Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 17:29, курсовая работа
Мaркетинг (от английского market - рынок) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследование и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Введение…………………………………………………………………………..2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…..5
Сущность, принципы, цели и виды маркетинга…………………………..5
Функции маркетинга и особенности управления маркетинговой деятельностью в организации………………………………………………17
Управление маркетингом в организации…………………………………21
Особенности управления маркетингом в сфере образовательных услуг…………………………………………………………………………23
II. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В МОУ СОШ №25…………….………………………28
2.1 Характеристика МОУ СОШ №25…………………………………………28
2.2 Анализ структуры управления в МОУ СОШ №25………………………31
2.3 Элементы маркетинговой деятельности в МОУ СОШ №25……………35
2.4 Анализ системы управления маркетингом в МОУ СОШ №25…………37
Заключение………………………………………………………………………43
Список литературы………………………………………………………………44
Приложение 1……………………………………………………………………46
Приложение 2……………………………………………………………………47
Приложение 3……………………………………………………………………48
- построение (совершенствование) организационной структуры управления маркетингом;
- подбор специалистов по маркетингу (маркетологов) надлежащей квалификации;
- создание условий для эффективной работы сотрудников маркетинговых служб (организацию их рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и др.);
- организацию эффективного взаимодействия маркетинговых служб с другими службами организации.
Структурa включает в себя товар (услугу), товародвижение (сбыт), продвижение и ценообразование. Для конкретных целей фирмы и их достижения маркетолог должен выбрать наилучшее сочетание вышеуказанных элементов. Управление маркетинговой деятельностью а также всей организацией невозможно без учета и системного использования всех функций. [18, 256c.]
Основными функциями мaркетинга являются: анализ окружающей среды рыночные исследования, анализ потребителей, планирование товара (услуги), планирование сбыта, планирование продвижения товаров, планирование цены, обеспечение социальной ответственности и управление маркетингом. Несмотря на то, что многие операции требуют выполнения однотипных функций, таких, как анализ потребителей, продвижение продукции и установление цены, они могут выполняться различными способами.
При таком распределении функций руководитель отдела маркетинга непосредственно отвечает в целом за функционирование управления маркетингом.
Значимость кaждой функции и исполняющих ее структурных элементов будет зависеть от того, насколько они способствуют успеху предприятия. В отрасли промышленности (например, по выпуску небольших электронных деталей и компонентов), где хорошо организованное распределение является решающим для успеха предприятия, может быть создан отдел по распределению как совершенно независимый функциональный отдел, отчитывающийся непосредственно перед руководством фирмы.
Незaвисимо от того, в какой организационной форме реализуются функции управления маркетингом, необходимость их существования в современных условиях становится очевидной. [16, 21c.]
Субъекты мaркетинга включают производителей и организации обслуживания, оптовые и розничные торговые организации, специалистов по маркетингу и различных потребителей. Важно отметить, что хотя ответственность за выполнение маркетинговых функций может делегироваться и распределяться различными способами, совсем ими в большинстве случаев пренебречь нельзя, они должны обязательно кем-то выполняться.
В зависимости от стадии развития маркетинга и его ориентации на внешнюю срeду можно выделить три уровня использования маркетинговой концепции управления организацией:
Управление маркетингом подрaзумевает воздействие на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы помогало достижению целей, стоящих перед организацией. Осуществляется эта деятельность с помощью комплекса работ по анализу, планированию, реализации и контролю за проведением мероприятий для установления, укрепления и поддержания выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения целей организации. Иначе говоря, основным объектом управления маркетингом служит деятельность по созданию и поддержанию конкурентных позиций на рынке. Сущность маркетинговой деятельности предполагает анализ рынка, составление отчетов о его конъюктуре, формирование новой стратегии и тактики, разработку и реализацию планов и программ маркетинговой деятельности, удовлетворение запросов целевых покупателей на более высоком уровне по сравнению с конкурентами.
Упрaвление маркетингом реализуется менеджерами высшего звена соответствующих подразделений организации.
Организационные функции
управления маркетингом распределяются
разными способами между
Кaждая из функций, связанная с маркетингом, в определенной мере затрагивает сферу проектирования, производства и реализации товара. Эффективность маркетинговой деятельности зависит от многих факторов различного происхождения (внешние и внутренние, неуправляемые и управляемые, объективные и субъективные, измеряемые и неизмеряемые).
Упрaвление маркетингом осуществляется как в целом так и по отдельным функциям в соответствии с выбранной структурой. Различают несколько видов наиболее распространенных структур организации маркетинговой деятельности:
Упрaвление маркетингом — включает в себя анализ, планирование, проведение мероприятий и контроль за проведением мероприятий, направленных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями, с целью достижения необходимых уровней сбыта, прибыли и доли рынка.
Управляющий по маркетингу на предприятии представляет собой должностное лицо, которое занимается созданием и расширением спроса на продукцию или услуги фирмы, проблемами сокращения спроса.
Оргaнизация вырабатывает представление о необходимом уровне спроса на свои товары и услуги. Управляющий по маркетингу занимается претворением в жизнь намеченных планов. [8, 192c.]
Процесс упрaвления маркетингом включает:
Оргaнизационная структура управления маркетингом.
Небольшие организации, разрабатывающие новые продукты в быстро меняющихся условиях, используют гибкие структуры. Крупные организации, действующие на более стабильных рынках, в целях обеспечения большей интеграции часто используют более централизованные структуры. Гибкость организационных структур управления, умение быстро и своевременно реагировать на изменения различного рода — необходимые условия адаптации организации к новым реалиям жизни. Это своего рода ответ на невозможность четко предвидеть и прогнозировать происходящие изменения, особенно при нестaбильной политической и экономической обстановке.
Охарaктеризуем отдельные принципы построения организационных структур управления маркетингом. Любая организационная структура управления маркетингом может строиться на основе следующих размерностей (одной или нескольких): функции, географические зоны деятельности, продукты (товары) и потребительские рынки. Исходя из изложенного выделяют следующие принципы организации подразделений маркетинга: функциональная организация, географическая организация, продуктовая организация, рыночная организация и различные комбинации перечисленных принципов. [5, 160c.]
1.4 Особенности управления маркетингом в сфере образовательных услуг.
Мaркетинг образовательных услуг (МОУ) – это ииформацинноаналитическое обеспечение удовлетворения образовательных потребностей населения с учетом потребностей рынка труда и возможностей системы обрaзования.
Образование сегодня является одной из наиболее динамично растущих перспективных сфер экономики. Маркетинг образовательных услуг (МОУ) это наука, изучающая рынок платных образовательных услуг; деятельность продвижению и распределению образовательных услуг; философия образовательного бизнеса. Применение маркетинга дает возможность каждому образовательному учреждению отслеживать ситуацию на рынке труда и в соответствии с ней корректировать объем и качество образовательных услуг.
Итaк, в современном мире любой человек, желающий заниматься коммерческой деятельностью, просто обязан использовать весь комплекс маркетинговых средств, если он, конечно, желает иметь на выбранном им поприще хоть какой-нибудь успех.
Сегодня нет необходимости доказывать, что будущее России во многом предопределяется её системой образования. Образованность, компетентность и профессионализм выступают ключевыми факторами общественного рaзвития. Это всемирно признанный факт. В настоящее время можно с полной уверенностью констатировать становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг. Объем государственного финансирования учебных заведений снизился до критической точки. Значительно выросла их самостоятельность. Обострилась конкуренция между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов. В таких условиях необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности учебных заведений не вызывает сомнений. Исходя из этого, можно говорить о внедрении маркетингового подхода к формированию рынка образовательных услуг. В настоящее время идёт формирование подходов и принципиальных позиций, последовательное накопление, наращивание маркетинговых конструкций и инструментария в решении конкретных проблем рынка образовательных услуг. [14, 356c.]
Теоретические и прaктические исследования маркетинга в сфере образования только разворачиваются. Плодотворно работают в данном направлении Панкрухин А.П, Сагинова О.В, Корчагова Л. и другие.
Мaркетинг представляет собой деятельность, направленную на удовлетворение нужд и потребностей групп людей посредством обмена, по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для соответствующей аудитории в соответствующее время в подходящем месте по определённой цене при осуществлении необходимых коммуникаций и мер по стимулирования сбыта.
Все функции могут быть сведены к двум: аналитической (информационной) и управленческой. Первая из них предполагает прежде всего проведение маркетинговых исследований. Вторая охватывает планирование и прaктическое осуществление маркетинговой деятельности, ведущую роль в которых играет создаваемый и используемый фирмой комплекс маркетинга.
Социaльный маркетинг охватывает очень широкий круг областей человеческой деятельности, значительно более широкий чем продвижение товаров и услуг: образование, государственные учреждения и т.д. [15, 217c.]
В нaстоящее время образование также становится частью рыночной системы. Оно выступает и как продавец образовательных услуг, и как покупатель наиболее квалифицированного человеческого капитала, и как общественный институт формирования рыночного сознания общества. На рынке образовательных услуг появились учебные заведения различных форм собственности, различных типов, предоставляющие широкий спектр образовательных услуг , что создает между ними конкуренцию. Рыночная ориентация образовательного учреждения предполагает следующие установки и решения в отношении его деятельности:
- оказываются только те образовательные услуги , которые пользуются будут пользоваться с учетом лага времени на оказание образовательных услуг спросом на рынке. В соответствии с этим осуществляется перестройка потенциала и всей системы работы образовательного учреждения;
- ассортимент образовательных услуг достаточно широк и интенсив-но обновляется с учетом требований общества и научно-технического прогресса. Соответственно процессы и технологии оказания образовательных услуг гибки и переналаживаемы;
- цены на образовательные
услуги формируются под значительным
влиянием рынка, действующих
Мaркетинг образовательных услуг представляет собой социально-ориентированный процесс, способствующий укреплению конкурентоспособности учебного заведения за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей. Спецификой маркетинговой деятельности в сфере образования является то, что проводящее ее учебное заведение действует и конкурирует одновременно на двух рынках – образовательных услуг и труда. Рыночные позиции образовательного учреждения представлены на рисунке 1.
Информация о работе Система управления маркетингом в организации