Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2014 в 03:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность маркетинга в туризме;
2. Определить особенности использования маркетинга в туризме;
3. Проанализировать особенности маркетинговой деятельности туристической компании «МАГЕЛЛАН»;
4. Определить пути совершенствования маркетинговой деятельности в сфере туризма.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ…5
1.1 Понятие и сущность туристского маркетинга…………………………..5
1.2 Комплекс маркетинга в сфере туризма………………………………….9
1.3 Маркетинговые коммуникации в сфере туризма………………………16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..21
2.1 Общая характеристика исследуемой туристической компании «МАГЕЛЛАН»………………………………………………………………...21
2.2 Особенности маркетинговой деятельности туристической компании «МАГЕЛЛАН»………………………………………………………………...22
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………....24
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА……………………………………25
3.1 Пути совершенствования маркетинговой деятельности в сфере туризма………………………………………………………………………..25
3.2 Пути совершенствования маркетинговой деятельности туристической компании «МАГЕЛЛАН»……………………………………………………28
ВЫВОДЫ:……………………………………………………………………..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......33
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь
Учреждение образования
«Белорусский государственный университет
физической культуры»
Кафедра теории и методики физического воспитания и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«СПЕЦИФИКА МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ»
Исполнитель: студент 4 курса,
СПФ МВС, гр. 224,
Иванов Ф.В.
Руководитель:
канд. пед. наук, доцент
Петров Петр Петрович
Минск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ…5
1.1 Понятие и сущность туристского маркетинга…………………………..5
1.2 Комплекс маркетинга в сфере туризма………………………………….9
1.3 Маркетинговые коммуникации в сфере туризма………………………16
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………..21
2.1 Общая характеристика исследуемой
туристической компании «МАГЕЛЛАН»……………………………………………………
2.2 Особенности маркетинговой деятельности туристической
компании «МАГЕЛЛАН»……………………………………………………
ВЫВОДЫ………………………………………………………………
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА……………………………………25
3.1 Пути совершенствования маркетинговой
деятельности в сфере туризма……………………………………………………………
3.2 Пути совершенствования маркетинговой деятельности туристической
компании «МАГЕЛЛАН»……………………………………………………
ВЫВОДЫ:……………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………......33
ВВЕДЕНИЕ
Данная тема курсовой работы «Специфика маркетинга в туризме» достаточно актуальна в рамках современных условий, сложившихся в сфере туризма, поскольку сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
При росте и постоянном изменении туристского рынка конкуренция чрезвычайно высока. В условиях усиления конкуренции компании вынуждены сосредотачивать внимание на удовлетворении потребностей клиентов. У компаний, которые не делают этого, нет будущего. Именно поэтому индустрия путешествий нуждается в возрастающем числе профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные проблемы и способных реагировать на растущие потребности потребителей выработкой творческих стратегий, основанных на хороших знаниях маркетинга. Для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий. Поэтому концепция маркетинга в туризме носит более чем где-либо, целостный и всеобъемлющий характер.
Проблемой маркетинга туристических предприятий занимались такие зарубежные и отечественные ученые, как: Дурович А.П.; Филип Котлер; Папирян Г.А.; Джеймс Мейкенз; Рогов Г.К.; Азар В.И.; Джон Боуэн; Розанова Т.П.; Ригер А.; Карпова Г.А.; Соундерс Дж.;Гаранин Н.И. и другие.
Степень изученности данной проблемы в настоящее время: Зародившись в производственной сфере, маркетинг достаточно длительное время не находил соответствующего применения в сфере туризма. Однако возрастание конкуренции, коммерциализации туристской деятельности привели к необходимости скорейшего внедрения основных элементов маркетинга в практику работы туристских предприятий. Вместе с тем туризм имеет определенные особенности, связанные с характером оказываемых услуг, формами продаж, характером труда и т.д. в силу этого маркетинг в туризме имеет целый ряд характерных черт (особенностей), которые даже выделили его в отдельное направление маркетинга как науки и учебной дисциплины.
Цель курсовой работы - изучение особенностей маркетинга на предприятиях туристской сферы.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть сущность маркетинга в туризме;
2. Определить особенности использования маркетинга в туризме;
3. Проанализировать особенности маркетинговой деятельности туристической компании «МАГЕЛЛАН»;
4. Определить пути совершенствования маркетинговой деятельности в сфере туризма.
Предмет исследования - специфика маркетинга в туризме.
Объект исследования - туристическая компания «МАГЕЛЛАН».
Методологической основой исследования являются методы системного анализа, сравнений, обобщений и аналогий.
Практическая значимость данной курсовой работы заключается в том, что полученные нами в результате написания работы теоретические и практические навыки по маркетинговой деятельности в туризме могут быть использованы нами в дальнейшей профессиональной деятельности в сфере туризма и организации маркетинговой деятельности туристического предприятия.
Структура курсовой работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В ходе написания работы было проанализировано 19 литературных источников.
маркетинг туризм коммуникация продвижение
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГА В ТУРИЗМЕ
1.1 Понятие и сущность туристского маркетинга
В современной отечественной и зарубежной литературе нет общепринятого определения маркетинга. Сходство взглядов прослеживается лишь в том, что это явление связано с рыночной деятельностью. С этой точки зрения можно выделить некоторые трактовки этого понятия, проследить эволюцию развития, проанализировать причины возникновения маркетинга. Найденные определения понятия «маркетинга» мы представили в таблице 1.1.1.
Таблица 1.1.1 Определения маркетинга [12]
Автор |
Содержание |
Американская ассоциация маркетинга |
Маркетинг - это процесс планирования и реализации концепции ценообразования, продвижения и распределения идей, товаров и услуг с целью обеспечения обменов, удовлетворяющих потребности индивидуумов и организаций |
Котлер Ф. |
Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена |
Ковалев А. |
Маркетинг - это система взглядов на современное общество и общественное развитие производства, в основу которой положены социально-этические и моральные нормы делового общения, международные кодексы и правила добросовестной коммерческой деятельности, интересы потребителей и общества в целом |
Друкер П. |
Маркетинг - ...это весь бизнес, взятый с точки зрения его количественного результата, т.е. сточки зрения покупателя |
Крылова Г.Д., Соколова М.И. |
Маркетинг - система взглядов, функция координации различных аспектов коммерческой деятельности, комплекс взаимосвязанных элементов деловой активности, философия бизнеса, цель которой - смягчение кризисов перепроизводства, наконец, процесс сбалансирования спроса и предложения |
Кулаков С.Н. |
Суть современного маркетинга - это предпринимательская деятельность, превращающая потребности покупателя в доходы предприятия |
Цахаев Р.К. |
Маркетинг есть активная предпринимательская деятельность, ориентированная на получение прибыли путем максимального удовлетворения нужд потребителей |
Согласно представленным определениям, можно сказать, что маркетинг - это любая деятельность, направленная на доведение товара от сферы производства до сферы потребления, то есть удовлетворению потребностей в соответствии с тщательным спросом.
Обычно содержание маркетинга отождествляют со сбытом и его стимулированием, рекламой. Однако фактически сбыт является одной из функций маркетинга и часто не самой существенной. Если фирма хорошо поработала над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление на них соответствующей цены, налаживание системы распределения и эффективного стимулирования, то такие товары уже не будут иметь проблем со сбытом, если только фирма не действует на высоко конкурентном рынке. Как утверждает теоретик управления Петер Друккер: «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуги будут точно подходить последнему и продавать себя сами».[8]
Все это не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют значение. Эти функции становятся частью более масштабного «комплекса маркетинга» (marketing mix), то есть набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок. В целом маркетинг - это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку.
Маркетинговые функции формируют следующие понятия: нужда, потребности, спрос, товар, обмен, сделка и рынок.[2]
Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд.
Нужда - чувство нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны, однако в целом их количество конечно, в отличие от потребностей. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; личные нужды в знаниях и самовыражении. Большинство этих нужд определяются исходными составляющими природы человека. Если нужда не удовлетворена, человек чувствует себя неудовлетворенным и стремится либо найти объект, способный удовлетворить нужду, либо попытаться заглушить ее.
Второй исходной идеей маркетинга является идея человеческих потребностей. Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.[10]
По мере прогрессивного развития общества растут и потребности его членов. Люди сталкиваются с все большим количеством объектов, пробуждающих их любопытство, интерес и желание. Производители со своей стороны предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товарами. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Товар пропагандируют как средство
Маркетинг имеет место в тех случаях, когда люди решают удовлетворить свою нужду и запросы с помощью обмена.
Туристический маркетинг - совокупность методов и приемов сбора и анализа данных, направленных на выявление возможностей удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических, экономических и социальных факторов, а так же на решение задач рационального ведения туристической организации.
Цель туристического маркетинга - приносящая прибыль работа по обслуживанию и удовлетворению потребностей клиентов. Как сказал вице-президент знаменитой сети отелей «Шератон»: «Наша цель - приносящая прибыль работа по обслуживанию и удовлетворению потребностей клиентов». С этой точки зрения маркетинг должен служить четко выраженной задаче: как успешнее всего функционировать. [19]
Объект любого маркетинга - это поведение предприятия в отношении его рынка и потребителей. Центральная идея маркетинга при этом - позиция рыночной ориентации вместо позиции ориентации на производимый продукт.
В зависимости от юридического статуса и соответствующей правовой формы определенного туристического предприятия, от специфики деятельности и состояния рынка тур услуг, от наличия и объемов государственной помощи, от менталитета самих предпринимателей, цели маркетинга туристического предприятия разделяются на:
1.Экономические: формируются через определенные цифровые показатели деятельности или через процентные соотношения (максимизация прибыли в перспективе, определение новых сегментов рынков, улучшение реализации тур продуктов, укрепление рыночных позиций и т.д.).
2.«Эгоистические»: повышение престижа и улучшение имиджа фирмы, страны, региона или определенной местности. Это может быть стремление сохранить независимость, повысить стабильность бизнеса и т.д.
3.Социальные: рассматриваются с точки зрения разработки такого турпродукта, которым смогут воспользоваться люди с более низким уровнем доходов. Они также могут выражаться в развитии таких тур продуктов, которые способствуют охране окружающей среды, снижению уровня безработицы, стимулирует расширение малого бизнеса.
Туризм, в соответствии с определением Всемирной туристской организации, является не только экономическим, но одновременно социальным, культурным, экологическим и политическим явлением. Исходя из этого, маркетинг необходимо использовать с максимальным учетом всех перечисленных факторов. Тогда он в большой степени будет отражать интересы как туристских фирм, так и потребителей-туристов. Ввиду того что туризм - сложная система, симбиоз экономики, политики, экологии, культуры, для достижения положительного маркетингового эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий. Концепция маркетинга в туризме носит больше, чем где-либо, целостный и всеобъемлющий характер.