Сфера услуг маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение маркетинга сферы услуг. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучение экономически значимой сферы услуг;
- рассмотреть виды услуг, основные классификационные признаки;
- оценить роль маркетинга, его основные приемы и методы, применяемые в сфере услуг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
I. Понятие услуг, основные виды, объективная закономерность развития услуг в сфере маркетинга……………….6
1.1. Понятие и классификация услуг……………………………………… 6
1.2. Виды услуг в сфере маркетинга………………………………………. 11
1.3. Конкуренция на рынке услуг…………………………………………. 16
II. Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Кубаньгрузсервис» ……………………………………………………18
2.1. Организационная характеристика ЗАО «Кубаньгрузсервис»………. 18
2.2. Структура предприятия, отдел маркетинга………………………….. 28
III. Маркетинг сферы услуг, оценка факторов, снижающие эффективность работы маркетингового отдела ЗАО «Кубаньгрузсервис». 31
3.1. Анализ маркетинговой деятельности, факторы, снижающие эффективность работы маркетингового отдела………31
3.2. Рекомендации по совершенствованию маркетинга услуг на предприятии ЗАО «Кубаньгрузсервис»……………………………………..34
Заключение …………………………………………………………………... 36
Список используемой литературы………………………………………….. 38

Файлы: 1 файл

маркетинг услуг 6 тема.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………

3

  1. Понятие услуг, основные виды, объективная закономерность развития услуг в сфере маркетинга………………………………………….

 

6

    1. Понятие и классификация услуг………………………………………

6

    1. Виды услуг в сфере маркетинга……………………………………….

11

    1. Конкуренция на рынке услуг………………………………………….

16

  1. Организационно-экономическая характеристика  ЗАО «Кубаньгрузсервис» ………………………………………………………….

 

18

    1. Организационная характеристика ЗАО «Кубаньгрузсервис»……….

18

    1. Структура предприятия, отдел маркетинга…………………………..

28

  1. Маркетинг сферы услуг, оценка факторов, снижающие эффективность работы маркетингового отдела ЗАО «Кубаньгрузсервис».

 

31

    1. Анализ маркетинговой деятельности, факторы, снижающие эффективность работы маркетингового отдела…………………………….

 

31

    1. Рекомендации по совершенствованию маркетинга услуг на предприятии ЗАО «Кубаньгрузсервис»……………………………………...

 

34

Заключение …………………………………………………………………...

36

Список используемой литературы…………………………………………..

38


 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях развивающихся  рыночных отношений значительна  роль посреднических организаций при  обслуживании покупателей и поставщиков  продукции. В этих условиях широко используются прогрессивные методы обслуживания поставщиков и потребителей, расширяется объем предоставляемых услуг, повышается качество обслуживания.

Предоставление комплекса услуг  в процессе совершения купли-продажи  предусматривает доведение приобретенных  товаров до потребителей. И чем  больше при этом будет предоставлено различных услуг, тем выше будет потребительная стоимость товара. Это направлено на модификацию товарного предложения, без чего современная торговля не может успешно функционировать на конкурентном рынке.

Все это предопределило успешное развитие различного рода услуг. Торгово-посреднические организации, предоставляя услуги потребителям, расширяют свою деятельность, направляя усилия на активизацию и разнообразие форм товарного предложения, интенсификацию использования товаров и экономию затрат участников рыночных отношений.

Среди основных направлений  развития современной экономики, сфера  услуг занимает доминирующее положение. Это относится не только к странам  с развитой рыночной экономикой, но и к государствам с экономикой переходного типа, лишь недавно вставшим на путь рыночных реформ, к которым принято относить и Россию.

Объектом исследования является рынок  услуг, являющийся основных направлением развитием современной экономики.

Совершенствование управления непроизводственной сферой и функционирующего в ее рамках рынка услуг требует внедрения современных методов и приемов, позволяющих обеспечить удовлетворение потребностей человека, социальных групп и общества в целом с учетом рационального использования имеющихся ресурсов и решающих задачу максимально возможной сбалансированности между спросом и предложением отраслей услуг.

Предметом исследования являются приемы, используемые для продвижения развития предприятий, занимающиеся оказанием  различных видов услуг.

Целью исследования является изучение маркетинга сферы услуг. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- изучение экономически значимой  сферы услуг;

- рассмотреть виды услуг, основные  классификационные признаки;

- оценить роль маркетинга, его  основные приемы и методы, применяемые в сфере услуг.

Сфера услуг, представляя собой  сложный многоплановый механизм, является одной из наиболее перспективных  областей современной экономики, охватывающая широкий круг деятельности: от торговли и транспорта до образования и  страхования. Рестораны и отели, парикмахерские и ремонтные мастерские, спортивные клубы и учебные заведения, турфирмы, аудиторско-консалтинговые компании, банки, поликлиники, санатории, дома отдыха, музеи, кинотеатры, театры - все это относится к сфере услуг.

Услуги являются ведущим сектором экономики большинства развитых стран. В странах Северной Америки, Европы и Азии (Япония и Южная  Корея), количество сотрудников, работающих в сфере услуг, превышает число  занятых во всех других отраслях вместе взятых. Сектор общественных и частных услуг в этих странах составляет 60-70% от общего объема национального производства.

В России к середине 90-х годов  производство услуг превысило материальное производство и продолжает нарастать  высокими темпами.

Для организаций, занимающихся услугами, важно понимать природу и сущность услуг, учитывать их специфику в управлении и маркетинге.

Маркетинг услуг - это действия, благодаря  которым предлагаемые на рынке услуги доходят до клиентов; процесс, призванный оказать содействие потенциальным потребителям в оценке предоставляемых услуг, позволяет научно обосновывать принятие решений о производстве, сбыте и продвижении услуг на рынок, дает возможность адекватно оценивать и прогнозировать рыночную ситуацию, разрабатывать стратегию и тактику конкурентной борьбы.

Несмотря на важность данной отрасли, теоретическая концепция услуг  в России получила свое развитие и  распространение далеко не сразу. Такое  положение можно попытаться объяснить  тем, что идеология марксистской теории отдавала предпочтение, прежде всего, материальному производству, а услуги практически не рассматривались как самостоятельная сфера.

Только с началом экономических  преобразований в нашей стране, интенсивном  развитии нематериальной сферы производства, о маркетинге и сфере услуг заговорили, как об актуальных проблемах современного общества.

Сегодня, маркетинг услуг - это еще  и научно-практическая учебная дисциплина, позволяющая совершенствовать свои познания в маркетинге, более детально ознакомиться со спецификой сферы услуг.

Существует классическое высказывание К. Маркса о значении услуг: «Это выражение означает вообще не что иное, как ту особую потребительную стоимость, которую доставляет товар, подобно всякому другому товару; но особая потребительная стоимость  этого труда получила здесь специфическое название "услуги" потому, что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности».

Следовательно, труд работников, направленный на повышение качества обслуживания и создающий полезный эффект, является услугой.

 

 

 

I. Понятие услуг, основные виды, объективная закономерность развития услуг в сфере маркетинга

1.1. Понятие и классификация услуг

Сфера услуг является одной из наиболее перспективных  и быстроразвивающихся отраслей экономики. Сегодня уже практически не осталось предприятий, которые в той или иной степени не оказывали бы услуги, или, по крайней мере, не соприкасались бы с ними.

Услуга (от англ. service) - это  результат трудовой деятельности, являющийся полезным эффектом, удовлетворяющим  какие-либо потребности человека.

Услуга - это вид деятельности, работ, в процессе выполнения которых  не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Другими словами - это благо, предоставляемое не в материальной форме, а в форме деятельности. Т.е. само оказание услуг создает желаемый результат.

Один из корифеев-классиков  в области маркетинга Ф. Котлер, дает следующее определение услуги:

Услуга - любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой; неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Ее предоставление может быть связано с материальным продуктом.

Услуга по своей сути является неосязаемой и не приводит к передаче собственности. Посещение театров, спортивных соревнований, ресторанов, парикмахерских, визиты к врачам и адвокатам, ремонт квартиры, автомобиля и бытовой техники, перелеты и переезды в другие города и страны - все это относят к услугам.

Рынок услуг - сфера обмена услугами, которые являются результатом труда предприятий непроизводственной сферы.

К числу наиболее древних  услуг относятся транспортные, финансовые, охранные, медицинские услуги, а  также отдельные виды бытовых  услуг (пошив одежды, обуви, головных уборов), услуги связи, питания и  торговли. Широкое распространение имели религиозные услуги церкви.

На смену старым приходят новые виды и разновидности услуг: информационные, компьютерные, полиграфические, научные, аудиторские, консалтинговые, биржевые и т.п.

Рынок услуг абсолютно  не похож на другие рынки. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, сама услуга не существует до момента ее предоставления. Поэтому оценить услугу, а тем более дать ей какую-либо оценку до ее получения - невозможно.

Спрос на услуги, по мере насыщения рынка товарами и усложнения производства, неуклонно возрастает. В большинстве развитых стран сфера услуг обгоняет производственную сферу не только по темпам роста и появлению новых видов услуг, но также и по ее приспособлению к потребностям рынка.

Основные причины столь явного повышения роли услуги в современной экономике видятся, прежде всего, в появлении новых видов деятельности в сфере услуг в связи с влиянием научно-технического прогресса, в усложнении производства и насыщении рынка товарами повседневного спроса. Предпосылками роста значимости услуги явились также увеличение влияния услуг на торговлю новыми типами товаров, в особенности технически сложными; необходимость в комплексе дополнительных услуг при сбыте товаров; увеличение финансовых, транспортных, информационных и иных услуг в связи с развитием производства.

Рост значения роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено  в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 - 90% прироста новых рабочих мест приходится на сферу услуг.

Объективной закономерностью  современного развития мировой цивилизации является приоритет социальных аспектов, совокупность явлений, тенденций и пропорций, формирующихся в социальной сфере.

Экономическая парадигма, в течение ряда десятилетий господствовавшая в отечественных и зарубежных управленческих системах, концентрировала внимание на преимущественно материально-вещественных аспектах проблемы, отводя им роль доминант общественного развития. Так укрепилось мнение, что именно экономический рост и экономическое развитие являются залогом обеспечения растущих человеческих потребностей. В качестве доказательства рассматривалось возрастание уровня благосостояния в ряде общественных систем, активно развивавшихся в экономическом отношении. Однако на современном этапе «сугубо экономическая» идеология начала утрачивать свои лидирующие позиции. Был обобщен опыт достаточно большого числа стран, свидетельствующий о том, что быстрый экономический рост не позволяет иногда удовлетворить даже основные материальные потребности значительной части населения, создать благоприятный социально-духовный климат, решить проблемы культуры, нравственности, общественной морали и этики.

Современная наука формирует  новый подход к проблемам управления. Ставя во главу угла существование  человека, социальных групп и общества в целом, она выдвигает их в качестве целевых ориентиров социально-экономического развития, определяющих весь комплекс преобразований, охватывающих взаимосвязь экономических, социальных и экологических аспектов.

Уровень развития непроизводственной сферы является одним из важнейших показателей развития социально-экономического комплекса любой страны. Формируясь под влиянием сложных общественных процессов, он отражает всю совокупность социально-экономических проблем, их динамику и перспективы.

Развитие непроизводственной сферы можно рассматривать и как перспективную глобальную тенденцию гуманизации общественных отношений, переход от производства вещей к «производству людей».

Отличительные характеристики услуги:

1) Неосязаемость услуг:  Услуги невозможно потрогать,  взять в руки, услышать, увидеть или попробовать на вкус до момента приобретения. Проблема неосязаемости услуг является насущной для потенциальных покупателей, поскольку сложно, а подчас и невозможно оценить качество предоставляемых услуг. Например, театрал не может увидеть результат, а тем более оценить качество услуги-спектакля, до того момента, пока он не приобретет билет и не посетит театр. Пассажиры авиакомпании могут лишь довольствоваться заверениями последней в безопасности полета и безаварийной доставки всех в пункт назначения.

Информация о работе Сфера услуг маркетинга