Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 13:56, дипломная работа
Бренд - понятие не столько юридическое, сколько маркетинговое; брендом может являться и продукт, не защищенный юридически, однако бренд неразрывно связан с такими понятиями, как "товарный знак" и "торговая марка". Понятия "торговая марка", "торговый знак" и "товар" близки по смыслу, но различаются по содержанию и назначению, а функциональные особенности бренда в определённой степени связаны с отношениями между производителями и потребителями, сформированными на основе интересов потребителей, которые ассоциируются в их сознании с символикой торговой марки, отражающей свойства товара или торговой марки.
5. Низкая степень адаптированности отечественных производителей к изменившимся условиям рынка пока не дает им возможности составить серьезную конкуренцию зарубежным компаниям. Но необходимо отметить и некоторые положительные моменты: например, были изменены названия многих предприятий, отражающие ранее отраслевой или географический признак. Для ряда предприятий в силу специфики их деятельности для успешной работы на рынке оказалось достаточно смены названия. Но многие предприятия в процессе работы на рынке пришли к необходимости продвижения брендов своей продукции. Это связано с тем, что создание и эффективное управление брендами необходимо для достижения высокого уровня конкурентоспособности отечественной продукции в условиях жесткой конкуренции с импортными товарами.
6. Уровень управления продвижением национальных брендов в России по большей части уступает управлению международными брендами.
Текущие структурные характеристики бренда необходимы в связи с постоянным развитием рынка, появлением новых тенденций на нем. Важнейшей задачей отслеживания текущих структурных характеристик бренда является обеспечение соответствия бренда изменяющимся потребностям рынка. Текущие структурные характеристики бренда находится в непосредственной зависимости и от жизненного цикла продукции, так как бренд является ее образом в сознании потребителя, и поэтому не может не зависеть от стадии жизненного цикла. Некоторые специалисты считают, что бренды проходят определенный круг жизни, и им, также как и продукции, не избежать устаревания, и как следствия, потери покупателей.
Если основной причиной возникающих проблем является несоответствие бренда изменившимся потребностям, возможно использование следующих способов изменения структурных характеристик бренда: внесение изменений в продукт путем использования новых материалов и технологий; изменение продукта с целью соответствия вкусу потребителей; привнесение реальных инноваций в продукт; изменение рынка для продукта (следование на рынки с большим ростом); изменение имени (логотипа, упаковки, фасовки и пр.); изменение цены; тщательный поиск новых сегментов среди покупателей; изменение способа распространения; новые способы использования.
Потеря покупателей брендом может быть связана не только со сменой взглядов и интересов целевой аудитории или с изменением жизненного цикла продукции, но и с так называемым «упадком» бренда, который может произойти по следующим причинам: ухудшение качества продукта; отказ от следования коренным изменениям в обществе; «угасание» целой категории (например: пишущие машинки); неверная ценовая политика; неверная сбытовая политика; неверная рекламная политика и другие.
Одним из опаснейших факторов, способных привести к упадку даже самый удачный бренд, является снижение качества продукта. На российском рынке можно найти не один десяток примеров, когда бренд «умирал» только потому, что качество продукции не поддерживалось на должном уровне. Формирование и регулирование текущих структурных характеристик бренда должно быть основано на периодичных маркетинговых исследованиях рынка, как на единственном способе своевременного отслеживания устаревания бренда, снижения качества продукта и других фактов, требующих поиска возможностей устранения нежелательной ситуации.
Об внутренних
структурных характеристиках
Наиболее
распространенной практикой формирования
структурных характеристик
Противоположный способ формирования и изменения структурных характеристик развития бренда с точки зрения изучения теории разработки и управления брендами — это перемещение его вверх по шкале восприятия потребителями. Для такого действия нужно прекрасно понимать, чем именно новый бренд привлечет более обеспеченных покупателей.
В обоих случаях перемещения по шкале цены \ восприятия широко используемый прием — создание и вывод на рынок суббрендов. Если бренд двигается вверх, то суббренд может придать потребителю уверенность, что новинка имеет ряд преимуществ в сравнении со старым продуктом. Суббренды могут взять на себя негативный момент в случае с «опусканием» бренда, давая потребителю уверенность в том, что «бренд - родитель» сохранил прежнее и неизменно высокое качество.
Суббренд является дополнительной линией к бренду, существующему в более высоких слоях рынка. Однако при создании суббренда в рамках изменения структурных характеристик развития бренда, который использует имя основного бренда, на низших сегментах рынка может возникнуть две проблемы. Первая из них связана с тем, что часть постоянных покупателей основного бренда «переключается» на более дешевый бренд. Вторая проблема заключается в том, что ассоциации продукта из более дешевого сегмента рынка с основным брендом неизбежны, от чего может пострадать имидж последнего. Именно поэтому суббренд должен по возможности дистанцироваться от основного бренда или качественно отличаться от него.
3. В работе проведен компаративный анализ ведущих (мировых) методик разработки и управления брендом предприятия (Inter Brand - интербренд; Y&R Brand Asset Valuator - оценка ценности бренда; Millward Brown - анализ уровней взаимоотношения бренда с потребителями; Brand Essence - суть бренда), позволивший выявить специфические особенности и базовые этапы формирования потребительских предпочтений к его продукции (товарам, работам, услугам) в современных российских условиях. При этом отмечено, что ведущие предприятия мира и России показали, что благодаря каждодневной практике разработки и управления брендом предприятие может достичь конкурентных преимуществ на рынке, поддерживать и сохранять лояльность клиентов, а также оптимизировать затраты за счет синергии, достигая большей выгоды от осуществления коммуникационных программ с меньшими вложениями.
Подобный подход позволил обосновать целесообразность учета отраслевых и региональных аспектов разработки и управления брендом предприятия в российских условиях с использованием поправочных коэффициентов оценки имиджа бренда по целевым рыночным сегментам.
Анализ практики разработки и управления брендом предприятия с точки зрения выделения отраслевых и региональных аспектов показывает, что здесь, в основном, осуществляются следующие мероприятия:
1. Создание бренд-бука (имя, логотип, дескриптор, шрифт и т.д.), необходимые для организации деятельности на различных сегментах рынка.
2. Организация процесса планирования, координации и контроля всей деятельности, связанной с созданием бренда предприятия применительно к выделенным целевым рыночным сегментам, определяющим отраслевые или региональные отличия бренда.
3. Вся деятельность, связанная с управлением лидерскими характеристиками предприятия.
Принято полагать, что восприятие предприятия через его бренд транслируют продукты и услуги, сервис, поведение и внешний вид сотрудников, корреспонденция, все виды коммуникации, офисы, точки продаж, автомобили т.д. Все это называется одним термином - «имидж предприятия». Однако центральной концепцией при учете отраслевых и региональных аспектов разработки и управления брендом необходимо считать не имидж бренда, а его отличительные особенности применительно к отдельным целевым рыночным сегментам предприятия. Они должны быть четко определены, ими необходимо управлять - это основа практики разработки и управления брендом предприятия. Таким образом, формирование стратегии и согласованного интегрированного видения - это важная часть практики разработки и управления брендом предприятия при учете его отраслевых и региональных аспектов.
Важным отраслевым и региональным аспектом практики разработки и управления брендом предприятия является история или легенда. История придает солидность, надежность, вызывает доверие, способствует вербальной, а затем и внутренней осязаемости предприятия, облегчает диалог между клиентами и предприятием. Создание легенды позволяет построить - внешний облик предприятия, который дифференцируется по выбранным целевым рыночным сегментам. Фирменный стиль предприятия включает его имя, логотип, дескриптор, цветовую гамму. Офис предприятия, точки продаж должны быть соблюдены строго согласно фирменному стилю. Визуальные элементы стиля, избранного в рамках существующих отраслевых и региональных аспектов разработки и управления брендом предприятия должны отражать этические, деловые и другие ценности предприятия.
Подход интегрированного учета отраслевых и региональных аспектов разработки и управления брендом предприятия подразумевает тесные взаимосвязи предприятия с его продуктами и услугами. Поэтому необходимо систематически и эффективно выстраивать бренд-архитектуру под существующие отраслевые и региональные аспекты; это требование особенно актуально для предприятия, обладающих портфелями брендов.
Стратегически важный момент, отслеживаемый в рамках анализа практики разработки и управления брендом предприятия при учете отраслевых и региональных аспектов данного процесса - демонстрация ценностей предприятия, тесное взаимодействие с внешним и внутренним окружением предприятия согласно избранной культуре. Чтобы донести ключевые принципы, такие как доверие, практическая значимость, концентрированность на компетенции и обоснованности, современная практика разработки и управления брендом предприятия должна быть тесно увязана с сущностью управления идентичностью применительно к учету конкретных отраслевых и региональных аспектов брендинга, которая:
Современная практика разработки и управления брендом предприятия не является исключительной функцией маркетинговых и рекламных служб. Однако зачастую предприятия недооценивают роль остальных структурных подразделений в формировании успешной брендинговой политики в развитии бизнеса в целом с учетом сложившихся отраслевых и региональных аспектов функционирования предприятия.
Важно при раскрытии отраслевых и региональных особенностей разработки и управления брендом предприятия уделять внимание точкам контакта с потребителями. Эти точки присутствуют на всех этапах контакта бренда с потребителем и способствуют налаживанию отношений с брендом косвенно, поскольку не имеют прямого отношения к покупке. Это годовые отчеты и отчеты аналитиков, свидетельства экспертов, объявления о приеме на работу. Особенность использования этих точек контакта состоит в том, что демонстрация преимуществ бренда с их помощью часто происходит в условиях, когда потребитель вообще не думает о покупке, либо эти мысли частично вытесняются другими, более важными в сложившейся ситуации.
Фактически, управление по точкам контакта - это непрерывный процесс, вовлекающий в свою деятельность ресурсы различных сфер бизнеса предприятия, позволяющий решить следующие задачи:
- определить какие из точек: важнее для участников отраслевого или регионального рынка, перспективнее с точки зрения экспертов, хорошо / плохо реализованы предприятием в настоящее время, требуют корректировки;
- выяснить, через какие точки легче внедрять бренд в сознание целевых отраслевых или региональных аудиторий;
- выявить несоответствия в оценках точек контакта внутренними и внешними отраслевыми и региональными аудиториями предприятия.
По результатам решения поставленных задач необходимо построение сводной оценки по проблемным составляющим оцениваемой точки контакта. Присвоение весов оценке каждого из сегментов респондентов в части компетенций в разрезе ожидаемого и воспринимаемого эффекта точки контакта. Осуществление перевзвешивания показателей и построение графиков. Далее осуществляется анализ графиков, формулирование выводов для создания методологии корректировки показателей точки контакта для уточнения отдельных мероприятий в области разработки и управления брендом с учетом сложившихся отраслевых и региональных аспектов данного процесса.
На выходе ожидаемые результаты исследования выглядят следующим образом: создание модели диагностики и мониторинга бизнеса; выявление проблемных точек деятельности предприятия на целевых рыночных сегментах, выявление приоритетов для планирования; планирование эффективного маркетингового бюджета; оценка эффективности изменений, KPI.
Информация о работе Стратегия управления брендом современного предприятия