Свободные экономические зоны и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

С точки зрения теории свободные  экономические зоны сильно варьируются  по своему правовому статусу и  решаемым задачам, от магазинов «дьюти-фри» при аэропортах до технопарков и  свободных таможенных складов. В  Беларуси основное развитие получили так называемые комплексные зоны, которые поставили в качестве цели своего существования решение  следующих основных задач: привлечение  инвестиций (в первую очередь, зарубежных) в экономику страны; увеличение объемов  экспорта; внедрение новых технологий; развитие импортозамещающих производств.

 

Так, несмотря на значительные льготы, которые действуют для  резидентов СЭЗ, среди них высокую  долю занимают убыточные предприятия. По данным за 2010 год, доля убыточных  предприятий составила в белорусских  СЭЗ 14,7%. При этом удельный вес убыточных  предприятий в свободной экономической  зоне «Брест» оказался еще больше - 22,9%, в зоне «Гомель-Ратон» - 22,7%, в СЭЗ «Витебск» - 16,7%.

 

И это в условиях, когда  для резидентов СЭЗ созданы по белорусским меркам весьма благоприятные  условия. В нашей стране для резидентов СЭЗ действуют льготы при уплате налогов на прибыль, добавленную  стоимость и недвижимость.

 

Не справляются белорусские СЭЗ и с другой задачей, поставленной 15 лет назад, - привлечением иностранных инвестиций. Об этом позволяют говорить данные официальной статистики.

 

Так, по состоянию на 1 января 2011 года общий объем накопленных  в СЭЗ иностранных инвестиций составлял 374,6 млн. долларов. И это - за 15 лет существования в стране свободных экономических зон. Если разделить указанную сумму на 15, инвестиционный эффект от деятельности СЭЗ в Беларуси получится очень  скромным.

 

Отметим: по белорусскому законодательству для получения статуса резидента  СЭЗ (и сопутствующих льгот) предприятие  должно гарантировать привлечение  инвестиций на сумму не менее чем  на 1 млн. евро. С учетом того, что  сегодня в белорусских СЭЗ работают 272 предприятия, можно сделать вывод, что именно по миллиону они и привлекали.

 

Стоит добавить, что экспорт  резидентов белорусских СЭЗ такой  же одновекторный, как и у остальных предприятий страны. 80% экспорта резидентов белорусских СЭЗ приходится на Россию, еще 10% - на другие страны СНГ. И только десятую часть идущей на экспорт продукции резиденты СЭЗ поставляют в страны вне СНГ.

 

О развитии новых и высоких  технологий на территории СЭЗ тоже говорить не приходится, хотя 15 лет  назад такая задача ставилась. Основу экспорта резидентов белорусских СЭЗ  составляют: пластмассовая тара, рыбные консервы, мебель и части к ней, синтетические волокна, колбасные  изделия и мясные консервы.

 

Как видно, основные цели деятельности СЭЗ достигнуты не в полном объеме. А ведь вполне очевидно, что государство, предоставляя резидентам СЭЗ налоговые  и прочие льготы, вправе ожидать  вполне определенной отдачи на потери потенциально возможных налоговых  поступлений в бюджет. А ведь с  точки зрения теории, эффективность  предоставляемых льгот должна возрастать по мере «взросления» СЭЗ.

 

Можно обобщить выше написанное и выделить ряд причин снижения рентабельности СЭЗ.

 

1. нестабильность существующей  нормативно-правовой базы, т.е. государство  должно быть последовательным  в своих действиях и те правила,  которые были установлены на  момент регистрации резидентов, должны быть сохранены до конца.  Если все же правила будут  изменены, то этим самым будет  нанесен удар по имиджу нашего  государства;

 

2. высокий уровень и  динамика трансакционных издержек. Зарубежным инвесторам приходится тратить много времени на осуществление различного рода финансовых операций, получение необходимой справочной информации, совершение документооборота и т.п., что нередко перекрывает выгоды от полученных льгот;

 

3. «недоразвитая» инфраструктура: дороги, связь, жилье, офисы;

 

4. отсутствие стимулов  размещать на территории республики  высокотехнологичные и наукоемкие  производства, т.к. налоговые льготы  не зависят от уровня применяемых  технологий, и продукция в основном  рассчитана на потребителя с  низким или средним доходами, не предъявляющего высоких требований  к качеству товара;

 

5. необходимость использования  комплектующих белорусского производства  для создания конечной продукции  с целью получения льгот при  недостатке сырьевых ресурсов  в стране.

 

В целом за период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в  целом. За счет привлечения иностранных  инвестиций задействуются ранее  пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются  новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров  из СЭЗ, увеличиваются налоговые  поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды.

 

Несмотря на определенные позитивные результаты деятельности СЭЗ, их влияние на экономику Беларуси пока невелико. Более того, в последнее  время обозначилась отрицательная  тенденция снижения инвестиционной привлекательности СЭЗ. В связи с этим экономический механизм привлечения инвестиций в белорусские СЭЗ нуждается в совершенствовании, что придаст новый импульс их развитию в нашей стране, позволит в полной мере использовать имеющийся потенциал и существенно улучшить результаты их финансово-хозяйственной деятельности.

 

СЭЗ - это лишь один из инструментов государственного регулирования, который  при умелом использовании способен принести значительную пользу белорусской  экономике. Он имеет свою область  эффективного применения, свои достоинства  и недостатки. Поэтому важно сосредоточить  свое внимание на максимально быстром  и полном использовании резервов повышения эффективности деятельности СЭЗ, которые, безусловно, есть.

 

В частности, следует уделить  особое внимание разработке госпрограммы развития СЭЗ на ближайшие 20-30 лет, определив  их цели и задачи (экономические, социальные и т.д.), достижение определенных показателей  в оговоренные сроки. Безусловно, что данная программа должна быть увязана с программами социально-экономического и инновационного развития страны.

 

Развитие методики должно вестись с учетом интересов всех сторон - от государства до рядового потребителя, и всех последствий - позитивных и негативных. Только тогда можно  оценить по достоинству истинное значение СЭЗ для нашей страны.

 

Заключение

 

Процесс создания СЭЗ требует  тщательной подготовки и продуманного подхода по всем вопросам. Необходимо принимать во внимание множество  факторов: экономическое положение  страны, стабильность её инвестиционного  и налогового законодательства, внешнеторговые связи. Разработка целей и задач  должна быть всесторонней и всеобъемлющей. Только в этом случае функционирование СЭЗ может быть эффективным. Через  создание СЭЗ правительство пытается решить те сложные проблемы, которые  возникают в стране по разным причинам. Иностранные инвестиции - это то главное, ради чего, как правило, и  создаются СЭЗ. Они позволяют  активизировать внешнеэкономическую  деятельность, улучшить имидж страны в глазах зарубежных инвесторов, которым СЭЗ предоставляет целый ряд преференций.

 

Анализ современного состояния  Белорусских СЭЗ позволил выявить нерешенные вопросы в их деятельности. Нестабильность налогового законодательства, неприемлемость валютного регулирования, отсутствие собственности на землю, неразвитость инфраструктуры - вот основные проблемы функционирования Белорусских СЭЗ на сегодняшний момент.

 

В курсовой работе я решила такие задачи:

 

· Рассмотрела определение  и сущность свободных экономических  зон;

 

· Изучила специфику создания СЭЗ;

 

· Охарактеризовала цели создания СЭЗ;

 

· Определила основные проблемы функционирования белорусских СЭЗ;

 

· Провела сравнительную  характеристику белорусских СЭЗ.

 

Таким образом, можно сделать  вывод, что свободная экономическая  зона - это часть национального  экономического пространства со сложноорганизованной комплексной системой, характеризующейся  целостностью и многообразием типов  связей и отношений между ее элементами (субъектами), где для национальных и иностранных предпринимателей действует особый льготный, хозяйственный режим, способствуя решению различных социально-экономических и научно-технических задач.

Список  использованных источников

 

 

1. Абрамчук С.Н. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы и перспективы развития / С.Н. Абрамчук. - 2-е изд. - Брест: Издательство С. Лаврова, 1999 г. - 88 с.

 

2. Байнев В.Ф. Экономика региона / В.Ф. Байнев, С.А. Пелих. - Минск.: ИВЦ Минфина, 2007 г. - 330 с.

 

3. Зименкова Р.И. Свободные экономические зоны: учебное пособие/ Р.И. Зименкова - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005 г. - 223 с.

 

4. Клюня В.Л. Свободные экономические зоны как фактор прогресса страны: учебное пособие для студентов экономического факультета / В.Л. Клюня - Минск: Белорусский государственный университет, 2008 г. - 153 с.

 

5. http://www.fez-vitebsk.com

 

6. http://www.fezminsk.by

 

7. http://www.fez.brest.by

 

8. http://www.etp2000.com/servlet/portal.main. Servlet? command=ConsultingFindParagraph&id=20161

 

9. http://www.vlasovaandpartners.by/ru/pub7_sez.shtml

 

10. http://www.i-bteu.by/ru/

 

11. http://president.gov.by/press28534.html


Информация о работе Свободные экономические зоны и их характеристика