Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 07:31, курсовая работа
Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой.
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар или оказываемая ею услуга находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателей благодаря приобретению данного товара или услуги приносит прибыль.
Для того чтобы производимый товар или оказываемая услуга были всегда конкурентоспособными и имели спрос, необходимо осуществлять множество предпринимательских и маркетинговых решений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………..6
1.1. Понятие товара и его роль в маркетинге……………………………….6
1.2. Формирование товарной политики предприятия…………………….13
2. АНАЛИЗ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО АПК «ОРЛОВСКАЯ НИВА»……………………………………………………………………………...23
2.1. Общая характеристика ОАО АПК «Орловская Нива»…………........23
2.2. Анализ товарной политики ОАО АПК «Орловская Нива»………….26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО АПК «ОРЛОВСКАЯ НИВА»……………………………………………………………30
3.1. Рекомендации по совершенствованию товарной политики ОАО АПК «Орловская Нива»………………………………………………………………….30
3.2. Обоснование эффективности предложенных рекомендаций………..32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………….37
4)сардельки: свиные, куриные. Глубина равна 2.
Ширина ассортиментной группы «колбасные изделия» равна 4 единицам.
-молочная продукция:
1)масло сливочное: «Крестьянское», топленое, «Традиционное». Глубина равна 3.
2)молоко: питьевое пастеризованное 3,2%, питьевое пастеризованное 2,5%. Глубина- 2 единицы.
3)сметана: сметана 20%-0,5 кг, сметана 20%- 0,2 кг, сметана 20%- 0,45 кг, сметана 30% весовая. Глубина группы 4 единицы.
4)творог: творог 9%, творог 5%. Глубина 2 единицы.
5)йогурт: «Славянский- лесная ягода», «Славянский- персик», «Славянский- ананас». Глубина равна 3 единицам.
Ширина этой группы равна 5.
-консервная продукция:
1)овощные консервы: баклажаны в томатном соусе, икра кабачковая, капуста маринованная, морковь пассированная, огурцы маринованные с зеленью, перец в томатном соусе. Глубина ассортиментной группы равна 6.
2)соки: яблочный, яблочно-абрикосовый, яблочно-тыквенный, абрикосовый, яблочно-виноградный, томатный. Итого глубина равна 6 единицам.
3)варенья и джемы: малина, протертая с сахаром, красная смородина, протертая с сахаром, вишня, протертая с сахаром, черноплодная рябина, протертая с сахаром. Глубина равна 4 единицам.
Ширина данной ассортиментной группы равна 3.
Кроме перечисленной продукции ОАО АПК «Орловская Нива» производит:
-сахар;
-картофель;
-рыбная продукция;
-пиво.
Насыщенность товарной номенклатуры составляет 72 единицу.
В 2011 году предприятиями холдинга произведено:
-10,5 тысяч тонн мяса птицы, которое является основой для производства более 50 наименований полуфабрикатов;
-30 тысяч тонн муки;
-14 тысяч тонн хлебобулочных изделий;
-1200 тонн колбасных изделий;
-2000 тонн цельно- молочной продукции;
-4000 туб плодоовощной продукции.[12].
Предприятия холдинга поступательно расширяют свой сегмент рынка за счет высокого качества продукции и конкурентоспособных цен. Продукция с маркой «Орловская Нива» пользуется устойчивым спросом не только в г. Орле и области, но и в других регионах. Ритмичная работа собственного производства подкрепляется прочной сырьевой базой, которая обеспечивается 12 заготконторами в районах области.
Признание продукции перерабатывающих предприятий "Орловской Нивы" подтверждено многочисленными наградами международных и российских выставок и ярмарок.
Товарная политика ОАО АПК «Орловская Нива» в целом развита на очень высоком уровень, но имеет свои недостатки. Для выявления этих недостатков проводится анализ макросреды.
Угроза появления новых товаров или товаров- заменителей для данного предприятия велика, поэтому есть нужда в новых или модифицованных товарах.
Рычаги воздействия потребителей на прямую оказывают влияние на предприятие, на его товарную политику и товарную номенклатуру. Следовательно, существует необходимость в более плотном анализе потребительских предпочтений.
Воздействие поставщиков минимально, так как предприятие само производит сырье для своей продукции.
Угроза появление новых конкурентов. Среди них ООО «Премиум», ОАО «Орелрыбвод» и ООО «Орловская Крепость», являющиеся непосредственными конкурентами в поставке подобной продукции. В результате продукция недостаточно конкурентоспособна. Это еще одна из проблем.
Кроме всего количество ассортиментных групп желательно расширить, чтобы продукция была известна и спрос на нее был высоким.
Анализ товарной политики ОАО АПК «Орловская Нива» показал, что хоть предприятие крупное и развитое, но оно требует коррективов в своей товарной политики. Связано это с появлением все большего числа аналоговых предприятий по выпуску подобной продукции.
Связь товарной политики с политикой предприятия в целом самая прямая. Чем больше продукции поставляется, чем выше ее качество, спрос на нее, тем лучше работает товарная политика и следовательно политика предприятия, а значит есть шансы на будущий и настоящий успех.
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТОВАРНОЙ
3.1. Рекомендации по совершенствованию товарной политики ОАО АПК « Орловская Нива»
Выбор направления товарной политики полностью основывается на целях маркетинга, которые, в свою очередь, базируются на миссии и цели деятельности предприятия.
Проведение эффективной товарной политики фирмы связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, фирма должна рационально организовать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла; во-вторых, - заблаговременно осуществлять разработку новых товаров для замены товаров, подлежащих снятию с производства и выводу с рынка.
В качестве одной из задач товарной политики управление конкурентоспособностью товара. Для этого выбирается одна или несколько товарных стратегий.
Стратегия инновации товара определит программу разработки и внедрения новых товаров. Инновация товара предполагает разработку и внедрение новых товаров и по форме осуществления подразделяется на дифференциацию и диверсификацию товара.[14].
В целях поддержания непрерывности сбыта используется модификация существующих товаров.
Стратегия элиминации товара состоит в выделении таких товаров, которые выглядят сомнительными с точки зрения дальнейшей привлекательности на рынке и подлежат переаттестации. Результаты проверки таких товаров представляют собой основу для принятия решений относительно дальнейшей судьбы товаров: оставлять их в товарной номенклатуре или снимать с производства и выводить с рынка. При подготовке решений целесообразно проводить анализ программы сбыта в целом и анализ положения каждого товара на рынке. Для исследования программы сбыта могут использоваться сведения о результатах анализа. При этом выявленные сомнительные товары необходимо подвергнуть анализу их жизненного цикла, установить уровень эффективности их дальнейшего производства.
Даже самый конкурентоспособный товар со временем сдает свои позиции, если производитель не адаптирует его характеристики к изменяющимся вкусам потребителей. Поэтому задачей товарной политики является управление жизненным циклом товара.
Другой важный момент - ориентация на сегментированную группу потребителей. Потребительские оценки имеют стратегическое значение на всех этапах от составления концепции нового товара и проверки этого замысла до его позиционирования, конструирования, производства, установления уровня цены, рекламирования, сбыта, финансирования и технического обслуживания. Поэтому товарная политика включает проведение систематических исследований на всех перечисленных этапах, причем их объектом является не сам товар как таковой, в отрыве от конкретных рынков и конкретных потребителей, а потребитель с его запросами по отношению к данному товару, его ответная реакция на разнообразные мероприятия на каждом этапе продвижения товара от производителя к потребителю.
Тем не менее, главным ориентиром при формировании товарной стратегии является достижение конкурентного преимущества фирмы в долговременной перспективе.
Выбрав ту или иную альтернативу товарной стратегии, фирма должна "наполнить" ее конкретным содержанием - соответствующим товаром или товарным ассортиментом, т.е. группой товаров, тесно связанных между собой хотя бы по одному из признаков: совместное применение, общий сегмент рынка, общий канал распределения, сходный диапазон цен.
При выборе стратегии маркетинга возможно обоснование следующих решений: увеличение инвестиций для укрепления позиций на рынке; локализация инвестиций до выявления определенности экономического положения в отрасли; переброска инвестиций с менее выгодных рынков в прибыльные ниши; закрытие производства и ускоренная распродажа основных средств. Для выявления сомнительных и "стареющих" товаров могут создаваться группы по анализу рентабельности товара и тенденций конъюнктуры на рынке. После анализа составляются рейтинговые табличные формы по каждому товару с указанием возможных объемов продаж и прибыли. Руководство фирмы изучает эту информацию и принимает решение.
3.2. Обоснование эффективности
В общем представлении эффективность характеризует развитые различные системы, процессы, явления. Эффективность выступает как индикатор развития предприятия, она же - его важнейший стимул. Стремясь повысить эффективность товарной политики, определяются конкретные меры, способствующие процессу развития, и отсекаются те из них, что ведут к регрессу.[15].
Эффективность товарной политики в этом смысле, всегда связана с практикой. Она становится целевым ориентиром проведения определенных действий на предприятии, направляет его деятельность в русло обоснованности, необходимости, оправданности и достаточности.
Для выработки и проведения эффективной товарной политики предварительно проводится анализ всех характеристик товара: надежность, удобство пользования, функциональные возможности, долговечность, удобство обслуживания, эстетика, гарантии, инструкции, упаковка и т.д. Потребительский эффект зависит не только от основных, но и от дополнительных свойств изделий. Основные свойства товара определяются целью, для которой он создан, а дополнительные - отношением потребителя к изделию.
Без четкой ориентации на узкую, заранее выявленную целевую группу потенциальных потребителей не может быть успеха в рыночной экономике. Это будет актуально для наших предприятий, как только рынок получит достаточно четкий импульс к самоорганизации и стабильности.
Эффективность политики предприятия следует оценивать по экономическим результатам, характеризующим работу предприятия в целом: обобщающим экономическим показателям (товарооборот, издержки, прибыль, цены), показателям использования ресурсов (выработка, товарооборачиваемость); качеству торгового обслуживания (широта, устойчивость и обновляемость ассортимента); качеству товаров. Анализируя влияние товарной политики на деятельность организации можно сделать вывод, что рентабельность выше у тех торговых предприятий, которые имеют широкий ассортимент товаров, высокую товарооборачиваемость, четкие хозяйственные связи и наращивают темпы розничного товарооборота, улучшают работу с покупателями.[17].
Оценка эффективности деятельности предприятий проводимых товарную политику, может осуществляться как на основе экспертных оценок, так и силами самих предприятий. Оценка товарной политики дает представление об адаптации предприятия к рыночным условиям, позволяет не только выработать стратегию и тактику поведения торговых предприятий, но и повысить эффективность управления ими на уровне территории. Критерием оценки эффективности использования товара является качество его функционирования, т. е. качество выполнения товаром основной функции в процессе его потребления. Для перспективной оценки эффективности товарной политики уровень качества проверяется на длительном отрезке времени. Такое прогнозирование качества исполнения основной функции товара может быть ориентировано на увеличение прибыли и расширение доли рынка за счет постоянного улучшения качества, или за счет поддержания качества на заданном уровне, или за счет понижения с течением времени качества товара. Выбор того или иного варианта поддержания эффективности использования товара зависит от внутренних и внешних условий окружающей среды. Однако в любом варианте в первую очередь должны учитываться не столько цели производителя товара, сколько потребности покупателей.
Эффективность товарной политики основывается на принципе непрерывного исследования и оценки характеристик предлагаемого товара с учетом потребностей целевого рынка и в сравнении с товарами фирм- конкурентов. Отсутствие рыночной информации, данных оперативного анализа и неумение постоянно увязывать коммерческие решения с конъюнктурой рынка снижают эффективность деятельности предприятия. Избежать этого можно путем введения маркетинговых служб на каждом предприятии. Поскольку маркетинг является чисто рыночной концепцией управления коммерческой деятельностью предприятия, то он позволит наиболее гармонично сочетать рыночные интересы предприятия и потребителя. Практический маркетинг принесет реальную пользу предприятию лишь в том случае, когда его применение будет осуществлено квалифицированными специалистами, обладающими знаниями в области рыночной стратегии и тактики.
Оценив свои возможности ОАО АПК «Орловская Нива» сможет усовершенствовать свою товарную политику и вывести предприятие на более высокий уровень.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Товарная политика предприятия одна из главных составляющих в работе организации. Это направление характеризуется такими понятиями как маркетинг, товар, роль товара в маркетинге. Они способны приоткрыть завесу к объяснению товарной политики.
Сам процесс разработки товарной политики включает все этапы, на которых четко прослеживается развитие этого процесса. План позволяет поочередно выполнить поставленную цель и перейти к следующей. Постепенно формируется товарная политика предприятия, для которого она разрабатывалась.
Все это подкрепляется тем, что изучается предприятие, история его создания, состояние на данный момент. Дается оценка достигнутым результатам.
Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению; поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов); разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
На основе этого формулируют недостатки в товарной политике, которая слабо работает и не эффективна, требует модернизации.
В результате предлагаются рекомендации по модернизации товарной политики или по ее новой разработке. Выявляются факторы, которые имеют большее значение для товарной политики, описывают их и дают им обоснование, так как хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Отсутствие генерального курса, без которого нет и долгосрочной товарной политики, может привести к неправильным решениям, распылению сил и средств, отказу от запуска изделий в производство, когда на это уже затрачены огромные средства.
Информация о работе Разработка товарной политики предприятия