Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 13:33, шпаргалка
Цель и задачи дисциплины Маркетинг в подготовке бакалавра по направлению Менеджмент
Целью дисциплины является создать профессиональную компетенцию студентов в области маркетинга для ориентации всех функций предприятия на рынок и повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности.
- экономическое
обоснование удержания
- большее
внимание к качеству, чем в
традиционной концепции
- применение в маркетинге отношений расширенного комплекса маркетинга, поскольку традиционный комплекс (4Р) недостаточен для построения долгосрочных взаимоотношений с потребителем;
- внутренний
маркетинг как важная
Взаимоотношения состоят из ряда эпизодов взаимодействия потребителя и компании, причем приобретение услуги как минимум дважды является основным условием для возникновения взаимоотношений».
Начало формирования «отношенческого» или сетевого подхода в маркетинге было положено международной группой ученых из Европы (IМР Industrial Marketing and Purchasing), включающих ученых Франции, Германии, Италии Швеции, Великобритании. Эта группа возникла в конце 70-х – начале 80-х годов в результате осуществления исследовательской программы, основанной на гипотезе, что теория маркетинга неполна и не пригодна для понимания важных аспектов промышленного маркетинга на практике. Основу исследований в области промышленных сетей заложили работы Хагга и Йохансона (1982), Хаммарквиста (1982), Маттсона (1985), Форда (1986), Турнбулла и Валла (198б), Торелли (1986), Хокансона (1982, 1987, 1989). Впервые термин «relationship marketing» был предложен в 1983 г. в работе по маркетингу сферы услуг (Berry L.L.1983. Relationship marketing. In: Berry et al. Emerging perspectives of service marketing. Chicago).
В настоящее время область исследования сетевых организаций и «отношенческого» маркетинга привлекает все большее внимание. Сетевым организациям посвящены работы целого ряда исследователей (Achrol, 1991; Achrol, Reve and Stern, 1983; Anderson, Hakansson and Snehota,1995; Iacobucci and Hopkins,1992; Webster,1992 и других авторов). За последние тридцать лет наблюдается реальный прогресс в данной области исследований (Galaskiewciz, 1996; Nohria,1992; Sheth & Parvatiyar, 2000; Donaldson&O’Toole, 2007; Egan, 2004).
В ранних работах большее внимание уделялось изучению межличностных взаимоотношений, которые складываются между организациями и внутри них. Основной акцент исследований направлялся на анализ неформальных связей, которые опираются на двусторонние взаимоотношения и функционируют в тени формальных организаций. Позднее сетевые организации начинают рассматриваться как формальные управляемые структуры, представляющие естественную альтернативу как рыночной, так и иерархической координации. Развитию этого направления в исследованиях рыночных структур способствовали эмпирические наблюдения за деятельностью целого ряда крупных международных компаний. Жесткий акцент противопоставления сетевой организации рыночным и иерархическим структурам постепенно сменяется активным обсуждением преимуществ сетевых структур в плане их информационной открытости и адаптивности к стремительно меняющимся условиям рынка, возможности органичного включения инновационной компоненты в сеть взаимодействующих субъектов.
Реальные рынки, особенно промышленные (индустриальные) достаточно сильно отличаются от той абстрактной модели, которая воспроизводится в маркетинге. Необходимость познания реального механизма взаимодействия рыночных субъектов, принятия управленческих решений в этом механизме побудила исследователей IMP к его пристальному изучению.
Основные категории нового подхода в маркетинге – взаимодействие и отношения. В рамках подхода была предпринята попытка не только описания, но и определения законов, по которым работает механизм взаимодействия рыночных субъектов. Это обусловило связь подхода с более фундаментальными дисциплинами – экономикой, социологией, стратегическим управлением и др. По мере возрастания интереса ученых и практиков к данной области знаний появлялось разнообразие интерпретаций механизма взаимодействий, трактовок природы отношений. Было обнаружено, что отношения на разных уровнях взаимодействия далеко не однородны. Перед исследователями встала задача построения и обоснования классификации многообразных отношений, возникающих между различными субъектами хозяйствования (например, классификация Ханта и Моргана), выделения основных групп, этих отношений: производитель – дистрибутор, производитель – поставщик, дистрибутор – потребитель и т. д. В каждой из групп отношений возникает вопрос об их измеримости, стадийности или этапности их развития. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости и для исследователей и для практиков более детального воспроизведения механизма рыночного взаимодействия и рычагов управления этим механизмом.
При формировании подхода достаточно четко выражено стремление исследователей к большей детализации механизма межфирменного взаимодействия, увеличивается соблазн чрезмерной описательности работ. Авторами вводится и активно используется кейс-метод как метод исследования.
Концепция холистического (целостного) маркетинга основана на планировании, разработке и внедрении маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. Холистический маркетинг признает, что в маркетинговом деле важно все и что зачастую бывает необходим расширенный, интегрированный подход. Холистический маркетинг включает в себя четыре компонента: маркетинг взаимоотношений, интегрированный маркетинг (Маркетинг, ориентированный и на продукт, и на потребителя одновременно), внутренний маркетинг (интра-маркетинг, систематическая оптимизация процессов, происходящих внутри компании, методами кадрового и маркетингового менеджмента) и социально ответственный маркетинг. Таким образом, холистический маркетинг - это подход, в котором делается попытка признать и сбалансировать различные компетенции и сложности маркетинговой деятельности.
Выбрав холистический маркетинг в качестве основополагающего вектора развития, компания выстраивает бизнес на основе двух принципов.
1.
Постоянное расширение
2.
Оценка вклада каждого
Холистический
маркетинг отличается целостностью
– все элементы взаимодействия с
потребителем рассматриваются как
система, каждый компонент которой
влияет на эффективность всего процесса.
Общение непосредственно с потребителями
строится на принципах сотрудничества
и открытой двусторонней коммуникации.
При этом параллельно оценивается уровень
и качество коммуникаций со всеми заинтересованными
сторонами: сотрудниками, акционерами,
дистрибьюторами и поставщиками. Каждая
группа, взаимодействующая с компанией,
рассматривается как звено, способствующее
эффективному обслуживанию потребителей.
Опыт применения холистического маркетинга
доказывает, что объединение усилий и
действие всех участников производственно-
Многоканальный маркетинг - маркетинг, при котором организация создает два и более каналов распределения для обслуживания одного или нескольких сегментов рынка.
Управление
маркетинговой деятельностью
В планах маркетинга предусматривается достаточно быстрое реагирование на возможные изменения, как во внешней, так и во внутренней среде, отклонение от плановых показателей. Например, при резком снижении объема продаж рекомендуется усилить рекламу и улучшить стимулирование сбыта, снизить цены, провести модернизацию товара и расширить сервис, реорганизовать систему сбыта и продаж или сократить производство продукции. В случае, когда спрос превышает объем производства, следует сократить расходы на рекламу и стимулирование сбыта, повысить цены, уменьшить количество торговых агентов, расширить производство.
Основными видами маркетинговых планов на предприятии являются:
программа маркетинга по продукту (по предприятию в целом, по производственному отделению, по филиалу);
Планы маркетинговой
деятельности могут быть ориентированы
на различные горизонты
Объективную оценку положения предприятия на рынке на конкретный момент времени может дать ситуационный анализ. Он охватывает в комплексе всю деятельность предприятия, позволяет выявить достоинства и недостатки в его маркетинговой деятельности, оценить результаты и затраты. Руководство предприятия по результатам ситуационного анализа получает взвешенную оценку положения дел, позволяющую выдвинуть новые цели и выработать соответствующую стратегию поведения на рынке, принять необходимые меры в области товарной и ценовой политики, политике продвижения и распределения продукции.
Стратегия – это выбор общих направлений развития предприятия с целью достижения предполагаемых результатов в будущем. Процесс стратегического планирования предполагает анализ перспективных потребностей, выявление базового рынка, его сегментацию и привлекательность, оценка конкурентоспособности продукции и предприятия, выбор стратегии развития и поведения на рынке.
Тактический
или оперативный маркетинг
При разработке бюджета маркетинга дается ориентировочная оценка затрат, связанных с реализацией плана маркетинга. При этом могут быть использованы методы исчисления затрат от «наличных средств», в процентах к объему продаж, конкурентного паритета или на основе целей и задач.
При разработке системы маркетингового контроля проводятся мероприятия по контролю за выполнением планов маркетинга, их прибыльностью, а также система информирования руководства предприятия.
23. Связь
маркетинга с другими функциями управления
и производства предприятия.
Экономический смысл
использования маркетинга состоит в ускорении
отдачи от производственных фондов предприятий,
повышении мобильности производства,
уровня конкурентоспособности создаваемых
технологий и товаров, обеспечении продвижения
на рынки, и, особенно, на те из них, где
может быть достигнут максимальный коммерческий
успех.
То есть, маркетинг призван способствовать созданию и поддержке запаса конкурентной устойчивости предприятия.
Сердцевиной всей деятельности предприятия является товар. Если он не в состоянии удовлетворить потребности покупателя, то маркетинг не сможет улучшить его позиции на рынке.
Каждый товар пребывает на рынке ограниченное время. Жизненный цикл товара характеризуется несколькими стадиями: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад. На этой объективной истине базируется маркетинговая деятельность. Самое важное - своевременно уловить стадию насыщения и в особенности – спада, поскольку сохранять в товарном ассортименте "больной" товар не только убыточно, но и вредно престижа фирмы.
Сегодня специфика товародвижения вынуждает большинство предприятий прилагать значительные усилия для сбыта произведенной за предшествующий период продукции. То есть, по сути, - к поиску платежеспособного покупателя и продажи ему не нашедшего сбыта товара.