Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 18:56, курсовая работа
Цель курсовой работы является изучение сегментирования конкретного предприятия и рекомендации по совершенствованию сегментации рынка на примере ОАО «Керамогранит».
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
1) изучить теоретические основы сегментирования рынка;
2) провести анализ сегментирования рынка на предприятии ОАО «Керамогранит»;
Введение………………………………………………………………………….......3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕГМЕНТИРОВАНИЯ А МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………...........4
1.1.Сущность, цели и принципы сегментирования рынка…………………......4
1.2.Критерии выбора предпочтительного сегмента рынка…………………….8
1.3.Методы сегментации и позиционирование продукта……………………..12
2.АНАЛИЗ СЕГМЕНТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «КЕРАМОГРАНИТ»…….19
2.1. Характеристика и назначение ОАО «Керамогранит»…………….............19
2.2.Способы сегментирования рынка, используемые в ОАО «Керамогранит»…………………………………………………………………….23
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «КЕРАМОГРАНИТ»………………………………………………………...33
3.1.Разработка мероприятий по рационализации применения способов сегментации рынка…………………………………………………………………33
3.2.Организационно-экономическая эффективность предлагаемых мероприятий………………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………...
Ниже приведены некоторые
Превосходство. Данная отличительная особенность превосходит все другие способы, с помощью которых потребители могут получить аналогичные преимущества.
Наглядность. Смысл данной отличительной
особенности может легко
Доступность. Покупатели должны быть в состоянии позволить себе заплатить за эту отличительную особенность [17, с. 222].
Прибыльность. Внедрение данной отличительной особенности будет для компании прибыльным.
При этом необходимо различать сегментацию и позиционирование, хотя последние части включают в сегментацию рынка. Результат сегментации рынка - это желаемые характеристики товара. Результат позиционирования - это конкретные маркетинговые действия по разработке, распространению и продвижению товара на рынке.
Как говорилось выше, позиция товара
- это способ, в соответствии с
которым потребители
ОАО «Керамогранит» — крупнейшее предприятие по производству керамической плитки не только на территории нашей страны, но и на зарубежном рынке. В состав ОАО «Керамогранит» входят:
Кроме того, на балансе ОАО «Керамогранит» находятся: 5 общежитий, детский сад, медпункт со стоматологическим кабинетом, столовая, дом культуры, стадион, комнаты отдыха (в каждом цехе).
На предприятии работает около 3-х тысяч человек, каждый третий работник в возрасте до 30 лет и каждый третий имеет высшее образование.
В августе этого года предприятию исполнилось 50 лет. В течение этого периода предприятие интенсивно развивалось, особенно в последнее десятилетие; в результате оно добилось больших успехов, ему удалось не только выжить в переходный период, но и стать примером для подражания.
Историю предприятия можно обозначить следующими датами:
Если обратиться к цифрам, то в 2012 году ОАО «Керамогранит» планирует выпустить 60 млн. шт. кирпича, 10,645 млн. м2 керамической плитки, в том числе 2,294 млн. м2 плитки «грес», 595,6 тыс. шт. изделий стройфарфора, 41,6 тыс. м3 минваты и изделий из нее, 504 тыс. шт. черепицы. Общие экономические показатели деятельности ОАО «Керамогранит» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Общие показатели деятельности ОАО «Керамогранит»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Выпуск товарной продукции, тыс.руб. |
1408318 |
1873622 |
2246715 |
Неполная производственная себестоимость, тыс.руб. |
1136064 |
1344356 |
1637792 |
Прибыль, тыс.руб. |
272254 |
357842 |
394621 |
Сумма общезаводских и внепроизводственных расходов, тыс.руб. |
203993 |
283398 |
315547 |
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Полная себестоимость производства, тыс.руб. |
1340057 |
1853661 |
1945782 |
Прибыль, тыс.руб. |
68261 |
74228 |
79074 |
Затраты на 1 руб. ТП, руб. |
0,952 |
1,132 |
1,184 |
Рентабельность основного производства, % |
5,09 |
5,98 |
6,32 |
Из данной таблицы можно сделать вывод что, в 2011 г. по сравнению с 2010 г чистая прибыль возросла на 4846 тыс.руб. И затраты на производство тоже возросли на 0,052 руб.
Судя по показателям рентабельности, у предприятия весьма неплохие перспективы развития и шансы на будущее.
Из вышесказанного следует,
что ОАО «Керамогранит» достаточно
крупное предприятие, которое на
протяжении всего своего существования
с 1950 года динамично развивалась, особенно
последние десять лет. Для обслуживания
такого крупного и разнопланового производства
развита разветвленная
Рис.1. Организационная структура управления ОАО «Керамогранит»
Здесь можно лишь отметить,
что отдел маркетинга непосредственно
подчиняется коммерческому
Таким образом, в целом можно сделать вывод, что у ОАО «Керамогранит» вполне хорошая перспектива дальнейшего экономического развития предприятия, его укрепления и роста его позиций на рынке. Наблюдается рост прибыли , а так же повышение рентабельности, создается уверенность в светлом будущем предприятия и его работников.
После рассмотрения основных направлений деятельности предприятия, его краткой истории, необходимо перейти к одному из главных вопросов темы: а именно выявлению способов сегментации рынка, применяемых на предприятии.
Прежде, чем начать сегментацию рынка для ОАО "Керамогранит", необходимо сделать несколько оговорок. Во-первых, из-за разноплановости производства и широты номенклатуры будет проведена сегментация лишь нескольких товаров: облицовочной керамической плитки, керамической плитки для пола, в том числе "грэс", которые будут рассматриваться как потребительские товары. Во-вторых, при проведении сегментации упор будет сделан на конечных потребителей (на домашние хозяйства).
Для керамической плитки ОАО «Керамогранит» руководство предприятия посчитало целесообразным провести сегментацию по ряду признаков: географическому, региональному, по видам покупателей.
Конечных покупателей можно сегментировать по следующим признакам: по уровню дохода, по обеспеченностью собственной квартирой, по частоте покупок, по выгоды (по цене, по качеству и т.п.).
Сегментация посредников можно провести по следующим критериям: по видам посредников, по объему закупок, по опыту работы с ОАО "Керамогранит".
Как уже отмечалось в первой главе, сегментирование рынка не может быть проведено без предварительного изучения потребителей. Причем исследование потребителей должно проводится исходя из выбранных критериев сегментации. Рассмотрим конечных покупателей. Их изучение проводится по следующим направлениям:
1) изучение их состава
в зависимости от уровня
2) определение наиболее предпочтительной для них цены керамической плитки;
3) частота покупки керамической плитки;
4) определение выгоды (по цене, по цвету, по другим характеристикам керамической плитки).
Причем изучение конечных
покупателей должно проводится в
любом случае, даже если в качестве
целевых сегментов будут
Отделом маркетинга в ноябре 2011 года было проведено анкетирование покупателей облицовочной керамической плитки г. Новокузнецка. Число опрошенных составило 20 человек, опрос проводился в магазине строительных материалов на Червенском рынке и в отделе хозяйственных товаров магазина, расположенного по адресу пр. Карла Маркса,56. Результаты этого анкетирования будут использованы при проведении сегментации конечных покупателей керамической плитки.
Кроме того, будут использованы результаты опроса строительных компаний России, Украины и Беларуси.
Сегментацию керамической
плитки начнем с сегментации
по видам покупателей.
Рис.2. Сегментация по видам покупателей, %
Как видно из диаграммы, домашние хозяйства покупают всего лишь 2% керамической плитки, однако они же покупают и плитку оптовых фирм, которые ее реализуют через магазины. Вероятно, около 7% керамической плитки ими покупается через торговые филиалы, какую-то часть плитки домашние хозяйства покупают у дилеров (итого по приблизительным подсчетам домашние хозяйства покупают 42% плитки).
Важна сегментация и по видам товара: облицовочная керамическая плитка, керамическая плитка для пола, плитка «грэс», поскольку для каждой плитки есть свой покупатель.
Проводилась также сегментация по географическому признаку; ее проводили укрупненно, поскольку такая сегментация необходима лишь для того, чтобы учитывать различия в законодательствах, менталитете, уровне доходов и т.п.:
Здесь следует отметить, что «Керамогранит» экспортирует свою продукцию в страны СНГ, в основном в Украину (5872 тыс.м2, что составляет 93,4 % от общего объема экспорта) и лишь незначительную часть «Керамогранит» экспортирует в страны дальнего зарубежья (413 тыс.м2, что составляет 6,6% от общего объема экспорта), что можно увидеть из таблицы 2.
Таблица 2.
Распределение продукции ОАО «Керамогранит» за 2011 г.
Наименование выпускаемой продукции |
Объем производства |
Отгружено продукции | |||
Всего |
Потреби- телям РФ |
В страны СНГ |
В страны дальнего зарубежья | ||
Кирпич, тыс. шт. |
48341 |
48341 |
40123 |
8218 |
- |
Плитка облицовочная, тыс. м2 |
5878,9 |
5900 |
2065 |
3422 |
413 |
Плитка для полов, тыс. м2 |
3456,4 |
3500 |
1050 |
2450 |
- |
Изделия Санстройфарфора, тыс. шт. |
478,9 |
478,9 |
342 |
136,9 |
- |