Стратегический анализ компании «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

«МегаФон» - один из крупнейших российских операторов сотовой связи, занимает третье место по выручке и абонентской базе. В качестве общероссийской компании "МегаФон" начал работать в 2002г., до этого под названием ЗАО "Северо-Западный GSM" вел деятельность как региональный оператор. С появлением "МегаФона" и была сформирована так называемая "большая тройка" сотовых операторов России. До этого на рынке было только два игрока, претендующих на звание федеральных, - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн").

Содержание работы

Введение. Характеристика компании и услуги
1. Конкурентный анализ
1.1 Определение основных экономических особенностей отрасли
2. Анализ движущих сил
2.1 Анализ величины сил конкуренции (5 сил Портера)
2.2 Определение ключевых факторов успеха
2.3 Построение карты стратегических групп
2.4 Заключение о привлекательности отрасли в целом
3. Анализ ситуации в компании
3.1 SWOT-анализ
3.2 Оценка конкурентоспособности компании
3.3 Модели стратегического планирования
Заключение

Файлы: 1 файл

практика по мегафону.docx

— 102.11 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Стратегический анализ компании «Мегафон»

 

План 

мобильный оператор конкурентоспособность  стратегический

Введение. Характеристика компании и услуги

1. Конкурентный анализ

1.1 Определение основных экономических особенностей отрасли

2. Анализ движущих сил

2.1 Анализ величины сил конкуренции (5 сил Портера)

2.2 Определение ключевых факторов успеха

2.3 Построение карты стратегических групп

2.4 Заключение о привлекательности отрасли в целом

3. Анализ ситуации в компании

3.1 SWOT-анализ

3.2 Оценка конкурентоспособности компании

3.3 Модели стратегического планирования

Заключение

 

Введение. Характеристика компании и услуги

 

«МегаФон» - один из крупнейших российских операторов сотовой связи, занимает третье место по выручке и абонентской  базе. В качестве общероссийской компании "МегаФон" начал работать в 2002г., до этого под названием ЗАО "Северо-Западный GSM" вел деятельность как региональный оператор. С появлением "МегаФона" и была сформирована так называемая "большая тройка" сотовых операторов России. До этого на рынке было только два игрока, претендующих на звание федеральных, - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн").

«МегаФон» – первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800, первый и пока единственный оператор, развернувший собственную сеть во всех субъектах России. Компания также первой в России ввела в коммерческую эксплуатацию сеть третьего поколения в стандарте UMTS.

В данной работе будет произведена оценка услуг, предоставляемых компанией  «МегаФон», а именно услуги сотовой  связи, а также дополнительные, такие как SMS-услуги, мобильный интернет и другие виды услуг.

 

1. Конкурентный анализ

 

1.1 Определение основных экономических особенностей рынка

 

За последнее  десятилетие рынок услуг сотовой  связи в России получил очень  высокое развитие. На протяжении нескольких лет, на начальных этапах роста, наблюдалось  ежегодное удвоение числа абонентов  сотовой связи за счет постоянного расширения целевых сегментов и охвата все более широких слоев населения, а также снижения уровня цен, как на услуги, так и на абонентское обслуживание. С 2006 года наблюдается снижение темпов роста абонентской базы операторов сотовой связи. Это связано, в первую очередь, с постепенным насыщением рынка. Вследствие этого операторы вместо привлечения новых абонентов прилагают усилия для обеспечения лояльности и повышения доходности существующих абонентов, а также пытаются привлечь в свою сеть абонентов операторов-конкурентов.

Стоит выделить ключевые показатели рынка сотовой связи России за 2 квартал 2012 года:

  • во II квартале 2009 года количество активных абонентов сотовой связи в России составило 97,1 млн. человек, активных сим-карт - 113,5 млн. штук
  • на 1 активного абонента во II квартале 2009-го приходилось в среднем 1,17 активных сим-карт
  • показатели прироста абонентской базы, количества активных сим-карт и степени проникновения сотовой связи в нашей стране по сравнению с I кварталом выросли вдвое
  • относительно аналогичного периода 2008 года прирост количества активных абонентов уменьшился на 11%, а активных сим-карт – на 29%

 

Таблица 1

Абонентская база и степень проникновения  сотовых операторов РФ по итогам I квартала 2009 года

Абонентская база

 

Абонентская база на конец II квартала 2009 года, млн.

Прирост абонентской базы во II квартале 2009 года, млн.

По учитываемым операторами сим-картам

196,6

+5,8

По активным сим-картам

113,5

+1,1

По активным абонентам

97,1

+0,7

Степень проникновения

 

Степень проникновения на конец II квартала 2009 года

Рост степени проникновения во II квартале 2009 года

По учитываемым операторами сим-картам

135,4%

+4,0%

По активным сим-картам

78,2%

+0,8%

По активным абонентам

66,8%

+0,5%


 

Объем рынка  сотовой связи в 2009 году составляет около 20 млрд. долларов (рис.1). Объем абонентской базы в декабре 2009 года составляет 204,99 млн. абонентов.

 

Рис. 1. Динамика объемов рынка и годовой прирост  объемов рынка

На российском рынке сотовой связи представлено множество операторов, однако среди  них можно выделить «большую тройку»  федеральных операторов: «МТС», «Билайн», «МегаФон» (см. рис.2). Кроме того, на уровне отдельных регионов крупными конкурентами являются несколько межрегиональных операторов, таких как Tele2, СМАРТС, «Уралсвязьинформ», а также ряд региональных операторов, преимущественно действующих в пределах одного субъекта Федерации.

 

Рис.2. Российский рынок сотовой связи, 2009 год

 

Стоит отметить, что на данном рынке присутствуют достаточно высокие барьеры входа:

  • административные ограничения, например, сертификация на соответствие установленным стандартам, и иным нормам и техническим требованиям;
  • барьеры капитальных затрат или объемы первоначальных инвестиций, необходимых для входа на рынок, а также высокий уровень капиталовложений;
  • экономические и организационные барьеры, например, высокие проценты по банковским кредитам.

Кроме того, необходимо назвать и такие проблемы, связанные с предоставлением  услуг мобильной связи, как недостаточное количество передающих станций, высокие сборы за оформление разрешений на право эксплуатации радиостанций.

На данном рынке ярко выражена экономия от масштаба. Компания, желающая прийти на рынок, окажется в проигрыше, так как на этом рынке:

  • функционируют компании федерального масштаба;
  • выход на данный отраслевой рынок связан со значительными инвестициями и вложениями.

Кроме того, важным фактором на данном рынке является высокий темп технологических изменений, связанных в первую очередь с  модернизацией мобильной связи  путем развертывания сетей третьего поколения на основе европейского стандарта  UMTS, укрупнение существующих и создание новых сетей, способных предоставлять высокоскоростные услуги.

Что касается рентабельности, то на данном рынке она находится на высоком уровне, об этом мы можем судить по финансовым показателям операторов-лидеров на данном рынке (таблица 2).

 

Таблица 2

Финансовые показатели компаний "большой  тройки" в первом квартале 2008 г.

 

Выручка, млрд долл.

Рост, %

Чистая прибыль, млн долл.

Рост, %

Рентабельность по EBITDA, %

МТС

2,38

37

610

36

49,4

"Билайн"

2,1

41,7

601

117

53,4

"МегаФон"

1,6*

41,6*

393*

67*

50


 

2. Анализ движущих сил в отрасли

 

Данный  анализ необходим для определения  движущих сил, под влиянием которых  может меняться ситуация и конкуренция  в отрасли. Рассматривая компанию «МегаФон», представляющую свои услуги на рынке  сотовой связи, необходимо определить движущие силы отрасли «Телекоммуникации». Факторов, которые можно считать  движущими силами довольно много, но для анализа необходимо определить самые значительные из них.

Благоприятная экономическая ситуация

Экономическое положение и общее благосостояние населения являются самым важным фактором, так как от этого напрямую зависит уровень потребления  предоставляемых отраслью услуг. По итогам прошлого года Россия заняла второе место в мире по приросту числа сотовых абонентов, уступив лишь Китаю. Три крупнейшие российские компании представили свои результаты:

  • МТС (23,53 млн. абонентов)
  • Билайн (16,3 млн.)
  • МегаФон (10 млн.)

Результаты  продемонстрировали, что деньги у  народа есть — количество новых  подключений к мобильным сетям  быстро растет. Аналитики не видят  в этом больших заслуг операторов и объясняют благоприятной экономической  ситуацией. Однако рост количества абонентов  и доходов сотовых операторов связан прежде всего с макроэкономическими  условиями.

Государственное регулирование

Государственное регулирование в отрасли, которое  регулирует систему функционирования субъектов, работающих в данной отрасли  через специфические механизмы  государственного контроля (лицензирование). Изменение правового регулирования – ужесточение антимонопольного законодательства.

Развитие технологий и инноваций

Технологии  и инновации позволяют отрасли  расти и развиваться. Поэтому операторы меняют свою политику привлечения новых абонентов, путем внедрения новых, высокотехнологичных сервисов, таких как: GPRS, MMS, VPN, 3G и т.д. Ситуация на рынке мобильной связи такова, что оператор вынужден постоянно инвестировать в новые услуги, внедрение перспективных решений и новое оборудование.

Пожалуй, самым «инновационным» среди  «большой тройки» оператором с точки  зрения внедрения и экспериментирования  с новыми сервисами является «МегаФон». Компания, которая появилась на сотовом  рынке совсем недавно, приходится придумывать  что-то новое в острой конкурентной борьбе за абонентов. На сегодняшний  день, в сети «МегаФона» около 120 дополнительных услуг, которые приносят около 15% всех доходов компании. «МегаФон» планирует  довести долю новых услуг в  общей структуре доходов до 20%.

Развитие Internet

Интернет  все глубже и глубже проникает  в жизни граждан. Интернет - это самая большая библиотеке мира, самая большая галерея игр, самая большая коллекция фото, видео и аудио, самый крупный информационный источник.

В связи  с этим, операторы сотовой связи, начинают предлагать абонентам специальные тарифные планы, которые позволяют пользоваться интернетом также мобильно, как и сотовым телефоном (в любое время, в любом месте). Также компании позволяют, через официальный сайт, пополнить счет, без потери времени и нервов перейти на другой, более удобный тарифный план и многое другое. Все это было бы не возможным без интернета.

 

2.1 Анализ величины сил конкуренции

 

Форма и  интенсивность конкуренции является одной из основных характеристик  рынка и конкурентной ситуации, без  которой нельзя разработать полноценную  стратегию. Анализ осуществляется на основе пяти факторов конкуренции:

  1. Угроза со стороны потенциальных конкурентов

Отраслевые  барьеры входа для новичков очень  большие, так как чем больше сим-карт продаёт компания, тем обслуживание отдельной сим-карты обходится  дешевле (эффект масштаба при производстве). Каждый абонент определенной сотовой  сети (определенного оператора), получает значительные бонусы, раньше это производилось  за счёт цены минуты (звонки внутри сети стоят значительно дешевле, чем  на телефоны других операторов). Сейчас операторы создают различные  услуги, мелодия вместо гудка, пополнение счета путем передачи денежных средств  с одного абонента другому, предоставление услуг 3G, внутри сети (эффект масштаба в области спроса).

Компании  новичку придется вкладывать огромные средства на оборудование, лицензирование, технологии. Всё это делает рынок  предоставления услуг мобильной  связи максимально не привлекательным.

Также, нельзя исключать и региональных представителей сотовой связи. Компаниям  нелегко выходить в новые регионы, так как абоненты лояльны к  местным операторам, и отвоевать  долю рынка очень сложно.

  1. Угроза со стороны товара-заменителя

Товаром заменителем будет являться местная  телефонная связь – стационарная, проводная связь.

Для сотовых  операторов угрозы не представляет, по статистике, уже на начало 2008го года, 87% населения пользуется только (преимущественно) сотовой связью. Единственным преимуществом  проводной, стационарной связью является не зависимость телефонного аппарата от электроэнергии, а также не наблюдается перегрузка сетей.

  1. Угроза со стороны поставщиков

Рынок мобильной  связи это в большей степени  рынок высокотехнологических услуг.

Поставщиков капитального оборудования, такого как  оборудование для базовых станций  и серверов существует немного, однако крупных покупателей также ограниченное число, значит предположить, что одна из сторон имеет большую власть над  другой довольно трудно.

  1. Угроза со стороны потребителей

Именно  потребители сильно влияют на предоставляемые  компанией услуги и их качество. Только потребительские желания  диктуют направления, в которых  компания может и должна развиваться. Необычайно большой список тарифных планов появился не только из за конкурентной борьбы операторов сотовой связи, но и из за пожеланий потребителе.

Информация о работе Стратегический анализ компании «Мегафон»