Стратегия интернационализации компании Nokia

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

История Nokia - одна из самых невероятных саг о бизнесе 90-x годов прошлого века. Как написал журнал BusinessWeek, в начале 90-х финский конгломерат беспокоили весьма далекие от сотовой связи проблемы: тогда начал резко снижаться объем продаж в стоявший на пороге распада Советский Союз… туалетной бумаги. А уже к концу тысячелетия те же финны, переориентировавшись на производство сотовых телефонов, превзошли на новом для себя рынке и Ericsson и Motorola. Достаточно быстро Nokia стала одним из ведущих игроков мирового рынка телекоммуникаций, а также одной из самых богатых европейских компаний

Содержание работы

1 Резюме 3
2 Бизнес-идея проекта 4
3 Выбор страновых рынков 8
4 Выбор способа выхода на страновые рынки 12
5 Выбор сегментов потребителей 13
6 Определение целей и стратегий маркетинга 15
7 Продуктовый микс 18
8 Контрактно-ценовой микс 19
9 Сбыто-распределительный микс 20
10 Коммуникационный микс 21
11 Организация и бюджет международного маркетинга 23
12. Стратегический план международного маркетинга 27
Список литературы и информационных источников 30

Файлы: 1 файл

нокиа.doc

— 619.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный

инженерно-экономический  университет»

 

Кафедра мировой экономики  и международного менеджмента

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

На тему: Стратегия интернационализации компании Nokia

по дисциплине «Международный маркетинг и стратегический менеджмент».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: 
студент гр. № 1393

Скрябин Н.В.

Руководитель: 
Доцент, к.э.н.  
Лукашевич М.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 
2013

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

1 Резюме

 

История Nokia - одна из самых невероятных  саг о бизнесе 90-x годов прошлого века. Как написал журнал BusinessWeek, в начале 90-х финский конгломерат беспокоили весьма далекие от сотовой связи проблемы: тогда начал резко снижаться объем продаж в стоявший на пороге распада Советский Союз… туалетной бумаги. А уже к концу тысячелетия те же финны, переориентировавшись на производство сотовых телефонов, превзошли на новом для себя рынке и Ericsson и Motorola. Достаточно быстро Nokia стала одним из ведущих игроков мирового рынка телекоммуникаций, а также одной из самых богатых европейских компаний

В России Nokia с весны 1997 года, когда была создана российская локальная компания - ЗАО «НОКИА» с головным офисом в Москве и филиалом в Петербурге. Основными подразделениями Nokia стали «профильные» структуры: Nokia Telecommunications и Nokia Mobile Phones. Осенью 1999 года подразделение Nokia Telecommunications было переименовано в Nokia Networks.

В настоящее время на российском рынке активно действуют два  подразделения: Nokia Mobile Phones, которое  осуществляет продвижение на российский рынок моделей мобильных телефонов Nokia и поддержку дилеров в России и СНГ, и Nokia Networks, предоставляющее операторам связи комплексные решения в области инфраструктуры мобильных и фиксированных сетей связи, персональную радиосвязь и передовые технологии IP.

От рядовых финских компаний ее отличало не только стремление к росту и внедрению новшеств, но и эффективное расширение сферы деятельности. Кроме того, Nokia отличилась тем, что единственная в своей стране стала проводить последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до маркетинга, продвижения марки, организации продаж и предоставления сопутствующих услуг.

Имя. Прежде всего, руководство Nokia решило, что для успешного продвижения  на рынке необходим собственный  брэнд -- в компании сумели предвидеть, что в скором времени сотовые телефоны перейдут в разряд потребительских товаров (до этого продукты Nokia продавались под марками операторов мобильной связи). Решить поставленную задачу ей удалось в полной мере -- сегодня в списке наиболее популярных марок брэнд Nokia занимает одиннадцатое место, между Marlboro (10-е место) и Mercedes (12-е).

2 Бизнес-идея  проекта

Корпорация Nokia - это финская транснациональная  корпорация связи. Штаб-квартира компании находится в Эспоо, городе-спутнике столицы Финляндии - Хельсинки. Nokia занимается производством мобильных устройств, а также оборудования для мобильных, фиксированных, широкополосных и IP-сетей. В корпорации Nokia работает порядка 132000 сотрудников в 120 странах мира. Nokia - это крупнейший в мире производитель мобильных телефонов: его глобальная доля рынка мобильных устройств составила 31% в четвертом квартале 2010 года, по сравнению с примерно 30% в третьем квартале 2010 года, но по сравнению с приблизительно 35% в четвертом квартале 2009 года. Зона продаж насчитывает более чем 150 стран, глобальной годовой доход Nokia составляет более 42 млрд, операционная прибыль - ? 2 млрд по состоянию на 2010 год.

Nokia производит мобильные устройства  для всех основных сегментов  рынка и протоколов, в том числе GSM, CDMA и W-CDMA (UMTS). Nokia предлагает интернет-услуги, такие как приложения, игры, музыку, карты, средства массовой информации и сообщения через платформу Ovi. Продукцией компании Nokia являются мобильные телефоны, смартфоны, оборудование для сетей GSM, системы беспроводной связи, GPS-навигаторы, интернет-планшеты, нетбуки. Помимо этого Nokia и дочерняя компания Nokia Siemens Networks работают в направлении производства телекоммуникационного оборудования и IT-решений. Nokia также участвует в обеспечении свободной цифровой картографической информации и услуг навигации через свою дочернюю компанию Navteq.

История компании Nokia берет свое начало в 1865 году, когда финский инженер  Фредерик Идестам (Knut Fredrik Idestam) основал в Тампере, что на юго-западе Финляндии, маленькую фабрику по производству бумаги, которая в 1871 году была названа Nokia Ab. Впоследствии контроль над компанией взяла фабрика резиновых изделий Finnish Rubber Works. В то же время она получила контроль над фабрикой кабельной продукции Finnish Cable Works. В результате слияния трех компаний получилась одна фирма, а в соответствии с тогдашним законодательством Финляндии и правовыми нюансами, название она получила от самой маленькой, т.е. Nokia Ab.

После объединения Nokia Ab занималась деятельностью по пяти направлениям, таким как: производство резиновых изделий, кабельной продукции и электроники, переработка древесины и выработка электрической энергии. Позже к этим видам деятельности добавились производство охотничьих ружей, пластика и химических материалов. В 1980-х годах прошлого века компания Nokia взяла за основное направление своей деятельности разработку и производство радиоэлектроники. В те времена это было крайне перспективным направлением производства, однако, уже тогда существовала серьезная конкуренция. Компания Nokia нашла свою нишу в области радиосвязи и достигла небывалых высот в этом направлении. В середине 1990-х годов компания обозначила приоритетным направление мобильной связи, что позволило ей достигнуть на конец 2009 отметки 39% на рынке мобильных телефонов.

Рисунок 1 - Старые логотипы Nokia

На первой картинке изображен логотип  компании Nokia, которая была основана в 1865 году, использовался с 1871 года. На второй картинке показан бренд-логотип  финской Rubber Works, которая была основана в Хельсинки в 1898 году, как логотип использовалась в 1965-1966 гг. На третьей и четвертой картинке показаны уже более современные логотипы Nokia. Логотип со стрелками был предшественником знаменитой "Connecting People", ставшей впоследствии девизом компании. Nokia представила свой рекламный слоган "Connecting People" в 1992 году. Интересен тот факт, что он был написал шрифтом Times Roman SC (Small Caps). Современный же логотип Nokia не претерпел серьезных изменений, он используется с 2006 года.

 

Nokia это сочетание лидерства  и готовности пойти на риск создает эффект безупречного видения. Представляетс, что этот принцип пригодился бы любой другой компании.

Слово «лидерство»  употребляется в Nokia чаще всего. Разумеется, Nokia желает лидировать на рынке. Но, возразите  вы, какая компания этого не хочет? Поэтому, когда мы заводим речь о лидерстве относительно Nokia, разговор идет немного о другом. Понять, что это «другое», значит найти основную движущую силу Nokia.

Лидерство в Nokia означает лидерство широкого круга  людей, лично заинтересованных в процветании бизнеса компании. Сюда входят не только ее служащие, но и держатели акций, поставщики, рабочие и последними — но определенно не по значению — покупатели. По всем своим признакам и целям это типичная демократическая модель устройства компании, столь любимая в организациях наподобие Tomorrow’s Company.

Критики скажут, что демократическая модель —  это не более чем оторванный от жизни идеал, и кое в чем  они будут правы. Эта модель не нова, и ни один служащий Nokia не осмелится  заявить, что она — изобретение их компании. Тем не менее, пока другие организации играют в демократию и пытаются вызвать у каждого служащего личную заинтересованность в результатах его труда, Nokia — единственная компания, которая успешно применяет демократическую модель на практике.

Множество компаний до сих пор формально не занимается налаживанием взаимоотношений с потребителем. Nokia делает это, потому что не только вынуждена, но и хочет этим заниматься.

«Суть в том, чтобы  заставить технологию работать…  для создания благ, к обладанию которыми мы все страстно стремимся. В конце дня людей не волнует технология. Они хотят жить богаче, приятней и эффективней. Мы – те, кто осуществляет все это».1

Ключом к полному  успеху для Nokia является ее способность  сосредоточиться на основных потребностях покупателя. Удержание потребителя и удовлетворение его нужд должны становиться все более важными составляющими любого бизнеса. Выполнение этих условий помогает Nokia порождать у потребителей верность своей торговой марке. В то же время это обеспечивает компанию жизненно важной информацией, позволяющей увеличивать объем продаж и осуществлять маркетинг.

Учет жизненного стиля стал настолько важной компонентой  заботы Nokia о потребителе, потому что  это помогает точно определить наступающие изменения в психологии покупателя или узнать, что именно вызывает у потребителя ощущение удовлетворенности. Эффективный учет жизненного стиля означает, что компания в состоянии точно определить изменения в отношении покупателя к своей продукции.

Nokia стала пионером в применении этого несколько эзотерического подхода. На протяжении нескольких лет, говорит он, Nokia имела достаточно храбрости, чтобы все снова и снова задавать ряд немаловажных вопросов. Это следующие вопросы.

Почему вы общаетесь?

В чем, по-вашему, выгода от мобильного телефона?

Кому вы звоните  по мобильному телефону?

Эти вопросы задают для того, чтобы тщательно изучить  поведение и потребности покупателя.

11 февраля 2011 года исполнительный директор  корпорации Nokia Стивен Элоп представил новый стратегический альянс с корпорацией Microsoft и объявил о намерении заменить Symbian на Windows Phone 7. Тем не менее, компания Nokia желает сохранить Symbian для использования в средних и бюджетных моделях мобильных устройств. Она также будет инвестировать средства в платформу Series 40 и продолжать совместный проект с Intel - ОС MeeGo в 2011 году.

В рамках плана  реструктуризации Nokia планирует сократить  расходы на исследования и разработку и перенаправить все силы на расширение и настройку программного обеспечения для Windows Phone 7. Магазин приложений Ovi будет интегрирован в Microsoft Marketplace. После заявления об альянсе цены на акции Nokia упали на 14%, что было самым большим падением с июля 2009 года. Так как Nokia является крупнейшим производителем мобильных телефонов во всем мире, этот альянс сделает ОС Windows Microsoft Phone 7 еще более сильным соперником Android и iOS.

         Nokia является одним из ключевых разработчиков GSM (Global System Mobile Глобальная система мобильной связи). Второе поколение мобильных технологий, которые могут передавать данные, а также голосовой трафик. При построении NMT-сетей компанией Nokia был получен ценный опыт для участия в разработке GSM, которая была принята в 1987 году как новый европейский стандарт для цифровых мобильных технологий.

Nokia представила свои первые  сети GSM для финского оператора  Radiolinja в 1989 году. Первый в мире  коммерческий GSM вызов был сделан 1 июля 1991 года в Хельсинки.

В 1992 году был  запущен первый телефон GSM - Nokia 1011. Номер модели в данном случае относится к дате запуска, 10 ноября. В Nokia 1011 еще не использовался фирменный рингтон Nokia Tune. Он был введен в качестве основного рингтона в 1994 году вместе с телефонами Nokia 2100 серии.

Технология GSM, высококачественные голосовые вызовы, легкий международный роуминг и поддержка новых услуг, таких как обмен текстовыми сообщениями (SMS) заложили основы мирового бума мобильных телефонов. Сети GSM стали доминировать в мире мобильной телефонии в 1990-х годах, а к середине 2008 составили около трех миллиардов абонентов мобильной телефонной связи в мире, с более чем 700 мобильными операторами в 218 странах и территориях.

2 сентября 2003 года компания приобрела  Sega.com, подразделение Sega, на базе технологий которого создан игровой телефон Nokia N-Gage, и впоследствии платформа N-Gage.

16 ноября 2005 года начат процесс  приобретения компании Intellisync, поставщика  данных и разработчика программного  обеспечения для синхронизации  персональных данных, окончательно сделка была завершена 10 февраля 2006 года.

19 июня 2006 года Nokia и Siemens объявили о слиянии своего бизнеса в сфере сетевого оборудования для мобильной и фиксированной телефонной связи с целью создания одного из крупнейших в мире предприятия по созданию сетевого оборудования — Nokia Siemens Networks.

8 августа 2006 года Nokia объявила о  покупке интернет-дистрибьютора музыки Loudeye Corporation почти за $60 млн. 29 августа 2007 года Nokia запускает музыкальный сервис Nokia Music Store, основанный на технологиях приобретённой компании.

В июле 2007 года Nokia приобретает все  активы компании Twango, предоставляющей готовые решения для организации и обмена фотографий, видео и других личных мультимедиа-данных.

В сентябре 2007 года Nokia объявляет о  своих намерениях купить Enpocket, компанию-поставщика технологий и сервисов для мобильной  рекламы.

В октябре 2007 года объявляет о приобретении Navteq, американского поставщика цифровых картографических данных, за $8,1 млрд. Окончательно сделка была завершена 10 июля 2008.

24 июля 2009 года Nokia анонсировала о покупке немецкой частной компании Cellity, занимающейся разработкой различных мобильных сервисов. Окончательно сделка была завершена 5 августа 2009 года.

11 сентября 2009 года Nokia объявляет о  приобретении американской частной  компании Plum Ventures с десятком сотрудников, занимающихся облачными решениями для общения. С помощью Plum Nokia рассчитывает улучшить свои геолокационные сервисы.

28 марта 2010 года Nokia приобретает  компанию Novarra, разрабатывающую собственный  мобильный веб-браузер и сервисную платформу.

10 апреля 2010 года Nokia объявляет о  приобретении MetaCarta, поисковый сервис, основанный на геолокации. Разработки  компании Nokia планирует использовать  в своих геолокационных сервисах.

 

3 Выбор страновых  рынков

Информация о работе Стратегия интернационализации компании Nokia