Свободные экономические зоны и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

 

· не уплачивается налог  с продаж автомобильного топлива  и с пользователей автомобильных  дорог в дорожный фонд при реализации товаров, работ, услуг за пределы  республики;

 

· не уплачивается налог  на недвижимость по объектам, расположенным  в границах свободной зоны и используемым в деятельности её резидентов;

 

· снижается финансовая нагрузка для предприятий СЭЗ по сравнению  с теми субъектами хозяйствования, которые находятся за пределами  зонального образования;

 

· на территории СЭЗ обеспечивается действие международного соглашения Республики Беларусь об избегании двойного налогообложения  и не допускается увеличение перечня  и размера ставок налогов;

 

· резиденты СЭЗ вправе иметь счета в уполномоченных банках в белорусских рублях и  иностранной валюте, и для них  обеспечивается внеочередной въезд  на территорию пограничных пунктов  через Государственную границу  Республики Беларусь;

 

· полностью не уплачиваются таможенные платежи за ресурсы, ввозимые на территорию СЭЗ её резидентами  для производственных целей;

 

· освобождается на 100% от таможенных пошлин экспортная или импортозамещающая  продукция собственного производства.

 

Инвесторам предоставляется  право:

 

· арендовать земельные участки  на срок до 50 лет, выкупать в собственность  или получать в аренду помещения  по средней ставке: 6 евро / месяц  за офисные и 1,5-2,5 евро / месяц за производственные площади;

 

· уплачивать арендную плату  за 1 га земли по минимальным размерам ставки земельного налога, устанавливаемой  ежегодно Законом Республики Беларусь «О платежах на землю».

 

Создание СЭЗ решает ряд  региональных проблем. За счёт привлечения  иностранных инвестицией задействуются  ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объёмы производства товаров, экспортируемых из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды. В результате такие структуры позволяют повысить конкурентоспособность белорусской экономики. В основу концепции белорусских СЭЗ положены теоретические разработки отечественных и зарубежных специалистов, а также передовой международный опыт их организации и функционирования [10].

2.1 СЭЗ «Брест»

 

 

Свободная экономическая  зона «Брест» создана в 1996 году сроком на 50 лет по территориальному принципу. Территория СЭЗ «Брест» составляет около 8000 га и включает в себя 3 участка: Козловичи, Аэропорт, а также территории крупнейших брестских предприятий расположенных непосредственно в городской черте. Участки СЭЗ «Брест» обладают развитой инженерно-транспортной инфраструктурой, способной обеспечить практически любые производства, включая энергоёмкие. Имеются свободные земельные участки для размещения потенциальных резидентов, а также возможен подбор помещений в аренду с последующим выкупом.

 

Визитной карточкой СЭЗ  «Брест» могут служить следующие  предприятия хорошо известные в  республике и за её пределами:

 

· СП «Санта Бремор» (переработка морепродуктов, производство мороженого)

 

· ЧУП «Гефест-Техника» (производство бытовой газовой и электрической  техники для кухонь)

 

· ИП «Инко-Фуд» (переработка мяса и производство мясных изделий)

 

· УП «СТиМ» (производство эмалей и пластиков дорожной разметки, машин для нанесения дорожной разметки)

 

· ЗАО «Инволюкс» (производство офисной мебели)

 

· ООО «Вегас» (производство матрасов всех видов)

 

На сегодняшний день администрация  СЭЗ ведёт разработку следующих  приоритетных проектов:

 

1. Производство напольных  покрытий (линолеум, ламинат для пола);

 

2. Производство средств  гигиены (памперсы, прокладки и  др.); 3. Производство медпрепаратов  и лекарственных средств для терапевтических и профилактических целей; 4. Производство санитарно-технических изделий (кабины, поддоны душевые из металлических и пластиковых конструкций, раковины и умывальники из нержавеющей стали); 5. Производство энергосберегающих приборов и оборудования 6. Производство электроники для автомобильной промышленности; 7. Производство средств малой механизации и техники для строительной индустрии; 8. Производство парфюмерно-косметической продукции; 9. Производство сывороток иммунных, вакцин для людей, вакцин ветеринарных; 10. Производство поверхностных органических и моющих средств; 11. Производство труб, фитингов, листов, ленты, пленки из пластмасс; 12. Производство сухих и консервированных кормов для животных; 13. Производство жидкостных и воздушных насосов, кранов и клапанов; 14. Производство приборов и оборудования, применяемых в медицине;

 

В рамках действия специального правового режима резиденты свободной  экономической зоны уплачивают ограниченный перечень налогов и сборов.

 

Налоги и платежи, которые  не уплачиваются:

 

1. Налог на прибыль  в течение 5 лет с момента  объявления прибыли;

 

2. Налог на недвижимость.

 

Налоги и платежи, уплачиваемые по льготной ставке:

 

1. НДС по ставке 10% при  реализации импортозамещающих товаров  на территории Республики Беларусь;

 

2. Налог на прибыль  по истечении 5 лет с момента  объявления прибыли уплачивается  по ставке, уменьшенной на 50% от  ставки, установленной законодательством  (9%).

 

Налоги и платежи, уплачиваемые по полной ставке:

 

1. Акцизы на произведенную  продукцию (в зависимости от  вида продукции);

 

2. Экологический налог  (в зависимости от вида выбросов  и использованных природных ресурсов);

 

3. Отчисления в фонд  социальной защиты населения  (35% от фонда оплаты труда);

 

4. Налог на доходы иностранных  юридических лиц (в зависимости  от вида доходов);

 

5. Подоходный налог с  физических лиц (12%);

 

6. Земельный налог или  арендная плата (по ставкам  в зависимости от качества  и местоположения земельного  участка). За земельные участки,  предоставленные для строительства  объектов резидентам СЭЗ, зарегистрированным  после 1 января 2012 г., арендная плата  не взимается на период проектирования  и строительства этих объектов, но не более пяти лет с даты указанной регистрации.

 

В целом, сумма налоговых  выплат на 40% ниже, чем в среднем  по республике.

 

На территории свободной  экономической зоны «Брест» для  каждого резидента СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом  Республики Беларусь определяется территория свободной таможенной зоны (СТЗ). На территории СТЗ в установленном  порядке производится таможенное оформление ввозимых иностранных товаров, а  также вывозимых с ее территории товаров, являющихся продукцией собственного производства.

 

Режим свободной таможенной зоны характеризуется следующими особенностями:

 

1. Существует единое таможенное  пространство и режим свободной  торговли в рамках Таможенного  союза (ТС) между Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Республикой  Казахстан. 

 

2. При ввозе на территорию  СТЗ ввозные таможенные пошлины,  налоги не взимаются и меры  экономической политики не применяются: 

 

- к товарам, ввозимым  из-за пределов территории Таможенного  союза (ТС);

 

- к товарам, ввозимым  с территории ТС, происходящим  из третьих стран и выпущенным  в свободное обращение в странах  ТС.

 

3. При вывозе с территории  СТЗ таможенные пошлины, налоги  не взимаются и меры экономической  политики не применяются: 

 

- к товарам, вывозимым  за пределы таможенной территории  ТС (заявляется режим экспорта), если они являются продукцией собственного производства и признаны происходящими с территории ТС;

 

- к товарам, вывозимым  на остальную часть таможенную  территорию ТС, являющимся продукцией  собственного производства, признанными  происходящими с территории ТС  согласно действующему законодательству.

 

4. Продукция собственного  производства резидентов СЭЗ  «Брест» не квотируется и не  лицензируется при вывозе на  остальную таможенную территорию  ТС, за исключением товаров, по  которым Республика Беларусь  имеет международные обязательства  [7].

 

свободный экономический интегрированность зона

2.2 СЭЗ «Минск»

 

 

СЭЗ «Минск» была создана  сроком на 30 лет в 1998 году на территории промышленных районов города Минска, территории Национального аэропорта  «Минск», а также землях Минской  области, расположенных в Минском  и Смолевическом районе. Основные цели создания зоны сходны с целями других СЭЗ в РБ: с целью привлечения иностранных и отечественных инвестиций, технологий, менеджмента для создания и развития на территории СЭЗ современных производств, обеспечения благоприятных условий экономического развития минского региона.

 

Основным направлением деятельности резидентов СЭЗ «Минск» является производство продукции машиностроения, развитие стройиндустрии, выпуск упаковки и средств энергосбережения. На эти  отрасли приходится более 90% всей продукции, производимой в СЭЗ «Минск». На предприятиях СЭЗ внедрены современные технологии и оборудование, передовые методы и формы управления кадрами, производством  и предприятием в целом. Все это  обеспечивает высокое качество производимой продукции, повышает ее конкурентоспособность, что в свою очередь способствует увеличению доли экспорта, и расширяет  его географию: резиденты СЭЗ  «Минск» экспортируют товары собственного производства в более чем 38 стран  мира.

 

Визитной карточкой СЭЗ  «Минск» могут служить следующие  предприятия:

 

· ОАО «ИНТЕГРАЛ» Производство эпитаксиальных структур

 

· СООО «Ювелирный завод  «Зopка» Строительство завода и организация производства ювелирных изделий

 

· СООО «Альфа-Калор» Отопительные аппараты индивидуального пользования

 

· ООО «ПЛАСТИКОН» Создание производства окон и балконных дверей из ПВХ

 

· СП ЗАО «ЮНИСОН» Развитие производства легковых и малотоннажных  автомобилей

 

· СООО «МИДЕА-ГОРИЗОНТ»  Организация высокотехнологичного производства бытовой техники

 

· ОАО «Сукно» Производство пряжи и ткани шерстяной

 

· ОАО «Камволь» Производство пряжи и ткани шерстяной

 

Как и во всем мире, режим  свободной экономической зоны предоставляет  предприятиям возможность работать в специальных льготных условиях. Это специальный налоговый режим, при котором снижена совокупная налоговая нагрузка на предприятие-резидента  СЭЗ. И специальный таможенный режим, существенно уменьшающий объем  таможенных пошлин и платежей, надлежащих к уплате при ввозе на таможенную территорию РБ необходимых для производства сырья, материалов и оборудования.

 

Специальный налоговый режим  распространяется на реализацию резидентами  СЭЗ:

 

- товаров (работ, услуг)  собственного производства, произведенных  этими резидентами на территории  СЭЗ, за пределы Республики  Беларусь иностранным юридическим  и (или) физическим лицам в  соответствии с заключенными  между ними договорами;*

 

- товаров собственного  производства, произведенных ими  на территории СЭЗ и являющихся  импортозамещающими в соответствии  с Перечнем, определенным Правительством  Республики Беларусь по согласованию  с Президентом РБ, на территории  Республики Беларусь;

 

- товаров (работ, услуг)  собственного производства, произведенных  ими на территории СЭЗ, другим  резидентам СЭЗ согласно заключенным  с ними договорам. 

 

Льготы и преференции  для резидентов СЭЗ «Минск»:

 

1. Резиденты СЭЗ «Минск»  исчисляют и уплачивают в порядке,  установленном Налоговым Кодексом, Таможенным кодексом Республики  Беларусь, законами Республики Беларусь  и (или) актами Президента Республики  Беларусь: налог на прибыль по  ставке, уменьшенной на 50 процентов  от ставки, установленной пунктом  1 статьи 142 Налогового Кодекса, но не более чем по ставке 12 процентов; налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на недвижимость*; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; земельный налог; государственную пошлину; патентные пошлины; оффшорный сбор; гербовый сбор;

 

сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; таможенные пошлины; таможенные сборы; местные налоги и сборы;

 

2. Прибыль резидентов  СЭЗ, полученная от реализации  товаров (работ, услуг) собственного  производства, освобождается от  налога на прибыль в течение  5 (пяти) лет с даты объявления ими прибыли.

 

3. *Резиденты СЭЗ освобождаются  от налога на недвижимость  по зданиям и сооружениям (в  том числе сверхнормативного  незавершенного строительства), расположенным  на территории соответствующих  СЭЗ, независимо от направления  их использования. Указанное освобождение  предоставляется в квартале, если  в непосредственно предшествовавшем  ему квартале резидентом СЭЗ  осуществлялась деятельность, на  которую распространяются особенности  налогообложения в СЭЗ. 

Информация о работе Свободные экономические зоны и их характеристика