Роль маркетинга в экономическом развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель маркетинга – это не удовлетворение потребностей потребителей, а получение прибыли путем удовлетворения этих потребностей.
Актуальность темы заключается в том, что маркетинг - это один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание. Особенно важным является внедрение маркетинга в экономику России. С развитием рыночных отношений в России формируются условия для применения не только отдельных приемов и методов маркетинга, но также и для цельного использования данной концепции рыночного управления.

Содержание работы

Введение……………...…………………………………………………………....3
1. Роль маркетинга в экономическом развитии страны………………………...5
2. Краткая история и этапы развития маркетинга, их влияние на экономические и социальные процессы, уровень жизни....................................7
3. Маркетинг как наука, концепция, система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия…………………………………………29
4. Понятие рынка (равновесного, производителя, потребителя, в сопоставлении определений разных авторов)…………………………………40 5. Принципы и цели маркетинга………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………...……..48
Список использованной литературы…………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 113.57 Кб (Скачать файл)

Роль ТНК в мировых связях.

Активно участвуя в процессах международного производства на базе традиционного  международного разделения труда, ТНК  создали собственное внутрифирменное  международное производство на основе модернизированного международного разделения труда, с подключением ряда развивающихся  рынков с новой для них специализацией. Именно этот внутрифирменный вариант  международного производства стал для  современных международных корпораций основным.

Организация внутрифирменного международного производства дает ТНК ряд преимуществ:

1) использовать  выгоды международной специализации  производства отдельных стран;

2) максимально  использовать налоговые, инвестиционные  и другие льготы, предоставляемые  странами для зарубежных инвесторов;

3) маневрировать  загрузкой производственных мощностей,  приспосабливая свои производственные  программы в соответствии с  конъюнктурой мирового рынка;

4) использование  своих дочерних компаний в  качестве плацдарма для завоевания  развивающихся рынков. Так, к примеру,  реализация продукции через свои  заграничные филиалы ТНК значительно  превышает мировой экспорт. При  этом продажи транснациональных  корпораций вне страны основного  базирования растут на 20-30% быстрее,  чем экспорт. Осуществляя инвестиции  во многих развивающихся странах,  ТНК строят заводы не для  того, чтобы произведенную продукцию  реализовывать в стране своего  базирования, а для нужд стран  - реципиентов капитала;

5) организация  собственного международного производства  дает возможность ТНК продлевать  жизненный цикл продукта, налаживая  производство продукта по мере  его морального старения на  зарубежных филиалах, а затем  и продавая лицензии на его  производство иным компаниям.

Обладая огромными капиталами, ТНК активно  действуют на международных финансовых рынках. Совокупные валютные резервы  ТНК в несколько раз больше, чем резервы всех центральных  банков мира вместе взятых. Перемещение 1-2% массы денег, находящихся в  частном секторе, вполне способно изменить взаимный паритет любых двух национальных валют. ТНК часто рассматривают  обменные валютные операции в качестве наиболее выгодного источника своих  прибылей.

Отраслевая  структура производства ТНК достаточно широка: 60% материальных компаний заняты в сфере производства, 37% - в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве. Четко обозначилась тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. Одновременно снижается доля в добывающей промышленности, сельском хозяйстве и ресурсоемком производстве.

По данным американского журнала «Форчун» главную роль среди 500 крупнейших ТНК  мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Их продажи составляют около 80% общей  активности транснациональных корпораций и пятисот «грандов».

Транснациональные корпорации во все большей степени  становятся определяющим фактором для  решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических  связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет  им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения  продукции и даже, как считают  эксперты ООН, содействовать экономической  интеграции в мире.

ТНК вторгаются в сферы, которые традиционно  считались областью государственных  интересов - делают вывод эксперты ООН  в докладе ЮНКТАД о транснациональных  корпорациях (1993 г.). В действительности, деятельность ТНК ведет к интеграции, интернационализации только в тех  рамках и границах, которые определены получением максимальной прибыли.

В целом  ТНК - это достаточно сложный и  непрерывно развивающийся феномен  в системе межхозяйственных связей, требующий постоянного внимания, изучения и международного контроля. Тем более что в нашей стране начинают возникать и развиваться крупные корпорации - финансово-промышленные группы, видящие свои перспективы в активной экспансии на внешних рынках.

Глобализация рынков.

Немного можно найти компаний, работающих в одиночестве. Достижения средств  коммуникаций позволяют мгновенно  связываться практически с любой  точкой мира. Товары и услуги производятся и выводятся на рынки по всему  миру. Большинство фирм продвигают свою продукцию на мировом рынке, сталкиваются с международной конкуренцией, заключают договора с иностранными партнерами и поставщиками, имеют  интернациональный штат работников. Власть международного маркетинга можно  оценить по росту объема мировой  торговли за последние два десятилетия  с $200 млрд. до $4блн.

Компании  должны рассматривать мир как  потенциальный рынок сбыта, чтобы  успешно конкурировать с рынками  из других стран.

Для того чтобы оказаться вовлеченным  в глобальный рынок, компания должна:

- оценить возможности роста;

- разработать маркетинговую стратегию;

- отслеживать и оценивать события мировой жизни.

Итак, компании уже не могут позволить себе уделять  внимание только своему домашнему рынку, насколько емким он ни был. Многие отрасли промышленности являются глобальными  отраслями, и фирмы, работающие на международном  рынке (в глобальном масштабе) добиваются снижения затрат и повышения известности. В то же время глобальный маркетинг  связан с большими рисками из-за неустойчивости курсов валют, нестабильности правительств, торговых барьеров, протекционистских  мер и других факторов. С учетом потенциальных выгод и рисков, многие фирмы нуждаются в систематическом  подходе к принятию решений по международному маркетингу.

В качестве первого шага компания должна проанализировать имеющиеся возможности международного рынка. Для этого менеджерам необходимо понять среду глобального рынка, особенно международную торговую систему. Нужно суметь оценить экономические, политико-правовые и культурные характеристики каждого зарубежного рынка. Компания должна решить, будет ли она выходить на международный рынок и рассмотреть  потенциальные риски и преимущества этого шага. Во-вторых, компания должна принять решение, на какие рынки  выходить. Такое решения предполагает определение объема международных  продаж, допуская наличие высокого производственного потенциала, определение  количества стран, в которых будет  осуществляться эта продажа, при  вероятном коэффициенте окупаемости  капиталовложений и уровне риска. Поподробнее  остановимся на решении о том, на какие рынки выйти.

Во - первых, прежде чем выйти на зарубежный рынок, компания должна попытаться определить цели и стратегии своего международного маркетинга. Она должна решить, какой объем зарубежных продаж ей требуется. Большинство компаний, выходя на другие рынки, начинают с малого. Некоторые планируют малые объемы и на будущее, рассматривая международные продажи как незначительную часть своего бизнеса; у других компаний более обширные планы. Они рассматривают международный бизнес как равный своему бизнесу или даже более важный.

Во –  вторых, компания должна принять решение, в скольких странах она собирается действовать. Вообще, больше смысла работать в меньшем числе стран, глубоко проникая в каждую из них. В-третьих, компания должна принять решение, на какие именно типы стран выходить. Привлекательность той или иной страны зависит от конкретного продукта, географических факторов, среднегодового дохода и численности населения, политического климата и прочих факторов. Продавец может отдавать предпочтение определенным группам стран или регионам мира.

В – третьих, составив для себя перечень возможных международных рынков, компания должна проанализировать и оценить каждый из них по нескольким критериям, включая размер рынка, рост рынка, стоимость ведения бизнеса, конкурентные преимущества и уровень риска.

Конкуренция и конкурентоспособность  страны.

Конкуренция – это отношение состязательности на каком-либо поприще между отдельными лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. 
Конкуренция – одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров. 
         С точки зрения маркетинга в основе конкуренции среди продавцов лежит стремление предприятий и организаций улучшить или стабилизировать свое положение на рынке и получить наибольшую прибыль. 
Для достижения этих целей конкурирующие предприятия направляют свои усилия на повышение качества, т.е. создание потребительского предпочтения для своих товаров и услуг; стараются применять в производстве новейшие технологии. Таким образом, конкуренция стимулирует развитие НТП. 
В России правовой основой конкурентной среды являются Федеральные законы "О защите конкуренции", "О естественных монополиях", "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Россия  продолжает оставаться аутсайдером  во всех международных рейтингах  конкурентоспособности.

Проблема  конкурентоспособности государства, его экономики, жизнестойкости общества в целом становится все более  актуальной. Это ее значение возрастает вместе с ужесточением глобальной конкурентной среды. Глобализации свойственно не только расширение и углубление кооперации, интеграции и сотрудничества, но и  наличие конкуренции, которая неразрывно сопутствует глобализационным процессам, ведь конкуренция – спутник глобализации.

В условиях нарастающей глобализации залогом  жизнеспособности развития является достижение конкурентного преимущества, поскольку  ни одна страна и ни одна экономика  или отдельная компания не могут  противостоять влиянию конкуренции, т.к. за благовидной витриной глобализации с ее красивыми лозунгами о  кооперации усилий и взаимовыгодном сотрудничестве стоит жесткая конкурентная глобальная среда. Особенное звучание вопрос жизнеустойчивости, конкурентоспособности  государства приобретает в наши дни – в условиях глобального  финансово-экономического кризиса, охватившего, как кажется, все уголки Земного  шара, и «проверяющего» на прочность  общественно-государственные конструкции  многих стран.

Сегодня наша страна занимает весьма низкие места  в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности. Имеются в  виду, прежде всего, два наиболее известных  рейтинга: рейтинг конкурентоспособности IMD (Международного института развития менеджмента, г. Лозанна, Швейцария) и  Индекс глобальной конкурентоспособности WEF (Всемирного экономического форума). В рейтинге IMD за 2008 г., включающем 55 стран, наша страна заняла 47-е место. В Индексе глобальной конкурентоспособности WEF за 2008 г., включающем 131 страну, Россия заняла 58-е место.

Если  брать отдельные параметры, то Россия в международных рейтингах глобальной конкурентоспособности входит в  десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам  сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности  школьного образования (10,5 лет). Российская Федерация заметно проигрывает  в уровне качества государственных  институтов, профессиональности управления (качество и прозрачность управления), стабильности и предсказуемости  законодательства, обеспечении безопасности граждан, по основным экономическим  показателям, по показателям эффективности  бизнеса (степень соответствия принципам  инновационности, рентабельности и  социальной ответственности, производительности труда, развития рынка труда, качеству менеджмента), показателям инвестиций в традиционную и технологическую  инфраструктуру, в образование и  непрерывное повышение квалификации рабочей силы, взаимообусловленности  заработной платы, производительности труда и налогов, показателям  сокращения неравенства между богатыми и бедными, показателям состояния  инфраструктуры (степень соответствия инфраструктуры потребностям бизнеса, развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры), показателям состояния  образования, здравоохранения и  окружающей среды.

Столь низкие места России объясняются как  объективными российскими трудностями  в данной области, так и определенной условностью и ангажированностью  существующих рейтингов.

О недостаточной  корректности, к примеру, свидетельствует  тот факт, что в рейтингах не учитывается геополитический фактор, имеющий немаловажное значение для  реальной конкурентоспособности государств, поскольку от уровня конкурентоспособности  геополитики страны в немалой  степени зависит создание необходимых  условий для конкурентоспособности  экономики и в целом государства  в жесткой конкурентной среде  глобализирующегося мира. Геополитический фактор и конкурентоспособность. Такими подходами к составлению рейтингов глобальной конкурентоспособности национальная конкурентоспособность сводится даже не к конкурентоспособности экономики государства, а к конкурентоспособности какого-либо сегмента экономики государства, что представляется методологически неверным. По крайней мере, такой подход вызывает сомнения в методологической правильности. Скорее, он свидетельствует о том, что в условиях глобализации, в угоду развитым странам, контролирующим глобализационные процессы, составляются рейтинги, ориентирующие, «подтягивающие» экономики развивающихся стран под удобные для управления в своих интересах критерии, признаки и форматы.

Глобализация  не отменяет особенности национальных государственных интересов. Так, в  Стратегии национальной безопасности США для нового столетия прямо  говорится: «Наш стратегический подход основан на признании того, что  мы должны лидировать в мире, мы должны четко проявлять свою волю и способность  к глобальному лидерству».

Иными словами, геополитический фактор в практике соперничества государств, как говорится, никто не отменял, он по-прежнему оказывает  серьезное воздействие на уровень  конкурентоспособности государства, какими бы глобалистскими лозунгами  о снижении роли государств в эпоху  глобализации, о неких общих для  всех благах глобализирующегося мира, он ни прикрывался.

Следует заметить, что конкурентоспособность  геополитики конкретного государства  напрямую зависит от геополитического статуса этого государства. Под  геополитическим статусом государства  понимается роль и значение государства  в мировых делах, его место  в глобальной системе миропорядка.. Вне всякого сомнения, геополитическое  влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, технологическим состоянием, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим  кодом (геополитической идентичностью), соответствующим реальному экономическому, социально-политическому и культурному  потенциалу страны.

Информация о работе Роль маркетинга в экономическом развитии страны