Теоретические аспекты маркетингового исследования российского авторынка шинной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

В данной работе проводится исследование ассортиментной политики шин российского авторынка.
Цель работы – исследование авторынка шин на основе анализа ответов сорока шести респондентов. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы: проведение опроса респондентов с помощью анкетирования для получения достоверной информации о состоянии рынка шинной продукции в регионе.

Файлы: 1 файл

вторая часть.docx

— 453.06 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы работы. Исследование рынков шин включает вопросы развития рынков в границах страны. Базис исследований составляют количественные и качественные методы, опирающиеся на данные по продажам компаний. Маркетинг является разноплановой концепцией. Прежде всего, он известен как философия бизнеса, направленная на выявление потребностей потребителей, целевых рынков и т.д.

С момента изобретения  пневматической шины, без которой немыслимо само существование современного автомобиля, минуло свыше 140 лет. Сначала эта шина предназначалась не для автомобиля, а для лошадных экипажей, на которых она заменила массивные литые резиновые шины (так называемые грузоленты или гусматики), и лишь через многие годы после своего появления пневматическая шина нашла свое практическое применение на автомобилях.

По назначению автомобильные  шины делятся на шины для легковых и шины для грузовых автомобилей. И для тех, и для других автомобилей используют шины диагональной и радиальной конструкций с камерами и без камер, одно- и многослойные (по числу слоев корда) и т.д.

Производители шин постоянно  работают над усовершенствованием  конструкции шин, используя современные  материалы, уменьшая содержание резины в каркасе, повышая прочность  корда, снижая елейность каркаса, создавая шины с малой высотой и большой  шириной профиля для повышения  устойчивости автомобиля и его грузоподъемности.

Усовершенствование шин  направлено также на увеличение срока  их службы, допускаемых нагрузок, на упрощение технологии их производства, на повышение безопасности движения автомобилей, улучшение их устойчивости и управляемости.

До недавнего времени  наибольшее внимание уделялось улучшению  конструкции диагональных шин. За последние 20 лет масса таких шин уменьшилась на 20...30%, грузоподъемность повысилась на 15...20%, срок службы увеличился на 30...40%. В настоящее время усилия производителей шин направлены на развитие и совершенствование конструкций радиальных бескамерных однослойных шин из металлокорда, предназначенных для монтажа на полууглубленные ободья с низкими закраинами, как наиболее перспективных. Большое внимание уделяется разработкам бескордных шин, изготовляемых из однородной резиноволокнистой массы методом шприцевания или литьем под давлением. Технические решения по созданию бескордных шин значительно упростят технологию их производства. Таковы основные направления в производстве шин.

Особое  значение это направление приобретает  в нынешних условиях, когда к товару со стороны потребителя предъявляются  повышенные требования по качеству и  ассортименту.

В данной работе проводится исследование ассортиментной политики шин российского авторынка.

Цель работы – исследование авторынка шин на основе анализа ответов сорока шести респондентов. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи работы: проведение опроса респондентов с помощью анкетирования для получения достоверной информации о состоянии рынка шинной продукции в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты маркетингового исследования российского авторынка шинной продукции

1.1 Характеристика российского рынка автомобильных шин

Российский рынок шин  является одним из наиболее перспективных и быстрорастущих в мире. В 2011 году объем рынка шин в России составил 57 млн. штук в натуральном выражении (по данным компании «Инвесториум»).

Объем производства всех типов  шин в России в 2011 году составил 45,5 млн. штук. Наиболее значительную долю в общем объеме производства составили шины для легковых автомобилей и легковесных грузовиков - 76,9% или 35 млн. штук; доля шин для грузовых автомобилей оценивается в 22% или 10 млн. штук; производство шин для сельскохозяйственных машин составило 1,1% от общего объема или 0,5 млн. штук; производство шин для тяжелых грузовиков и самосвалов – 0,01% или 5 тыс. штук (см. рисунок 1.1).

Рис. 1.1. Структура российского производства шин в 2011 году, % от общего объема производства в натуральном выражении (по данным компании «Инвесториум»)*

Крупнейшими отечественными производителями шин являются три  холдинговые компании: ОАО «СИБУР-Русские  шины», ОАО «Амтел-Фредештайн» и ОАО «Нижнекамскшина». По оценкам компании «Инвесториум», доля этих трех компаний в общем объеме производства шин в России в 2011 году составила 90,9%: «СИБУР-Русские шины» заняла 36,7% рынка в натуральном выражении, «Нижнекамскшина» – 28,7%, «Амтел-Фредештайн» - 25,4% (см. рисунок 1.2). По отношению к показателям 2010 года объем производства шин «СИБУР-Русские шины» сократился на 4,9%, а «Нижнекамскшина» и «Амтел-Фредештайн» увеличился на 2,2 и 19,3% соответственно. Доли трех лидеров от объема рынка в стоимостном выражении, согласно данным, приводимым РИА «РосБизнесКонсалтинг», в 2011 году составили: «СИБУР-Русские шины» - 39,6%, «Нижнекамскшина» – 30%, «Амтел-Фредештайн» - 22,6%.

Рис. 1.2. Объем производства шин в натуральном и стоимостном  выражениях за 2011 год

Доля импортируемых шин  всех типов в 2011 году составила 20,2% от общего объема российского рынка или 11,5 млн. штук, при этом официально зарегистрированный импорт составил 8,5 млн. штук (14,9% от объема рынка), в качестве «серого» импорта в Россию было ввезено 3 млн. штук шин (5,3% от общего объема рынка) (см. рис. 1.3). Как сообщают эксперты компании «Инвесториум», в 2011 году более 50% импорта шин в Россию составили шины С-класса (т.е., низкого качества) производства Украины и Беларуси. С использованием «серых» схем импортируются преимущественно шины, бывшие в употреблении (в частности, такие шины декларируются как «использованные шины для переработки»). Среди зарубежных производителей, шины которых импортируются в Россию, в пятерку лидеров входят следующие компании: Nokian Tires, Goodyear, Bridgestone, Continental, Michelin. Совокупная доля этих производителей от объема импорта на российском рынке в натуральном выражении, по оценкам экспертов компании Nokian Tyres, составляет 54%, по оценкам экспертов «Амтел» – 34%.

Рис. 1.3. Доля шин отечественного и импортного производства в общем  объеме за 2011 год.

По информации экспертов  компании «Сибур», характерная для российского рынка шин тенденция увеличения внутреннего производства и снижения объемов импорта в значительной мере связана со стремлением западных производителей к расширению своего присутствия в России посредством открытия на территории нашей страны собственных производств или кооперации с отечественными производителями. По прогнозам, общий объем производственных мощностей западных производителей в России к 2011 году составит 17 млн. штук.

В качестве примера расширения присутствия в России ведущих  зарубежных производителей шин можно  привести компанию Nokian Tyres, открывшую собственное производство в г. Всеволжск Ленинградской области. В 2010 году завод выпустил 290,6 тыс. шин для легковых автомобилей; в первом полугодии 2011 года объем производства достиг 874,1 тыс. автомобильных шин. Другим примером выступает французская компания Michelin, открывшая в 2008 году завод в Давыдово Московской области. В 2009 году компания реализовала в России более 1 млн. автомобильных шин.

Опишем кратко современную  ситуацию в двух основных сегментах  российского рынка шин: на рынке  шин для легковых автомобилей  и на рынке шин для грузовых автомобилей.

Объем российского рынка  шин для легковых автомобилей  и легковесных грузовиков, по данным компании «Инвесториум», в 2011 году составил 35 млн. штук; по информации, приведенной источником «kolesa.ru», объем рынка характеризовался более значительными показателями – 43,5-44 млн. штук; а по информации, приведенной на сайте Quote.ru со ссылкой на данные РИА «РосБизнесКонсалтинг», в 2011 году объем российского производства шин для легковых автомобилей и легковесных грузовиков характеризовался более скромными показателями – 26,4 млн. штук.

В 2012 году, по прогнозам экспертов, объем продаж шин для легковых автомобилей возрос на 1,5 млн. штук по отношению к показателю прошлого года, при этом наибольшая динамика (20-25%) характерна для шин сегмента «премиум», занимающего долю порядка 15-16% (см. рис. 1.4). На долю шин для легковых автомобилей среднего ценового сегмента приходится 25-26% рынка при годовом приросте в 10-13%. Наиболее распространены в России шины эконом-сегмента, аккумулирующие 58-60% рынка, однако объем продаж этих шин характеризуется тенденцией к снижению на 2-3% в год.

Рис.1.4. Объем продаж шин  в трех сегментах рынка.

Объем российского производства шин для грузовых автомобилей  составил в 2011 году 10 млн. штук. Основные производители грузовых шин аналогичны лидерам российского рынка шин в целом, это ОАО «СИБУР - Русские шины», ОАО «Амтел-Фредештайн» и ОАО «Нижнекамскшина». Общий объем производства шин для грузовых автомобилей в 2011 году для «СИБУР-Русские шины» составил свыше 2,1 млн. штук, из них 300 тыс. штук шин с цельнометаллическим кордом; объем производства «Нижнекамскшина» – более 2,6 млн. штук; объем производства «Амтел-Фредештайн» за первое полугодие 2011 года – более 174 тыс. штук (по материалам обзора «Российский рынок шин для грузовых автомобилей, 2011 год», подготовленного компанией «Инвесториум».

К 2010 году «СИБУР-Русские шины» планирует существенно увеличить объемы производства шин для грузовых автомобилей и обеспечить до 60% потребностей российского рынка.

По оценкам экспертов, одними из основных тенденций развития российского рынка шин в ближайшие  годы станут: в сегменте шин для  легковых автомобилей – дальнейшее развитие специализации шин для  зимних и летних условий эксплуатации; в сегменте шин для грузовых автомобилей  наиболее быстрыми темпами будет  развиваться рынок шин с цельнометаллическим  кордом и их сервис. Прогнозируемый рост производства шин в России повлечет за собой соответствующий рост внутреннего  рынка основных материалов шинного  производства, в том числе: резиновых  смесей, каучуков, наполнителей, пластификаторов, смягчителей, технологически активных добавок, химикатов. Ожидаются изменения  в структуре дистрибуции шин, где основную роль будут играть крупные  сетевые компании, не только продающие  шины, но и оказывающие услуги по их обслуживанию.

1.2 Классификация  шин и их маркировка

Шины являются одной из наиболее важных и дорогостоящих  частей автомобиля. Так, стоимость комплекта  шин составляет около 20...30% первоначальной стоимости автомобиля, а в процессе эксплуатации из общих расходов примерно 10... 15% приходится на расходы по восстановлению шин.

На автомобилях применяются различные типы шин, предназначенные для эксплуатации при температуре окружающей среды от -45 до +55"С.

Камерная шина (рис. 1.5, а) состоит из покрышки 10, камеры 9 и ободной ленты 2 (в шинах легковых автомобилей ободная лента отсутствует).

Покрышка шины воспринимает давление сжатого воздуха, находящегося в камере, предохраняет камеру от повреждений и обеспечивает сцепление колеса с дорогой. Покрышки шин изготавливают из резины и специальной ткани - корда. Резина, идущая для производства покрышек, состоит из каучука (НК, СК), к которому добавляются сера, сажа, смола, мел, переработанная старая резина и другие примеси и наполнители. Покрышка состоит из протектора 8, подушечного слоя (брекера) 7, каркаса 6, боковин 5 и бортов 4 с сердечниками 3. Каркас является основой покрышки. Он соединяет все ее части в одно целое и придает покрышке необходимую жесткость, обладая высокой эластичностью и прочностью. Каркас покрышки выполнен из нескольких слоев корда толщиной 1... 1,5 мм. Число слоев корда составляет обычно 4 — 6 для шин легковых автомобилей.

Корд представляет собой  специальную ткань, состоящую в  основном из продольных нитей диаметром 0,6...0,8 мм с очень редкими поперечными  нитями. В зависимости от типа и  назначения шины корд может быть хлопчатобумажный, вискозный, капроновый, перлоновый, нейлоновый и металлический.

Протектор обеспечивает сцепление  шины с дорогой и предохраняет каркас от повреждения. Его изготавливают  из прочной, твердой, износостойкой  резины. В нем различают расчлененную часть рисунок и подканавочный слой. Ширина протектора составляет 0,7...0,8 ширины профиля шины, а толщина примерно 10... 20 мм у шин легковых и 15... 30 мм у шин грузовых автомобилей. Рисунок протектора зависит от типа и назначения шины.

Подушечный слой (брекер) связывает протектор с каркасом и предохраняет каркас от толчков и ударов, воспринимаемых протектором от неровностей дороги. Он обычно состоит из нескольких слоев корда. Толщина подушечного слоя равна 3... 7 мм.

У шин легковых автомобилей  подушечный слой иногда отсутствует. Подушечный слой работает в наиболее напряженных  температурных условиях по сравнению  с другими элементами шины (до 110... 120°С).

Боковины предохраняют каркас от повреждения и действия влаги. Их обычно изготавливают из протекторной резины толщиной 1,5...3,5 мм.

Рис. 1.5. Камерная (а) и бескамерная (6) шины: 1, 12 — вентили; 2 — лента; 3 — сердечник; 4 — борт; 5 — боковина; 6 — каркас; 7 — подушечный слой; 8 — протектор; 9 — камера; 10 — покрышка; 11 — воздухонепроницаемый слой.

Борта надежно укрепляют  покрышку на ободе. Снаружи борта  имеют один-два слоя прорезиненной  ленты, предохраняющей их от истирания  об обод и от повреждений при монтаже  и демонтаже шины. Внутри бортов заделаны стальные проволочные сердечники. Они увеличивают прочность бортов, предохраняют их от растягивания и  предотвращают соскакивание шины с  обода колеса. Шина с поврежденным сердечником непригодна для эксплуатации.

Камера удерживает сжатый воздух внутри шины. Она представляет собой эластичную резиновую оболочку в виде замкнутой трубы. Для плотной  посадки (без складок) внутри шины размеры  камеры несколько меньше, чем внутренняя полость покрышки. Толщина стенки камеры обычно составляет 1,5... 2,5 мм для  шин легковых автомобилей. На наружной поверхности камеры делаются радиальные риски, которые способствуют отводу наружу воздуха, остающегося между  камерой и покрышкой после  монтажа шины. Камеры изготавливают  из высокопрочной резины.

Для накачивания и выпуска  воздуха камера имеет специальный  вентиль. Он позволяет нагнетать  воздух внутрь камеры и автоматически  закрывает его выход из камеры.

В зависимости от типа и  размера обода колеса, одинарной  или сдвоенной установки шин вентили выпускают разной длины и формы (прямые и изогнутые), но с взаимозаменяемыми деталями. Вентили могут быть металлические, металлические с обрезиненной пяткой и резинометаллические (рис. 1.6). Вентили металлические и с обрезиненной пяткой используют для камер грузовых шин, а резинометаллические — для легковых шин.

Информация о работе Теоретические аспекты маркетингового исследования российского авторынка шинной продукции