Современные материалы и способы упаковки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Главная цель данной курсовой работы: изучить современные материалы упаковки и выявить наиболее распространенные способы упаковки товаров.
Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности упаковки товаров
2. Выявить современные материалы и новые способы упаковки товаров
3. Охарактеризовать упаковку на примере чая и чайных напитков

Файлы: 1 файл

Современные материалы и способы упаковки товаров.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)


ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день упаковка является неотъемлемой частью нашей жизни. Сначала требования к упаковке были просты: это были емкости для хранения запасов. В  ход шло все: шкуры животных, большие  листья растений. Затем стали пользоваться выдолбленными из дерева емкостями.

В наше время упаковка стала своего рода искусством. Теперь нас со всех сторон окружают различные  упаковки: яркие, сочные, картонные, стеклянные, пластиковые пакеты и деревянные ящики.

Появились предприятия-производители  упаковки, стандарты и высококвалифицированные специалисты.

Предназначение упаковки тоже изменилось. Теперь это не только емкость для хранения запасов. Это  средство рекламы, лицо товара. Яркая  и красивая упаковка скорее привлечет  внимание покупателя, чем серая и  скучная.

Данная тема актуальна, т.к. упаковка в наше время служит для сохранения любого товара, его  вкуса, качества, формы и т.д. Так же, упаковка носитель маркировки или красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес как для потребителей, так и для производителей.

Главная цель данной курсовой работы: изучить современные материалы  упаковки и выявить наиболее распространенные способы упаковки товаров.

Для достижения данной цели, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить особенности упаковки товаров
  2. Выявить современные материалы и новые способы упаковки товаров
  3. Охарактеризовать упаковку на примере чая и чайных напитков
  4. Проанализировать ассортимент чайной продукции магазина «Орбита», изучить его полноту и широту

Объектом для исследования является универсальный магазин  ООО «Орбита», реализующий в городе Кострома различные виды и группы товаров, в том числе и чайную продукцию.

Предметом исследования является  упаковка товара, как его сохраняющий фактор.

Структура работы. Работа изложена на 39 страницах. Состоит из введения, трех глав, 6 параграфов, заключения, библиографического списка, включающего 14 источников.

В ходе выполнения работы использовались методические указания, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, а также материалы Интернет-ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. ОСОБЕННОСТИ УПАКОВКИ ТОВАРА, КАК СОХРАНЯЮЩЕГО ФАКТОРА

1.1 Общая характеристика упаковки

К сохраняющим факторам относятся упаковка, хранение, товарная обработка, реализация, послепродажное обслуживание или потребление. В рамках данной работы подробно рассмотрим такой сохраняющий фактор, как упаковка товаров.

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту товара от повреждений и потерь, а окружающую среду – от загрязнения.

Основное назначение упаковки – защита упакованных товаров  от неблагоприятных внешних условий, а также предупреждение попадания частиц товаров или отдельных экземпляров в окружающую среду, что уменьшает количественные потери самих товаров, а также загрязнение окружающей среды.

Вспомогательная функция  упаковки – носитель маркировки или  красочного оформления товара; в этом качестве она способствует созданию потребительских предпочтений и представляет наибольший интерес для маркетологов.

Элементами упаковки являются тара, упаковочные и/или  перевязочные материалы.

Тара – основной элемент  упаковки, представляющий собой изделие  для размещения товара.

Упаковочные материалы  – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для защиты товаров от механических воздействий.

Перевязочные материалы  – дополнительный элемент упаковки, предназначенный для повышения прочности тары.

Классифицируют упаковку по ряду признаков: месту упаковывания, назначению, применяемым материалам, форме, грузоподъемности и габаритам, кратности использования.

По месту упаковывания различают упаковку производственную, эту технологическую операцию осуществляет производитель, и торговую – проводит продавец. Эта торговая услуга может быть бесплатной или платной. При этом бесплатная услуга по упаковыванию включается в издержки обращения, а платную услугу оплачивает потребитель.

По назначению упаковку подразделяют на потребительскую и транспортную. Потребительская упаковка предназначена для сравнительно небольших расфасовок и сохранения товара у потребителя. Этот вид упаковки предполагает предварительное расфасовывание товара производителем или продавцом и отпуск потребителю в расфасованном виде, с заранее обусловленными количественными характеристиками (масса, объем или длина).

Для жидких продовольственных  и непродовольственных товаров  применение потребительской упаковки (бутылки, банки, коробки, тетрапаки, стаканы и т.п.) является обязательным условием при розничной продаже. Отпуск таких товаров может осуществляться в расфасованном виде в потребительской упаковке изготовителя или продавца, а также путем взвешивания или отмеривания в тару потребителя.

К потребительской таре относятся: коробки разных размеров, корзинки, лотки, тубы, мешки, пакеты из картона, бумаги, фольги, полимерных и комбинированных материалов, стеклянные и металлические банки, бутыли, тетрапаки и перпаки, стаканы из комбинированных и полимерных материалов, а так же упаковочные материалы – бумага, фольга, пергамент и под пергамент, картон, в том числе прокладки из гофрированного картона, полимерные материалы [4].

Транспортную упаковку используют для перевозки товаров  и оптовой и мелкооптовой продажи. Приемку товаров в транспортной упаковке проводят двумя способами: с разупаковыванием и без разупаковывания. Разупаковывают товары, если это заранее согласовано получателем и поставщиком.

Транспортная упаковка состоит из транспортной тары, упаковочных, перевязочных материалов, а также различных приспособлений для предупреждения перемещений товаров в транспортных средствах. К транспортной упаковке относятся:

  • грузовые цистерны (железнодорожные, автомобильные), бочки, бидоны, предназначенные для жидких товаров;
  • контейнеры, ящики, лотки, корзины, коробки, предназначенные для перевозки товаров с относительно невысокой механической устойчивостью, в расфасованном виде или насыпью;
  • мешки тканевые, полимерные, из крафт-бумаги, предназначенные для сыпучих товаров с относительно высокой механической устойчивостью.

В зависимости от применяемых  материалов, их механической устойчивости и прочности, которые обусловливают степень сохраняемости товаров, упаковку подразделяют на следующие группы и виды:

Жёсткая упаковка:

  • металлическая – банки, тубы, контейнеры, цистерны, перевязочная лента;
  • стеклянная – банки, бутылки, баллоны;
  • деревянная – ящики, контейнеры, лотки, корзины, бочки, кадушки;
  • полимерная – ящики, бочки;

Полужёсткая упаковка:

  • картонная – коробки;
  • комбинированная – тетрапаки, перпаки и т.п.;
  • мягкая упаковка:
  • полимерная – паки, мешки, пакеты, шпагат;
  • тканевая – мешки, перевязочные материалы (шпагат, веревки, ленты и т.п.)

Жесткая упаковка достаточно надежно защищает упакованные в  нее товары от механических воздействий (удары, нажим, проколы), возникающие при перевозках и хранении в таре, в результате чего значительно улучшается сохраняемость товаров. Кроме того, давление верхних слоев товара на нижние значительно меньше, чем при бестарном хранении.

Некоторые виды тары –  металлическая и стеклянная –  в случае герметизации предотвращают воздействие на товары кислорода воздуха, посторонней микрофлоры, что уменьшает окислительную порчу (прогорание, осаливание жиров, разрушение витаминов, красящих и других веществ), а также микробиологическую порчу (гниение, плесневение, развитие ботулинуса, сальмонеллы и т.п.).

Металлическая тара и бутылки из темного стекла защищают товар от действия солнечного света, ускоряющие процессы окислительной порчи.

Наряду с указанными достоинствами жесткая упаковка имеет и определенные недостатки: относительно высокий удельный вес и объем тары к массе и объему брутто (25-30%), высокую стоимость (цены закупочная и эксплуатации – ремонт, доставка пустой тары). Это приводит к повышению затрат на тару и ее оборот, закладываемых в издержки производства или обращения, и соответственно снижению прибыли.

Полужесткая упаковка отличается от жесткой меньшими массой и объемом. Пустая упаковка легко складывается или вкладывается одна в другую, что облегчает и удешевляет ее перевозку и хранение. Стоимость такой упаковки значительно ниже, так как применяются дешевые материалы, в том числе полученные вторичной переработкой древесины.

В полужесткую упаковку помещают товары, относительно устойчивые к механическим воздействиям, что  обеспечивает их сохраняемость. Однако полужесткая упаковка недостаточно механически устойчива, поэтому при перевозках и хранении необходимо создавать условия, предотвращающие значительные механические воздействия (соблюдение минимально допустимой высоты загрузки, применение прокладок и упаковочных материалов, использование для потребительских упаковок жесткой транспортной тары).

При соблюдении этих условий  полужесткая упаковка обеспечивает надлежащую сохраняемость товаров при минимальных затратах на нее.

Мягкая упаковка предназначена  для товаров с относительно высокой  механической устойчивостью или требует дополнительного применения жесткой или полужесткой потребительской тары, так как недостаточно защищает товар от внешних механических повреждений.

Товары, упакованные в  мягкую тару, при механических воздействиях, превышающих их механическую устойчивость, могут деформироваться или разрушаться.

Мягкая тара отличается самой низкой надежностью по степени  защиты от воздействия окружающей среды, поэтому применяется только для  определенного перечня товаров. Однако несмотря на это, мягкая тара находит широкое применение для упаковки многих потребительских товаров благодаря невысоким затратам на приобретение, хранение, перевозку, возврат, что и обусловливает ее преимущества перед другими видами упаковки.

Отдельные виды мягкой упаковки, в частности полимерную, используют для герметичного упаковывания путем термосклеивания, что обеспечивает дополнительные преимущества такой упаковки. В этом случае в упаковке удается создавать и поддерживать стабильные относительную влажность воздуха и газовый состав, что предотвращает увлажнение и окислительную порчу товаров.

Для товаров, являющихся живыми биологическими объектами, мягкую тару из полимерных материалов (полиэтиленовые мешки, вкладыши) применяют для создания модифицированной газовой среды. Это достигается за счет избирательной способности полиэтилена пропускать кислород более интенсивно, чем углекислый газ. В результате выделившийся при дыхании биообъектов углекислый газ накапливается в полиэтиленовой упаковке, при этом замедляются микробиологические процессы и дыхание, что снижает потери и улучшает сохраняемость товаров. Такой способ упаковки применяется для хранения некоторых свежих плодов и овощей (морковь, капуста, овощная зелень и др.) и называется хранением в модифицированной газовой среде (МГС).

По форме упаковки делятся на цистерны, бочки, кадушки, банки, бутылки, контейнеры, ящики (полу ящики и лотки), корзины, коробки и т.п.

По грузоподъемности выделяют большегрузную тару; по габаритам различают тару крупно-, средне- и малогабаритную; пократности использования - одноразовую и многократного использования.

Так же существует вид  плёночной упаковки состоящий из трёх слоев. Трехслойная структура - возможность использования трех различных материалов за один производственный цикл, что в свою очередь позволяет достигнуть оптимальных технологических и эксплуатационных свойств пленочных материалов при минимизации их себестоимости.

Данную пленку отличают повышенные оптические свойства, такие  как белизна, глянец, блеск. Также  существенно увеличивается прочность  пленки на разрыв, растяжение и прокол. Очень низкая стоимость конечного продукта по сравнению со всеми аналогичными образцами импортного производства [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Характеристика основных требований  к упаковке товаров

К упаковке предъявляют следующие  основополагающие требования: безопасность, экологические свойства, надежность, совместимость, взаимозаменяемость, экономическая эффективность.

Безопасность упаковки означает, что содержащиеся в ней  вредные для организма вещества не могут перейти в товар, непосредственно соприкасающийся с упаковкой. Это не значит, что в упаковке полностью отсутствуют вредные вещества. Такие вещества содержат многие виды упаковки. Например, в металлической таре имеются железо, олово или алюминий; в бумаге – свинец; в полимерных материалах – мономеры.

Информация о работе Современные материалы и способы упаковки