Сущность и содержание маркетинга в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:15, реферат

Описание работы

Цель работы – определить место маркетинга в туризме, его сущность и особенности, процесс планирования маркетинга в туризме, а также мы рассмотрим особенности рекламы в сфере туризма.
Маркетинг туризма изучает механизм действия и использования основных экономических законов применительно к туризму, проблемы удовлетворения потребностей и желания людей путешествовать, восстанавливать свои силы посредством активных форм туристской деятельности.

Содержание работы

Глава 1. Сущность и содержание маркетинга в туризме
Глава 2. Процесс планирования маркетинга в сфере туризма
Глава 3. Особенности рекламы в сфере туризма
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 41.01 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Глава 1. Сущность и  содержание маркетинга в туризме 

Глава 2. Процесс  планирования маркетинга в сфере  туризма 

Глава 3. Особенности  рекламы в сфере туризма 

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жизнь современного общества характеризуется возрастанием роли и значения сферы услуг. Чем  выше уровень экономического развития страны, тем больше доля расходов на услуги в общей структуре потребительских  расходов. С развитием межгосударственных контактов сфера услуг вышла  за рамки отдельных стран и  превратилась в один из важнейших  видов мирового хозяйства. Почти  ¼ мировой торговли составляет торговля различными услугами.

Одна из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, сопутствующая формированию и развитию мирового хозяйства, –  неуклонный рост влияния туризма  как на мировую экономику в  целом, так и на экономику отдельных  стран и регионов. Становится очевидным  превращение туризма в крупную  самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения. Многообразие этих потребностей удовлетворяется не только туристскими  предприятиями, но и предприятиями  других отраслей, что обусловливает  значение туризма как одного из факторов мультипликативного воздействия на развитие экономики. Туризм является одним  из факторов мировых интеграционных процессов, а туристский бизнес становится сейчас значимым сектором экономики.

Последние десятилетия  характеризуются быстрым возрастанием спроса населения развитых стран  на туристские услуги. В результате постоянно увеличиваются не только абсолютные размеры расходов на туризм, но и их удельный вес в общей  структуре потребительских расходов населения.

Увеличение свободного времени людей, рост их денежных доходов  во многих странах мира, повышение  уровня образования и культуры способствуют росту их потребности в туризме. Туристские поездки перешли сейчас в разряд первостепенных потребностей, от которых трудно отказаться даже в условиях возросших экономических  трудностей. Все перечисленные факторы  обусловили превращение туризма  в одну из важных отраслей экономики.

Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные  возможности России позволяют принимать  до 40 млн. иностранных туристов в  год, что в 5 раз больше, чем на сегодняшний день. Однако с каждым годом российская туристическая  индустрия все более активно  включается в мировой рынок. Развитие туризма как никакая другая отрасль  экономики стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса, перераспределяет ресурсы между  странами, оказывает стимулирующее  воздействие на такие секторы  экономики, как транспорт, связь, сфера  услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления  и составляет одно из наиболее перспективных  направлений структурной перестройки  экономики РФ.

Тема работы актуальна, так как важнейшим направлением деятельности фирм, работающих в туристической  сфере, являются продвижение турпродукта  на рынок, реклама и реализация подготовленного  турпакета.

Цель работы –  определить место маркетинга в туризме, его сущность и особенности, процесс  планирования маркетинга в туризме, а также мы рассмотрим особенности  рекламы в сфере туризма.

Маркетинг туризма  изучает механизм действия и использования основных экономических законов применительно к туризму, проблемы удовлетворения потребностей и желания людей путешествовать, восстанавливать свои силы посредством активных форм туристской деятельности.

Глава 1. Сущность и содержание маркетинга в туризме

Туризм по своим  основным характеристикам не имеет  каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.

В то же время в  туризме имеется своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место как торговля услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75 %, товаров — 25 %)а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.

В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт — это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. Это гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие услуги. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т. е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном “пакете”. За рубежом туристские поездки, реализуемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг, часто называют пэкидж-турами. Они являются главным предметом деятельности большинства туристских фирм.

Цель маркетинга – узнать и понять нужды покупателя до такой степени, чтобы комплект услуг (или товар) идеально подходили  ему и продавались бы сами собой.

Комплекс маркетинга предполагает анализ рынка, составление  отчетов о его конъюнктуре, формирование новой стратегии и тактики, разработку и реализацию планов и программ маркетинговой  деятельности, удовлетворение запросов целевых покупателей на более  высоком уровне по сравнению с  конкурентами. Как любая система  маркетинг нуждается в управлении. Управление маркетингом представляет собой совокупность работ по прогнозированию, планированию, организации и координации, регулированию, контролю, анализу и  оценке применительно к следующим  составляющим (объектам): 

 позиции фирмы  на рынке; 

 товарному ассортименту;  

 ценообразованию;  

 распределению  турпродукта; 

 персональным  продажам; 

 коммуникациям  (рекламе, отношениям с общественностью  и т. д.).

Принятие маркетинговых  решений имеет место, как на неофициальном, так и на официальном уровне. Финальным  документом, в котором они находят  свое отражение, служит план, а затем  и годовой отчет о его выполнении. По результатам анализа происходит корректировка поведения фирмы  по отношению к конкурентам. Таким  образом, процесс принятия маркетинговых  решений приобретает непрерывный  характер.

Функционально управление маркетингом реализуется менеджерами  высшего звена при поддержке  соответствующих подразделений  турфирмы. Однако процесс принятия решений не вполне определен, а рыночные ситуации часто оказываются непредсказуемыми. Поэтому важнейшим вопросом управления маркетингом является определение  того, насколько оперативно фирмы  реагируют на ситуацию и изменяют разработанные ими стратегию  и тактику. Как показали исследования поведения крупнейших компаний, лишь половина из них пересматривает и  корректирует свои маркетинговые планы  в течение года, что, однако, имеет  свои как положительные, так и  отрицательные последствия. Рассмотрим их особенности.

Известно, что жизнестойкость фирмы зависит от ее способности  к быстрому обучению и адаптации. На практике это означает, что планы  могут меняться в процессе их реализации. Однако такие изменения должны быть тщательно продуманы и обоснованы. Спешная доработка планов не позволяет  фирме последовательно выполнять  намеченную стратегию. Для того чтобы  эффективно реализовать принятые решения  и в то же время сохранять чувствительность к новым рыночным реалиям, процедура  принятия решений и планирования должна иметь кольцевой характер и отличаться двумя существенными  моментами: 

 непосредственным  участием руководящих работников  компании (или административного  отдела компании) в процессе принятия (а не просто одобрения) маркетинговых  решений 

 постоянной  корректировкой решений, планов  и программ.

Подобный процесс  принятия решений непосредственно  связан с динамикой, так называемой конкурентной рациональности и отражает постоянное стремление к совершенству, что служит ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности турфирмы.

Понятие конкурентной рациональности включает две составляющие. Слово «конкурентная» подразумевает, что фирма действует на рынке  среди других компаний, принимающих  сходные решения, т. е. на насыщенном конкурентами рынке; «рациональность» – что фирма стремится быть последовательной в организации  обмена с потребителями на постоянно  развивающемся рынке.

Базовой предпосылкой теории конкурентной рациональности является наличие различных типов продавцов  и покупателей: новаторов, поступающих  как все и консерваторов. Различия в реакции покупателей и продавцов  на изменения в спросе и предложении  создают возможности, которые может  использовать с выгодой для себя целеустремленный, чуткий и энергичный менеджер. Однако если бы все продавцы были способны немедленно имитировать  новатора, у них вообще не было бы никаких преимуществ, а если бы все  покупатели одновременно реагировали  одинаково, экономическая конкуренция  была бы совершенно отличной от той, которая наблюдается в настоящее время.

Формирование и  поддержание конкурентной рациональности представляет собой циклический  процесс, каждый этап которого характеризуется  действием сложного комплекса причинно-следственных связей.

Исходя из того, что характер предложений продавцов  и их количество – величина переменная, в любой момент времени продавец способен изменить ассортимент своих  товаров и услуг, а также технологии их реализации быстрее, чем другие. На устоявшихся рынках смена поставщиков  товаров и услуг происходит достаточно медленно. На быстрорастущих рынках, где  превалируют технологические нововведения (например, на рынке компьютеров), скорость изменения заказов и поставок весьма существенна.

Известно, что развитие свободных рынков осуществляется посредством  процесса инновации-имитации, который  сначала ускоряется, затем резко  замедляется и нарастает вновь. Таким образом, товарные рынки проходят в своем развитии не один, а несколько  циклов. Маркетологи описали жизненный  цикл товара как смену этапов: внедрение, рост, зрелость и спад.

Конкурентная рациональность – это теория жизненных циклов бесконечной инновации-имитации, сущность которой в том, что продавцы постоянно  оказывают влияние на рыночную конъюнктуру, а последняя, в свою очередь, влияет на них.

Потенциальные покупатели по-разному реагируют на очередное  нововведение или на изменение в  предложении товара (услуги). Такая  изменчивость реакций покупателей  на новые предложения ведет к  изменениям на различных субрынках, или рыночных сегментах, рассматриваемых  как группы потребителей, которые  объединены пользой, ожидаемой от товара или услуги (сегментация по спросу), или имеют схожие покупательские привычки (сегментация по связи).

Поскольку продавцы заинтересованы в увеличении прибыли, они будут сосредоточивать свои усилия на более привлекательных, с  их точки зрения, сегментах. Подобное перемещение рыночных ресурсов и  маркетинговых усилий, например в  новую страну, или переориентация на категорию работающих, например женщин или пожилых людей, порождает  своеобразный дисбаланс между предложением и спросом, т. е. нарушение рыночного  равновесия. Первоначально завоевание фирмой нового, обещающего ей выгоду сегмента приводит к смещению равновесия в сторону спроса на товары (услуги) данной фирмы. В результате прибыль фирмы от операций на данном сегменте возрастает, однако, по мере того как все большее количество фирм открывает для себя этот сегмент и сталкивается с исключительным преимуществом своего конкурента, они начинают ему подражать, увеличивая тем самым предложение, в сторону которого смещается баланс. В конечном итоге борьба за потребителя и за право его обслуживать в данном сегменте обостряется, что приводит от макро – к микро теории конкурентной рациональности.

Исследование конкурентной рациональности отдельной фирмы  сводится к изучению процедур принятия решений и представляет собой (первый) принципиально важный шаг на пути совершенствования управления. Эти  процедуры являются своего рода «генофондом» фирмы, от которого зависят и ее жизнестойкость, и прочность успеха.

Обострение конкуренции  между продавцами, действующими на конкретном сегменте туристского рынка, характеризуется тремя тенденциями:

1)  постоянным совершенствованием турпродукта и качества предоставляемых услуг;

2)  сокращением издержек для повышения нормы прибыли (современные информационные системы, позволяющие моделировать последствия маркетинговых решений, создают условия для большей вариантности в решении задач, которые не могут быть сымитированы конкурентом мгновенно);

3)  совершенствованием процедуры принятия маркетинговых решений с использованием нового аналитического инструментария и информационных технологий.

Постоянные изменения  в предложении влекут за собой  изменение спроса, что в свою очередь  приводит к его переориентации на удовлетворение запросов более прибыльных рыночных сегментов. Это порождает  стремление поиска сегмента путем более  качественного обслуживания. Последнее  предполагает продолжение исследования, что приводит к более эффективной  и быстрой имитации, порождающей  постоянное изменение в предложении. В отличие от большинства других теорий, конкурентная рациональность не имеет исходного набора предпосылок, на которые опираются все другие положения. Вместо этого каждое положение  служит предпосылкой для следующего положения.

Основной задачей  турфирмы в условиях конкуренции  становится создание уникального преимущества (в том числе и в сфере  организационной культуры, не поддающейся  быстрой имитации соперниками) –  «врожденной конкурентоспособности», которая дает фирме возможность  быстро адаптироваться к условиям внешней  среды. Экономическая конкуренция, в том числе и с зарубежными  компаниями на российском рынке, становится идентична переброске резервов в  военной стратегии. Чем сильнее  конкуренция, тем больше фирма должна думать о клиенте. Принятие решения  в условиях рынка может быть охарактеризовано как процедура формирования стратегии  и тактики, направленной на борьбу с  конкурентами.

Надежность маркетинговых  планов, с помощью которых реализуется  стратегия, также возрастает при  наличии соответствующих правил и процедур, разработанных фирмой.

Концепция маркетинга предполагает, что вся деятельность компании должна иметь главной целью  удовлетворение потребностей пользователей, поскольку это наилучший путь достижения собственных целей роста и повышения доходов предприятия. Данная философия действия предполагает два направления активности фирмы: 

Информация о работе Сущность и содержание маркетинга в туризме