых являются деньги. «Гедонисты» - самый чувственный психотип, поэтому они ждут положительных эмоций от всего, чем занимаются. Особенно привлекательны для них виды отдыха, связанные с сенсорными ощущениями: физические нагрузки, охота, баня, еда, рестораны, караоке, боулинг, танцы и т.п. У «гедонистов» отдых предполагает удовлетворение желаний, при чем не на банальном уровне, а на высококачественном. Они для осуществления своих любимых форм отдыха тратят большое количество денег на приобретение дорогой аудио-видео аппаратуры, компьютеров, собирают коллекции дисков, спиртных напитков. Они любят ходить в гости и принимать друзей у себя. Формальное образование в глазах «гедонистов» не является гарантией успеха, главное соответствовать современным требованиям, иметь модную и хорошо оплачиваемую профессию. Однако, если «гедонисты» испытывают дискомфорт от нехватки каких-то знаний, то они стремятся восполнить этот пробел и склонны получать дополнительное образование. «Гедонисты» зачастую выбирают работу по принципу получения от нее удовольствия. Если их мечта не осуществилась, и работа не приносит ожидаемого удовольствия, то они предпочитают:

- не работать, а жить за счет  зарабатывающего члена семьи  или другого спонсора;

- спокойно относиться к работе  как к средству получения денег для удовольствий.

Для «гедонистов» идеалом является семья, где царит любовь между  всеми ее членами. Досуговая жизнь  членов идеальной семьи должна быть насыщена поездками, праздниками, развлечениями, которые могут носить и незапланированный характер, а происходить спонтанно под влиянием настроения. Дом такой семьи наполнен знакомыми, родственниками, друзьями, их детьми. Их праздники – это шумные шоу. В доме, где живет идеальная семья, царит атмосфера радости, комфорта, удовольствия.

Основными приоритетами потребителей, относящихся к психотипу  «интеллигенты», является стабильность, которую дает работа, обеспечивающая семью – здоровье, обеспечивающее возможность вырастить детей и дать им хорошее образование, – постоянное самосовершенствование, как основная цель – работа как самореализация – взаимопонимание и взаимоуважение в семье, с друзьями, на работе. Для данной категории людей весьма значимыми оказываются: следование общепринятым нормам, обретение гармонии, духовность. Успех с точки зрения интеллигентов заключается в максимальном самосовершенствовании и достижении гармонии с самим собой и окружающим миром. Следует отметить, что высокая степень нормативности и законопослушности этих граждан, культивирование таких человеческих качеств как порядочность, скромность, интеллигентность предполагает негативное с их стороны отношение к демонстрации материальных успехов, а в некоторых случаях даже демонстративный отказ от статусных атрибутов. Среди типичных для «интеллигентов» способов проведения досуга превалируют, те которые имеют эстетическую и познавательную направленность (экскурсии, театры, выставки, прогулки по городу). Кроме того, имеет место общение с друзьями, которое чаще всего имеет форму «традиционных встреч». Несмотря на тот факт, что представители этой целевой группы имеют достаточно широкий, хотя и специфический круг общения, много уделяют времени воспитанию детей, тем не менее, они отдыхают по-настоящему только наедине с собой (читая, музицируя, занимаясь цветоводством, коллекционированием). Этот тип потребителей рассматривает образование, как самосовершенствование в духовном плане, необходимое и обязательное условие для личностного роста, как стиль жизни для себя лично и для своей семьи в частности. Они в большей степени, чем представители других психотипов способны к самообразованию и склонны углублять свое базовое образование, расширяя диапазон знаний по интересующему их направлению деятельности за счет освоения смежных дисциплин. Образование, самосовершенствование и личностный рост для них естественные и необходимые условия жизни. Работа рассматривается «интеллигентами» в контексте самореализации и общения, поэтому она должна быть для них, прежде всего, интересна, давать возможность личностного роста и ощущение пользы обществу. При этом от работы они ждут в первую очередь морального удовлетворения и только во вторую – денег, как необходимого средства к существованию. Для «интеллигентов» идеалом является семья, в которой царят гармоничные отношения, где ее члены объединены не материальными ценностями. Для «интеллигентов» характерно уважение к личности, в том числе и собственных детей. Их воспитание и взаимоотношения не сводятся к постоянному контролю. Ответственность за воспитание детей несут оба родителя. Олицетворением такой семьи является некое взаимодействие между ее членами, отражающее ценности и стиль жизни представителей данного психотипа: чтение книг детям, совместные прогулки, музицирование.

Информация о работе Разработка стратегий позиционирования предприятий на кондитерском рынке