Сущность и содержание маркетинга рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Важнейшей составной частью программы перехода к рыночной экономике является разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынка труда. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства. Таким образом, рынок труда охватывает преимущественно систему распределительных и обменных отношений в процессе воспроизводства рабочей силы, хотя некоторые моменты как производства, так и использования рабочей силы также находятся в сфере рыночного регулирования.

Файлы: 1 файл

MARKETING_PERSONALA_UChEBNIK.doc

— 1,019.00 Кб (Скачать файл)

Теория связи, рассматривающая механизм "обратных связей", дает возможность получить сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь субъекта с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных и др.

Метод сетевого планирования дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определить необходимые сроки их выполнения, ограничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения и др.

Разрешению реальных маркетинговых ситуаций в значительной мере помогает метод деловых игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки и т.п. могут "проигрываться" для нахождения оптимальных решений. Систему известных или предполагаемых связей между событиями, действиями или процессами можно описать с помощью методов моделирования. Более эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Она дают возможность с учетом влияющих факторов оценить, например, перспективу развития емкости рынка, определить наиболее рациональные стратегии маркетинга и возможные ответственные шаги конкурентов, оценить оптимальные затраты на маркетинг для получения необходимого размера прибыли и т.п.

Особое место в методическом арсенале маркетинга занимают методы экспертных оценок. Они дают возможность достаточно быстро получить ответ о возможных процессах развития того или иного события на рынке, выявить слабые и сильные стороны предприятия, получить оценку эффективности тех или иных маркетинговых мероприятий и др.

Правильное проведение экспертизы предполагает решение ряда вопросов, связанных с формированием экспертной группы, проведением самой процедуры экспертизы, выбором методов обработки экспертных оценок и др. Основными требованиями к экспертам являются их компетентность, профессиональная деятельность, авторитетность, беспристрастность и др. Процедура экспертизы предполагает коллективную генерацию идей на основе проведения дискуссий или опросов (обычных или многоступенчатых) с применением анкеты. Использование средств вычислительной техники помогает не только обработать полученные данные, но и построить аналитические и имитационные модели. Все это делает использование экспертизы методом достаточно авторитетным и перспективным.

Активно используются в исследованиях и разработках маркетинга методические приемы, заимствованные из других областей знаний. Наибольшая связь маркетинговой методологии проявляется с методами социологии и психологии. Это обусловлено тем, что особое внимание в маркетинге уделяется поведению потребителей и факторам, влияющим на него. Для этого изучаются, например, мотивация поведения потребителей на рынке, исследуется восприятие потребителями рекламных мероприятий, образа товара. Широко применяются психологические тесты, мотивационный анализ и др. Методы социологии позволяют исследовать процессы распространения информации на рынке, выявлять отношение потребителей к нововведениям, изучать развитие различных сфер жизнедеятельности человека, ценностных ориентаций и др. При этом используются методы анкетирования, "панельных" исследований и т.п.

Применение в маркетинговых исследованиях получили и методы антропологии. Это позволяет лучше изучить рыночную среду с учетом национальных культур, уровней жизни. Антропологические измерения используются также в конкретных случаях при моделировании ряда потребительских товаров.

Методы маркетинга связаны и с такими науками, как экология, эстетика, философия, а также с историей и т.д.

Подробно рассмотрим метод факторного анализа регионального рынка труда [14]. Его суть заключается в том, чтобы используя однотипный критерий фактора, представить на его основе всю собранную информацию, систематизировать ее и провести анализ по каждому из них.

Методика факторного анализа предусматривает выполнение ряда последовательных операций:

1. Выделение факторов, по которым  будет проводиться анализ.

2. Систематизация собранной информативной  базы данных в соответствии  с принятой классификацией факторов.

3. Проведение предварительного качественного анализа факторов с целью выделения наиболее значимых факторов и оценки достаточности собранной по ним информации.

4. Принятие решения о дополнительном  сборе информации или проведении  социологических исследований, которые  могут предоставить недостающую для анализа информацию.

5. Обобщение информации по каждому  фактору и группировка ее в  виде аналитических таблиц.

6. Построение на основе аналитических  таблиц динамических рядов по  каждому фактору и проведение  количественных расчетов по имеющимся показателям.

7. Описание установленных соотношений, пропорций, выявление основных закономерностей.

8. Выявление доминирующих тенденций  развития рынка труда, действие  которых имеет решающее значение  в настоящее время и влияние  которых будет иметь подобное или еще более возрастающее действие в перспективе.

В качестве основных критериев выделения факторов рынка труда предлагается использовать следующие факторы, влияющие на спрос и предложение рабочей силы.

1. Факторы, определяющие предложение рабочей силы.

1.1. Демографические факторы:

  • динамика численности трудоспособного населения региона;
  • динамика структуры трудоспособного населения по полу;
  • динамика структуры трудоспособного населения по возрасту;
  • динамика структуры трудоспособного населения по уровню образования;
  • миграция рабочей силы.

1.2. Факторы, высвобождения занятых  в отраслях народного хозяйства  региона:

  • рост технической оснащенности производства, внедрение новых технологий;
  • сокращение объемов производства;
  • текучесть кадров;
  • структурная перестройка производства;
  • остановка и ликвидация предприятий и учреждений;
  • изменения в условиях труда и уровне оплаты;
  • сокращение объемов инвестиций;
  • изменение в организации производства с использованием вторичной занятости и совместительства;
  • интенсификация труда;
  • неудовлетворительный морально-психологический климат в коллективе.

1.3. Факторы, вызывающие изменение  численности незанятых, желающих  трудиться:

  • рост числа молодежи, завершившей общеобразовательную и профессиональную подготовку;
  • изменение численности увольняемых в запас с действительной службы в армии;
  • динамика численности временно неработающих (женщин с малолетними детьми, лиц, ухаживающих за престарелыми и т.п.);
  • динамика численности лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
  • динамика численности лиц, длительно неработающих.

1.4. Факторы, вызывающие изменения  численности безработных:

  • динамика численности занятых;
  • изменение общего уровня безработицы;
  • изменение продолжительности безработицы;
  • динамика безработицы среди молодежи;
  • динамика численности лиц, утративших статус безработного.

1.5. Факторы, вызывающие изменения  предложения рабочей силы за  счет занятых в отраслях народного  хозяйства:

  • сохранение неизменного уровня и уменьшение оплаты труда;
  • повышение интенсивности труда;
  • изменение престижа профессии и привлекательности трудовой деятельности;
  • изменение численности лиц, работающих неполное рабочее время;
  • повышение профессионально-квалификационного уровня занятых;
  • динамика численности лиц, находящихся под угрозой высвобождения и безработицы;
  • изменение морально-психологического климата в трудовом коллективе.

2. Факторы, влияющие на спрос на рабочую силу.

2.1. Изменение числа вакантных  рабочих мест, в том числе труднозаполняемых:

  • неквалифицированного труда;
  • низкооплачиваемых;
  • связанных с неблагоприятными условиями труда;
  • социально непристижной занятости;
  • отделенных от места жительства и т.д.

2.2.Выбытие занятых из производственной  деятельности:

  • динамика естественной убыли занятого трудоспособного населения;
  • динамика выходы на пенсию (в том числе досрочную);
  • динамика текучести кадров.

2.3. Динамика потребностей в рабочей  силе на новые рабочие места  и должности:

  • введение новых рабочих мест за счет организационных предприятий и учреждений;
  • организация новых рабочих мест на действующих производствах.

2.4. Факторы, влияющие на самозанятость  трудоспособного населения:

  • наличие законодательства регулирующего предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики;
  • финансовая поддержка государства;
  • правовая защита;
  • высокая конкурентоспособность (свойств и качеств рабочей силы, производимых товаров и услуг, используемых ноу-хау и т.п.);
  • поведенческая ориентация предпочтения занятости в данной сфере экономики;
  • материальная и моральная поддержка членами семьи и родственниками;
  • усиление дифференциации доходов в обществе;
  • величина затрат на организацию рабочего места.

Следует учесть, что в число анализируемых в каждый данный момент факторов не должны включаться все перечисленные выше факторы. Приведенный перечень отражает скорее потенциальные возможности факторного анализа. Конкретный их набор определяется целями маркетингового исследования, а также содержанием собранной информативной базы. При этом анализ по факторам может охватывать исследования, ограничивающиеся для отдельных периодов, например, только сферой предложения рабочей силы или только спроса на нее. Допустимы и такие частные виды анализа, которые охватывают лишь отдельные факторы (например, характеристики высвобождения безработицы, самозанятости населения и т.д.). Перечень факторов может быть изменен и за счет внесения дополнительных характеристик (например, расширения базы данных в части структурной перестройки экономики, причин изменения объемов производства и др.). Могут применяться и другие критерии выделения факторов: например, факторы, характеризующие процессы, протекающие на открытом и скрытом рынках труда, влияющие на весь региональный рынок, его городские и районные виды, а также внутрипроизводственный рынок и т.п.

Действие факторов далеко не однозначно. Ряд факторов влияет как на изменение спроса, так и на изменение предложения. Влияние некоторых из них вообще может проявиться под действием дополнительных причин как противоположные тенденции и т.д. Поэтому при проведении рыночных исследований на основе факторного анализа можно рекомендовать использование дополнительных классификационных признаков:

1) учитывать, усиливает или ослабевает  спрос и предложение рабочей  силы действие данного фактора;

2) в какой временной протяженности  действует фактор (краткосрочный  или долгосрочный);

3) оценивать особенности его проявления в современных условиях и др.

Анализ динамики факторов за ряд лет или нескольких моделей за определенный промежуток времени позволяет установить основные закономерности, присущие анализируемому рынку обосновать тенденции его развития и разработать прогноз на будущий период. При этом важно выделить те факторы, влияние которых будет доминирующим для данного рынка труда. От мер воздействия на последние в решающей степени зависит эффективность управления рынком труда.

На основе полученных результатов анализа целесообразно установить цели политики содействия занятости населения на ближайшее будущее, провести ранжирование приоритетов в осуществлении мер по содействию занятости населения и социальной защите на рынке труда.

3.2. Процедура маркетинговых исследований

Для того чтобы принимать обоснованные решения на рынке труда, необходимо располагать достоверной, обстоятельной и своевременной информацией. Систематический сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с функционированием рынка труда, составляют содержание маркетинговых исследований. Чтобы быть эффективными, эти исследования, во-первых, должны носить систематический характер (по многим проблемам рынка рабочей силы - в форме мониторинга); во-вторых, опираться на специально отобранную информацию; в-третьих, осуществлять определенные процедуры сбора, обобщения, обработки и анализа данных; в-четвертых, использовать специально разработанные для целей анализа инструменты.

Таким образом, маркетинговая деятельность строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой для их проведения информации. Потоки этой информации упорядочиваются определенными исследовательскими процедурами и методами [14].

Осуществление маркетинга на рынке предполагает последовательное проведение ряда операций, составляющих содержание его процедур. Содержание и порядок выполнения необходимых процедур можно представить в виде технологии (рис.21).

Информация о работе Сущность и содержание маркетинга рабочей силы