Рынок товаров народного потребления (на примере ОАО «Хлебокомбинат»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе раскрывается понятие рынка товаров народного потребления. Дается характеристика его элементам и классификация товаров. Описывается поведение покупателей на потребительском рынке.
Целью курсовой работы является разработка предложений по улучшению существованию хлебобулочных изделий ОАО «Хлебокомбинат» на потребительском рынке.
Объектом исследования в работе является ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск
Предметом исследования является продукция ОАО «Хлебокомбинат» г. Обнинск

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......4
Глава 1. Рынок товаров народного потребления. Поведение
покупателей на нём………………………………………………………..6
1.1. Потребительский рынок как экономическая категория, его состав и место в экономике……………………………………………………………6
1.2. Характеристика рынка товаров народного потребления………………11
1.3.Поведение покупателей на рынке товаров народного потребления..18
2 Характеристика ОАО «Хлебокомбинат»
и его деятельности……………………………………….26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебокомбинат»………………………………………………26
2.2 Анализ сбыта хлебобулочной продукции ОАО «Хлебокомбинат…..29
2.3 Разработка рекомендаций по улучшению деятельности ОАО «Хлебокомбинат»……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

М23.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

Поэтому, для эффективного функционирования потребительского рынка необходимо формирование зрелой системы рыночной инфраструктуры, которая, на наш взгляд, должна включать в себя следующие основные комплексы: торгово-посреднический, финансово-кредитный, правовой, внешнеэкономический, информационно-коммуникационный.

 

 
1.2. Характеристика  рынка товаров народного потребления

Потребительский рынок обслуживает в основном сферу личного потребления населения. Он представляет собой сложную систему. Состав и структуру потребительского рынка можно классифицировать по:

•региональному признаку;

•назначению (рынок продовольственных, непродовольственных товаров, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода);

•каналам реализации товара.

Такая классификация  позволяет в составе всего  потребительского рынка выделить рынки регионов и отдельных товаров для анализа их развития и достижения пропорциональности спроса и предложения как в целом по стране, так и по регионам, отдельным товарам, а также целенаправленно формировать структуру потребления товаров населением страны.

Потребительский рынок характеризуется прежде всего долей в его составе продовольственных и непродовольственных товаров. В свою очередь каждая из этих составляющих товарооборота подразделяется на отдельные товарные группы.

Для рынка продовольственных  товаров характерны следующие специфические черты:

•Широкая взаимозаменяемость товаров по своему функциональному назначению, что обусловливает отсутствие отложенного спроса;

•Сезонность производства ряда продовольственных товаров, что вызывает существенные сезонные колебания реализованного спроса;

•Широкие связи между торговлей и производством;

•Совпадение в основном сроков производства товаров с их потреблением;

•Ограниченность срока хранения ряда продуктов питания.

Рынок непродовольственных  товаров отличается от продовольственного рынка более широким ассортиментом, высокой степенью его обновления, существенным изменением спроса под воздействием моды, отсутствием естественных ограничений размеров потребления товаров, выраженной индивидуальностью в спросе населения, четким разграничением товаров по функциональному назначению, высокими требованиями населения к ассортименту и качеству товаров.

Для рынка товаров  культурно-бытового назначения   и   хозяйственного   обихода характерны:

•Длительные сроки потребления;

•Отложенный спрос населения на отдельные изделия;

•Ярко выраженное влияние НТП и жилищных условий населения;

•Общественный характер использования многих предметов;

•Организация дополнительных услуг по эксплуатации ряда изделий, торговля запасными частями.

Эти особенности  обусловливают своеобразие подходов к прогнозированию спроса и формированию структуры товарооборота. Например, нельзя правильно определить перспективы развития спроса, не располагая данными о наличии товаров длительного пользования у населения.

В переходный период потребительский рынок приобретает различные формы, появляются новые каналы реализации товаров населению.

По каналам  реализации товаров потребительский  рынок можно подразделить на организованный и неорганизованный.

Организованный  рынок охватывает реализацию товаров  через официально зарегистрированную торговую сеть магазинов, палаток, киосков, предприятий общественного питания всех форм собственности. К этой категории относится также реализация товаров населению непосредственно производящими предприятиями и организациями, а также осуществляющими реализацию товаров, полученных по обменным операциям и торговым сделкам, колхозами и совхозами непосредственно из собственных хозяйств.

Неорганизованный  рынок охватывает реализацию частными лицами, занимающимися предпринимательской  деятельностью, товаров, произведенных в республике и привезенных из стран ближнего и дальнего зарубежья, в порядке свободной торговли в специально отведенных местах (на стадионах, вещевых и смешанных рынках и т.д.) либо на улицах, площадях и в других местах.

Важнейшим элементом рынка является спрос. Спрос — платежеспособная потребность, которую предъявляют покупатели на рынке для реализации своих интересов. Спрос всегда конкретен, имеет количественную и качественную определенность. В то же время спрос подвижен и изменчив. В определенных условиях он может переключаться с одних товаров на другие.

Потенциально  возможный объем спроса на все  товары или на конкретный товар принято  называть действительным спросом. Он измеряется тем количеством денежных средств, которые могут выделить покупатели для приобретения всей массы товаров или конкретного товара при установленном уровне цен. Однако не все денежные средства, предназначенные для покупки товаров, реализуются на рынке. Часть их по разным причинам остается у покупателей, а часть действительного спроса не находит удовлетворения. В связи с этим спрос, являясь платежеспособной потребностью, может принимать различные формы.

В изменении  спроса наблюдается следующая закономерность. С увеличением доходов расширяются масштабы и изменяется структура спроса на продукты питания. Население, преимущественно его обеспеченные слои, предъявляет все больший спрос на продукты животноводства, сахар, овощи и фрукты. По мере удовлетворения определенного минимума потребностей с ростом доходов лучшее по питательной ценности продовольствие вытесняет худшее, а когда потребности в продовольствии удовлетворены, каждая дополнительная прибавка в доходе идет на непродовольственные товары.

Спрос населения  на товары народного потребления  характеризуется объемом и структурой. Объем спроса представляет собой сумму денежных средств, которую население обменивает на товары. Он определяется величиной покупательных фондов населения, а в условиях ненасыщенного рынка также размером неудовлетворенного спроса населения. Структура спроса характеризует соотношение отдельных товарных групп в розничном товарообороте, связанных с их значимостью в удовлетворении разумных потребностей населения, степенью дополняемости и заменяемости товаров в процессе реализации и потребления.

Важным элементом  рынка является предложение.

Под товарным предложением следует понимать количество и качество товара, которое находится на рынке или может быть доставлено на него. Производители, представляя на рынок определенное количество товара, стремятся реализовать продукт труда таким образом, чтобы возместить затраты и получить максимальный доход.

Объем и состав товарного предложения непосредственно  зависят от производства. Однако предложение  и произведенная в обществе продукция  в каждый конкретный момент не совпадают ни по объему, ни по составу. Это зависит от ряда причин. Например, форму товарного предложения не принимает часть произведенной сельскохозяйственной продукции, которая идет на нужды личного потребления товаропроизводителей и образование семенных, фуражных и других фондов. Существенное влияние оказывают также экспорт и импорт товаров. В частности, экспорт уменьшает предложение товаров на внутреннем рынке по сравнению с производством, а импорт, наоборот, увеличивает его.[8, c.30]

Таким образом, предложение можно рассматривать как результат производственной деятельности в виде товарной массы, предназначенной для продажи. Компонентами совокупного предложения являются текущее производство, запасы товаров и импорт.

Рост производства, развитие научно-технического прогресса способствуют увеличению предложения товаров на рынке, расширению внутренней и внешней торговли.

Спрос и предложение  — две взаимообусловленные категории. Предложение формируется под воздействием и с учетом спроса населения, а спрос формируется и реализуется благодаря предложению. Нельзя купить то, что не производится и не предложено на рынке, и бесцельно производить то, что не найдет признания у покупателей. Произведенная продукция может быть реализована в том случае, если она по потребительским свойствам и объему соответствует спросу населения.

Соотношение между  спросом и предложением характеризует состояние сбалансированности рынка.

Различают сбалансированность рынка по объему и структуре, в  целом по стране и отдельным регионам, по стоимостным и натуральным показателям. Рыночное равновесие является проявлением пропорциональности в развитии экономики.

Важнейшей предпосылкой обеспечения пропорциональности между спросом и предложением является совершенствование практики изучения и прогнозирования спроса и взаимоотношений торговли с промышленностью и сельским хозяйством.

Развитие рынка  товаров народного потребления  характеризует емкость рынка. Это главный параметр рынка.

Под емкостью рынка понимают возможный объем реализации товаров в течение определенного отрезка времени. Спрос определяет емкость рынка, т.е. ту часть товарного предложения, которая может быть реализована в обмен на платежные средства населения при данном уровне цен, объемы и натурально-вещественную структуру производства и потребления товаров. Емкость рынка можно определить по формуле

Е = Q +0 +И-Э + С   -У   -Э   + И   ,

где Е — емкость  рынка; Q — национальное производство данного товара в стране; О — остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей; И, Э — импорт, экспорт; И , Э — косвенный (товар используется в другом изделии) импорт и экспорт соответственно; С , У — снижение, увеличение запасов товаров у потребителей (продавцов)  соответственно.

Емкость рынка  рассчитывается как в денежном, так и в натуральном выражении.

С целью принятия решений по управлению рынком необходимо изучать его конъюнктуру.

Конъюнктура рынка — это совокупность конкретных экономических, социальных, политических, организационных и других условий, определяющих в каждый данный момент соотношение спроса и предложения. В экономическом смысле конъюнктура характеризует хозяйственную ситуацию на рынке под влиянием действующих процессов и явлений.[10, c.78]

При изучении конъюнктуры  рынка ставится задача не только определить его состояние на тот или иной момент, но и предсказать, как он будет развиваться дальше. Прогноз конъюнктуры рынка дает возможность своевременно вырабатывать меры по развитию позитивных тенденций.

Потребительский рынок представляет собой гибкую систему прямых и обратных связей между производством и потреблением. Его проблемы связаны с отношениями, которые зарождаются в сфере производства и проявляются в сфере обращения. Важнейшей характеристикой эффективности функционирования рынка является степень сбалансированности структурно-объемного и качественно-ассортиментного спроса и предложения.

Функционирование  потребительского рынка, как и других сфер экономики, в переходный период осуществляется под воздействием государства.

1.3.Поведение покупателей на рынке товаров народного потребления

Факторы, оказывающие влияние на покупательское поведение.

Факторы культурного  уровня

Культура - основная первопричина, определяющая потребности человека. Человеческое поведение - вещь в основном благоприобретенная. Человек с детских лет усваивает базовый набор ценностей, восприятий, предпочтений, манер и поступков, характерных для его семьи и основных институтов общества.

Субкультура. Любая культура включает в себя более мелкие составляющие, или субкультуры, которые предоставляют своим членам возможность более конкретного отождествления и обобщения с себе подобными. В крупных сообществах встречаются группы лиц одной национальности, религиозные группы.

Социальное  положение 

Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы, которые можно определить, как сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения.[2 c.56] 

Факторы социального порядка

Референтные группы - группы людей, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека. Это могут быть друзья, семья, соседи, коллеги по работе и т.д.

Роли и статусы. Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждой роли присущ определенный статус, отражающий степень положительной оценки ее со стороны общества. 

Факторы личного порядка

Возраст и этап жизненного цикла семьи. С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг, так в первые годы человеку нужны продукты для детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы в отношении одежды, мебели, отдыха и развлечений.

Информация о работе Рынок товаров народного потребления (на примере ОАО «Хлебокомбинат»)