Стратегический анализ компании «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

«МегаФон» - один из крупнейших российских операторов сотовой связи, занимает третье место по выручке и абонентской базе. В качестве общероссийской компании "МегаФон" начал работать в 2002г., до этого под названием ЗАО "Северо-Западный GSM" вел деятельность как региональный оператор. С появлением "МегаФона" и была сформирована так называемая "большая тройка" сотовых операторов России. До этого на рынке было только два игрока, претендующих на звание федеральных, - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн").

Содержание работы

Введение. Характеристика компании и услуги
1. Конкурентный анализ
1.1 Определение основных экономических особенностей отрасли
2. Анализ движущих сил
2.1 Анализ величины сил конкуренции (5 сил Портера)
2.2 Определение ключевых факторов успеха
2.3 Построение карты стратегических групп
2.4 Заключение о привлекательности отрасли в целом
3. Анализ ситуации в компании
3.1 SWOT-анализ
3.2 Оценка конкурентоспособности компании
3.3 Модели стратегического планирования
Заключение

Файлы: 1 файл

практика по мегафону.docx

— 102.11 Кб (Скачать файл)

Однако  потребители не имеют влияния  на цены в отрасли. Однако низкая лояльность потребителей, большое количество потребителей, большое разнообразие тарифных планов, приводит к тому, что приходится бороться за каждого клиента.

  1. Соперничество с прямыми конкурентами

В Росси  выделяют три крупных игрока на рынке: «МТС», «Билайн», «МегаФон».

Долгое  время операторы стремились обеспечить наибольшую зону охвата сети, однако на сегодняшний день все больше компаний вступают в конкурентную борьбу, за ценовые сегменты. Конкуренция проявляется  в создании широкого ассортимента тарифных планов, дополнительных опциях подключаемых к тарифу и огромном разнообразии дополнительных услуг.

 

2.2 Определение ключевых факторов успеха

 

Одной из составляющих частей конкурентного  анализа является определение ключевых факторов успеха – элементов, обеспечивающих успех компании на рынке.

Определим ключевые факторы успеха на рынке  сотовой связи.

В технологиях:

  • Использование современных технологий (3G, MMS, GPRS,технология Push-To-Talk (PoC))
  • Использование Internet

В производстве:

  • Низкая себестоимость предоставления услуг связи
  • Качество связи
  • Постоянный приток квалифицированных кадров
  • Аккуратное исполнение заказов потребителей (небольшое количество возвратов и ошибок)
  • Зона покрытия

В сбыте:

  • Широкий доступ к точкам розничной торговли
  • Наличие собственных точек в розничной торговле
  • Низкие издержки реализации продукции

В маркетинге:

  • Доступная для клиентов система технической помощи при покупке и использовании продукции (наличие профессиональных консультаций специалиста)
  • Высокий уровень обслуживания
  • Широкий выбор тарифных планов
  • Привлекательный дизайн
  • Высокая квалификация торгового персонала
  • Гарантии для покупателей
  • Эффективная маркетинговая программа (реклама)

В профессиональной подготовке:

  • Высокий профессионализм работников
  • Опыт в определённой технологической области
  • Разработка инновационных и модернизация существующих тарифных планов
  • Быстрое внедрение новых тарифных планов

Организационные возможности:

  • Совершенные информационные системы
  • Быстрая реакция на изменение рыночной ситуации
  • Использование Internet для ведения бизнеса
  • Качественный менеджмент

Прочие  КФУ:

  • Благоприятный имидж/репутация компании у потребителей
  • Общие низкие издержки
  • Выгодное расположение розничных точек
  • Приятные в общении, доброжелательные служащие
  • Доступ на финансовые рынки

Стоит отметить, что для получения устойчивого  конкурентного преимущества, необходимо достичь очевидного преимущества над  конкурентами по одному или нескольким ключевым факторам успеха. В то же время  хорошая стратегия предполагает использование всех ключевых факторов успеха.

На рынке  сотовой связи представлены достаточно сильные игроки, особенно, операторы  «большой тройки», они не имеют значимых устойчивых конкурентных преимуществ, так как имеют равный доступ к  ресурсам, технологиям и развиваются  в одном направлении.

 

2.3 Карта стратегических групп

 

Построим  карту стратегических групп для  рынка сотовой связи. А именно разместим на карте операторов «большой тройки»: «МТС», «Билайн», «МегаФон», а  также их ближайших по доле рынка  конкурентов – региональных операторов: «Теле2», «Уралсвязьинформ», «СМАРТС».

Установи  следующие параметры дифференциации: ассортимент услуг и качество связи (см. рис. 3), географический масштаб деятельности и количество абонентов (см. рис. 4). Данные параметры выбраны как наиболее показательные для сравнения.

 

Рис. 3. Карта  стратегических групп №1

 

Рис. 4. Карта  стратегических групп №2

 

Таким образом, крупнейшие федеральные операторы  сотовой связи, лидеры рынка - «МТС», «Билайн», «МегаФон» принадлежат  одной стратегической группе. Это  говорит о том, что данные компании имеют примерно одинаковые конкурентные стратегии и положение на рынке, а кроме того, они объединены общими признаками: ассортимент, качество, распространение.

 

2.3 Заключение о привлекательности отрасли

 

Рынок сотовой  связи является очень привлекательным  в отрасли, доказательством этого  может служить высокий уровень  рентабельности, а также высокая  прибыльность бизнеса за счет высокой  покупательной способности. Кроме  того, по причине поделенного рынка  появление нового крупного игрока практически  невозможно, т.е. некрупные региональные операторы, скорее всего, будут покупаться лидерами отрасли, в целях увеличения прибыли, а также завоевания все большего количества абонентов и доли рынка.

Следует отметить, что движущие силы отрасли  имеют сильное влияние на рынок  сотовой связи так, например, благоприятная  экономическая ситуация способствует росту новых подключений к  мобильным сетям за счет благосостояния абонентов. Более того, эта отрасль  имеет высокий темп технологических  изменений, а именно, «ведущая тройка»  будет развивать систему 3G в России, что позволит им значительно отличаться от других региональных операторов.

Кроме того, необходимо отметить, что «МТС», «Билайн» и «МегаФон» принадлежат к  одной стратегической группе, что  дает нам возможность предполагать, что они имеют примерно одинаковую конкурентную стратегию и положение  на рынке.

Стоит отметить, что в условиях данного рынка  существует множество ключевых факторов, от которых зависит успех компании. Для удержания конкурентной позиции  необходимо иметь преимущество по этим факторам или, по крайней мере, стабильное положение. На рынке сотовой связи  существует высокий уровень конкуренции  между прямыми конкурентами, операторами  «большой тройки» («МТС», «Билайн», «МегаФон»), которые занимают большую долю рынка, что приводит к тому, что рынок  является высококонцентрированным.

Таким образом, можно сказать, что рынок мобильной  связи находится в стадии насыщения, что способствует обострению конкуренции  на рынке, вследствие чего компаниям  необходимо сконцентрироваться на привлечении  корпоративных клиентов и обеспечении  лояльности существующих клиентов, а  также на повышении уровня обслуживания и качестве сервиса.

 

3. Анализ ситуации в компании

 

3.1 SWOT-анализ

 

Сильные стороны:

  1. Большая рыночная доля

«МегаФон» - один из крупнейших российских операторов сотовой связи, входит в так называемую «большую тройку» сотовых операторов и занимает третье место после  «МТС» и «Билайн» по выручке и абонентской базе (см. рис.5)

 

Рис.5. Российский рынок сотовой связи, 2009 год

 

  1. Самый высокий показатель ARPU среди конкурентов

Среднемесячная  выручка на абонента (ARPU) в 2008г. достигла 373 руб. Если по числу абонентов и  объему выручки "МегаФон" проигрывает  своим конкурентам по "большой  тройке", то по показателю ARPU лидирует среди них.

  1. Широкий выбор тарифных планов

Компания  «МегаФон» предоставляет огромный выбор тарифных планов и опций. Каждый абонент может выбрать наиболее удобный для него тариф: посекундная  тарификация, дешевые звонки внутри сети, дешевые звонки в другие регионы и т.д. Кроме того, стоит отметить наличие выгодного безлимитного и корпоративного тарифа. Корпоративный тариф «МегаФона» считается одним из самых доступных тарифных планов для юридических лиц.1

  1. Большое количество предоставляемых услуг

Каждый  абонентский пакет «МегаФона» состоит  из базовых и дополнительных услуг  сети. Обязательными услугами являются: SMS, запрет вызова, переадресация вызова, услуга поддержки русского языка  в SMS, ожидание/удержание вызова, определение  номера, запрет определения номера, голосовая почта, роуминг, конференц-связь, передача факса, передача данных.

Дополнительные  услуги: SMS-услуги, услуги мультимедиа, SIM-меню, мобильный интеренет WAP и (GPRS), мобильное позиционирование, SMS-игры, Java-игры, административные, информационных, развлекательные голосовые услуги.2 Кроме того, стоит отметить, что только компания «МегаФон» имеет предложение безлимитного беспроводного интернета (3G Мегафон-модем).

  1. Большая зона обслуживания

Зона  охвата сети «МегаФон» на сегодняшний день включает все 86 регионов России и расширяется с каждым днем.3 В то время как ближайшие конкуренты еще не охватили всю территорию России («Вымпелком» - 77 регионов, «МТС» - 85 регионов).4 На сегодняшний день ведется строительство базовых станций в Таджикистане. Кроме того, стоит отметить, что абоненты сети «МегаФон» обслуживаются за пределами России с помощью услуги международного роуминга, который работает практически по всему миру.

 

5. Высокое качество работы абонентской службы

Компания «МегаФон» постоянно работает над повышением качества работы абонентской службы. В ближайшее время ожидается модернизация оборудования абонентской службы, что позволит сократить время ожидания ответа операторов, повысит качество работы автоинформаторов.5 Однако и на данный момент работа абонентской службы компании является более эффективной, чем у конкурентов. По статистике абоненты «МегаФона» чаще дозваниваются до оператора и быстрее получают ответ на интересующий вопрос (таблица 3).

 

Таблица 3

Работа абонентской службы6

Оператор

Время дозвона (мин:сек)

Время получения правильного ответа

БиЛайн GSM

1. 00:00

2. 01:57

3. 01:30

1. ответ получен не был

2. 2:00

3. 4:10

МТС

1. 01:30 
2. 02:05 
3. 14:00

1. 02:30

2. 1:45

3. 6:15

МегаФон

1. 00:00 
2. 01:40 
3. 00:00

1. 0:32 
2. 04:15  
3. 4:00


 

6. Эффективная рекламная кампания

Во-первых, компания «МегаФон» принимает участие  во множестве социально-ответственных  проектов. Компания является спонсором  многих спортивных трансляций, а также  сборной России по футболу в 2008-2010 годов. Кроме того, компания постоянно  участвует в экологических акциях («Зеленый субботник»), в культурных акциях («МегаФон» - генеральный спонсор художественного проекта "Будущее зависит от тебя. Новые правила"), в благотворительных акциях (SMS-акция «Миллиард мелочью»), в партнерских акциях ведущих российских ВУЗов («Покори Воробьевы горы», «Моя дорога в ТОГУ»).7

Во-вторых, «МегаФон» — генеральный партнер ХXII зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Кроме того, компании «МегаФон» был присвоен статус «Мобильный партнер/Мобильный оператор XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи». В соответствии с подписанным Договором о партнерстве МегаФон также имеет статус Генерального партнера Олимпийского комитета России и Генерального партнера Олимпийской сборной России 2010, 2012, 2014 и 2016 годов.

7. Наличие кредитного рейтинга  международного инвестиционного уровня

Компания  «МегаФон» - первая и единственная телекоммуникационная компания в России с кредитным  рейтингом международного инвестиционного  уровня. Высокая кредитоспособность обеспечивает оптимальную гибкость в балансировании между органическим ростом и потенциальными приобретениями в качестве стратегий для будущего развития. Положительная денежная позиция  компании является сильнейшей в отрасли  и позволяет нам продолжать активно  инвестировать в строительство  сети 3G, что является одним из приоритетных направлений стратегического развития компании.

Слабые стороны:

  1. Низкий уровень качества сети

Меньшее по сравнению с конкурентами количество базовых станций. Кроме того, частоты, которые использует «МегаФон» имеют  более плохое качество связи, чем  конкуренты.8

Информация о работе Стратегический анализ компании «Мегафон»