Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа
Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.
Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30
При организации свободных
экономических зон используют два
различных концептуальных подхода:
территориальный и
По характеру собственности СЭЗ можно подразделить на государственные, частные и смешанные. В мировой практике, наиболее распространённой формой собственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной приветствуется и частная собственность. В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности СЭЗ. Эта тенденция чётко обозначилась не только в промышленно развитых странах, но и во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. В большинстве свободных экономических зон государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные компании, иностранные и местные. В последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также и управление зонами.
Свободные экономические зоны, согласно мировому опыту, подразделяются на следующие виды:
§ зоны свободной торговли,
характеризующиеся упрощенными
правилами пересечения границы
для товаров, низкими торговыми
пошлинами и иными льготами, имеющими
своей целью поощрение
§ промышленно-производственные зоны, являющиеся результатом эволюции зон свободной торговли, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, что обеспечило возможность заниматься производственной деятельностью наряду с торговлей и торговым обслуживанием. Разновидностью промышленно-производственных зон являются экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), получившие наибольшее распространение в развивающихся странах, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов;
§ технико-внедренческие
зоны, функционирующие в виде инновационных
центров, технопарков, технополисов и
т.п. Их цель - создание благоприятных
условий для научно-
§ сервисные зоны, являющиеся территориальными образованиями с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные услуги субъектам хозяйствования, занятых финансовым, страховым, консалтинговым и другим обслуживанием бизнеса. К сервисным зонам относятся оффшорные зоны, создаваемые с целью привлечения в страну иностранного капитала, и туристские зоны, призванные активизировать приток туристов в регион. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующий на получение налоговых и иных льгот, - это не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль;
§ комплексные свободные экономические зоны, сочетающие в себе особенности вышеперечисленных зон: торгово-промышленные, научно-промышленные, зоны свободного предпринимательства и т.д. [2, c. 240-241]
Мировой опыт свидетельствует о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К наиболее общим из них относятся:
· благоприятное транспортно-
· развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;
· существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.);
· обеспеченность рабочей
силой, квалифицированными кадрами
в области практического
Поэтому территории, наиболее
благоприятные для размещения СЭЗ,
имеют, как правило, приграничное положение
по отношению к зарубежным странам,
а также располагают морскими
торговыми портами и
В отдельных случаях создание
СЭЗ оказывается
Немалую роль в развитии СЭЗ играет хорошо развитая производственная (связь, коммуникации, транспорт, энергетика) и коммерческая инфраструктура (банки, инвестиционные фонды, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, рекламные агентства). Возведение объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных финансовых вливаний, что усиливает нагрузку на государственный и региональный бюджет.
Для создания инфраструктуры во многих развивающихся странах создаются компании развития зоны. Эти компании могут быть государственными, финансируемыми за счёт бюджетных средств или государственных кредитов, или частными, получающими поддержку у администрации зоны. Компании развития осуществляют перспективное планирование развития СЭЗ, представляют их хозяйственные интересы внутри страны и за рубежом, включая проведение рекламы и мероприятий по привлечению инвестиций. Они объявляют и проводят торги на размещение новых производств, организуют привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляют строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивают в случае необходимости снабжение и финансирование предприятий. Довольно часто правительство привлекает к созданию инфраструктуры в зонах местные строительные компании и оплачивает их расходы. В отдельных случаях правительство, не располагающее крупными бюджетными средствами, прибегает к помощи иностранных компаний в создании СЭЗ или отдельных её элементов.
Наличие современной инфраструктуры приводит к крупным вложениям иностранного и национального капитала в СЭЗ, что способствует её успешному развитию. Это объясняется тем, что инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технологии, сырьё, машины и оборудование, материалы и комплектующие), а сооружения, здания и коммуникации предоставляются принимающей стороной.
Если говорить о затратах на создание СЭЗ, то они существенно различаются, так как зависят от типа СЭЗ. Самыми дорогими являются промышленно-производственные зоны. Комплексное обустройство одного квадратного километра зоны экспортного производства в Европе (при территории СЭЗ выше 3 км2) может составлять до 50 млн. долл. . Срок окупаемости затрат на создание промышленно-производственных зон составляет 5-7 лет.
Практика убеждает в том, что СЭЗ должны быть ограничены в количестве, отбор проектов их создания должен проходить на конкурентной основе, а обустройство и ввод в эксплуатацию следует проводить поэтапно.
Как видим, для успешного
функционирования СЭЗ требуется
соблюдение многих условий: создание благоприятного
инвестиционного климата в
В условиях бурного научно-технического
прогресса и обострения межгосударственной
и межрегиональной конкуренции
весьма важно не допустить отставания
Республики Беларусь и ее регионов
в области передовых
В период 1996-2002 гг. на территории Республике Беларусь были созданы шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест» (1996 г.), СЭЗ «Минск» (1998 г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998 г.), СЭЗ «Витебск» (1999 г.), СЭЗ «Могилев» (2002 г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г.) с либеральными условиями хозяйствования в виде примерно одинакового набора льгот и преференций по налогам, таможенным платежам и условиям регистрации. Все они могут считаться комплексными, так как включают свободные производственные, экспортные и таможенные зоны. Помимо этого СЭЗ «Брест» включает ещё и свободную банковскую, страховую и рекреационную зоны.
Создание СЭЗ в том или ином регионе страны, с одной стороны, позволяет решить проблемы конкретного региона (ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п.), а с другой - обеспечивает решение общегосударственных задач (привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и т.д.).
Свободные экономические
зоны республики - комплексные зоны,
объединяющие функции экспортной, производственной
свободной таможенной зон. Резиденты
СЭЗ имеют особый порядок регулирования
предпринимательской
Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:
· необходимостью структурной перестройки производства в целях интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню ее экономического, социального и культурного развития;
· выгодным расположением республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ;
· особенностями экономики
республики Беларусь, характеризующимися
недостаточной обеспеченностью
природными ресурсами и, одновременно,
высоким потенциалом
СЭЗ в Республике Беларусь призваны инициировать деловую и финансовую активность, в первую очередь, внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление экономики регионов распространение деловой активности на экономику всей страны.
Создание и успешное функционирование
СЭЗ может сыграть важную роль
в переходе к рыночной экономике.
Процесс разработки и реализации
политики СЭЗ будет способствовать
осознанию тех проблем, с которыми
сталкивается Беларусь в конкуренции
с другими странами за инвестиции,
и поможет повысить конкурентоспособность
белорусской экономики в
· увеличение притока иностранных
инвестиций, улучшение инвестиционного
климата и привлечение
· обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта;
· стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;
· создание новых рабочих мест [8].
Преимущества создания белорусских СЭЗ примерно такие же, как и за рубежом. Они состоят в следующем:
· ограничивается перечень уплачиваемых резидентами СЭЗ налогов и других платежей в бюджет;
· уплачивается НДС в размере 50% (от подлежащей уплате суммы с оборотов) при реализации импортозамещающих товаров, произведённых в СЭЗ, а при ввозе товаров на её территорию НДС и акцизы полностью исключаются;
· резиденты СЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на пять лет с момента её объявления, а в дальнейшем уплачивают 50% ставки указанного налога;
Информация о работе Свободные экономические зоны и их характеристика