Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа
Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.
Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
С точки зрения теории свободные экономические зоны сильно варьируются по своему правовому статусу и решаемым задачам, от магазинов «дьюти-фри» при аэропортах до технопарков и свободных таможенных складов. В Беларуси основное развитие получили так называемые комплексные зоны, которые поставили в качестве цели своего существования решение следующих основных задач: привлечение инвестиций (в первую очередь, зарубежных) в экономику страны; увеличение объемов экспорта; внедрение новых технологий; развитие импортозамещающих производств.
Так, несмотря на значительные
льготы, которые действуют для
резидентов СЭЗ, среди них высокую
долю занимают убыточные предприятия.
По данным за 2010 год, доля убыточных
предприятий составила в
И это в условиях, когда для резидентов СЭЗ созданы по белорусским меркам весьма благоприятные условия. В нашей стране для резидентов СЭЗ действуют льготы при уплате налогов на прибыль, добавленную стоимость и недвижимость.
Не справляются белорусские СЭЗ и с другой задачей, поставленной 15 лет назад, - привлечением иностранных инвестиций. Об этом позволяют говорить данные официальной статистики.
Так, по состоянию на 1 января 2011 года общий объем накопленных в СЭЗ иностранных инвестиций составлял 374,6 млн. долларов. И это - за 15 лет существования в стране свободных экономических зон. Если разделить указанную сумму на 15, инвестиционный эффект от деятельности СЭЗ в Беларуси получится очень скромным.
Отметим: по белорусскому законодательству
для получения статуса
Стоит добавить, что экспорт резидентов белорусских СЭЗ такой же одновекторный, как и у остальных предприятий страны. 80% экспорта резидентов белорусских СЭЗ приходится на Россию, еще 10% - на другие страны СНГ. И только десятую часть идущей на экспорт продукции резиденты СЭЗ поставляют в страны вне СНГ.
О развитии новых и высоких технологий на территории СЭЗ тоже говорить не приходится, хотя 15 лет назад такая задача ставилась. Основу экспорта резидентов белорусских СЭЗ составляют: пластмассовая тара, рыбные консервы, мебель и части к ней, синтетические волокна, колбасные изделия и мясные консервы.
Как видно, основные цели деятельности СЭЗ достигнуты не в полном объеме. А ведь вполне очевидно, что государство, предоставляя резидентам СЭЗ налоговые и прочие льготы, вправе ожидать вполне определенной отдачи на потери потенциально возможных налоговых поступлений в бюджет. А ведь с точки зрения теории, эффективность предоставляемых льгот должна возрастать по мере «взросления» СЭЗ.
Можно обобщить выше написанное и выделить ряд причин снижения рентабельности СЭЗ.
1. нестабильность существующей
нормативно-правовой базы, т.е. государство
должно быть последовательным
в своих действиях и те
2. высокий уровень и динамика трансакционных издержек. Зарубежным инвесторам приходится тратить много времени на осуществление различного рода финансовых операций, получение необходимой справочной информации, совершение документооборота и т.п., что нередко перекрывает выгоды от полученных льгот;
3. «недоразвитая» инфраструктура: дороги, связь, жилье, офисы;
4. отсутствие стимулов
размещать на территории
5. необходимость использования
комплектующих белорусского
В целом за период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды.
Несмотря на определенные позитивные результаты деятельности СЭЗ, их влияние на экономику Беларуси пока невелико. Более того, в последнее время обозначилась отрицательная тенденция снижения инвестиционной привлекательности СЭЗ. В связи с этим экономический механизм привлечения инвестиций в белорусские СЭЗ нуждается в совершенствовании, что придаст новый импульс их развитию в нашей стране, позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал и существенно улучшить результаты их финансово-хозяйственной деятельности.
СЭЗ - это лишь один из инструментов
государственного регулирования, который
при умелом использовании способен
принести значительную пользу белорусской
экономике. Он имеет свою область
эффективного применения, свои достоинства
и недостатки. Поэтому важно сосредоточить
свое внимание на максимально быстром
и полном использовании резервов
повышения эффективности
В частности, следует уделить особое внимание разработке госпрограммы развития СЭЗ на ближайшие 20-30 лет, определив их цели и задачи (экономические, социальные и т.д.), достижение определенных показателей в оговоренные сроки. Безусловно, что данная программа должна быть увязана с программами социально-экономического и инновационного развития страны.
Развитие методики должно вестись с учетом интересов всех сторон - от государства до рядового потребителя, и всех последствий - позитивных и негативных. Только тогда можно оценить по достоинству истинное значение СЭЗ для нашей страны.
Процесс создания СЭЗ требует тщательной подготовки и продуманного подхода по всем вопросам. Необходимо принимать во внимание множество факторов: экономическое положение страны, стабильность её инвестиционного и налогового законодательства, внешнеторговые связи. Разработка целей и задач должна быть всесторонней и всеобъемлющей. Только в этом случае функционирование СЭЗ может быть эффективным. Через создание СЭЗ правительство пытается решить те сложные проблемы, которые возникают в стране по разным причинам. Иностранные инвестиции - это то главное, ради чего, как правило, и создаются СЭЗ. Они позволяют активизировать внешнеэкономическую деятельность, улучшить имидж страны в глазах зарубежных инвесторов, которым СЭЗ предоставляет целый ряд преференций.
Анализ современного состояния Белорусских СЭЗ позволил выявить нерешенные вопросы в их деятельности. Нестабильность налогового законодательства, неприемлемость валютного регулирования, отсутствие собственности на землю, неразвитость инфраструктуры - вот основные проблемы функционирования Белорусских СЭЗ на сегодняшний момент.
В курсовой работе я решила такие задачи:
· Рассмотрела определение и сущность свободных экономических зон;
· Изучила специфику создания СЭЗ;
· Охарактеризовала цели создания СЭЗ;
· Определила основные проблемы функционирования белорусских СЭЗ;
· Провела сравнительную характеристику белорусских СЭЗ.
Таким образом, можно сделать вывод, что свободная экономическая зона - это часть национального экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся целостностью и многообразием типов связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.
1. Абрамчук С.Н. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития / С.Н. Абрамчук. - 2-е изд. - Брест: Издательство С. Лаврова, 1999 г. - 88 с.
2. Байнев В.Ф. Экономика региона / В.Ф. Байнев, С.А. Пелих. - Минск.: ИВЦ Минфина, 2007 г. - 330 с.
3. Зименкова Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие/ Р.И. Зименкова - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г. - 223 с.
4. Клюня В.Л. Свободные экономические зоны как фактор прогресса страны: учебное пособие для студентов экономического факультета / В.Л. Клюня - Минск: Белорусский государственный университет, 2008 г. - 153 с.
5. http://www.fez-vitebsk.com
6. http://www.fezminsk.by
7. http://www.fez.brest.by
8. http://www.etp2000.com/
9. http://www.vlasovaandpartners.
10. http://www.i-bteu.by/ru/
11. http://president.gov.by/
Информация о работе Свободные экономические зоны и их характеристика