Совершенствование организации и проведения маркетинговых исследований на промышленном предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 21:15, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение организации и проведения маркетинговых исследований на предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение маркетинговым исследованиям, охарактеризовать их основные цели и задачи;
- изучить основные направления маркетинговых исследований;
- дать общую характеристику методов сбора данных для анализа в маркетинговом исследовании;
- дать характеристику процесса маркетинговых исследований;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы организации и проведения маркетинговых исследований ….......................................................................................................5
1.1 Понятие маркетинговых исследований, основные цели и задачи ………...5
1.2 Основные этапы маркетингового исследования …………………………...8
1.3 Виды и методы маркетинговых исследований …………………………....14
2 Анализ организации, проведения и результатов маркетинговых исследований на примере ОАО «Полиграфкомбинат им. Я.Коласа»...……...18
2.1 Характеристика предприятия ОАО “Полиграфкомбинат им. Я.Коласа”…………………………………………………………………………18
2.2 Организация и проведение маркетинговых исследований на предприятии ОАО «Полиграфкомбинат им.Я.Коласа»……………………………………....19
2.3 Анализ результатов маркетинговых исследований, проводимых отделом маркетинга ОАО «Полиграфкомбинат им.Я.Коласа»………………………...21
3 Совершенствование организации и проведения маркетинговых исследований (на примере ОАО «Полиграфкомбинат им. Я.Коласа»………28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованных источников…………………………………………..36

Файлы: 5 файлов

источники.doc

— 35.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 40.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

главка 1.doc

— 511.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

главунечка 2.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Примечание – Источник: [данные предприятия]

Основным конкурентом  ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа»  на рынке полиграфических услуг является — РУП «Издательство "Белорусский Дом печати"». Косвенными конкурентами также являются полиграфические предприятия России. Следует также отметить, что в Республике Беларусь полиграфическую лицензию имеют около 300 предприятий, которые также придерживаются активной позиции на рынке.

Для удержания и расширения позиций на рынке комбинат предпринимает следующие шаги:

— отслеживает деятельность основных конкурентов, в области  стоимости, качества и ассортимента выполняемых полиграфических услуг;

— ищет возможности для  снижения стоимости производства продукции;

— разрабатывает мероприятия, которые позволяют предложить издательству полный комплекс полиграфических услуг.

Финансовые результаты предприятия во многом обусловлены  экономическими условиями хозяйствования и действующим в республике механизмом ценообразования.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрен порядок формирования отпускных цен на продукцию предприятий. В равной степени это касается и механизма включения в стоимость изготовления продукции стоимости  материалов, продукции, комплектующих, сырья, а также тарифы на потребляемые энергоресурсы, коммунальные услуги, железнодорожные и автомобильные перевозки.

Анализ цен на ОАО  «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа»  и типографии «Белорусский Дом печати» показал, что в среднем стоимость на изготовление книжной продукции с печатью текста в 1 краску на нашем предприятии выше на 10%. Это обстоятельство обусловлено наличием в типографии более высокопроизводительного оборудования. Высокая материалоемкость производства на ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» связана с износом основного производственного оборудования. Следовательно, следует особое внимание уделять техническому перевооружению комбината в части изготовления указанного вида продукции. Стоимость изготовления полноцветной книжно-журнальной продукции на ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» соизмерима или ниже стоимости изготовления аналогичной продукции на типографии «Белорусский Дом печати», что позволяет рассматривать указанное предприятие в данном сегменте рынка полиграфической продукции в качестве конкурента. [данные предприятия]

ОАО «Полиграфкомбинат  им. Я.Коласа» проводил расчеты предварительных калькуляций для резидентов Российской Федерации:

1.Российский детский  фонд. Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность». Проводились расчеты Собрания сочинений Альберта Лиханова для детей и юношества в 15 томах.

2.Российский предприниматель  – посредник между издательствами  и типографиями Елена Семеновна Виноградская.

3.Российский предприниматель  Кибирева.

4. Издательство «Эксмо».

Основной причиной отказов  от размещения заказов на предприятии явилась высокая цена на изготовление единицы продукции (в некоторых случаях наша цена на 20% превышала цену, предлагаемую российскими типографиями). Это обусловлено тем, что на российском рынке появилось большое количество полиграфических предприятий, оснащенных новым печатным оборудованием, что позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции за счет снижения норм отходов на бумагу и картон, необходимых на приладку и печать. Существенную роль играет близость к российским предприятиям изготовителей бумаги. Это снижает затраты на доставку материалов.

В таблице 2.3 представлена информация, собранная во время проведения маркетингового исследования, которая позволит сделать определенные выводы об ассортименте выпускаемой продукции, о региональном распределении клиентов, о прибыльности выпускаемых изделий и т.д.

 

Таблица 2.3 – Информация , полученная в ходе маркетинговых исследований отделом маркетинга ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа»

Наименование  показателя

2010г.

Факт

2011г.

Факт

2012

План

Анализ оборота

     

Годовой объем, млн. руб.

4325,0

8247,4

8800,0

в т.ч. по основным видам продукции:

    - книги, брошюры

    - бумажно-беловая продукция

    - упаковка

 

1170,0

3150,0

5,0

 

2550,0

5697,4

0

 

2700,0

6100,0

0

Годовой оборот по регионам, млн. руб.

   в т.ч.

   РБ 

  % продаж

  дальнее зарубежье

  % продаж

  страны СНГ

  % продаж

  в т.ч.  Россия

  % продаж

 

 

3975,0

91,9

-

-

350,0

8,1

350,0

8,1

 

 

7144,8

86,6

-

-

1102,6

13,4

1102,6

13,4

 

 

7480,0

85,0

-

-

1320,0

15,0

1320,0

15,0

Годовой оборот по группам клиентов, млн. руб.:

через торговую сеть организаций Мининформа

% продаж

через прочих посредников

% продаж

со склада-магазина предприятия

% продаж

через фирменную торговлю

% продаж

 

1700,0

39,3

2175,0

50,3

215,0

5,0

235,0

5,4

 

4221,9

51,2

3210,3

38,9

417,9

5,1

397,3

4,8

 

4500,0

51,1

3300,0

37,5

500,0

5,7

500,0

5,7

Анализ изделий по объему продаж

Оборот новых изделий в  стоимостном выражении, млн. руб.

в %

 

 

1180,0

27,3

 

 

0

0,0

 

 

0

0,0

       

Анализ  изделий по прибыльности

Оборот изделий с рентабельностью  свыше 25%,  млн. руб.

в %

Оборот изделий с рентабельностью  до 10-25% , млн. руб.

в %

Оборот изделий с рентабельностью  до 10%,    млн. руб.

в %

Оборот убыточных изделий, млн. руб.

в %

 

 

-

-

4325,0

 

100

 

-

-

-

-

 

 

2550,0

31,0

5697,4

 

69,0

 

-

-

-

-

 

 

2700,0

30,7

6100,0

 

69,3

 

-

-

-

-

Анализ клиентов

Общее количество клиентов

в т.ч. новые клиенты

в т.ч. уходящие клиенты

Оборот 10 самых крупных клиентов (в %)

Оборот 10 самых малых клиентов (в %)

Число клиентов, обеспечивающих 70% оборота 

 

210

30

15

50

0,001

25

 

215

40

20

77

0,1

10

 

225

30

20

50

0,1

20


Примечание – Источник: [данные предприятия]

Из представленных данных видно, что за рассматриваемые периоды наибольший удельный вес в выпуске продукции предприятия занимают бумажно-беловая продукция. Что касается регионального распределения готовой продукции, то из представленной информации видно, что основной объем готовой продукции производится для клиентов - резидентов РБ. При этом среди зарубежных заказчиков выступают только представители РФ, что говорит о необходимости разработки мероприятий, направленных на развитие внешнеторговой деятельности.

Анализ оборота по группам клиентов показал, что очень маленький процент продукции реализуется со склада-магазина предприятия и через фирменную торговую сеть. В связи с этим руководству предприятия необходимо осуществлять комплекс мер по развитию торговли собственной продукцией самостоятельно для большей дифференциации оборота.

Положительным моментом в деятельности предприятия является отсутствие производства изделий с  отрицательной рентабельностью. При этом на предприятии нет продукции, рентабельность которой была ниже 10%.

Таким образом, вышеизложенная информация позволяет сделать следующие выводы:

  1. Для  более детального изучения маркетинговых исследований была рассмотрена информация отдела маркетинга ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа». ОАО "Полиграфкомбинат им. Я. Коласа" специализируется на выпуске книжной продукции самых различных форматов и объемов в твердом и мягком переплетах. Основными видами деятельности данного предприятия являются: полиграфическая деятельность и представление услуг в этой области; издательская  деятельность; производство изделий из бумаги и картона; производство канцелярских изделий и т.д.
  2. В результате изучения методических основ проведения маркетинговых исследований на предприятии было определено, что в настоящее время маркетинговые исследования играют ключевую роль в реализации маркетингового подхода к ведению бизнеса. Они создают научную и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных решений управленческим аппаратом предприятия и его высшим руководством. Дают возможность оценить информационные потребности и обеспечить руководство организации информацией: точной, надежной, обоснованной, современной. Маркетинговые исследования позволяют выбрать оптимальный рынок сбыта, осуществить планирование, прогноз развития рыночной ситуации и разработку соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности предпринимательской деятельности предприятия и реализации стратегических направлений предпринимательства.
  3. Организация маркетинговых исследований на предприятии осуществляется отделом маркетинга под руководством начальника отдела. Проведение маркетинговых исследований производится согласно общей схеме: выявление проблем и формулирование целей; отбор источников информации; сбор информации; анализ собранной информации; представление полученных результатов.
  4. Анализ ассортимента продукции предприятия показал, что наибольший удельный вес в выпуске продукции предприятия занимают бумажно-беловая продукция, что о говорит о необходимости расширения ассортимента выпуска, а также увеличения объемов производства книжной продукции. Анализ оборота по группам клиентов показал, что очень маленький процент продукции реализуется со склада-магазина предприятия и через фирменную торговую сеть. В связи с этим руководству предприятия необходимо осуществлять комплекс мер по развитию торговли собственной продукцией самостоятельно для большей дифференциации оборота.
  5. Основным белорусским потребителем продукции предприятия является ООО «Харвест», которое в свою очередь, реализует книги в России. Поэтому специалистам ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» также следует анализировать тенденции российского книжного рынка. Само предприятие не может поставлять продукцию на экспорт, т.к. стоимость полиграфических услуг комбината превышает стоимость полиграфических услуг на российских предприятиях по различным видам изданий до 20%, не учитывая стоимость доставки бумаги и вывоза готовой продукции, за счет чего продукция теряет конкурентоспособность.
  6. Основным конкурентом ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» на рынке полиграфических услуг является — РУП «Издательство "Белорусский Дом печати"». Косвенными конкурентами также являются полиграфические предприятия России. Анализ цен на ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» и типографии «Белорусский Дом печати» показал, что в среднем стоимость на изготовление книжной продукции с печатью текста в 1 краску на нашем предприятии выше на 10%. Это обстоятельство обусловлено наличием в типографии более высокопроизводительного оборудования.



главашка 3.doc

— 76.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Совершенствование организации и проведения маркетинговых исследований на промышленном предприятии