Свободные экономические зоны и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского хозяйства  и продовольствия

Республики Беларусь

 

Учреждение образования 

«Гродненский государственный  аграрный университет»

 

Кафедра экономической теории

 

Дата регистрации работы в деканате

________________ №________

 

Дата регистрации работы на кафедре 

________________ №________

 

Дата регистрации работы на кафедре (повт.)

________________ №________

 

Резолюция рецензента

_________________________________________________(дата)________(подпись)

 

Резолюция рецензента

_________________________________________________(дата)________(подпись)

 

Результат защиты

___________________(баллов)

______________(дата)________(подпись)


 

 

 

Курсовая  работа

 

по курсу: макроэкономика

Наименование темы

 

 

Студент 2 курса, факультета …

специальность «Экономика и 

управление на предприятии»                      Иванов Петр Иванович

 

 

Руководитель:

к.э.н., доцент                      Сидоров Иван Петрович

 

 

Гродно, 2012

 

 

 

Оглавление

Введение 3

1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3

1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3

1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6

1.3 Виды СЭЗ 9

2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12

2.1 СЭЗ «Брест» 15

2.2 СЭЗ «Минск» 18

2.3 СЭЗ «Витебск» 21

2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23

2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26

Заключение 29

Список использованных источников 30

 

 

 

 

Введение

 

Свободные экономические  зоны - часть национально-государственных  территорий, на которых действуют  особые льготные условия для иностранных  и национальных предпринимателей. Главная  цель создания - подъем экономики региона, повышение ее эффективности. Обеспечивается посредством: привлечения материальных и финансовых ресурсов зарубежных паритетов  и отечественных предпринимателей; внедрения передовой техники  и технологий; создания экспортно-ориентированных  производств и увеличения на этой основе валютных поступлений; освоения передового опыта управления и организации  маркетинга; создания новых рабочих  мест; освоения зарубежных рынков сбыта .

Экономисты отмечают, что  создание свободных экономических  зон рассматривается многими  странами как средство, позволяющее  привлечь в инвестиционную сферу  иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, насытить внутренний рынок высококачественными  товарами.

 

Актуальность темы курсовой работы.

Создание СЭЗ один из самых  распространенных методов привлечения  иностранного капитала и модернизации экономики, что является очень актуальным для Республики Беларусь.

 

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.

Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в  Республике Беларусь.

 

1. Свободные экономические зоны  и их характеристика

1.1 Цели создания  СЭЗ. Характерные черты СЭЗ

 

Свободные экономические  зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального  экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Они  представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенными и торговыми режимами, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и  специалистов.

 

Цели создания СЭЗ в  разных группах стран мирового хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую  общность, в рамках которой их можно  классифицировать как экономические, социальные и научно-технические.

 

Экономические цели создания СЭЗ:

· Активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической  деятельности в целом;

· Привлечение в экономику  иностранных и национальных инвестиций;

· Увеличение экспорта и  рационализация импорта;

· Рост валютных поступлений  в бюджет страны и регионов.

 

Социальными целями являются:

· Создание новых рабочих  мест, рост занятости населения;

· Обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учётом использования мирового опыта;

· Насыщение национального  рынка высококачественными товарами и услугами производственного и  потребительского назначения;

· Рост благосостояния и  уровня жизни населения;

· Ускорение развития остальных  регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.

 

Научно-технические цели:

· Активное использование  новейших зарубежных и отечественных  технологий;

· Ускорение внедрения  результатов НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические  работы);

· Концентрацию научно-технических  кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;

· Привлечение опыта и  научно - исследовательских достижений научно-технических центров и  венчурных компаний;

· Повышение эффективности  используемых производственных мощностей, в частности конверсионных.

 

Несмотря на разнообразие в мире свободных экономических  зон, можно выделить несколько характерных  черт, присущих любой свободной зоне:

 

1) применение различных  видов льгот и стимулов, создающих  наиболее благоприятные условия  для вложения инвестиций и  ведения бизнеса.

 

Выделяют четыре основные группы льгот:

 

· внешнеторговые льготы. Они  предусматривают введение особого  таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных  пошлин) и упрощенного порядка  осуществления внешнеторговых операций;

 

· налоговые льготы. Содержат нормы, связанные с налоговым  стимулированием конкретных видов  деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать  налоговую базу (прибыль, стоимость  имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы  постоянного или временного освобождения от налогообложения;

 

· финансовые льготы. Включают различные формы субсидий. Они  предоставляются в виде более  низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование  земельными участками и производственными  помещениями, льготных кредитов и др.;

 

· административные льготы. Предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации  предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также  оказания различных услуг.

 

Названные льготы применяются  в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным  экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока  в страну иностранного капитала. Более  существенными в этом отношении  могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при  прочих равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной  льготы.

 

2) наличие локальной, относительно  обособленной системы органов  управления зоной, наделенных  правом принимать самостоятельные  решения в широком экономическом  спектре;

 

3) всесторонняя поддержка  проекта свободной экономической  зоны со стороны центральной,  региональной и местной государственной  власти;

 

4) максимальная открытость  этой зоны вливаниям иностранного  капитала и мировому рынку .

 

В современных теоретических  разработках отечественных и  зарубежных авторов пока отсутствует  единое мнение относительно определения  и типологии СЭЗ. В научной  литературе выделяют до 30 разновидностей свободных экономических зон.

 

Специфика СЭЗ определяется:

 

· месторасположением, конфигурацией, размером территории СЭЗ;

 

· наличием и качеством  произведённых ресурсов;

 

· особенностями природных, экономических и других условий  СЭЗ;

 

· задачами, которые государство  ставило при её создании;

 

· функциями, которые оно  делегировало зоне для решения поставленных задач и достижения намеченных целей;

 

· видом хозяйственной  деятельности, разрешённой государством в СЭЗ;

 

· национальной принадлежности территории и т.д.

 

Классификацию СЭЗ можно  осуществить по четырём основным критериям:

 

1. степени интегрированности  в национальную экономику;

 

2. способу организации;

 

3. характеру собственности;

 

4. характеру деятельности  или функциональному назначению.

 

Таким образом, организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, так  как она обладает чертами многих зон.

 

свободный экономический интегрированность зона

1.2 Степени интегрированности  СЭЗ в национальную экономику

 

 

В зависимости от степени  интегрированности, СЭЗ делятся  на два типа: анклавные (замкнутые) или интегрированные в национальную экономику.

 

Анклавные зоны. Анклавные зоны, несмотря на однотипность механизма функционирования, отличаются по принципам, размерам территории и направлениям своей организации.

 

К первому направлению  можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный налоговый и таможенный режимы.

 

Ко второму направлению  относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые  участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров.

 

Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление.

 

Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от внезонального внутреннего механизма - административными и экономическими методами, создающими в них особый экономический климат.

 

Анклавные зоны обычно создаются на территории страны, естественным образом отделённых от неё (острова, полуострова, морские побережья), но могут создаваться внутри города или региона. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.

 

Степень обособленности СЭЗ  от территории страны определяется действующим  экономическим, правовым и таможенным регламентами. Это связано с существенными  отличиями национальных условий  хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения  иностранных инвестиций и стимулирования национального экспортного производства.

 

Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства и за счёт этого более конкурентоспособной.

 

Интегрированные СЭЗ. Для  интегрированных зон характерной  особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны, с её внутренними  районами. Помимо проблем, связанных  с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения  технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности  выпускаемых товаров. В отличие  от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Интегрированные зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда. Интегрированные зоны лучше всего вписываются в рыночную интернационализированную экономику. В этих зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим. Как правило, первоначально они представляют собой анклавы, свободные от таможенных пошлин, и создавались для обеспечения транзитной торговли. Впоследствии деятельность хозяйственных субъектов в этих зонах диверсифицировалась.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их характеристика