Свободные экономические зоны и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

 

4. Налог на добавленную стоимость, исчисляемый по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 102 Налогового Кодекса, за исключением ставки 10 (9,09) процентов, уплачивается резидентами СЭЗ в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ и являются импортозамещающими в соответствии с перечнем импортозамещающих товаров, кроме случаев, указанных в пункте 5 статьи 326 Налогового Кодекса. Суммы налога на добавленную стоимость, высвобождаемые в соответствии с настоящим пунктом, не подлежат обложению налогами (сборами).

 

5. Особенности налогообложения  в СЭЗ, установленные пунктами 1, 2, 3 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных  до 1 апреля 2008 года, остаются неизменными  до 31 марта 2015 года, а для резидентов  СЭЗ, зарегистрированных после  1 апреля 2008 года, - в течение семи  лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ.

 

* C 1 января 2012 года внесены  некоторые изменения в перечень  и порядок предоставления льгот  предприятиям-резидентам СЭЗ «Минск».

 

Между странами-участницами  Таможенного союза подписано  Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и  таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Согласно данному Соглашению для резидентов, зарегистрированных после 1 января 2012 года, продукция, выпущенная на территории Республики Беларусь, считается продукцией, выпущенной на территории Таможенного союза. Экспортной поставкой будет считаться только та продукция, которая будет поставляться вне территории Таможенного союза и на нее будут распространяться льготы.

 

Для резидентов, зарегистрированных до 1 января 2012 года, ничего нового, в  плане изменения льгот и преференций, не произошло. До 1 января 2017 года они  пользуются теми же льготами, что и  раньше. Согласно Указу Президента Республики Беларусь №109 (от 24.02.2012 г.) резиденты, зарегистрированные после 1 января 2012 года, освобождаются от платы за право заключения договора аренды земельного участка, предоставляемого для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества в границах СЭЗ, а также от взимания арендной платы на данные земельные участки на период проектирования и строительства (но не более 5 лет) [6].

2.3 СЭЗ «Витебск»

 

 

Свободная экономическая  зона «Витебск» - это часть территории Республики Беларусь с точно определенными  границами, на которой действует  специальный правовой режим налогообложения, валютного, таможенного и иного  регулирования. Свободная экономическая  зона «Витебск» является комплексной  зоной, включающей производственную, экспортную и свободную таможенную зоны. Она была создана 4 августа 1999 г. сроком на 30 лет на территории г. Витебска и Витебской области.

 

Визитной карточкой СЭЗ  «Брест» могут служить следующие  предприятия:

 

· ОАО «Витязь» Производство аппаратуры для радио, телевидения  и связи

 

· РУПТП «Оршанский льнокомбинат»  Производство льняных тканей

 

· ИП «ВИТЕЛЛА» Производство пищевых продуктов, включая напитки

 

· ООО «Грация» Производство одежды из текстильных материалов

 

· СООО «ОкнаИнвест» Производство пластмассовых изделий

 

Также, как и в других свободных экономических зонах  Беларуси, в СЭЗ «Витебск» действует  специальный правовой режим, включающий льготные условия осуществления  предпринимательской, инвестиционной и иной деятельности, который распространяется на юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве резидентов СЭЗ «Витебск».

 

Все налоги на территории СЭЗ  «Витебск» можно разделить на 3 группы:

 

1) платежи по которым не осуществляются (НДС и акцизы при ввозе товаров на территорию СЭЗ «Витебск», налог на недвижимость, налог на прибыль в течение 5-ти лет с момента объявления прибыли).

 

2) уплачиваемые по льготной  ставке (продукция, включенная в  программу импортозамещения, при реализации на внутренний рынок Республики Беларусь облагается налогом на добавленную стоимость по ставке 10%, налог на прибыль спустя 5 лет после первого прибыльного года работы по ставке, уменьшенной на 50% от общеустановленной ставки, но не более 12%).

 

3) уплачиваемые по полной  ставке (акцизы на произведенную  продукцию, экологический налог,  земельный налог, отчисления в  фонд социальной защиты населения,  оффшорный сбор, подоходный налог  с физических лиц Республики  Беларусь).

 

Льготы вступают в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем  заключения с администрацией СЭЗ  договора об условиях предпринимательской  деятельности на территории СЭЗ «Витебск».

 

На период функционирования СЭЗ «Витебск» (30 лет) не допускается  увеличение перечня ставок налогов и действуют международные соглашения Республики Беларусь во избежание двойного налогообложения.

 

Для каждого резидента  СЭЗ, по его заявлению, определяются пределы свободной таможенной зоны, после чего он имеет право поместить  ввозимые иностранные товары (на усмотрение резидента и товары таможенного  союза) под таможенную процедуру  СТЗ.

 

СТЗ - таможенная процедура, при которой товары размещаются  и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также  без применения мер нетарифного  регулирования в отношении иностранных  товаров и без применения запретов и ограничений в отношении  товаров таможенного союза.

 

При ввозе товаров на территорию СЭЗ применяется 100% освобождение от уплаты таможенных платежей.

 

Таможенные льготы при  вывозе товаров за пределы территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ:

 

· 100% освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов  при вывозе готовой продукции  за пределы СТЗ на таможенную территорию таможенного союза, в случае признания  готовой продукции товаром таможенного  союза (наличие сертификата о  происхождении товара формы СТ-1) осуществляется до 01.01.2017 для резидентов СЭЗ, зарегистрированных до 01.01.2012;

 

· 100% освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов  при вывозе готовой продукции  за пределы таможенной территории таможенного  союза в случае несоответствия ее критериям достаточной переработки.

 

Продукция собственного производства резидентов СЭЗ «Витебск» не квотируется  и не лицензируется при вывозе на остальную таможенную территорию Республики Беларусь и за ее пределы, за исключением товаров, по которым  Республика Беларусь имеет международные  обязательства. Существует единое таможенное пространство и режим свободной  торговли с Российской Федерацией [5].

 

2.4 Сравнительная  характеристика белорусских СЭЗ

 

 

Я проведу сравнительную  характеристику по выбранным мною критериям. Сначала по всем шести СЭЗ, а потом  только по трём, а именно СЭЗ Минск, СЭЗ Брест и СЭЗ Витебск.

 

Сначала проанализируем товары экспортируемые и импортируемые  белорусскими СЭЗ.

 

 Диаграмма 1. Товары, экспортируемые  белорусскими СЭЗ в I полугодии  2011 г.

 

Диаграмма 2. Товары, импортируемые  белорусскими СЭЗ в I полугодии 2011 г.

 

Из диаграммы 1 можно заметить, что экспортируются в основном ресурсы, а не готовая продукция. Это происходит за счет того, что экспорт производимой готовой продукции сталкивается со следующими проблемами: тенденция  к снижению рентабельности продукции  из-за недостаточной работы по снижению материалоемкости и энергоемкости  производимой продукции. Кроме того недостаточное использование местных  сырьевых ресурсов. Поэтому, если бы происходило  постепенное внедрение новых  технологий, то можно было бы наладить производство собственных товаров  из белорусских ресурсов, что приносило бы большую прибыль. А так зарубежные страны закупают отечественные ресурсы, делают из них продукцию и продают нам. Это можно пронаблюдать на диаграмме 2, нам импортируют товары из наших же ресурсов.

 

Диаграмма 3. Объём производства в I полугодии 2011 г. по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличился на (%):

 

Объём производства - результат  деятельности предприятия по производству какой-либо продукции и представленных производственных услуг. По результатам, полученным в диаграмме 3 можно сделать вывод, что объем производства в СЭЗ «Минск» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вырос на 91,2%. Причиной тому могут служить наиболее выгодное и удобное географическое расположение - рядом с Минской кольцевой автомобильной дорогой и Европейским транспортным коридором №2 (Берлин - Варшава - Минск - Москва), наличие доступа к железнодорожному, воздушному и автомобильному транспорту, что создает хорошие условия для организации эффективной логистики.

 

Диаграмма 4. Доля убыточных  организаций в I полугодии 2011 (%)

 

Несмотря на значительные льготы, которые действуют для  резидентов СЭЗ, среди них высокую  долю занимают убыточные предприятия. Несмотря на быстрый рост объёма производства СЭЗ Минск имеет почти самую  большую долю убыточных организаций. И это в условиях, когда для  резидентов СЭЗ созданы по белорусским  меркам весьма благоприятные условия. СЭЗ Могилёв имеет меньшую долю убыточных организаций из-за сравнительно небольшого количества резидентов. Инвестиции, поступающие в эту СЭЗ распределяются между меньшим количеством предприятий, они находятся в более выгодном положении.

 

 Диаграмма 5. Территория  на начало 2012 г. (га)

 

Диаграмма 6. Число рабочих  мест на начало 2012 г.

 

Анализирую диаграмму 5, можно  сказать, что СЭЗ Брест не имеет  полной отдачи от своей территории, так как СЭЗ Минск и по другим критериям имеет лучшие показатели, хотя её территория почти в четыре раза меньше СЭЗ Брест. На диаграмме 6 мы видим, что количество рабочих  мест разняться в меньшем соотношении, чем территории СЭЗ. Это может  свидетельствовать о не эффективном  распределении ресурсов со стороны  администрации СЭЗ Брест или  о не заинтересованности инвесторов работать именно с этой зоной.

 

 Диаграмма 7. Количество  резидентов на начало 2010-2012 гг.

 

Можно заметить, что СЭЗ  Минск имеет самое большое  количество резидентов по всем годам, что может быть обусловлено её расположением или более развитой инфраструктурой. Также увеличение резидентов может происходить из-за создания Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Из-за того, что российские товары теперь могут  беспрепятственно попадать на белорусский  рынок, товары местного производства будут  покупаться в меньших количествах  из-за ценовой неконкурентоспособности. Поэтому, что б уменьшить издержки, белорусские предприниматели решили переместить своё производство в  зоны с меньшим налоговым режимом  и большими преференциями, то есть в  свободные экономические зоны.

 

 Диаграмма 8. Объём  вложенных инвестиций на начало 2011 г. (млрд. бел. руб.)

 

СЭЗ Минск и СЭЗ Брест  имеют наибольший объём вложенных  инвестиций, что можно объяснить  наиболее выгодными географическим расположением и более развитой инфраструктурой, чем СЭЗ Витебск. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги туда, где бы для них создавали дополнительные условия для инвестиций, которые включают предпринимательскую этику, хорошо работающие маркетинговые механизмы, доброжелательное отношение к иностранным инвесторам, активная инновационная деятельность, развитая инфраструктура. Близость принимающей стороны к крупным региональным рынкам и наличие научных центров инвесторы ставят на первый план.

 

 Диаграмма 9. Экспорт  в 2009-2011 гг. (млн. долл.)

 

Диаграмма 9. Импорт в 2009-2011 гг. (млн. долл.)

 

По диаграмме 9 СЭЗ Минск  опять имеет лучшие показатели, что  может быть обусловлено большим  количеством резидентов, а значит большей суммой вложенных инвестиций. Можно предположить, что увеличение экспорта также обусловлено ростом обменного курса. Зарубежным кампаниям  стало более выгодно покупать белорусскую продукцию, они экономят примерно в три раза.

 

По приведённым данным в диаграммах 9 и 10 можно определить сальдо торгового баланса. Сальдо торгового  баланса это разница между  экспортом и импортом. Сальдо становится отрицательным, когда импорт превышает  экспорт, то есть покупается больше чем  продаётся. В нашем случае сальдо отрицательно только в 2009 г. СЭЗ Витебск, и равняется 20 млн. долл.

2.5 Проблемы и  перспективы развития свободных  экономических зон в Республике  Беларусь

 

Свободные экономические  зоны традиционно считаются одной  из эффективных моделей территориально-хозяйственного управления, способной обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов и всей страны в целом за счет активного  привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. Идея создания СЭЗ получила широкое распространение  в мире и на постсоветском пространстве, в том числе и в Беларуси.

 

Первая СЭЗ в Беларуси открылась в 1996 году в городе Бресте и на сегодняшний день число таких зон в стране достигло 6 - по одной в каждом областном центре. Таким образом, институт СЭЗ насчитывает в Беларуси уже 15 лет, при этом срок существования большинства белорусских СЭЗ определен в 30 лет, а, следовательно, можно утверждать, что для многих из них стадия становления уже позади и государство вправе требовать от них выполнения поставленных при создании задач и эффективной отдачи от предоставленных этим территориям преференций. Между тем опыт Беларуси свидетельствует о том, что оценка деятельности СЭЗ далеко не однозначна.

Информация о работе Свободные экономические зоны и их характеристика