Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 06:24, курсовая работа
Цель работы состоит в исследовании методов маркетингового управления в медицинской сфере на примере Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Свердловской областной клинической психиатрической больницы» (далее – ГБУЗ СО «СОКПБ»).
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретико-методологические основы маркетинга в здравоохранении;
2. рассмотреть методы маркетингового управления на предприятиях здравоохранения;
3. провести анализ деятельности ГБУЗ СО «СОКПБ»;
4. разработать рекомендации по оптимизации маркетинговой деятельности на исследуемом предприятии.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной экономике, именно здесь производятся общественно потребляемые блага – медицинские услуги. В последнее время здравоохранение все более полно вовлекается в экономический оборот общества, чему способствует активное функционирование медицинских учреждений на рыночных основах. Причем, наблюдается все большая зависимость здравоохранения от общего экономического роста в стране: платежеспособность населения влияет на объемы платных услуг отрасли, а стабилизация в государственном секторе позволяет рассчитывать на развитие целевых программ, финансируемых государством.
Коренное реформирование здравоохранения в России в течение последних десяти лет, введение системы обязательного и добровольного медицинского страхования неизбежно сопровождаются развитием рыночных отношений в здравоохранении. В этих условиях вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени.
Между тем, многие вопросы
предпринимательства в
В условиях рыночной экономики необходимость применения технологий маркетинга в системе здравоохранении стало реальностью, в первую очередь в бюджетно-страховой и семейной медицине. Маркетинг в здравоохранении заключается в системе принципов, методов и мер, базирующихся на комплексном изучении спроса пациентов и целенаправленном формировании предложений медицинских услуг, обеспечивающих реализацию социального принципа – сохранение и улучшение здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной лечебно-профилактической помощи.
Медицинский маркетинг
– это предпринимательская
Уже сегодня повсеместно происходит переход от сметно-бюджетного финансирования к договорным отношениям с собственником. Новые формы экономических взаимоотношений в медицине не будут гарантировать обязательного 100%-го покрытия, так называемых «закрытых», статей. Медицинскому учреждению предстоит самому позаботиться о наполнении своего бюджета из разных источников: государственного заказа собственника, доходов от ДМС и платных медицинских услуг. Главными задачами их менеджмента станут разработка эффективных маркетинговых стратегий по управлению, как продвижением медицинских услуг, так и расходованием средств, полученных из различных источников. Следовательно, руководитель медицинского учреждения должен становиться не просто администратором, а в полном смысле этого слова управленцем.
Рыночная ориентация медицинского учреждения на Потребителя/Пациента должна будет сводиться к тому, чтобы на основе качественных и количественных характеристик текущего и перспективного потребительского спроса, организовать деятельность всех своих подразделений и служб таким образом, чтобы требуемая медицинская услуга была доставлена в нужном количестве и нужного качества, в нужное место и по соответствующей цене.
Маркетинг, как философия, присуща всем сферам деятельности, в том числе и оказанию медицинских услуг. Тем не менее, создание подразделений маркетинга в медучреждениях на сегодняшний день скорее исключение, чем правило. За исключением фармацевтического бизнеса, в связи с более высокой степенью конкуренции в нем, там эта тенденция имеет уже явную положительную динамику.
Цель работы состоит в исследовании методов маркетингового управления в медицинской сфере на примере Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области «Свердловской областной клинической психиатрической больницы» (далее – ГБУЗ СО «СОКПБ»).
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
Предметом настоящего исследования выступают методы маркетингового управления в сфере здравоохранения, объектом исследования является ГБУЗ СО «СОКПБ»
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные общим вопросам маркетинговой деятельности.
Методы исследования. Исследование проводилось с использованием общих методов научного познания: наблюдения, сравнения, а также методов группировки, выборки, обобщения данных.
Практическая значимость работы заключается в том, что полученные в результате проведения исследования теоретические и практические рекомендации и выводы могут быть использованы в дальнейшем как в работах теоретического плана, так и в практической работе, осуществляемой учреждениями и организациями системы здравоохранения.
Современное понимание маркетинга формировалось с начала XX века. термин «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и означает «деятельность в сфере рынка сбыта».
Для восприятия сути маркетинга необходимо рассмотреть следующие понятия: нужда, потребность, товар, запрос, обмен, сделка. Маркетинг начинается с выявления нужд и потребностей.
Нужда — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды у различных людей разнообразны: физиологические — в еде, одежде, тепле и безопасности; социальные — в любви и внимании; индивидуальные — в знаниях и самовыражении. Для маркетинга в здравоохранении это понятие означает чувство нездоровья и желание больного стать здоровым.
Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем, личностью индивида и предложениями рынка медицинских услуг. Нужда быть здоровым определяет потребность поиска средств и способов выздоровления. Потребность выражается в объектах, устройствах, приспособлениях, способных удовлетворить нужду (например, больной человек испытывает потребность не в конкретном лекарственном средстве, а нуждается он в устранении симптомов болезни).
Запрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью. У людей практически неограниченные желания, но ограниченные ресурсы. Таким образом, выбор товаров, удовлетворяющих их потребности, они стремятся осуществить на ту сумму, которой располагают.
Человеческие нужды, потребности, запросы наводят на мысль о предложении товаров или услуг для их удовлетворения.
Товар (продукция) — это продукт, предлагаемый рынку и предназначенный для удовлетворения нужд и потребностей путем обмена. Понятие товара не ограничено материальными объектами. Различают материализованные и нематериализованные продукты человеческой деятельности, труда.
Товар — материализованный продукт человеческой деятельности, произведенный для продажи. В медицине это изделия фармацевтической промышленности и медицинская техника.
Услуга — нематериализованный, неосязаемый продукт человеческой деятельности, предложенный одной стороной и предоставленный другой стороне. В медицине — это медицинские услуги.
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.
Обмен — это акт получения желаемого товара от кого-либо, предложение чего-либо взамен. Для того, чтобы обмен состоялся, необходимо наличие пяти условий:
1. Сторон должно быть как минимум две.
2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны.
3. Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами называется сделкой. На рынке медицинских услуг в зависимости от формы собственности различают денежные и бартерные сделки (обмениваются услуги, готовая продукция, идеи).
Сделка предполагает наличие нескольких условий:
1. По меньшей мере два ценностно значимых объекта.
2. Согласованные условия ее осуществления.
3. Согласованне время совершения.
4. Согласованное место проведения.
Современный маркетинг опирается на следующие принципы:
1. Нацеленность всех
звеньев хозяйственного
2. Направленность на долговременн
3. Подчинение всей
производственной деятельности
требованиям потребителя (в
4. Объединение деятельности всех звеньев учреждения в единую строгую систему.
5. Четкая координация
всех направлений
6. Наличие обратной
связи между рынком и
Важный принцип современного маркетинга — производится то, что нужно потребителю, а не то, что может делать фирма. Маркетинг — это механизм взаимоотношения между тем, кто производит, и тем, кто покупает. Главное в маркетинге — двуединый подход. С одной стороны это тщательное всестороннее изучение рынка, спроса и ориентация производства на эти требования, с другой стороны, — активное воздействие на рынок и спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.
Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту минимальными, глубоко познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали себя сами.
Чтобы достичь этой цели, необходимо решить основные задачи маркетинга:
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса, исходя из долгосрочной перспективы.
Таким образом, современный маркетинг выполняет следующие функции:
— комплексное изучение рынка;
— планирование товарного ассортимента;
— разработка мероприятий для более полного удовлетворения потребностей;
— выявление неудовлетворенного спроса потенциальных потребностей;
— воздействие на организацию производства, стимулирование качества;
— продуманная реклама;
— организация сервиса, в т. ч. послепродажного.
Следовательно, основное в маркетинге — его целевая ориентация и комплексность. Это означает, что отдельные функции маркетинга не способны обеспечить того эффекта, который дает применение маркетинга как системы.
Характерные признаки маркетинга услуг:
1) многие виды услуг
неотделимы от того, кто их
предоставляет. Поэтому
2) в маркетинге услуг
в предложении превалируют
3) одинаковые базовые
услуги могут предлагаться
4) чем менее осязаемы услуги, тем менее маркетинг услуг напоминает маркетинг товаров;
5) маркетинг услуг
может как ориентироваться на
прибыль, так и нет. К примеру,
6) маркетинг услуг
варьируется по степени
7) нередко трудоемкость
услуг становится важнейшим
8) чем теснее контакты
с потребителями услуг, тем
выше значение социальной
Информация о работе Система маркетинговой деятельности в здравоохранении на примере ГБУЗ СО "СОКПБ"