Роль маркетинга в экономическом развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Цель маркетинга – это не удовлетворение потребностей потребителей, а получение прибыли путем удовлетворения этих потребностей.
Актуальность темы заключается в том, что маркетинг - это один из наиболее мощных инструментов, используемых различными организациями в бесконечной борьбе за выживание и процветание. Особенно важным является внедрение маркетинга в экономику России. С развитием рыночных отношений в России формируются условия для применения не только отдельных приемов и методов маркетинга, но также и для цельного использования данной концепции рыночного управления.

Содержание работы

Введение……………...…………………………………………………………....3
1. Роль маркетинга в экономическом развитии страны………………………...5
2. Краткая история и этапы развития маркетинга, их влияние на экономические и социальные процессы, уровень жизни....................................7
3. Маркетинг как наука, концепция, система управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия…………………………………………29
4. Понятие рынка (равновесного, производителя, потребителя, в сопоставлении определений разных авторов)…………………………………40 5. Принципы и цели маркетинга………………………………………………..44
Заключение………………………………………………………………...……..48
Список использованной литературы…………………………………………...50

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 113.57 Кб (Скачать файл)

Вместе  с тем, производитель постепенно стал понимать, что целью производства является не только, или, вернее, не столько  реализация стоимости и доведение  товаров до потребителей с целью  получения все большей и большей  прибыли любой ценой, а удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Гораздо выгоднее постараться определить заранее, чего хотят покупатели и  лишь потом производить то, что  удовлетворит их желания.

Переход к рынку покупателя означает формирование таких связей, которые не опосредованы предварительным фондированным  распределением произведённых товаров. Это не исключает существования оптового звена, но при том непременном условии, что оно выступает не как звено распределения, а как торговый посредник, агент купли-продажи. Только в этом случает реализация стоимости товаров, происходящая в обмене, становится условием и предпосылкой реализации его потребительной стоимости, которая совершается в потреблении. Рынок покупателя знаменует собой усиление внимания к вопросам реализации. Данная политика способствует развитию форм товарного обращения, реорганизации рынка, более тщательному изучению спроса и т.п.

Третьей стадией развития рынка является так называемый рынок потребителя. Конкуренция на таком рынке играет важную, но второстепенную роль. Этот тип  рынка соответствует более высокому уровню развития общественного разделения труда и специализации, развитому  производству и высокому уровню удовлетворения потребностей. Спрос уравновешен  с предлагаемой массой товаров, соответствует  требованиям потребителей, тем самым  достигается состояние рыночного  равновесия.

Обеспечение приоритетного положения потребителя  мы связываем с формированием  рынка потребителя. Этот тип рынка  предполагает развитую систему связей между производством и потреблением, высокую степень удовлетворения потребностей. В современный период, связанный со становлением рыночных отношений, базируясь на использовании  результатов предыдущей субъективной деятельности, необходимо переходить к управлению на основе научного предвидения. Поэтому наряду с формированием  и развитием рынка покупателя, мы должны осознанно переходить к  рынку потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Принципы и цели маркетинга

Принципы  маркетинга - это основополагающие положения, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и  услуг обязательно ориентировалось  на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка.

В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:

1. Тщательный  учет потребностей, состояния и  динамики спроса и рыночной  конъюнктуры при принятии хозяйственных  решений.

Потребители часто не знают, что именно они  хотят. Они хотят только как можно  лучше решить свои проблемы.

Поэтому одна из главных задач маркетинга - это понять, что хотят потребители.

2. Создание  условий для максимального приспособления  производства к требованиям рынка,  к структуре спроса исходя  не из сиюминутной выгоды, а  из долгосрочной перспективы.

Современная концепция маркетинга состоит в  том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, в области капитальных вложений, сбытовая, техническое обслуживание и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных  запросов покупателей, чтобы ориентировать  производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что  действительно есть потребительский  спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость  от запросов и требует производить  товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю. При реализации концепции маркетинга центр принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятий  к звеньям, чувствующим пульс  рынка.

3. Воздействие  на рынок, на покупателя с  помощью всех доступных средств,  прежде всего рекламы.

Западно-германский маркетолог Гюнтер фон Брискорн в  одной из своих лекций, характеризуя содержание и принципы маркетинга, рассуждает примерно так: «Рынок - это море. На волнах рынка находятся потребители, поведение которых на рынке характеризует вектор их потребностей. Он подвержен частым изменениям. Рынок является нашим шефом (начальником) и, выходя на него (идя на прием к шефу), надо хорошо подготовиться. Потребитель - это наш король, любые требования которого мы должны безоговорочно выполнять.»

Общую концепцию  маркетинга можно охарактеризовать так: от производителя к потребителю  идет общий поток денег, необходимый  для нормального функционирования предприятия и для того, чтобы  удовлетворять будущие потребности  еще более эффективно, чем в  настоящий момент. И вот задача маркетинга как раз и заключается  в том, чтобы производитель и  потребитель во время встречи  на рынке наиболее полно реализовали  свои цели и потребности.

Основные принципы маркетинга в  условиях России таковы:

- максимальное приспособление производства продукции и всей производственно-сбытовой деятельности производителя к требованиям рынка;

- учет потребностей потребителя, условий предпринимательской деятельности, состояния и динамики спроса:

- активное воздействие на спрос различными методами, не противоречащими закону;

- принятие стратегических решений по мере обнаружения проблемы сбыта (ситуационное управление);

- наличие многовариантности решения возникающих проблем сбыта;

- ориентация на обеспечение долгосрочного коммерческого успеха; проявление маркетинговой инициативы как формы управления производством и сбытом продукции.

Комплекс  маркетинга в России представляет собой  сочетание элементов маркетинга, воздействующих на спрос товара и  обеспечивающих желательную реакцию  рынка. Все эти элементы объединены в четыре группы: товар (услуга); цена; распределение (сбыт); стимулирование (продвижение).

Принципы  и комплекс российского маркетинга применимы для всех сфер деятельности: производства, сбыта, финансов. В каждой из них есть область их применения. Поэтому принципы и элементы комплекса  маркетинга полезны всем: врачам, юристам, экономистам, финансистам, инженерам, консультантам по управлению, научным  сотрудникам, работникам торговли.

Цели маркетинга.

Цели  маркетинга — это желаемое положение  компании, марки, товара, которое можно  достичь скоординированными усилиями всех сотрудников компании в более  или менее определенный промежуток времени.

Достижение  целей маркетинга видится в совершенствовании  продукции в интересах покупателей  и стимулировании сбыта с целью  получения высокой прибыли в  долгосрочном периоде.

Цели маркетинга:

- максимально высокое потребление;

- достижение максимальной потребительской удовлетворенности;

- предоставление максимально широкого выбора;

- максимальное повышение качества жизни.

Цель  маркетинга "максимизация возможно высокого уровня потребления" достигается  увеличением продаж, максимизированием  прибыли с помощью различных  способов и методов маркетинга

Цель  маркетинга "максимизация потребительской  удовлетворенности" видится в  выявлении существующих потребностей и предложении максимально возможного ассортимента товара. Согласно этой точке  зрения, цель системы маркетинга - достижение максимальной потребительской удовлетворенности, а не максимально возможного уровня потребления. К сожалению, степень  потребительской удовлетворенности  трудно измерить, а непосредственное удовлетворение, получаемое отдельными потребителями от конкретных "благ", не учитывает "зло", такое, как  загрязнение окружающей среды и  наносимый ей ущерб. Следовательно, дать оценку системе маркетинга на основе показателей удовлетворенности, которую она приносит общественности, затруднительно.

Цель  маркетинга "максимизация выбора" вытекает и как бы является продолжением предыдущей. Трудность в реализации данной цели заключается в том, чтобы  не создать на рынке марочного  изобилия и мнимого выбора. Да и  некоторые потребители при избытке  определенных товарных категориях испытывают чувство беспокойства и растерянности.

Цель  маркетинга "максимизация качества жизни" многие склонны считать, целью  благородной, но в то же время это  качество трудно измерить, потому порой  рождаются противоречия. Наличие  ассортимента товаров благоприятно влияет на его качество, количество, доступность, стоимость, т. е. товар  «совершенствуется», а следовательно, потребитель может максимально  удовлетворить свои потребности, повысить качество жизни.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Маркетинг затрагивает жизнь каждого из нас. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются  в распоряжение людей товары и  услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни. Маркетинг включает в себя множество самых разнообразных  видов деятельности, в том числе  маркетинговые исследования, разработку товара, организацию его распространения, установление цен, рекламу и личную продажу. Многие путают маркетинг с  коммерческими усилиями по сбыту, тогда  как и на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд для решения целей, стоящих перед  организацией. Маркетинг начинается задолго до и продолжается еще  долго после акта купли-продажи.

Маркетинг вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основными понятиями  сферы маркетинга являются следующие: нужды, потребности, запросы, товар, обмена, сделка и рынок.

Управление  маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание  выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей  организации. Занимающийся маркетингом  должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку  существующий спрос может не совпадать  с тем, которого желает для себя фирма.

Управление  маркетингом может осуществляться с позиций пяти разных подходов. Концепция совершенствования производства утверждает, что потребители будут  благоволить товарам, доступным  по низким целям, и, следовательно, задача руководства - совершенствовать экономическую  эффективность производства и снижать  цены. Концепция совершенствования  товара исходит из того, что потребители  оказывают предпочтение товарам  высокого качества и, следовательно, больших  усилий по стимулированию сбыта не требуется. Концепция интенсификации коммерческих усилий базируется на том, что товары организации не будут  покупать в достаточных количествах, если не побуждать потребителей к  этому с помощью значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с  помощью исследований нужды и  запросы точно очерченного целевого рынка и обеспечить их желаемое удовлетворительное. Концепция социально-этнического  маркетинга провозглашает залогом  достижения целей организации ее способность обеспечить потребительскую  удовлетворенность и долговременное благополучие и потребителя и  общества в целом.

Практическая  деятельность маркетинга оказывает  большое влияние на людей, выступающих  в качестве покупателей, продавцов  и рядовых граждан. В качестве ее целей выдвигаются такие, как  достижение максимально возможного высокого потребления, достижение максимальной потребительской удовлетворенности, предоставление потребителям максимально  широкого выбора, максимальное повышение  качества жизни. Многие считают, что  целью должно быть именно повышение  качества жизни, а средством ее достижения - применение концепции социально-этичного маркетинга.

Интерес к этой деятельности усиливается  по мере того, как все большее  число организаций в сфере  предпринимательства, в международной  сфере осознают, как именно маркетинг  способствует их более успешному  выступлению на рынке.

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы.

1. Попова Р.Ю. Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2007. №1(13).

2. Современный маркетинг / под. ред. В.Е. Хруцкого - М., Финансы и статистика - 2009 г. с.59.1. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом "Вильямс", 2004. - Стр.564 - 567.

3. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. «Экономика фирмы: Учебник для вузов». – М.: Юнити-Дана, 2007. – с. 461.

4. Котлер Ф. «Основы маркетинга». – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002 – 656с.

5. «Социальные основы маркетинга». - МИБИФ и Ивановский региональный центр информатизации Высшей школы http://www.marketing.spb.ru/lib-mm/mibif/8/.

6. Т.С. Бронникова, А.Г. Чернявский «Маркетинг: Учебное пособие». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008.

7. ИА Альянс Медиа «Роль маркетинга в деятельности малых предприятий». – Электронная статья. – 06/09/2007.

8. http://www.siora.ru/ru/node/8364

9. Данько Т. П. Управление маркетингом: учебник Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2004, с.1.

10. А. П. Панкрухин «Маркетинг территорий: маркетинг страны» http://www.marketing.spb.ru/lib-special/regions/territory/2.htm.

11. Медведев П. М. Организация маркетинговой службы с нуля.-СПб: Питер,2009.-224с.

12. Лукина А. В. Маркетинг: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2008.-224с.

13. Лебедева О. А., Лыгина Н. И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.-192 с.

14. Кнышова Е. Н. Маркетинг: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008.-282с.

15. Голубков  Е.П. маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е издание, переработанное и  дополненное. - М.: Издательство "Финпресс", 2006. - 464с.

16. Котлер Ф., "Основы маркетинга": Санкт-Петербург: "Литера плюс", 2007.

Информация о работе Роль маркетинга в экономическом развитии страны