Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Маркетингу»
1. Понятие маркетинга
Маркетинг – это извлечение прибыли из удовлетворения клиента.
Маркетинг – социальный управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности посредством создания товаров и потребительских ценностей и взаимообмена ими.
Маркетинг должен:
– привлекать новых клиентов
– сохранять старых клиентов
– сделать усилия по сбыту ненужными
Субъекты маркетинга
Основные понятия маркетинга и их взаимосвязь
Нужды потребности и запросы
Рынок
Ценность удовлетворенность и качество
Обмен, сделки и взаимоотношения
Рисунок 2 – Основные понятия маркетинга и их взаимосвязь
Нужда – это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом.
Потребность – это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Запросы – потребности, подкрепленные покупательской способностью.
Товар – всё, что может быть предложено на рынке для удовлетворения нужд или потребностей.
Потребительская ценность – результат сопоставления выгод, которые потребитель получает в результате приобретения и использования товара, и затрат на приобретение этого товара.
Удовлетворенность потребителя – степень совпадения характеристик (свойств) товара, субъективно воспринимаемых клиентом, с ожиданиями, связанными с этими товаром.
Обмен – акт получения от кого-то желаемого объекта взамен другого объекта.
Сделка – Торговая операция, совершаемая двумя или более сторонами.
Рынок – это совокупность уже имеющихся и потенциальных покупателей товара.
Возникновение маркетинга и его эволюция.
1. Конец 19 – начало 20-го века (30-е годы). Эпоха массового производства. Рынки были открыты и не существовало монополии разделения рынков. Маркетинг еще не был востребован, существовал как приложение. Задачей маркетинга в то время было: прием заказов и доставка товаров.
2. Середина 30-х годов и
до II мировой войны. Эпоха сбыта.
Из-за насыщения спроса и
3. Конец 40-х годов –
70-е годы. Эпоха маркетинга. Формируется
рынок потребителей и
4. 80-е – 90-е годы. Этап
учения о маркетинге как
5. С 1995 года. Эпоха современного
маркетинга. Доминирование теории
маркетинга взаимодействия. Маркетинг
рассматривается как сложное
социально-экономическое
• маркетинг как концепция управления;
• маркетинг как средство обеспечения преимуществ в конкурентной борьбе;
• маркетинг как поиск решений;
• маркетинг как философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности.
2. Концепции маркетинга.
Основана на утверждении о том, что потребитель отдаст предпочтение тем товарам, которые широко распространены и доступны по цене. Следовательно, управление должно быть направлено на совершенствование производства и повышение эффективности распределения.
Потребитель отдаст предпочтение товару, который представляет высший уровень качества, максимальную производительность и новые возможности. И самое главное – совершенствоваться товар должен согласно мнениям и пожеланиям клиентов.
Потребители не будут покупать товар, производимый данной компанией, если не предпринять значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Эта концепция заключается в том, что потребители не будут покупать товары в достаточном для организации количестве, пока не предпримет соответствующих мер в сфере стимулирования спроса и сбыта. Это та ситуация, когда на рынке товар присутствует в необходимом количестве и с соответствующим качеством, но появляется такой аспект, как фактор «интенсификации коммерческих усилий», т. е. фирма должна сделать свой товар не только доступным и качественным, но и показать потребителю, что обладание данным товаром престижно, выделяет его из окружающей действительности.
4. Концепция маркетинга
Достижение компанией своих целей зависит от определения нужд и запросов целевых рынков. Прежде всего – нужды и запросы потребителей. Залог успеха деятельности: предложение товара, который более подходит покупателю, чем товар конкурентов. Средства достижения цели: комплекс маркетинга. Цель: получение прибыли за счет удовлетворения потребности покупателя.
Призывает маркетологов добиваться равновесия между тремя целями: прибылью компании, нуждами потребителей и интересами общества. Главная идея: производить то, что нужно потребителям с учетом требований общества. Цель: удовлетворение нужд потребителей при условии сохранения человеческих, материальных, энергетических, экологических и других ресурсов, охрана окружающей среды.
Общество (благосостояние человечества)
Концепция социально – этичного маркетинга
Потребители (удовлетворение потребностей)
Компания (прибыль)
Рисунок 3 – Социально-этичный маркетинг
3. Понятие товара .Классификация товаров.
Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Услуги – это предлагаемые к продаже товары, которые состоят из действий, преимущества или возможности удовлетворения.
Товар должен обладать основными характеристиками:
Трехуровневая модель товара включает следующие составляющие (Рисунок 8): сущность товара, фактический товар, добавленный товар
сущность
фактический
добавленный
Рисунок 8 – Трехуровневая модель товара
Признаки классификации товаров
По общим признакам:
Широкого потребления:
а. Основные товары постоянного спроса
б. Товары импульсной покупки
в. Товары для экстренных случаев
– Товары пассивного спроса
Промышленного назначения:
а. Сырьё
б. Полуфабрикаты
в. Детали
а. Стационарные сооружения
б. Вспомогательное оборудование
а. Вспомогательные материалы
б. Деловые услуги
4. Маркетинговая модель товара.
5. Торговые марки, марочные стратегии.
Марка – это название, термин, символ, дизайн или комбинация этих составляющих; она используется для идентификации предлагаемых продавцом или группой продавцов товаров или услуг, а также для обозначения их отличий от товаров и услуг конкурентов.
Марочное название – часть марки, которую можно произнести.
Марочный знак – это часть марки, которую можно опознать, но невозможно произнести.
Товарный знак – марка или ее часть, обеспеченная правовой защитой; право продавца на пользование марочным названием или знаком.
Качество – расчетная способность товара выполнять свои функции
Марочный подход: многомарочный подход, единое марочное название.
Решение упаковки товара
Многие товары, продаваемые на рынке, должны быть упакованы. Значение упаковки:
Размещенная на упаковке информация дает необходимые сведения покупателю
6. Анализ товарного ассортимента(БКГ).
7. Процесс сегментирования
8. Условия и стратегии сегментирования
После проведения
сегментации рынка фирме
Выделяют три типа стратегий:
1) Стратегия недифференцированного маркетинга – это стратегия фирмы, ориентируемая на общность интересов и предпочтений покупателей, а не на различия в нуждах и отношениях. Цель – разработка таких товаров и маркетинговой программы, которые смогут удовлетворить максимально возможное число покупателей. Иными словами, цель фирмы достигается путем нахождения линии компромисса. Фирма придерживается стандартизации и массовости производства товаров. Данная стратегия значительно экономна. Однако ее не рекомендуют использовать предприятиям одной отрасли, так как возможно возникновение жесткой конкуренции на крупных сегментах.
2) Стратегия дифференцированного маркетинга – это стратегия фирмы, ориентированная одновременно на несколько сегментов рынка с разработкой отдельных предложений. Данная стратегия более полно отражает рыночную ситуацию, а следовательно, обеспечивает большие объемы продаж и небольшой уровень риска. С другой стороны, необходимы большие инвестиции, производственные и управленческие издержки, потому стратегия дифференцированного маркетинга посильна в основном для крупных компаний.
3) Стратегия концентрированного маркетинга – это стратегия сосредоточения усилий фирмы на одном или нескольких прибыльных сегментах рынка. Особенно, она привлекательна в тех случаях, когда ресурсы предприятия довольно ограничены. Данная стратегия предпочтительна для малых и средних фирм. Заключается в том, что предлагаются один или несколько товаров на рынок, которые сопровождаются целевыми маркетинговыми программами. В то же время необходимо уделять большое внимание репутации своей фирмы, престижности своего продукта, осуществлять постоянный анализ выбранных сегментов, следить за динамикой доли рынка, а также предпринимать меры для предотвращения появления новых конкурентов.
Основными доводами в пользу сегментирования рынка являются:
1) возможность обеспечения лучшего понимания не только нужд и потребностей покупателей, но и знание своего потенциального или реального потребителя «в лицо» (личностные характеристики, мотивы поведения на рынке и т. д.); результат – товар в большей степени соответствует требованиям рынка;
2) возможность лучшего понимания природы конкурентной борьбы;
3) появление возможности концентрации ограниченных ресурсов и организационных возможностей на более выгодные направления их использования;
4) изучение самых перспективных покупателей;
5) возможность учета особенностей различных рыночных сегментов.