Совершенствование организации и проведение маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы — разработать проект мероприятий по совершенствованию организации проведение маркетинговых исследований в ОАО «Октябрьская швейная фабрика».
В соответствии с определенной целью, задачи работы состоят в следующем:
• определить цели, задачи и назначение маркетинговых исследований;
• рассмотреть общую характеристику процесса маркетингового исследования;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы маркетинговых исследований 6
1.1 Цели, задачи и назначение маркетинговых исследований 6
1.2 Характеристика процесса маркетингового исследования 10
1.3 Методы проведения маркетинговых исследований 17
2 Маркетинговые исследования на предприятии ОАО «Октябрьская швейная фабрика» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Октябрьская швейная фабрика» 23
2.2 Этапы маркетингового исследования ОАО «Октябрьская швейная фабрика» и анализ их результатов 26
3. Разработка проекта мероприятий по совершенствованию организации и проведение маркетинговых исследований ОАО «Октябрьская швейная фабрика» 35
Заключение 38
Библиографический список 40

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

При проведении маркетинговых исследований сталкиваются с двумя типами проблем: проблемы управления маркетингом и проблемы маркетинговых исследований. Первые появляются в двух случаях. Во-первых, когда возникают симптомы недостижения целей маркетинговой деятельности. Во-вторых, существует вероятность достижения целей, однако менеджеру надо выбрать такой курс действий, который даст возможность в полной мере воспользоваться благоприятными обстоятельствами.

Проблемы маркетинговых  исследований определяются требованиями предоставления руководителям и специалистам по маркетингу соответствующей, точной и непредвзятой информации, необходимой для решения проблем управления маркетинговой деятельностью.

Формулирование  целей маркетинговых исследований. Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных проблем, достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем.    Цели должны быть ясно и четко сформулированы, быть достаточно деятельными, должна существовать возможность их измерения и оценки уровня их достижения.

При постановке целей маркетинговых исследований задается вопрос: « какая информация необходима для решения данной проблемы?»  ответ на этот вопрос определяет содержание целей исследования. Таким образом, ключевым аспектом определения целей исследования является выявление специфических типов информации, полезные менеджерам при решении проблем управления маркетингом [10, c.31] .

Выбор методов проведения маркетинговых исследований. Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых исследований, что является начальным этапом разработки плана маркетинговых исследований, является ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться на отдельных его этапах. Затем с учетом ресурсных возможностей выбирается наиболее походящий набор этих методов .

Наиболее широко используемыми методами проведения маркетинговых исследований являются методы анализа документов, методы опроса потребителей (всю совокупность которой с определенной долей условностей можно назвать методами социологических исследований), экспертной оценки и экспериментальные методы .

Другой класс  методов, используемых при проведении маркетинговых исследований, предоставляют экономико-математические методы .

Определение типа требуемой информации и источников ее получения. Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.

Первичные данные получаются в результате специально проведенных для решения конкретной маркетинговой проблемы так называемых полевых маркетинговых исследований; их сбор осуществляется путем наблюдений, опросов, экспериментальных исследований, выполняемых под частью общей совокупности исследуемых – выборной [3, c.115].

Под вторичными данными, применяемыми при проведении так называемых кабинетных маркетинговых  исследований, понимаются данные, собранные  ранее из внутренних и внешних  источников для целей, отличных от целей  маркетинговых исследований. Другими словами, вторичные данные не являются результатом проведения специальных маркетинговых исследований .

Внутренними источниками служат отчеты компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые отчеты; отчеты руководителей на собраниях акционеров; сообщения торгового персонала; отчеты о командировках; обзоры жалоб и рекламаций потребителей, планы производства и ниокр, деловая корреспонденция фирмы и др.

Внешними источниками  являются данные международных организаций; законы, указы; постановления государственных  органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати, результаты научных исследователей и т.п.

К источникам внешней  вторичной информации также относятся: выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, коммерческие базы и банки данных .

Определение методов  сбора необходимых данных. Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.

Количественные  исследования обычно отождествляют  с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенный формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе [7, c.189].

Качественные  исследования включают сбор, анализ и  интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдение и выводы носят качественный характер и осуществляются в нестандартизированной форме .

Разработка  форм для сбора данных. Для сбора  данных разрабатываются анкеты (вопросники). Информация для их заполнения собирается путем проведения измерений. Измерение  – это упорядочение множества  свойств реальных объектов относительно множества знаков посредством правила упорядочения, позволяющего изоморфно отобразить элементы отношения между ними в предметной области через элементы и отношения между ними в области модели – шкалы. Как только была определена некоторая характеристика для выбранного объекта, говорят, что объект был измерен по данной характеристике [3, c.180].

Разработка  выборочного плана и определение  объема выборки. Можно выделить следующие  этапы разработки выборочного плана:

1. Определение  соответствующей совокупности.

2. Получение  «списка» совокупности.

3. Проектирование  выборочного плана.

4. Определение  методов доступ к совокупности.

5. Достижение  нужной численности выборки.

6. Проверка выборки  на соответствие требованиям.

7. В случае  необходимости формирование новой выборки.

Решение в объеме выборки является компромиссом между  теоретическими предположениями о  точности результатов обследования и возможностями их практической реализации, прежде всего имеются в виду затраты на проведение опроса [5, c. 181].

Сбор данных. С точки зрения организации процесса существует по крайней мере три альтернативных подхода к сбору данных: силами сотрудников маркетинговой службы, силами специально созданной группы или с привлечением компаний, специализирующихся на сборе данных. Процесс сбора информации обычно – самый дорогостоящий этап исследования. Кроме того, при его реализации может возникнуть достаточно большое количество ошибок .

Анализ данных. Начинается с преобразования исходных данных (введение в компьютер, проверка на наличие ошибок, кодирование, представление в матричной форме). Это позволяет перевести массу необработанных данных в осмысленную информацию. Далее проводится статистический анализ (рассчитываются средние величины, частоты, коэффициенты регрессии и корреляции, осуществляется анализ трендов и т.д.) .

Подготовка  заключительного отчета о проведенном  исследовании. Структура заключительного  отчета должна соответствовать особым требованиям заказчика. Если их нет, то можно рекомендовать при подготовке заключительного отчета разделить его на три части: вводную, основную и заключительную.

Вводная часть  включает начальный лист, титульный лист, договор на проведение исследования, меморандум, оглавление, перечень иллюстраций и аннотацию.

Основная цель меморандума заключается в ориентации читателя на изученную проблему и в создании у отчета положительного имиджа. Меморандум имеет персональный и слегка неформальный стиль. Объем меморандума – одна страница.

Аннотация ориентирована  прежде всего на руководителей, которых не интересуют детальные результаты проведенного исследования. Аннотация должна настроить читателя на восприятие основного содержания отчета. В ней должны быть охарактеризованы: предмет исследования, круг рассмотренных вопросов, методология исследования, основные выводы и рекомендации. Объем аннотации – не более одной страницы [20, c.102].

Основная часть  отчета состоит из введения, характеристики методологии исследования, обсуждения полученных результатов, констатации ограничений, а также выводов и рекомендаций.

Введение ориентирует  читателя на ознакомление с результатами отчета. Оно содержит общую цель отчета и цели исследования, актуальность его проведения.

В методологическом разделе с необходимой степенью детальности описываются: кто или  что явилось объектом исследования, используемые методы.

Главным разделом отчета является раздел, в котором  излагаются полученные результаты. Рекомендуется  строить его содержание вокруг целей  исследования. Зачастую логика данного  раздела определяется структурой вопросника, поскольку вопросы в нем излагаются в определенной логической последовательности.

Поскольку не следует  маскировать проблемы, которые возникли при проведении исследований, то в  заключительный отчет обычно включается раздел «ограничения исследования». В данном разделе определяется степень влияния ограничений (недостаток времени, денежных и технических средств, недостаточная квалификация персонала и т.д.) На полученные результаты. Выводы и рекомендации могут быть изложены как в одном, так и в отдельных разделах [14, c.18].

Выводы основываются на результатах проведенного исследования. Рекомендации представляют из себя предположения  относительно того, какие следует  предпринять действия, исходя из изложенных выводов. Осуществление рекомендаций может предполагать использование знаний, выходящих за рамки полученных результатов.

В заключительной части приводятся приложения, содержащие добавочную информацию, необходимую для более глубокого осмысления полученных результатов.

 

1.3 Методы проведения маркетинговых исследований

 

Рассмотрим такие методы проведения маркетинговых исследований как:

  • методы сбора первичных маркетинговых данных;
  • методы сбора вторичных маркетинговых данных.

Система сбора первичной  информации предусматривает проведение специальных маркетинговых исследований. Их целью является получение дополнительных данных, связанных с решением конкретных маркетинговых задач.

Основными методами сбора первичных маркетинговых данных являются: опрос, наблюдение, эксперимент и имитационное моделирование .

Выбор конкретного метода зависит от цели исследования, изучаемого признака и носителя этого признака.

Опрос позволяет выявить  систему предпочтений, на которые  ориентируется целевой рынок  потребителей при выборе определенных товаров, оценке различных форм обслуживания, покупке изделий различных фирм. Это самый распространенный метод сбора данных в маркетинге. Он используется примерно в 90 % исследований [8, c. 42].

Опрос основан на устном или письменном обращении к потребителям и работникам фирмы с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования .

В практике маркетинга применяются  две основные формы опроса: анкетирование  и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам письменно отвечает на вопросы  в присутствии анкетера или без  него.

Интервьюирование как форма опроса предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым (личным) и опосредованным (например, по телефону).

Таким образом, опрос  как метод получения первичной маркетинговой информации может быть проведен в различных формах и разновидностях.

Точность результатов  опроса, проводимого в любой форме, в значительной степени зависит от качества инструментария (анкеты или бланки интервью).

Анкета (или опросный лист) – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно- качественных характеристик объекта и предмета исследования [24, c.208].

Для повышения качества анкет и успешного проведения с их помощью сбора данных маркетинга сформулирован ряд рекомендаций, которые могут быть весьма полезными при получении первичной маркетинговой информации:

1. Соблюдение принципиальных  требований к формулированию  вопроса:

  • вопросы должны быть простыми и понятными;
  • вопросы должны быть однозначными;
  • вопросы должны быть нейтральными (не поправлять ответ в определенную сторону).

2. Соблюдение принципов построения анкет:

  • порядок вопросов: от простых – к сложным, от общих – к специальным, от необязывающих – к деликатным;
  • сначала вопросы, устанавливающие доверие, затем вопросы по существу, затем, возможно, контрольные вопросы, в конце вопросы о личности.

3. Выбор оптимального  объема анкет:

  • громоздкие анкеты вызывают большое число отказов от ответов;
  • короткие анкеты, в свою очередь, создают впечатление о незначительности обсуждаемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкретного человека;
  • максимальное время, необходимое для заполнения анкеты при почтовом опросе не должно превышать 20-30 минут.

4. Предварительная оценка качества анкет:

  • разработанные анкеты подвергаются логическому контролю, проверяются все вопросы и варианты ответов, а также композиция анкеты в целом;
  • проведение подробного опроса небольшой группы людей, на основе которого осуществляется их доработка и уточнение (10-15 человек).

5. Повышение процента  возврата анкет при почтовых  опросах:

Информация о работе Совершенствование организации и проведение маркетинговых исследований