Стратегический анализ компании «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 13:14, контрольная работа

Описание работы

«МегаФон» - один из крупнейших российских операторов сотовой связи, занимает третье место по выручке и абонентской базе. В качестве общероссийской компании "МегаФон" начал работать в 2002г., до этого под названием ЗАО "Северо-Западный GSM" вел деятельность как региональный оператор. С появлением "МегаФона" и была сформирована так называемая "большая тройка" сотовых операторов России. До этого на рынке было только два игрока, претендующих на звание федеральных, - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн").

Содержание работы

Введение. Характеристика компании и услуги
1. Конкурентный анализ
1.1 Определение основных экономических особенностей отрасли
2. Анализ движущих сил
2.1 Анализ величины сил конкуренции (5 сил Портера)
2.2 Определение ключевых факторов успеха
2.3 Построение карты стратегических групп
2.4 Заключение о привлекательности отрасли в целом
3. Анализ ситуации в компании
3.1 SWOT-анализ
3.2 Оценка конкурентоспособности компании
3.3 Модели стратегического планирования
Заключение

Файлы: 1 файл

практика по мегафону.docx

— 102.11 Кб (Скачать файл)
  1. Низкий уровень инвестиций

«МегаФон» является единственной компанией  из «большой тройки», акции которой  не имеют публичного размещения. Выходу оператора на IPO долгое время мешал  конфликт акционеров, проходившие судебные разбирательства между бермудским фондом IPOC и компанией Altimo (управляет  телекоммуникационными активами «Альфа-групп») о праве собственности на блокпакет  акций «Мегафона». На данный момент конфликт исчерпан, поэтому в ближайшее  время возможно проведение первичного размещения акций.

  1. Отсутствие покрытия стран СНГ

Конкуренты «МегаФона» по «большой тройке» уже давно вышли за пределы России. «Билайн» обслуживает  абонентов еще в 6 странах: Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии и Украине. «МТС» представлен  помимо России пока только в 4 странах: Белоруссии, Узбекистане, Туркмении  и Украине. От деятельности в странах  СНГ компании получают 25% («Билайн») и 14% («МТС») своих доходов.9 Компания «МегаФон» обслуживает клиентов только в Таджикистане.

  1. Конфликт собственников

Затянувшийся на несколько лет  конфликт между собственниками компании, а именно между инвестиционным фондом IPOC и «Альфа-групп»10 за долю в компании «МегаФон». Данный конфликт помешал эффективному решению ряда вопросов, связанных с инвестициями, например, до решения данного конфликта компания «МегаФон» не может приступить к публичному размещению акций.

Возможности:

  1. Рост абонентской базы

Количество зарегистрированных абонентов  сотовой связи в России увеличилось  на конец октября 2009 года по сравнению  с октябрем прошлого года на 23 млн и составило 204,99 млн, говорится в отчете исследовательской компании AC&M Consulting. По сравнению с сентябрем 2009 года число абонентов выросло на 1,3 млн, а уровень проникновения услуг сотовой связи в РФ - на 1 процентный пункт - до 141,2%, а по сравнению с октябрем 2008 года - на 16 пунктов.

В общей структуре "чистых" подключений  лидером стала компания "МегаФон", на которое по итогам октября пришлось 58,6% новых контрактов. Таким образом, на конец отчетного периода абонентская  база оператора в РФ достигла 48,83 млн.

Таким образом, на конец октября  доли между операторами распределились следующим образом: на МТС пришлось 33,6% общероссийского рынка на "Вымпелком" - 24,9%, на "МегаФон" - 23,8%.11

  1. Возможность роста из-за резкого роста спроса

Компания «МегаФон» получила статус «Мобильный партнер/Мобильный оператор XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в  городе Сочи». Это приведет к резкому  росту спроса на услуги компании, так  как она будет обслуживать  более 6000 спортсменов из более 80-ти стран-участниц, более 10 000 журналистов, а также 1 500 000 зрителей приедут в  столицу ХXII зимних Олимпийских игр 2014 года — Сочи.

  1. Выход компании на рынок стран СНГ

Ранее интерес компании к странам  СНГ ограничивался лишь Таджикистаном  – там «МегаФону» принадлежит 75% местного оператора TT-Mobile. Теперь же компания готова покупать и других операторов. В первую очередь «МегаФон» заинтересован  в покупке сотовых операторов Армении («К-Телеком»), Киргизии («Мегаком») и Узбекистана (Coscom), поскольку там  довольно низкий уровень проникновения  сотовой связи.12

 

  1. Выход на IPO

Публичное размещение акций компании станет возможным тогда, когда окончательно разрешится конфликт акционеров (IPOC и «Альфа-групп»). В "МегаФоне" рассчитывают, что рыночная капитализация компании составит $25-29 млрд. Вырученные от IPO средства помогут "МегаФону" начать экспансию за пределы России.13

  1. Развитие монобрендовых салонов (сеть «МегаФон-Ритейл»).

До конца 2009 года «Мегафон-Ритейл» планирует  довести количество монобрендовых  салонов до 1,47 тыс., а в 2010 году — до 2,1 тыс. По расчетам компании, к 2012 г. объем продаж контрактов «МегаФона» через фирменные салоны оператора повысится до 30%. По данным компании, в декабре 2009 г. 20% контрактов «МегаФона» продаются через собственную розничную сеть.

По мнению экспертов, обслуживание клиентов через  монобрендовые салоны позволит повысить лояльность абонентов. Согласно стратегии  развития, «МегаФон-Ритейл» станет не только дистрибьютором мобильных  устройств, но и сервисной компанией, обслуживающей абонентов. Кроме  того, сеть «МегаФон-Ритейл» рассчитывает повышать лояльность абонентов за счет акций по раздаче сувенирной продукции, продаж кастомизированного оборудования, а также эксклюзивных тарифных предложений.14

В «МегаФоне» отмечают, что абоненты, привлеченные через собственную розницу, демонстрируют  куда более высокий ARPU (средний ежемесячный  доход на одного абонента) и «срок  жизни», чем подключенные через другие каналы. Так, ARPU абонента, пришедшего через  розницу оператора, на 30% выше ARPU пользователя, подключенного в дистрибьюторской сети.15

 

  1. Развитие технологий

На данный момент происходит бурное развитие сети 3G на территории России. Компания «МегаФон» находится на втором месте после «Вымпелком» («Билайн») по количеству регионов, в которых развернуты сети 3G – 51 регион. А также второе место по количеству 3G роуминговых партнеров. Абоненты сети оператора МегаФон могут воспользоваться 3G роумингом в сетях 88 операторов, которые находятся в 55 странах.16

Угрозы:

  1. Насыщение рынка

Нельзя говорить о полном насыщении  рынка сотовой связи, так как  по-прежнему наблюдается рост абонентской  базы, но стоит отметить, что в  России число действующих сим-карт еще в 2006 году превысило число  жителей. На данный момент, количество зарегистрированных абонентов составляет 204,99 млн., а уровень проникновения  услуг сотовой связи в РФ - 141,2%.

  1. Отсутствие лояльных абонентов

По прогнозам экспертов, доля «чистых» подключений от валовых уменьшится с 35% в 2008 г. до 20% в 2010 г. Это также косвенно подтверждает насыщенность рынка сотовой связи. Перед операторами встает проблема лояльности клиентов. В виду легкого подключения к услугам сотовой связи, абоненты часто переходят от одного оператора к другому.

  1. Ужесточение конкуренции между операторами «большой тройки»

Ужесточение конкуренции также  происходит по причине насыщенного  рынка. Операторы активно борются  за «переманивание» абонентов. Кроме  того, конкуренция ужесточается из-за равного доступа к ресурсам, новым  технологиям (3G, 4G и т.д.)

 

  1. Увеличение доли рынка региональных операторов

Большинство региональных операторов в масштабах российского рынка  – крупные и развитые предприятия, имеют достаточный технический  и финансовый потенциал и не уступают федеральным операторам ни в качестве связи, ни в диверсификации услуг. Многие из региональных операторов работали на региональных рынках задолго до выхода на них федеральных операторов, поэтому они имеют развитую инфраструктуру, широкую дилерскую сеть, широкую  зону охвата, отлаженный механизм взаимодействия с государственными органами, обладают ресурсами городской нумерации. Основой успешной работы регионального  оператора в условиях жесткой  конкуренции с «большой тройкой» является гибкая маркетинговая и  финансовая политика в сочетании  с техническим преимуществом (развитой сетью). Например, такие региональные операторы как «Теле2», «Уралсвязьинформ», «СМАРТС» являются лидерами в тех  регионах, в которых они предоставляют  услуги связи, а операторы «большой тройки» – догоняющие.17

  1. Угроза со стороны IP-телефонии18

Рынок услуг голосовой связи  в России оценивается примерно в 30 млрд рублей. Примерно 10% приходится на международную и междугороднюю  связь (чуть меньше 3 млрд) и если этот сегмент перейдет на IP-телефонию (Skype), то он уменьшится до 300 млн. Кроме того, те, кто оказывает эти услуги, не вкладывают в развитие инфраструктуры. Skype — это угроза для сотовых  операторов. С развитием сетей  широкополосного доступа потребитель  все чаще начинает пользоваться подобными Skype системами. Выручка Skype за 2008 год составила 550 млн долларов, количество абонентов на начало 2009 года — около 400 млн.

 

Таблица 4

Матрица SWOT-анализа

 

Strengths:

  1. Большая рыночная доля.
  2. Самый высокий показатель ARPU среди конкурентов.
  3. Широкий выбор тарифных планов.
  4. Большое количество предоставляемых услуг.
  5. Большая зона обслуживания.

5. Высокое качество работы  абонентской службы.

6. Эффективная рекламная  кампания.

7. Наличие кредитного  рейтинга международного инвестиционного  уровня.

Weaknesses:

1. Низкий уровень качества  сети.

  1. Низкий уровень инвестиций.
  2. Отсутствие покрытия стран СНГ.
  3. Конфликт собственников.

Opportunities:

  1. Рост абонентской базы.
  2. Возможность роста из-за резкого роста спроса.
  3. Выход компании на рынок стран СНГ.
  4. Выход на IPO.
  5. Развитие монобрендовых салонов (сеть «МегаФон-Ритейл»).
  6. Развитие технологий.

2, 3, 4, 5, - A

6 – A

7 – E, F

1 – D, F

2 – D

3 – C, D

 

Threats:

  1. Насыщение рынка.
  2. Отсутствие лояльных абонентов.
  3. Ужесточение конкуренции между операторами «большой тройки».
  4. Увеличение доли рынка региональных операторов.
  5. Угроза со стороны IP-телефонии.

1 – A

2, 3, 4, 5 – B, C, D

6 - C

1 – B, C, D

2 – E

3 – A, C


SWOT-анализ позволил оценить фактическое положение компании и ее стратегические перспективы. Можно сделать вывод, что в компании «МегаФон» имеется соответствие внутренних возможностей компании внешней ситуации. Стратегия компании должна быть направлена на максимально эффективное применение имеющихся у компании ресурсов, использование рыночных возможностей и избежание угроз.

Таким образом, стратегические перспективы компании:

  • использование выгод от высокого уровня предоставления услуг, а также эффективной рекламной компании для увеличения абонентской базы;
  • привлечение дополнительных финансовых средств путем выхода на IPO и по средствам высокой кредитоспособности;
  • использование привлеченных финансовых средств для выхода на новые рынки сбыта, развития монобрендовых салонов и повышения качества сети;
  • использование сильных сторон компании для ослабления угрозы со стороны конкурентов;
  • развитие собственной розничной сети и разработка эффективной рекламной кампании для обеспечения лояльности клиентов;
  • развитие новых технологий и разработка новых видов продуктов и услуг для приобретения конкурентных преимуществ.

 

3.2 Оценка конкурентоспособности компании «МегаФон»

 

Для оценки конкурентоспособности компании необходимо произвести количественную оценку ключевых факторов успеха анализируемой компании в сравнении с компаниями-конкурентами. Для оценки были определены ключевые факторы успеха, а также компании для сравнения (лидеры на рынке сотовой  связи «МТС», «Билайн»). Экспертным путем были выставлены оценки компании «МегаФон» (таблица 5):

«+2» - у  конкурента намного лучше

«+1» - лучше

«0» - также

«-1» - хуже

«-2» - намного  хуже

 

Таблица 5

Взвешенная оценка конкурентной силы

Ключевые факторы успеха

Вес

Конкуренты

МТС

Билайн

Современные технологии

0,1

0

0

Качество связи

0,2

+2

+1

Зона покрытия

0,2

-1

-1

Дополнительный сервис

0,2

0

0

Ассортимент тарифных планов

0,2

0

+1

Эффективная реклама

0,1

-1

-1

Сумма весов

1,0

   

Взвешенная общая оценка

 

0,3

0

Информация о работе Стратегический анализ компании «Мегафон»