Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 09:45, контрольная работа
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются элементы внешней и внутренней среды предприятия. Такие данные позволяют более глубоко раскрыть состояние отдельных элементов рынка и маркетинговой деятельности предприятия. Исследуются тенденции и процессы развития рынка, его емкость, динамика продаж, действия конкурентов, привлекательные стороны и риски. Исследование потребителей позволяет определить мотивы их поведения, а товарные исследования — конкурентоспособность продукции предприятия. Исследуется также эффективность стимулирования и рекламы, действенность каналов определения.
Другой подсистемой маркетинговой информации служат маркетинговые исследования, т.е. систематическое определение круга данных, не обходимых фирме в связи со стоящей перед ней маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и подготовка отчета о результатах, необходимых для изучения потенциала рынка, потребительских предпочтений, отношении целевого рынка к данной фирме и т.д.
Многие фирмы имеют
собственные отделы
в области коммерческой
деятельности — кратко- и долгосрочное
прогнозирование, изучение тенденций
деловой активности, изучение политики
цен, изучение принципов
в области разработки
товара — изучение реакции
на новый товар и его
в области сбыта
— замеры потенциальных
в области рекламы
— исследование
в области социальной
ответственности фирмы —
Прежде всего руководитель службы маркетинга и исследователь должны четко определить проблему и согласовать цели исследования, которые могут быть:
1) поисковыми, т.е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, возможно, помогающих выработать гипотезу;
2) описательными, т.е. требовать описания определенных явлений или ситуаций;
3) экспериментальными, т.е. требовать проверки гипотез о каких-либо причинно-следственных или статистических закономерностях, например о том, что снижение цен на 10 % вызовет увеличение спроса на 15 %.
Виды информации и методы ее сбора. Информация, которая изучается руководством фирмы, подразделяется на два вида — первичную и вторичную (обработанную).
Первичная информация
– это никем не обработанные
данные, собранные впервые специально
для какой-либо конкретной
Вторичная информация — это материал, который кто-то в свое время подготовил в обработанном виде, преследуя свои определенные цели отличные от целей того, кто потребляет эту информацию как вторичную Она включает в себя данные, опубликованные в открытых источниках — официальных изданиях государственных учреждений, периодике, книгах, а также отчеты о прежних исследованиях, составленные в самой фирме или же предоставленные ей, обычно за плату. Вторичная информация очень ценна своей удобной для восприятия формой, она дешевле и более доступна. Знакомство с новым для себя предметом всегда рекомендуется начинать именно с нее. Однако данные, обработанные для определенных целей, чаще всего оказываются с точки зрения требуемой в данном случае информации устаревшими, неточными, неполными, ненадежными или неудобно агрегированными.
Поэтому, ознакомившись со вторичной информацией, чаще всего приступают к самостоятельному сбору первичной информации. Именно это и называется маркетинговым исследованием.
К основным методам такого исследования относятся:
наблюдение — сбор
информации путем простого
эксперимент — отбор
сопоставимых между собой
опрос, или социологическое обследование, — наиболее распространенный метод, удобный для описательных исследований.
2.2 Организация социологического обследования
Общие принципы
Социологическое обследование
складывается из нескольких
Первая стадия — определение выборки, т.е. круга опрашиваемых.
Вторая стадия — определение путей (способов) контакта с опрашиваемыми (респондентами). Здесь можно использовать различные способы: прямые контакты прямо на улице, в магазине или другом учреждении, торгующем аналогичной продукцией, контакты на дому (визиты в частные квартиры), звонки по телефону, рассылка анкет по почте и т.д.
Беседа по телефону
— самый простой метод
Анкета, рассылаемая по почте, требует простых, четко сформулированных вопросов, а процент и скорость возврата таких анкет обычно невелики.
Личное собеседование
— самый универсальный из
Третья стадия — составление вопросника.
Четвертая стадия —
собственно проведение
Существует, однако, и
специфическая проблема — как
обеспечить добросовестность
Пятая стадия —
обработка данных. Анализируя первичную
информацию, исследователь сводит
полученные данные в таблицы,
на основе которых выводятся
такие показатели, как распределение
частотности, средние уровни, взаимосвязи
факторов и т.д. При необходимости
полученные данные
В результате исследования
либо подтверждаются
Выборка, ее размер и структура
При проведении
Методы отбора круга опрашиваемых при маркетинговом исследовании отработаны вне маркетинговой науки — статистикой и социологией.
В статистике выборкой
называется часть общей
Добиваясь представительности, прежде всего необходимо уяснить:
что представляет собой генеральная совокупность (все население какой-либо территории, определенная социальная группа и т.д.);
какие показатели, характеризующие генеральную совокупность и ее структуру, существенны для целей исследования.
Для количественной оценки подобия между выборкой и генеральной совокупностью используют показатель, называемый ошибкой выборки, это разница (в процентах) между характеристиками выборочной и генеральной совокупностей.
Пределы допустимой
ошибки зависят от цели
Для повышения надежности прежде всего необходимо, чтобы выборка была достаточно большой по размеру. Очевидно, что размер выборки должен быть тем больше, чем больше общая совокупность. Но эта зависимость не прямая. Минимально необходимый размер выборки растет меньшими темпами, чем генеральная совокупность. Специалистами подсчитано, что выборка в 400 человек достаточна для суждения о сколь угодно большой совокупности.
До сих пор речь
шла о так называемой
Допустим, нас интересует
спрос жителей города на
В идеале желательно,
чтобы структура выборки в
точности совпадала со
Далее, выделяя выборку
и формируя ее структуру, мы
неизбежно опираемся на
Информация о работе Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Маркетинговые исследования