Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 13:13, курсовая работа
Важнейшей составной частью программы перехода к рыночной экономике является разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынка труда. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства. Таким образом, рынок труда охватывает преимущественно систему распределительных и обменных отношений в процессе воспроизводства рабочей силы, хотя некоторые моменты как производства, так и использования рабочей силы также находятся в сфере рыночного регулирования.
1. Уровень маркетингового исследования: региональный рынок труда.
2. Цель исследования: определить направления действий, которые позволяют смягчить напряженность на рынке труда, будут способствовать расширению спроса на рабочую силу и обеспечат поддержку ее эффективного предложения в соответствии с потребностями рынка.
3. Модель исследования: описательная (на основе временного, сравнительного и структурно-логического подходов).
4. Анализ состояния вопроса. Постановка вопросов:
4.1. Каковы особенности данного регионального рынка труда?
4.2. Какие основные структурные соотношения и пропорции для него характерны?
4.3. Какие тенденции в развитии рынка труда выступают как доминирующие при формировании спроса и предложения рабочей силы?
4.4. На что должна быть нацелена
региональная политика
5. Формирование и накопление информативной базы данных по следующим блокам:
5.1. Данные демографической
5.2. Общие экономико-статистические показатели: списки предприятий региона (в отраслевом разрезе и по формам собственности); анализ финансово-экономического положения региона; сводные показатели численности занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности; списки предприятий - предполагаемых банкротов, перепрофилируемых и т.п.; сводный баланс занятости трудовых ресурсов; план финансового развития региона; план социально-экономического развития региона.
5.3. Показатели образовательной и профподготовки населения: списки общеобразовательных школ, ПТУ, техникумов, вузов региона; статистические показатели структуры и динамики учащихся школ, ПТУ, студентов техникумов и вузов.
5.4. Данные службы занятости
Данные собираются за последние три отчетных и текущий годы по специально разработанным формам сбора.
6. Определение необходимости в проведении социологических обследований. Разрабатывается инструментарий социологического опроса (анкеты экспертов предприятий, массового опроса, опроса работников службы занятости, анкеты опроса обратившихся и зарегистрированных безработных и т.п.), обосновывается выборка единиц наблюдения, респондентов для экспертного и массового опросов.
7. Экспертиза и выборочный контроль собранной информации с целью подтверждения ее достоверности.
8. Разработка аналитических материалов исследования (таблиц, формы, матрицы), их обобщение и обработка.
9. В соответсвии с разработанной моделью регионального рынка труда проведение факторного анализа предложения рабочей силы, анализа спроса на рабочую силу, соотношения спроса и предложения на рынке.
10. Установление основных структурных соотношений и пропорций, характеризующих сложившуюся конъюнктуру рынка труда.
11. Обоснование главных сложившихся тенденций спроса и предложения рабочей силы.
12. Выявление доминирующих тенденций, действие которых будет продолжено в последующем периоде. Общая оценка сложившейся ситуации на рынке труда.
13. Расчет прогнозных оценок рынка труда на следующий год в нескольких вариантах: с учетом сохранения существующего положения, при условии его ухудшения. В расчетах используются результаты экономического анализа (выявленные основные закономерности и доминирующие тенденции развития), а также материалы социологических обследований, устанавливающие экспертные оценки и поведенческие ориентации, которые следует принимать во внимание в перспективе.
14. На основе полученных
15. Разработка плана маркетинга регионального рынка труда (в форме Программы модействия занятости населению региона, Программы социальной помощи населению и т.п.).
16. Обоснование и принятие решений по регулированию рынка труда с целью обеспечения выполнения прогноза и Программы содействия занятости населения.
17. Отслеживание хода выполнения прогноза и принятых программ, внесение необходимых корректив.
3.3. Прогнозирование рынка труда
Прогнозирование является исходным пунктом разработки системы мероприятий, реализация которых призвана обеспечить маркетинговую деятельность на рынке труда.
Основными направлениями пронозирования являются:
1) прогнозирование предложения рабочей силы;
2) прогнозирование спроса на рабочую силу;
3) прогнозирование безработицы;
4) прогнозирование занятости;
5) прогнозирование цены рабочей силы.
При разработке прогнозов дается количественная и качественная оценка конкретных параметров объектов прогноза. По временному показателю прогнозы различают: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Количественная оценка конкретных параметров рынка труда может осуществляться в течении краткосрочного периода. На перспективу до 3-5 лет (среднесрочный прогноз рынка труда) объектами прогнозирования могут быть качественные и количественные параметры более общего типа, отражающие ситуацию на рынке труда в целом. С учетом опыта зарубежных стран возможна разработка долгосрочных прогнозов (на 5-10 лет). На их основе формируется представление о наиболее значительных структурных изменениях в занятости населения, связанных с появлением принципиально новых сфер приложения труда, развитием новых методов обучения, активным внедрением в трудовые процессы достижений НТП, созданием полноценной системы социальной защиты населения от безработицы. Разработке общего прогноза рынка труда обязательно предшествуют более частные прогнозы, различающиеся по своим объектам.
При проведении прогнозных исследований рынка труда возникают проблемы с использованием тех или иных методов:
1. Простейший из известных
2. Прогнозирование спроса на рабочую силу в зависимости от изменений экономической конъюнктуры с помощью межотраслевых моделей затруднено в связи с тем, что падение производства в различных отраслях, как правило, не сопровождается пропорциональным вытеснением занятых. Регрессионные процессы сказываются не только на уровне безработицы, сколько на производительности труда, что обесценивает применение этого подхода.
3. Построение сложных поведенческих моделей<span
class="dash041e_0431_044b_
Информация о работе Сущность и содержание маркетинга рабочей силы