Совершенствование маркетинговой стратегии сети предприятий розничной торговли ОАО «Магнит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 10:17, дипломная работа

Описание работы

Маркетинговая стратегия позволяет ориентировать предпринимательскую деятельность торгового предприятия на удовлетворение потребностей рынка через фокусировку его усилий на целевых сегментах рынка и обеспечивает повышение эффективности принимаемых мер в различных областях деятельности.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости:
творческого осмысления роли и места маркетинга в деятельности крупного розничного объединения ОАО «Магнит»1;
постоянного поиска все новых способов и средств воздействия предприятия на его потенциальных клиентов;
совершенствования маркетинговой стратегии крупного розничного объединения ОАО «Магнит» в условиях локального городского рынка.

Содержание работы

Введение - 3
Глава 1. Теоретико - методологические основы анализа рынка и разработки эффективной маркетинговой стратегии - 7
Теоретические основы анализа маркетинговой среды предприятия и исследования рынка - 7
Методология разработки маркетинговой стратегии предприятия розничной торговли - 20
Глава 2. Разработка и совершенствование маркетинговой стратегии предприятия розничной торговли - 34
2.1. Исследование предпочтений населения на рынке продовольственных товаров. - 34
2.2. Разработка стратегии позиционирования предприятия розничной торговли - 53
2.3. Формирование ассортиментной стратегии предприятия розничной торговли - 65
2.4. Совершенствование маркетинговой стратегии предприятия розничной торговли -71
Заключение - 84
Список использованных источников и литературы - 91

Файлы: 1 файл

diplom_+.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

продуктовых магазинов. В данной ситуации, когда основная часть опрошенных (80%) предпочитает покупать продукты на рынке, а главной причиной, по которой респондентов не устраивают ближайшие магазины, являются высокие цены, абсолютное большинство респондентов  (81%) считают, что открытие новых продуктовых магазинов в районе города является необходимым.

 

 

Сектограмма 2.1.5. Открытие новых продовольственных магазинов

Причем открытие новых  магазинов считает необходимым  большинство респондентов во всех выделенных доходных группах.

Виды магазинов, которые  необходимо открыть в районе (по общей выборке). На вопрос о том, каких же именно магазинов не хватает в районе «Город», получено следующее распределение мнений респондентов:

 

* Сумма %-тов превышает 100%, т.к.  один респондент мог указать  несколько вариантов (за 100% взято число респондентов, считающих, что новые магазины нужны)

Диаграмма 2.1.6. Магазины, которые, по мнению опрошенных, необходимо открыть в районе (январь-февраль 2010 г.)

Большинство опрошенных считает необходимым создание в  районе дешевых супермаркетов типа  «Копейки», «Пятерочки». В результате опроса жителей района выяснилось, что с «Копейкой» некоторые из них хорошо знакомы, т.к. иногда ездят туда за продуктами, но данный супермаркет расположен за пределами района, что является весьма неудобным.

Также при проведении опроса на улицах района прозвучало мнение, что «Копейка» является более предпочтительной по ценам и качеству, чем «Пятерочка» (возможно, потому что данный супермаркет является более знакомым). Далее по значимости следуют такие магазины, как овощные и булочные. В результате проведения обследования торговых точек района города выяснилось, что специализированные магазины практически отсутствуют.

Многие опрошенные говорили о том, что ранее в их районе были булочные, где можно было купить хлеб и кондитерские изделия по доступным ценам, и очень многие недовольны ситуацией с закрытием таких булочных. Что касается овощей, то, по мнению опрошенных, на продовольственном рынке они примерно такие же дорогие, как и в магазинах.

17% респондентов указало  на необходимость открытия в  районе супермаркетов типа «Перекрестка», «Седьмого континента», «Магнита», т.к. уже созданный «Седьмой континент» расположен на окраине района, что весьма неудобно для жителей, не имеющих личного транспорта. Далее по значимости следуют такие варианты ответов, как круглосуточные, молочные магазины, любые дешевые магазины.

Некоторые респонденты  выражали особое недовольство тем, что  в последнее время закрылось много магазинов, на месте которых  организовали продажу товаров, не предназначенных для малообеспеченного населения района (мебель, ковры и т.п.).

Кроме того, на данный вопрос были получены следующие ответы: отдельные высказывания респондентов,  характеризующих ситуацию в районе: «создать магазины со скидкой для ветеранов»,  «открыть мясные магазины», «нужны рыбные магазины», «плохо, что убрали палатки», «необходимы небольшие магазинчики», «нужны гастрономы», «в районе вообще мало магазинов», «открытие новых магазинов создаст конкуренцию, следовательно, цены будут ниже», «нужны магазины, которые будут близко от дома».

Также, несмотря на то, что  исследование было направлено на выяснение ситуации с продовольственными магазинами, 7 человек отметили, что в районе не хватает хозяйственных магазинов, галантерей, а 6 респондентов обеспокоены тем, что в районе мало аптек.

Виды магазинов, которые необходимо открыть в районе (по подвыборкам в зависимости от уровня дохода респондентов). Предложения по открытию новых магазинов в районе отличается по некоторым из видов магазинов в зависимости от уровня доходов респондентов. 

Так, о необходимости открытия супермаркетов типа «Перекрестка», «Седьмого континента», в основном, говорили респонденты, не относящие себя к малообеспеченным. (33% респондентов, не относящих себя к малообеспеченным, против 9% респондентов, получающих субсидию).

Аналогична картина  и с круглосуточными магазинами: они необходимы 26% опрошенным,  не относящим себя к малообеспеченным, и 3% опрошенным, получающим субсидию.

Ситуация со специализированными  магазинами – овощными, булочными, молочными, а также просто любыми дешевыми магазинами имеет противоположную тенденцию – такие магазины более необходимы жителям района, получающим субсидию.

В результате телефонного  опроса была получена следующая картина  ситуации с продовольственными магазинами, сложившейся в районе, что позволяет сделать следующие выводы:

  1. большинство опрошенных (80%) предпочитают покупать продукты повседневного потребления на рынке, хотя условиями здесь довольны далеко не все; основной причиной предпочтения рынка в целом по выборке являются низкие цены;
  2. рынки посещает примерно одинаковое количество респондентов как среди малообеспеченных, так и не относящих себя к малообеспеченным. При этом для получающих субсидию на оплату коммунальных услуг основной причиной выбора рынка являются низкие цены. Для респондентов, не получающих субсидию, при выборе рынка также важны такие причины, как возможность купить все продукты в одном месте, а также ассортиментное разнообразие;
  3. ближайшие магазины посещают 69% респондентов, при  этом предпочитают покупать в них продукты чуть меньше четверти опрошенных (24%); основной причиной предпочтения ближайшие магазины чаще посещают респонденты, не относящие себя к малообеспеченным;
  4. основной причиной, по которой ближайшие магазины устраивают опрошенных, является близкое и удобное расположение.
  5. основной причиной, по которой ближайшие магазины не устраивают  респондентов, являются высокие цены. Это отметили 88% респондентов среди тех, кто не посещает ближайшие магазины вообще, и эта же причина стояла на первом месте практически для  каждого конкретного магазина.
  6. абсолютное большинство опрошенных (81%) считает, что в сложившейся ситуации в районе необходимо открытие новых магазинов.
  7. наиболее необходимым, по мнению опрошенных, является открытие   дешевых супермаркетов типа «Копейки», «Пятерочки», а также таких специализированных  магазинов, как овощные и булочные.
  8. данных торговых точек является их близкое и удобное расположение для респондентов;
  9. в супермаркетах предпочитают покупать продукты 22% опрошенных, при этом основными причинами выбора являются ассортиментное разнообразие товаров, возможность купить все необходимое в одном месте, на третьем месте находится такой фактор, как хорошее качество продуктов.

2.2. Разработка стратегии позиционирования предприятия розничной торговли ОАО «Магнит»                                                                                 

Для разработки эффективной  стратегии позиционирования торгового предприятия необходимо провести оценку конкурентной среды торгового предприятия ОАО «Магнит». Общеизвестно то, что успешная деятельность торговых предприятий требует оценки их конкурентоспособности. При этом широко используются социологические методы, в частности опросы покупателей. Опросы проводятся в магазинах, на уличных рынках города.

Целью опроса является выявление наиболее посещаемых магазинов и критериев привлекательности магазинов. Опрос проводится, как правило, путем анкетирования. Принцип выборки - случайный. Покупателям была предложена анкета, созданная специально для этого исследования.

Данный социологический опрос проводился нами в заводском районе города в январе-феврале 2010 года, в котором приняло участие 895 человек.

В процессе опроса было выявлено:

  • наиболее предпочтительные для потребителей места приобретения различных продовольственных товаров;
  • основные критерии выбора потребителями места покупки;
  • общая оценка работы торговых предприятий в заводском районе;

Результаты анализа  представлены в Приложении11.

Покупателями были названы, в основном, рынки города. Но ни один из магазинов, по результатам исследования, не является предпочтительным для покупки вышеперечисленных товаров, что должно послужить тревожным сигналом для местных органов, регулирующих развитие торговли.

Так, безалкогольные напитки (57,8% покупателей), яйцо куриное (68,8%) покупателей предпочитают покупать на рынках города. Замороженные продукты (21,1% опрошенных), консервы (49,7%), хотя в районе есть специализированный магазин "Елена" и "София", покупатели приобретают в фирменных магазинах. Покупки в магазинах "Елена" и "София" предпочитают делать 10,4 и 3,1% опрошенных.

На вопрос «Почему  покупатели предпочитают указанные  магазины (при покупке продовольственных  товаров?) были получены следующие ответы12. Основными критериями для выбора магазинов, среди опрошенных нами респондентов, были названы следующие:

  • приемлемые цены (для продовольственных товаров 79 и 71,4% опрошенных);
  • широкий ассортимент товаров (60,2 и 69,6 % соответственно);
  • высокое качество товаров (53,4 и 33,9 %).

Далее при выборе продовольственных  магазинов покупатели выделили хорошее обслуживание, а для повседневных магазинов хорошее размещение.

Обработка, обобщение  и анализ полученной информации позволили  сделать следующие выводы:

1. Наиболее посещаемые  магазины заводского района являются магазины  "Копейка", ООО «Магазин 29» и ООО «Дивскан». Наиболее предпочтительными местами для приобретения хлеба и хлебобулочных изделий для потребителей являются специализированные магазины типа "Хлеб" (21,6% и 16,9% респондентов соответственно).

В мини-магазинах предпочитают покупать хлеб 10,5% респондентов, а магазинах типа "Продукты" - 9,05% респондентов.

2. Молочные товары  покупатели в основном приобретают  на рынках района (42% респондентов), а так же в других продовольственных  магазинах, среди которых были названы магазины предприятия ОАО "Звезда", ЗАО "Северный", магазин ООО «Магазин 29».

3. Предпочтения относительно  мест покупки замороженных продуктов пали на ТД "Мещера" (14,3%), и магазины, расположенные на улице Софьи Перовской (10,5%). Не определились с предпочитаемым местом 19,1% респондентов, так как они приобретают эти товары в самых различных магазинах.

4. При выборе торговых  точек для покупки безалкогольных  напитков 57,8% потребителей останавливают свой выбор на торговых точках, расположенных на рынках района. В ОАО "Магнит", эти товары приобретают 21,6% населения.

5. Яйцо 68,8% потребителей  предпочитают покупать на рынках  города и 9,7% потребителей - в магазинах расположенных на улице Софьи Перовской.

6. При покупке консервированной  продукции потребители останавливают свой выбор на ОАО "Северный" и т.п., расположенных в заводском районе. На рынках района эти товары приобретают 2,5% опрошенных 10,4% опрошенных - в магазинах типа ООО «Магазин 29», расположенных также в черте района. В ходе социологического опроса выявились критерии предпочтения потребителей к местам покупок.

Основными критериями выбора магазинов являются:

  • приемлемые цены (для продовольственных магазинов - 79% опрошенных)
  • широкий ассортимент товаров (60,2%)
  • высокое качество товаров (53,4%)

Следующими критериями для выбора торговых предприятий  покупатели выделили: хорошее обслуживание и удобное размещение. Уютный интерьер магазина более важен для продовольственных магазинов.

Наименее значимым фактором для выбора места покупки являются, по мнению покупателей, дополнительные услуги, оказываемые торговыми предприятиями. 

Таким образом, проведенный  социологический опрос показал, что наиболее предпочтительным местом для покупки продовольственных  товаров являются рынки в силу низких цен и широкого ассортимента товара.

Однако покупателей  не устраивает культура обслуживания на рынках. Из магазинов для приобретения этих товаров покупатели выделили магазины ОАО «Магнит»,  и ООО «Магазин 29». Для покупки замороженных полуфабрикатов покупатели предпочитают торговые точки типа "Северный".

На современном этапе  развития рыночных отношений в России в сфере розничной торговли наблюдается сильная конкуренция, особенно в условиях экономического кризиса. Выжить в условиях острой конкуренции могут лишь те предприятия, которые могут обеспечить потребителям предоставления таких услуг, которые отвечают их ожиданиям и потребностям.

По нашему мнению, учет интересов и ожиданий потребителей усиливает конкурентные позиции предприятия розничной торговли.

Немаловажная роль в  обеспечении устойчивого конкурентного  преимущества предприятия принадлежит разработке и реализации на практике эффективной стратегии позиционирования.

Позиционирование представляет собой деятельность по разработке и  внедрению в сознание целевых потребителей особенного, отличного от конкурента образа магазина13.

Эта деятельность включает в себя действия, как по разработке эффективной стратегии позиционирования, так и по ее реализации, посредством разработки соответствующего маркетингового комплекса.

Как правило, концепция  позиционирования включает в себя поиск  основы для дифференцирования предложения услуг магазина, т.е. определения отличительных свойств и характеристик коммерческого предложения, и мероприятия по укреплению в сознании потребителей желаемого для магазина собственного образа.

По нашему мнению, разработка концепции позиционирования должна выполняться с учетом особенностей целевого сегмента, на который направлены маркетинговые усилия магазина ОАО «Магнит».

Сегментирование позволяет выяснить покупательские предпочтения, выделить покупательские группы с одинаковыми потребностями и мотивацией, а затем выбрать наиболее привлекательные из них с тем, чтобы направить на их завоевания свои усилия.

Деятельность по выявлению основных рыночных сегментов основывается на проведении исследований и состоит из нескольких этапов. Общая методика, используемая в этом случае, может быть следующей.

Во-первых, проводится качественное исследование, нацеленное на определение потребительских мотиваций, изучение покупательского поведения и выяснение отношения к магазину его посетителей. Обычно для этой цели исследователи используют наблюдение, опрос покупателей или обсуждение в фокус группе.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой стратегии сети предприятий розничной торговли ОАО «Магнит»