Свободные экономические зоны и их характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.
Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение 3
1. Свободные экономические зоны и их характеристика 3
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ 3
1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику 6
1.3 Виды СЭЗ 9
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы 12
2.1 СЭЗ «Брест» 15
2.2 СЭЗ «Минск» 18
2.3 СЭЗ «Витебск» 21
2.4 Сравнительная характеристика белорусских СЭЗ 23
2.5 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Республике Беларусь 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 63.86 Кб (Скачать файл)

 

При организации свободных  экономических зон используют два  различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается  как обособленная территория, где  все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной  деятельности. Согласно второму подходу, зона - это льготный режим, применяемый  к определенному виду предпринимательской  деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране (оффшорные фирмы, магазины «дьюти-фри»). [1, c. 85]

 

По характеру собственности  СЭЗ можно подразделить на государственные, частные и смешанные. В мировой практике, наиболее распространённой формой собственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной приветствуется и частная собственность. В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности СЭЗ. Эта тенденция чётко обозначилась не только в промышленно развитых странах, но и во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. В большинстве свободных экономических зон государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные компании, иностранные и местные. В последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также и управление зонами.

1.3 Виды СЭЗ

 

 

Свободные экономические  зоны, согласно мировому опыту, подразделяются на следующие виды:

 

§ зоны свободной торговли, характеризующиеся упрощенными  правилами пересечения границы  для товаров, низкими торговыми  пошлинами и иными льготами, имеющими своей целью поощрение торговли, ускорение торгового оборота, снижение торговых издержек. Разновидностью зон свободной торговли являются свободные таможенные зоны, связанные с освобождением или со снижением таможенных пошлин для из резидентов, а также транзитные зоны, свободные порты, транзитно-экспедиторские зоны и др. К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти-фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом;

 

§ промышленно-производственные зоны, являющиеся результатом эволюции зон свободной торговли, когда  в них стали ввозить не только товары, но и капитал, что обеспечило возможность заниматься производственной деятельностью наряду с торговлей  и торговым обслуживанием. Разновидностью промышленно-производственных зон  являются экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), получившие наибольшее распространение  в развивающихся странах, когда  с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного  экспорта и занятости за счет притока  иностранных капиталов;

 

§ технико-внедренческие  зоны, функционирующие в виде инновационных  центров, технопарков, технополисов и  т.п. Их цель - создание благоприятных  условий для научно-практической деятельности в регионах и стране в целом. Самый известный в  мире и крупнейший в США технопарк  «Силикон Вэлли» дает более 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 100 подобных зон;

 

§ сервисные зоны, являющиеся территориальными образованиями с  льготным режимом предпринимательской  деятельности для фирм, оказывающих  различные услуги субъектам хозяйствования, занятых финансовым, страховым, консалтинговым и другим обслуживанием бизнеса. К сервисным зонам относятся  оффшорные зоны, создаваемые с  целью привлечения в страну иностранного капитала, и туристские зоны, призванные активизировать приток туристов в регион. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующий на получение налоговых и иных льгот, - это не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль;

 

§ комплексные свободные  экономические зоны, сочетающие в  себе особенности вышеперечисленных  зон: торгово-промышленные, научно-промышленные, зоны свободного предпринимательства  и т.д. [2, c. 240-241]

 

Мировой опыт свидетельствует  о том, что для создания зоны требуется  наличие ряда факторов. К наиболее общим из них относятся:

 

· благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешним  и внутренним рынкам и наличие  развитых транспортных коммуникаций;

 

· развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

 

· существенный по запасам  и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь - запасы углеводородного  сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.);

 

· обеспеченность рабочей  силой, квалифицированными кадрами  в области практического осуществления  внешнеторговых связей, инвестиционного  и других форм сотрудничества с зарубежными  странами.

 

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение  по отношению к зарубежным странам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной  транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными  центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

 

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразными  в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих  решать важные долгосрочные общегосударственные  программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

 

Немалую роль в развитии СЭЗ играет хорошо развитая производственная (связь, коммуникации, транспорт, энергетика) и коммерческая инфраструктура (банки, инвестиционные фонды, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские  организации, рекламные агентства). Возведение объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных финансовых вливаний, что усиливает нагрузку на государственный и региональный бюджет.

 

Для создания инфраструктуры во многих развивающихся странах  создаются компании развития зоны. Эти компании могут быть государственными, финансируемыми за счёт бюджетных средств  или государственных кредитов, или  частными, получающими поддержку  у администрации зоны. Компании развития осуществляют перспективное планирование развития СЭЗ, представляют их хозяйственные  интересы внутри страны и за рубежом, включая проведение рекламы и  мероприятий по привлечению инвестиций. Они объявляют и проводят торги  на размещение новых производств, организуют привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляют строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу  в аренду земельных участков, обеспечивают в случае необходимости снабжение  и финансирование предприятий. Довольно часто правительство привлекает к созданию инфраструктуры в зонах  местные строительные компании и  оплачивает их расходы. В отдельных  случаях правительство, не располагающее  крупными бюджетными средствами, прибегает  к помощи иностранных компаний в  создании СЭЗ или отдельных её элементов.

 

Наличие современной инфраструктуры приводит к крупным вложениям  иностранного и национального капитала в СЭЗ, что способствует её успешному  развитию. Это объясняется тем, что  инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технологии, сырьё, машины и оборудование, материалы  и комплектующие), а сооружения, здания и коммуникации предоставляются  принимающей стороной.

 

Если говорить о затратах на создание СЭЗ, то они существенно  различаются, так как зависят  от типа СЭЗ. Самыми дорогими являются промышленно-производственные зоны. Комплексное  обустройство одного квадратного километра  зоны экспортного производства в  Европе (при территории СЭЗ выше 3 км2) может составлять до 50 млн. долл. . Срок окупаемости затрат на создание промышленно-производственных зон составляет 5-7 лет.

 

 

Практика убеждает в том, что СЭЗ должны быть ограничены в  количестве, отбор проектов их создания должен проходить на конкурентной основе, а обустройство и ввод в эксплуатацию следует проводить поэтапно.

 

Как видим, для успешного  функционирования СЭЗ требуется  соблюдение многих условий: создание благоприятного инвестиционного климата в стране, наличие цивилизованной законодательной  базы, правильный выбор вида, размера  и месторасположения СЭЗ (с учётом региональных особенностей и перспектив развития каждой отдельно взятой зоны). При этом деятельность таких образований должна соответствовать мировым стандартам, как правило, по всем показателям.

2. Свободные экономические зоны  в Республике Беларусь: проблемы, перспективы

 

 

В условиях бурного научно-технического прогресса и обострения межгосударственной и межрегиональной конкуренции  весьма важно не допустить отставания Республики Беларусь и ее регионов в области передовых технологий, внедрения достижений науки и  техники в производство, укрепления конкурентоспособности, повышения  уровни жизни. Среди широкого комплекса  мер, содействующих решению этой проблемы, особая роль отводится свободным  экономическим зонам.

 

В период 1996-2002 гг. на территории Республике Беларусь были созданы шесть  свободных экономических зон: СЭЗ  «Брест» (1996 г.), СЭЗ «Минск» (1998 г.), СЭЗ  «Гомель-Ратон» (1998 г.), СЭЗ «Витебск» (1999 г.), СЭЗ «Могилев» (2002 г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г.) с либеральными условиями хозяйствования в виде примерно одинакового набора льгот и преференций по налогам, таможенным платежам и условиям регистрации. Все они могут считаться комплексными, так как включают свободные производственные, экспортные и таможенные зоны. Помимо этого СЭЗ «Брест» включает ещё и свободную банковскую, страховую и рекреационную зоны.

 

Создание СЭЗ в том  или ином регионе страны, с одной  стороны, позволяет решить проблемы конкретного региона (ускорение  темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п.), а с другой - обеспечивает решение  общегосударственных задач (привлечение  в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и т.д.).

 

Свободные экономические  зоны республики - комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон. Резиденты  СЭЗ имеют особый порядок регулирования  предпринимательской деятельности. Они уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов  предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским  налоговым режимом.

 

Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:

 

· необходимостью структурной  перестройки производства в целях  интеграции экономики страны в систему  мирового хозяйства для того, чтобы  Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню ее экономического, социального и культурного развития;

 

· выгодным расположением  республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при  освоении рынка СНГ;

 

· особенностями экономики  республики Беларусь, характеризующимися недостаточной обеспеченностью  природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией  трудовых ресурсов, предполагающими  ориентацию производства на экспорт  высокотехнологичной продукции [9].

 

СЭЗ в Республике Беларусь призваны инициировать деловую и  финансовую активность, в первую очередь, внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство  рассчитывает на оживление экономики  регионов распространение деловой  активности на экономику всей страны.

 

Создание и успешное функционирование СЭЗ может сыграть важную роль в переходе к рыночной экономике. Процесс разработки и реализации политики СЭЗ будет способствовать осознанию тех проблем, с которыми сталкивается Беларусь в конкуренции  с другими странами за инвестиции, и поможет повысить конкурентоспособность  белорусской экономики в области  инвестиций и торговли. Создание СЭЗ  влечёт за собой:

 

· увеличение притока иностранных  инвестиций, улучшение инвестиционного  климата и привлечение стратегических инвесторов;

 

· обеспечение благоприятных  условий для привлечения новых  и высоких технологий и передового зарубежного опыта;

 

· стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;

 

· создание новых рабочих  мест [8].

 

Преимущества создания белорусских СЭЗ примерно такие же, как и за рубежом. Они состоят в следующем:

 

· ограничивается перечень уплачиваемых резидентами СЭЗ налогов  и других платежей в бюджет;

 

· уплачивается НДС в размере 50% (от подлежащей уплате суммы с  оборотов) при реализации импортозамещающих  товаров, произведённых в СЭЗ, а при ввозе товаров на её территорию НДС и акцизы полностью исключаются;

 

· резиденты СЭЗ освобождаются  от уплаты налога на прибыль сроком на пять лет с момента её объявления, а в дальнейшем уплачивают 50% ставки указанного налога;

Информация о работе Свободные экономические зоны и их характеристика