Рынок товаров народного потребления (на примере ОАО «Хлебокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе раскрывается понятие рынка товаров народного потребления. Дается характеристика его элементам и классификация товаров. Описывается поведение покупателей на потребительском рынке.
Целью курсовой работы является разработка предложений по улучшению существованию хлебобулочных изделий ОАО «Хлебокомбинат» на потребительском рынке.
Объектом исследования в работе является ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск
Предметом исследования является продукция ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......4
Глава 1. Рынок товаров народного потребления. Поведение
покупателей на нём………………………………………………………..6
1.1. Потребительский рынок как экономическая категория, его состав и место в экономике……………………………………………………………6
1.2. Характеристика рынка товаров народного потребления………………11
1.3.Поведение покупателей на рынке товаров народного потребления..18
2 Характеристика ОАО «Хлебокомбинат»
и его деятельности……………………………………….26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебокомбинат»………………………………………………26
2.2 Анализ сбыта хлебобулочной продукции ОАО «Хлебокомбинат…..29
2.3 Разработка рекомендаций по улучшению деятельности ОАО «Хлебокомбинат»……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

М23.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

 

КАЛУЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УРЕЖДЕНИЯ

«МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.Э. БАУМАНА»

 

Кафедра экономики  и организации производства

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Рынок товаров  народного потребления

(на примере  ОАО «Хлебокомбинат»)

 

 

 

 

 

Выполнил:   Рычагова Дарья Юрьевна   студент группы ОПД-71

Допущен к защите__________  «_____» _____________2012 г.

Научный руководитель работы: Орехов Николай Андреевич

Оценка по результатам  защиты:______________________________

Председатель комиссии:_____________________________________

Члены:___________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

 

 

 

 

 

Калуга, 2012

АННОТАЦИЯ

 

В курсовой работе раскрывается понятие рынка товаров народного потребления. Дается характеристика его элементам и классификация товаров. Описывается поведение покупателей на потребительском рынке. 

 

Содержание 

 

Введение………………………………………………………………….......4

Глава 1. Рынок товаров народного потребления. Поведение

покупателей на нём………………………………………………………..6

   1.1. Потребительский  рынок как экономическая категория, его состав и место в экономике……………………………………………………………6

   1.2. Характеристика рынка товаров народного потребления………………11

   1.3.Поведение покупателей на рынке товаров народного потребления..18

2 Характеристика  ОАО  «Хлебокомбинат»

и его  деятельности……………………………………….26 
   2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебокомбинат»………………………………………………26

2.2 Анализ  сбыта хлебобулочной продукции  ОАО «Хлебокомбинат…..29

2.3  Разработка  рекомендаций по улучшению деятельности  ОАО «Хлебокомбинат»……………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………………………………..40

 

 

 

 

Введение 

Комплекс по производству товаров народного потребления - важная составная часть экономики  страны, которая должна способствовать стабилизации общероссийского потребительского рынка. Это в основном отрасли  группы Б, выпустившие в 1995 г. почти 60% продовольственных товаров. Среди непродовольственных товаров выделяются изделия культурно-бытового и хозяйственного назначения (более 80%), произведенные в отраслях тяжелой индустрии и местной промышленности. Резкое сокращение выпуска продукции легкой промышленности связано с катастрофическим падением объемов производства и неспособностью российских предприятий конкурировать с дешевыми импортными товарами, заполнившими российский рынок. 
Производство товаров народного потребления - одно из узких мест в экономике России. За последние 5 лет объем промышленного производства потребительских товаров сократился более чем вдвое, в наибольшей степени это касается выпуска непродовольственных товаров. Снижение собственного производства сопровождалось ростом импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов России, доля которых в 1994г. составляла 46%, а в 1995 г. - 49%. Насыщение рынка товаров народного потребления за счет отечественного производства - одно из направлений развития российской промышленности.    

Именно  торговля потребительскими товарами призвана обеспечить потребность людей в товарах и услугах, что определяет её ведущее место на потребительском рынке.     

Рынки потребительских  товаров играют ведущую роль в  торговле, поскольку через их каналы произведённая продукция поступает в личное потребление. Тем самым получает завершение процесс общественного воспроизводства той или иной страны, и создаются необходимые условия для его возобновления.

Однако, современные исследования проблем  изучения потребительских рынков в  России имеют определенную терминологическую путаницу с отсутствием системного подхода и единой методологии исследования рынка. Кроме того, многие из представленных в экономической литературе методик изучения товарных рынков, определения их емкости носят теоретический характер и применение их в практике исследований затруднено. Недостаточно полно в представленных методиках исследования рынка потребительских товаров предусмотрен учет влияния региональных факторов, определяющих формирование и развитие конкретных товарных рынков в современных условиях. В связи с этим, в настоящее время возникла необходимость в переосмыслении, систематизации имеющихся взглядов, мнений и методик исследования товарных рынков с целью учета региональной специфики и особенностей становления и формирования рынка потребительских товаров в условиях переходной экономики.

Целью курсовой работы является разработка предложений по улучшению существованию хлебобулочных изделий ОАО «Хлебокомбинат» на потребительском рынке.     

Объектом  исследования в работе является ОАО «Хлебокомбинат»  г. Обнинск

Предметом исследования является продукция ОАО «Хлебокомбинат»  г. Обнинск

Задачи :

  1. Изучение теоретических основ потребительского рынка;
  2. Проанализировать  потребительский рынок хлебобулочных изделий г. Обниска
  3. Разработка рекомендаций по улучшению деятельности ОАО «Хлебокомбинат»

Информационной  основой для написания курсового  проекта послужили  труды отечественных  и зарубежных ученых и интернет ресурсы

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание работы изложено на 42 страницах.

 

Глава 1. Рынок  товаров народного потребления. Поведение

покупателей на нём

    1. Потребительский рынок как экономическая категория, его состав и место в экономике

 

 

    Для полного и правильного определения сущности потребительского рынка как научной категории необходимо рассмотреть более общие исходные понятия – «рынок» и «потребительский рынок». Идеология рыночной экономики складывалась в течение нескольких столетий и, естественно, эволюционировала по мере изменения и развития общественных производительных сил и производственных отношений. Соответственно менялся и понятийный аппарат, в том числе дефиниции рынка вообще и потребительского рынка, в частности. Для избранной темы исследования важен период новейшей истории и научные взгляды на потребительский рынок, сформировавшиеся в последние десятилетия.    

Зарубежные  ученые, например, используют такие  понятия, как – рынок есть «институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг».   

Р.Пиндайк  и Д.Рубинфельд предлагают определять рынок как «совокупность покупателей и продавцов, взаимодействие которых приводит в итоге к возможности обмена» [11. с.6].  

Российские  исследователи В.И.Видяпин и Г.П.Журавлева  считают, что рынок следует рассматривать  как «совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающую экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающую обмен продуктами труда»[2, с.11].    

По  мнению М.М. Загорулько, В.М.Белоусова и др. рынок следует понимать как «систему экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения»[5, с.3].     

Обобщая существующие в современной экономической  литературе определения рынка, можно свести их в следующие группы:    

– рынок –  система экономических отношений  между продавцами и покупателями товаров  

– рынок –  совокупность покупателей товаров  и услуг, как существующих, так  и потенциальных     

– рынок –  саморегулируемая система вступающих в экономические отношения субъектов, обеспечивающая создание условий для  расширенного воспроизводства         

В национальной экономике действует  взаимосвязанная система рынков различного типа, обеспечивающих кругооборот и воспроизводство различных видов ресурсов: материальных, трудовых, финансовых, информационных и др. Одним из таких рынков является и потребительский рынок. От других составляющих системы рынков потребительский рынок отличается тем, что связан с удовлетворением личных (некоммерческих) потребностей людей.    

В экономической теории воспроизводства  личное потребление рассматривается как форма удовлетворения комплекса потребностей населения в материальных благах и платных услугах, происходящая за пределами процесса производства, т.е. когда эти потребительские товары и услуги выпадают из экономического оборота и поступают в окончательное потребление.     

Естественно, что  при этом личное потребление, как  и удовлетворение общественных потребностей, находятся в прямой зависимости  от способа производства и непосредственно  определяются свойственной ему формой (способом) распределения созданных материальных благ.    

Вышеизложенные  подходы к пониманию сущности рынка обусловливают и содержание понятия «потребительский рынок», предлагаемое различными исследователями. По определению  представителей институционального направления  экономической мысли в потребительский рынок – это «отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления». Потребительский рынок «существует тогда, когда люди встречаются прямо или через своих посредников с тем, чтобы продать или купить товары и услуги»; это «рынок товаров и услуг, закупаемых или арендуемых отдельными лицами или домохозяйствами для личного (некоммерческого) потребления» .    

Обе приведенные трактовки отличает механистический подход, затрагивающий  лишь внешнюю форму изучаемого явления. В стороне остается экономическая суть купли-продажи.    

В этом смысле понятия, используемые многими  российскими учеными, несравнимо глубже, поскольку они рассматривают  рынок в контексте общественного воспроизводства как систему социальных и экономических отношений.     

Итак, необходимо рассматривать «потребительский рынок» в широком смысле – как совокупность экономических отношений между  продавцами и покупателями по поводу купли-продажи потребительских товаров, оказывающих регулирующие воздействие на все фазы воспроизводственного процесса, и «потребительский рынок» в узком смысле этого слова – как «сферу реализации конкретного товара или группы товаров, связанных между собой определенными признаками потребительского характера»[10].     

В условиях развития рыночных отношений  в России сфера потребительского рынка расширилась и в настоящее время включает в себя следующие сегменты:

•Рынок потребительских  товаров, в том числе: рынок продовольственных  товаров; рынок непродовольственных товаров.

•Рынок потребительских  услуг.

•Рынок личного  недвижимого имущества.    

Все его сегменты тесно связаны между  собой и призваны способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей населения, эффективному функционированию всех региональных систем производства и товародвижения.     

Нормальное  функционирование потребительского рынка, устранение его деформаций создает условия для наиболее эффективного выполнения присущих ему функций:

•Создание системы обратных связей в экономике, согласование производства и потребления по общему объему и в ассортиментном разрезе, поддержание сбалансированности спроса и предложения в условиях постоянно меняющейся их структуры, то есть функция саморегулирования производства;

•Экономическое стимулирование эффективности производства, побуждающее товаропроизводителей создавать пользующиеся спросом товары лучшего качества с наименьшими издержками, то есть стимулирующая функция;

•Экономичность удовлетворения потребностей, побуждение покупателя соизмерять спрос с доходами, то есть функция экономичности;

•Обеспечение динамичной пропорциональности в производстве и обмене товарами между различными регионами и сферами национального хозяйства, то есть регулирующая функция;

•Сопоставление индивидуальных затрат труда отдельных производителей с общественными затратами труда, соизмерение затрат и результатов, то есть эквивалентная функция[7, с. 27].    

Для успешного осуществления потребительским рынком своих функций на переходном этапе и обеспечения эффективного функционирования воспроизводственного процесса необходимо соблюдение следующих условий:

•Экономической свободы, выражающейся, с одной стороны, для населения в свободе выбора потребительских товаров, а, с другой стороны, в свободе выбора для предприятий: что и сколько производить, где и как реализовать свою продукцию;

•Многообразия форм собственности;

•Наличия достоверной и полной информации о рынке у его субъектов;

•Свободы ценообразования;

•Развития конкуренции, свободы выбора партнеров рыночных отношений и цивилизованных форм взаимоотношений партнеров;

•Создания механизма социальной защиты населения, прав потребителей;

Формирования и развития инфраструктуры потребительского рынка.    

Отсутствие  в настоящее время в России развитой рыночной инфраструктуры является одним из сдерживающих факторов развития потребительского рынка. Положение усугубляется еще и тем, что при общем низком развитии инфраструктуры потребительского рынка по сравнению с другими странами, для нашей страны характерны неравномерное ее развитие по регионам страны, а также несбалансированное развитие отдельных элементов инфраструктуры.    

Информация о работе Рынок товаров народного потребления (на примере ОАО «Хлебокомбинат»)