Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 17:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на 39 вопросов по дисциплине "Маркетинг".
8. Позиционирование товара на рынке
В условиях жесткой конкуренции на рынке выживают те предприятия, которые правильно оценили свои возможности при позиционировании товара. В маркетинге выделяют понятия: “позиционирование товара” и “позиция товара”.
Позиционирование товара представляет собой обеспечение его конкурентоспособного положения на рынке, которое нашло бы отражение в иерархии ценностей, созданной в сознании потенциальных покупателей.
Позиция товара представляет собой мнение потребителей по важнейшим его параметрам (потребительским свойствам) и характеризуется местом, занимаемым им в умах потребителей по отношению к товару конкурента. Позиция товара, как правило, определяется на основе количественно измеряемых параметров, т. е. спросом на товар и долей, занимаемой им на конкретном рынке.
Основными принципами позиционирования товаров являются:
• Последовательность в реализации выбранной позиции. Этот принцип предполагает, что необходимо придерживаться однажды выбранного направления и не менять позицию в течение длительного времени. В этом случае клиенты будут знать и ценить фирму. Составляющие позиции могут время от времени меняться, но сама позиция не должна меняться, так как в этом случае фирма дезориентирует клиентов.
• Доступность и объективность
информации о фирме и товаре. Этот
принцип предполагает, что при
позиционировании товара очень важно,
чтобы позиция фирмы
• Планомерность и
Основными факторами, определяющими позицию товара на рынке, являются цена, качество, дизайн, скидки, до и послепродажное обслуживание, имидж товара и фирмы и т. д.
Позиционирование включает
комплекс маркетинговых элементов,
с помощью которых людям
• метод, основанный на реализации определенных преимуществ товара и удовлетворении специфических потребностей;
• метод, основанный на позиционировании через определенную категорию потребителей, уже купивших товар, или путем сравнений этого товара с товаром конкурентов;
• метод позиционирования
товара на определенном сегменте рынка
с помощью организации
Цель позиционирования состоит в том, чтобы помочь потенциальным покупателям выделить данный товар из числа товаров-аналогов конкурентов по какому-либо признаку и отдать предпочтение при покупке данного товара именно по этому признаку.
Исходя из этой цели разработка позиционирования товара на конкурентном сегменте рынка осуществляется в следующей последовательности:
• сегментирование рынка;
• изучение динамики емкости сегментов и их прогнозирование;
• изучение позиций товара по отношению к конкурирующим аналогам;
• разработка концепции позиционирования собственного товара;
• оценка экономической эффективности способа позиционирования.
С учетом выявленных позиций товаров конкурентов на определенном сегменте фирма может выбрать один из двух возможных вариантов позиционирования.
1) позиционирование
• фирма может поставить продукцию, превосходящую аналог конкурента;
• рынок достаточно велик, чтобы вместить двух конкурентов;
• фирма располагает большими, чем у конкурента, ресурсами;
• избранная позиция отвечает особенностям сильных деловых сторон фирмы;
2) разработка нового товара в рамках данного сегмента. Для этого необходимо убедиться в наличии:
• технических возможностей для создания нового товара;
• кадрового потенциала и экономических возможностей;
• потенциальных покупателей, имеющих желание приобрести данный товар.
После принятия решения о выборе варианта позиционирования товара приступают к разработке стратегии позиционирования.
Стратегия позиционирования может быть наступательной и оборонительной.
Наступательная (атакующая) стратегия предполагает планирование и управление товарным ассортиментом. При расширении ассортимента увеличивается доля рынка, затрудняется ввод конкурентами своих товаров, усиливаются конкурентные позиции. При этом необходимо учесть, что расширение ассортимента сопровождается увеличением издержек на производство и маркетинг.
Оборонительная стратегия
базируется на том, что товары, позиционируемые
как дорогие и
Выбор стратегии позиционирования основан на определении: мотивов покупок; конкурентных преимуществ товара; его ценности; наличии дополнительных удобств; сервисном обслуживании и т. д.
9. Организация маркетинговой деятельности
Организация маркетинговой
деятельности предприятия предполагает
установление четкой последовательности
и взаимосвязи действий, процедур,
которая вытекает из определенных связей
структурных подразделений
Система маркетинга предусматривает в
качестве обязательного элемента разработку
комплексной программы деятельности организации
на 5-10, а иногда и более лет. Программа
охватывает все этапы подготовки производства
и сбыта соответствующих товаров.
Компании разрабатывают как долгосрочные
(более 5 лет), так и краткосрочные программы.
Годовые и квартальные программы производства
и сбыта являются составной частью долгосрочных
программ. Обязательное условие разработки
и выполнения программ маркетинга - их
регулярная корректировка с учетом изменения
условий и перспектив развития рынка соответствующего
товара.
Маркетинговые решения включают:
• выбор конкретного товара;
• ценовую политику;
• место торговли;
• систему формирования спроса и стимулирования
сбыта товаров.
На основе анализа информации о внутренних
и внешних факторах создается представление
о наиболее целесообразных стратегиях
деятельности организации.
Для того чтобы добиться успеха на рынке,
фирмы должны активно использовать такой
метод, как анализ потребителей. Изучение
потребителей товаров производственного
и потребительского назначения имеет
определенные особенности, связанные
с характеристиками покупателей и спецификой
продукции. Существуют общие методические
подходы к проведению исследований рынка:
сегментация рынка; изучение мотивов спроса;
оценка наиболее общих для данной группы
потребителей способов приобретения товара
и его использования; определение причин,
побуждающих приобретать именно этот
товар; оценка тенденций и причин изменения
потребностей.
Под сегментацией рынка понимается выделение
групп потребителей, объединенных какими-либо
характерными особенностями при выявлении
спроса на определенный товар (услугу).
Рынок рассматривается не как нечто однородное,
а как совокупность различных сегментов,
характеризуемых спецификой спроса различных
групп потребителей.
При сегментации потребителей товаров
личного спроса критериями сегментации
являются: уровень доходов; социальное
положение; образование; возраст; место
проживания и др.
При сегментации покупателей товаров
производственного назначения учитывают
показатели: масштабы предприятия (величина
производственных мощностей); принадлежность
к определенной отрасли; особенности технологических
процессов; масштабы организации потребителя;
требования к обслуживанию и прочие.
Управление процессом сегментации состоит
в принятии решений о количестве сегментов,
их конкретном перечне, маркетинговых
стратегиях, направленных на завоевание
прочных позиций фирмы на определенном
сегменте рынка. К проблеме сегментации
существуют несколько подходов:
1. Массовый маркетинг предполагает выпуск
для всех сегментов одного товара и обеспечение
ему привлекательности с целью максимизировать
сбыт и прибыль.
2. Дифференцированный маркетинг ставит
на первое место производство и сбыт нескольких
товаров с разными свойствами, качеством,
оформлением, отличающимися от товаров
конкурентов.
3. Целевой маркетинг ориентируется на
разработку «своих» товаров для нескольких
сегментов (целевой сегмент).
4. Концентрированный маркетинг сосредоточен
на одном сегменте рынка.
В маркетинге важно не только определить
для себя сегменты рынка, но и отыскать
в них нишу (место, не занятое или недостаточно
используемое конкурентами).
Выбор ниши и определение места товара
по отношению к другим товарам называется
позиционированием.
10. Модель покупательского поведения
Модель покупательского поведения включает в себя следующие категории:
1. Побудительные факторы маркетинга (товар, его цена, методы распространения и стимулирование сбыта).
2. Прочие раздражители (экономические, политические, культурные, социальные, научно-технические).
3. Сознание покупателя (его
характеристики и процесс
4. Ответные реакции покупателя (выбор товара, торговой марки, поставщика, времени совершения покупки).
Процесс приобретения того или иного товара включает в себя нижеперечисленные этапы:
1. Возникновение
потребности:потребность возник
2. Поиск информации:для удовлетво
Источники информации:
а) персональные (друзья, семья, знакомые, соседи);
б) коммерческие (выставки товаров, реклама, продавцы, упаковка);
в) публичные (СМИ);
г) эмпирические (использование товара, экспери
3. Оценка информации:полученную и
4. Принятие решения
о покупке: оценка полученной информации о товаре
5. Впечатления после покупки. Впечатление от приобретения товара может быть различным: от полного удовлетворения до совершенного негатива к данной покупке. Маркетолог должен сделать все, чтобы покупатель не разочаровался в своем выборе.
Потребительский рынок ¾ отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.
В левом прямоугольнике ¾ побудительные факторы двух типов. Побудительные факторы маркетинга включают в себя четыре момента: товар, цену, методы распространения и стимулирования. Прочие раздражители слагаются из основных сил и событий из окружения покупателя; экономической, научно-технической, политической и культурной среды. Пройдя через «черный ящик» сознания покупателя, все эти раздражители вызывают ряд поддающихся наблюдению покупательских реакций, представленных в правом прямоугольнике: выбор товара, выбор марки, выбор дилера, выбор времени покупки, выбор объема покупки.
Задача деятеля рынка ¾ понять, что происходит в «черном ящике» сознания потребителя между поступлением раздражителей и проявлением откликов на них. Сам «черный ящик» состоит из двух частей. Первая ¾ характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них. Вторая часть ¾ процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.
ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГА |
ПРОЧИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ |
“ЧЕРНЫЙ ЯЩИК” СОЗНАНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ |
ОТВЕТНЫЕ РЕАКЦИИ ПОКУПАТЕЛЯ | |||
Товар Цена Методы распространения Стимулирование сбыта |
Экономические Научно-технические Политические Культурные |
Характеристики покупателя |
Процесс принятия решения покупателем |
Выбор товара Выбор марки Выбор дилера Выбор времени покупки Выбор объекта покупки |
Рис. 32. Факторы, оказывающие влияние на
покупательское поведение
Рис. 33. Иерархия потребностей по Маслоу
11.Сегментация рынка
Сегмента́ция — разделение рынка на группы покупателей, обладающих схожими характеристиками, с целью изучения их реакции на тот или иной товар/услугу и выбора целевых сегментов рынка.
Сегментирование рынка — процесс разбивки потребителей или потенциальных потребителей на рынке на различные группы (или сегменты), в рамках которых потребители имеют схожие или аналогичные запросы, удовлетворяемые определенным комплексом маркетинга. Критически важный аспект маркетинга, предназначенный для превращения различий между товарами в стоимостные различия, которые могут быть сохранены на протяжении всего жизненного цикла продукта.
Процесс сегментирования состоит из следующих этапов (по книге «Сегментирование рынка: практическое руководство» М. Макдональд, Я. Данбар, 2002 ISBN 5-8018-0204-5):