Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа
Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.
Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
Министерство сельского
Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гродненский государственный аграрный университет»
Кафедра экономической теории
Дата регистрации работы в деканате ________________ №________
Дата регистрации работы на кафедре ________________ №________
Дата регистрации работы на кафедре (повт.) ________________ №________
|
Резолюция рецензента ______________________________
Резолюция рецензента ______________________________
Результат защиты ___________________(баллов) ______________(дата)________( |
Курсовая работа
по курсу: макроэкономика
Наименование темы
Студент 2 курса, факультета …
специальность «Экономика и
управление на предприятии»
Руководитель:
к.э.н., доцент Сидоров Иван Петрович
Гродно, 2012
Оглавление
Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
Свободные экономические
зоны - часть национально-
Экономисты отмечают, что
создание свободных экономических
зон рассматривается многими
странами как средство, позволяющее
привлечь в инвестиционную сферу
иностранный и национальный капитал,
расширить экспорт продукции (работ,
услуг), обеспечить рост валютных поступлений,
получить доступ к новым технологиям,
повысить занятость населения, получить
новые возможности для
Актуальность темы курсовой работы.
Создание СЭЗ один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики, что является очень актуальным для Республики Беларусь.
Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.
Свободные экономические
зоны в настоящее время являются
важным инструментом общенационального
экономического развития и стимулирования
внешнеэкономических связей. Они
представляют собой четко территориально
ограниченные районы со специфическими
таможенными и торговыми
Цели создания СЭЗ в разных группах стран мирового хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать как экономические, социальные и научно-технические.
Экономические цели создания СЭЗ:
· Активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;
· Привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;
· Увеличение экспорта и рационализация импорта;
· Рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.
Социальными целями являются:
· Создание новых рабочих мест, рост занятости населения;
· Обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учётом использования мирового опыта;
· Насыщение национального
рынка высококачественными
· Рост благосостояния и уровня жизни населения;
· Ускорение развития остальных регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.
Научно-технические цели:
· Активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;
· Ускорение внедрения
результатов НИОКР (Научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
· Концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;
· Привлечение опыта и научно - исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний;
· Повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.
Несмотря на разнообразие в мире свободных экономических зон, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой свободной зоне:
1) применение различных
видов льгот и стимулов, создающих
наиболее благоприятные
Выделяют четыре основные группы льгот:
· внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;
· налоговые льготы. Содержат
нормы, связанные с налоговым
стимулированием конкретных видов
деятельности или поведения
· финансовые льготы. Включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.;
· административные льготы. Предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы применяются
в самых различных комбинациях.
Льготы, предоставляемые свободным
экономическим зонам, не всегда являются
главным стимулом для притока
в страну иностранного капитала. Более
существенными в этом отношении
могут оказаться такие факторы,
как политическая стабильность, инвестиционные
гарантии, качество инфраструктуры, квалификация
рабочей силы, упрощение административных
процедур и др. Вместе с тем при
прочих равных условиях на первый план
выступают предоставляемые
2) наличие локальной,
3) всесторонняя поддержка
проекта свободной
4) максимальная открытость
этой зоны вливаниям
В современных теоретических разработках отечественных и зарубежных авторов пока отсутствует единое мнение относительно определения и типологии СЭЗ. В научной литературе выделяют до 30 разновидностей свободных экономических зон.
Специфика СЭЗ определяется:
· месторасположением, конфигурацией, размером территории СЭЗ;
· наличием и качеством произведённых ресурсов;
· особенностями природных, экономических и других условий СЭЗ;
· задачами, которые государство ставило при её создании;
· функциями, которые оно делегировало зоне для решения поставленных задач и достижения намеченных целей;
· видом хозяйственной деятельности, разрешённой государством в СЭЗ;
· национальной принадлежности территории и т.д.
Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырём основным критериям:
1. степени интегрированности в национальную экономику;
2. способу организации;
3. характеру собственности;
4. характеру деятельности
или функциональному
Таким образом, организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, так как она обладает чертами многих зон.
свободный экономический интегрированность зона
В зависимости от степени интегрированности, СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) или интегрированные в национальную экономику.
Анклавные зоны. Анклавные зоны, несмотря на однотипность механизма функционирования, отличаются по принципам, размерам территории и направлениям своей организации.
К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный налоговый и таможенный режимы.
Ко второму направлению
относятся небольшие
Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление.
Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от внезонального внутреннего механизма - административными и экономическими методами, создающими в них особый экономический климат.
Анклавные зоны обычно создаются на территории страны, естественным образом отделённых от неё (острова, полуострова, морские побережья), но могут создаваться внутри города или региона. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.
Степень обособленности СЭЗ
от территории страны определяется действующим
экономическим, правовым и таможенным
регламентами. Это связано с существенными
отличиями национальных условий
хозяйствования и проживания от условий,
необходимых для привлечения
иностранных инвестиций и стимулирования
национального экспортного
Спецификой предприятий,
функционирующих в зонах
Интегрированные СЭЗ. Для
интегрированных зон
Информация о работе Свободные экономические зоны и их характеристика