Управление маркетингом на предприятии на функциональном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 06:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ ассортиментной политики предприятия.
Задачи, которые необходимо решить в данной курсовой работе: изложить теоретические аспекты управления маркетингом; изучить экономическую и маркетинговую деятельность предприятия; провести анализ отдельных аспектов функционирования предприятия; по возможности обосновать предложения по повышению эффективности работы предприятия. Объектом данной курсовой работы является предприятие ЗАО «Александрия», специализированное на легкой промышленности. Предметом курсовой работы является ассортимент продукции ЗАО «Александрия».

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 445.23 Кб (Скачать файл)

Общие требования, предъявляемые к  стратегии маркетинга, можно свести к следующим:

  1. Реализм в оценке рынка и своих возможностей.
  2. Альтернативность выбора мер.
  3. Четкость, ясность, понятность поставленной цели.
  4. Гибкость действий (возможность в случае воздействия каких-либо факторов быстро реагировать на изменение ситуации).
  5. Локализация во времени, что позволяет очертить определенный круг целей: кратко-, средне- и долгосрочные.

 

1.2 Управление маркетингом  на функциональном уровне

Основываясь на принципиальной методологии  маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, попытаемся найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении четырех блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них.

Структурно они выглядят следующим  образом.

Аналитическая функция 

1. Изучение рынка как такового.

2. Изучение потребителей.

3. Изучение фирменной структуры.

4. Изучение товара (товарной структуры).

5. Анализ внутренней среды предприятия.

Производственная функция

1. Организация производства новых товаров, разработка новых технологий.

2. Организация материально-технического  снабжения.

3. Управление качеством и конкурентоспособностью  готовой продукции.

Сбытовая функция (функция продаж)

1. Организация системы товародвижения.

2. Организация сервиса.

3. Организация системы формирования  спроса и стимулирования сбыта.

4. Проведение целенаправленной  товарной политики.

5. Проведение целенаправленной  ценовой политики.

Функция управления и контроля

1. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии.

2. Информационное обеспечение управления  маркетингом.

3. Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии).

4. Организация контроля маркетинга (обратные связи, ситуационный анализ).

Применительно к конкретному предприятию-фирме  эти функции можно конкретизировать так, как показано на рисунке 1.5.

Рисунок 1.5 – Основные функции маркетинга на предприятии-фирме

Сегментация рынка 

Рынок, как правило, образует группы потребителей с различными нуждами и желаниями. Каждая такая группа – определенный сегмент рынка с отличающимися характеристиками потребителей. Процесс деления рынка на такие группы называется сегментацией.

В определенном смысле сегментация  – стратегия, используемая продавцом для концентрации и, следовательно, оптимизации использования своих ресурсов на рынке. С другой стороны – это ряд процедур, используемых продавцами для сегментирования рынка.

Один разрез сегментации по поведению потребителя можем провести по таким характеристикам: география, демография и психография.

Второй разрез сегментации –  это отклик покупателя на продукт включает: обстоятельства использования, польза, употребление и отношение к товару.

Можно предложить следующую последовательность процедур сегментации:

1. Конструирование пространства продуктов, геометрически отражающего предложения потребителей по продуктам или категориям марок.

2. Получение плотности распределения при позиционировании идеальных предложений потребителей в этом пространстве.

3. Разработка модели предложений группы потребителей относительно новых и модифицированных моделей.

Позиционирование товара (услуг) на рынке

Рисунок 1.6 – Пример позиционирования товара

Позиционирование – это установление того, чем товары отличаются от аналогичных  товаров конкурентов. Разница определяется по «карте» конкурентной позиции в координатах признаков, важных потребителю.

Обычно позиционирование продукта производится с помощью карт, разделенных  на 4 квадранта. Величина продаж каждого  продукта может быть выражена площадью соответствующего круга, как показано на рисунке 1.6.

При позиционировании делается выбор  такого сегмента рынка, где поставщик будет занимать оптимальную для выбранной цели позицию.

1.3 Обзор рынка товаров потребительского назначения России

На данный момент российский рынок одежды характеризуется как  ненасыщенный и относительно малорискованный, что привлекает инвесторов не только из данной отрасли, но и из принципиально других сфер бизнеса. Согласно исследованию компании Esper Group, в первом квартале 2010 года оборот рынка одежды составил 10,8 млрд евро, что на 57% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Однако, по итогам года существенного роста ожидать не стоит: рынок одежного ритейла уже близок к насыщению. Исключение составляет лишь детский сегмент. В 2009 году рынок одежды в России вырос на 5%, до 36 млрд евро.

Рисунок 1.7 – Объем российского рынка одежды, млрд евро

Рынок одежды одним из первых ощутил давление экономического кризиса. Основными факторами стагнации рынка стало снижение потребительского спроса на одежду, а также трудности ритейлеров в финансировании текущих кредитов и привлечении кредитов на развитие. 
Инфраструктура торговли одеждой в последние годы развивалась в России очень бурно. И хотя вещевые рынки с дешевым китайским ширпотребом по-прежнему обеспечивали запросы немалого числа потребителей, в крупных городах уже несколько лет господствует сетевая торговля. Дорогой сегмент одежной розницы представлен высокими европейскими марками, средний - менее престижными марками из Западной и Восточной Европы и некоторыми российскими, массовый сегмент - это азиатские, белорусские и российские производители. До недавнего времени российский рынок одежды был чрезвычайно привлекательным для иностранных сетевых ритейлеров: например, в 2008 году в Россию планировала войти японская Fast Retailing Co., а также американская сеть повседневной одежды Gap, мировой лидер одежного ритейла в 2007 году. Однако сейчас планы компаний изменились, и сроки выхода на российский рынок откладываются.  
Начиная с осени 2008 года, спрос начал постепенно смещаться в сторону более дешевых товаров, так как доходы населения стали падать. В условиях нестабильной экономической ситуации спрос на одежду и обувь в России, как и в большинстве стран мира, сократился. По данным GfK Русь, кризис в значительной мере повлиял на потребительское поведение. Экономить в минувшем году больше стали женщины — преимущественно из-за того, что они чаще мужчин совершают спонтанные покупки, приобретают брендированную продукцию, обращая при этом внимание на соответствие моде, престижность марки, страну производителя и т.п. Но в условиях кризиса на приобретение одежды и обуви фактор цены повлиял более других показателей. Снижение спроса оказалось значительным для одежных ритейлеров: чтобы развивать сети, они брали большие кредиты - как правило, под оборот, который сегодня не растет и даже сокращается. Московский рынок одежды еще не ощутил такого существенного снижения спроса, как в регионах. Закрываются в первую очередь мелкие розничные магазины, а также некоторые сетевые магазины премиальной одежды (по материалам. 
По данным «Коммерсантъ», с начала 2000−х годов снижение оборота рынка одежды произошло впервые. Пик бурного роста пришелся на 2004−2006 годы, когда оборот рынка увеличивался ежегодно на 25%. В 2007 году из-за насыщения рынка темпы роста составили 15%, а в 2008−м — уже 10%. По итогам 2009 года в России оборот розничного рынка одежды в сравнении с 2008 годом сократился на 8% и составил около €31,5 млрд, подсчитала FCG. 58% продаж пришлось на женскую одежду — €18 млрд (в 2008 году — €19,5 млрд), 24% — на мужскую (€7,6 млрд против €8,2 млрд годом ранее), оставшиеся 18% — это детская одежда (€5,7 млрд и €6,2 млрд соответственно).  
Согласно исследованию компании Esper Group, с 2005 года женский рынок рос в среднем на 12% в год, мужской одежный ритейл рос на 16% в год, а например, в 2006 году — на 24,6%. 
Несмотря на то, что сегмент женской одежды является наиболее крупным, на сегодняшний день наиболее активно развиваются сегменты мужской и детской одежды - их прирост превышает 25%. В среднем, каждый мужчина потратил на одежду в 2 раза меньше, чем женщина и в 4 раза меньше, чем было потрачено на каждого подростка. По данным агентства DISCOVERY Research Group, до кризиса на рынке одежды основным был среднеценовой сегмент (55%), в то время как на масс-маркет приходилось 30%, а на премиум-сегмент 15% . Однако сегодня происходит расширение сегмента масс-маркет за счет бывших потребителей среднеценового сегмента, а потребители премиум-сегмента переходят в среднеценовой. Таким образом, в сегменте Luxury в России, впрочем, как и во всем мире, потребительский спрос снизился в большей степени - закупки коллекций на 2009 год сократятся на 30-40%.

Рисунок 1.8 – Структура российского рынка одежды по ценовому

    принципу

На российском рынке одежды преобладает продукция зарубежного  производства: по данным маркетинговых  исследований рынка одежды, в его  структуре более 96% приходится на импорт, порядка 4% - на российское производство. Даже отечественные розничные сети одежды 80% продукции отшивают в Китае. По мнению игроков, кризис вытеснит с рынка неэффективных производителей, а для остальных станет стимулом к развитию, повышению качества услуг и отлаженной работе менеджмента. 

Рисунок 1.9 – Доля российских производителей на российском рынке

    одежды

По данным исследовательского холдинга Ромир, большинство россиян (74%) предпочитают удобную повседневную одежду "городского" стиля – стиль casual. Примерно каждый второй носит спортивную одежду, а одежду "для отдыха" может себе позволить лишь каждый четвертый, вечерние туалеты - только 15% респондентов

Рисунок 1.10 – Предпочтения россиян по стилю одежды, %

Эксперты отмечают, что  еще в 2007 году покупатели активно  интересовались брендами, в том числе luxury, однако в нынешней ситуации на рынке одежного ритейла уже наметилось смещение спроса в сторону недорогих товаров. Действительно, по данным исследований компании GfK Русь, было выявлено, что в 2009 году более половины россиян (51%) не покупали модную одежду топ-50 марок. Сильнее прочих сократились приобретения известных марок спортивной одежды и экипировки для активного отдыха: Adidas (-31,5%), Nike (-50%), Puma (-37,5%), Columbia (-40%). Джинсовые марки, такие как Levi`s и Gloria Jeans, сократились примерно на треть. Экономить на одежде в кризис начали в первую очередь те, кто покупал её, чтобы доставить себе удовольствие, а не как предмет первой необходимости. Именно с этим связано то, что женщины чаще мужчин в кризис экономили на одежде. Такая же тенденция отмечена в европейских странах, где больше экономят, но и больше осуществляют покупок для удовольствия. 
В наименьшей степени пострадала одежда в стиле Casual – продажи марок Savage, OGGI, Mango в 2009 году почти не изменились. Так, 2009 г. в компании продажи снизились приблизительно на 5%, что является хорошим показателем по сравнению с показателями работы в других странах. Mango планирует продолжить расширение сети на российском рынке и в течение десяти лет довести число магазинов в России с 60 до 200. 
Участники торгового бизнеса отмечают, что новых поставок нет, поскольку клиенты дорогих магазинов пытаются сэкономить на покупках, и идут туда, где представлена продукция более низкого ценового сегмента. Падение розничных продаж одежды, прежде всего, отразилось на мелких слабых игроках и брендах, не успевших закрепиться на рынке. Так, с российского рынка уже ушли французская марка модной женской одежды Kookai, итальянская марка Diesel, была закрыта сеть магазинов одежды "Модный сезон", развиваемая компанией Sminex. В 2009 г закрылись монобрендовые бутики Stella McCartney и Alexander McQueen в Москве, Hugo Boss, Escada в Санкт-Петербурге. Уход многих популярных марок с рынка приводит к росту пустых торговых площадей в торговых центрах. По данным «Ассоциации предприятий индустрии моды», в первом полугодии 2009 года объем вакантных площадей вырос на 8%. К 2010 году арендные ставки могут снизиться еще на 10-15%. Владельцы помещений готовы работать с продавцами даже на постоплатной системе, а также освобождают их от страховых .

По результатам исследований GfK Русь, проведенных в 2008 и 2009 гг., цена одежды является определяющим фактором для покупателя при покупке. Не только в период кризиса, но и до его начала внимание к цене составляло около  половины успеха покупки (45-48%). Около 20-22% приобретений сделано из соображений комфорта и удобства, 12% покупателей выбирают одежду, ориентируясь на ее дизайн. Натуральность материала стала менее важным фактором, также как и название производителя, страна пошива, а также цвет изделия.

Рисунок 1.11 – Факторы, влияющие на выбор одежды, %

Крупнейшим форматом на российском рынке одежды остаются вещевые рынки, их доля составляет 75% от общего числа продаж. В Москве же на рынках и в торговых центрах совершается одинаковой количество покупок – по 40% от всех покупок, на бутики приходится порядка 10% покупок. Необходимо отметить, что предпочтения по местам продаж в нашей стране различаются в зависимости от размера населённого пункта. Так, к примеру, в сёлах преимущество отдаётся открытым вещевым рынкам – как минимум потому, что бутиков нет поблизости. Впрочем, с покупательской способностью населения это тоже связано неразрывно – даже при путешествии в более крупные населённые пункты, большинство жителей сёл предпочитают рынки. В небольших городках чаще выбирают крытые рынки, предпочитая их магазинам и торговым комплексам. В то же время, в больших городах население больше ценит крупные торговые центры и торговые комплексы: если к моно- и мультибрендовым бутикам здесь при покупке одежды и обуви склоняются от 11% до 22% населения, то к ассортименту торговых комплексов в таком случае прибегают до 45% покупателей. Так, примерно половина жителей столицы предпочитают покупать одежду в сети «Мега», также популярны сеть «Ашан», ТЦ «Европейский» и ТК «Охотный Ряд». Впрочем, больше всего посетителей стоков и дискаунтеров также живёт в крупных городах – 14% в мегаполисах и 12% в годах с населением от 500 тыс. до миллиона против 6-7% в сёлах и небольших населённых пунктах. 

В Москве неизменно растёт количество торговых центров. В основном москвичи совершают покупки в  уже привычном торговом центре, 25% - в торговом центре, где представлены сети известных брендов, лишь 14% респондентов покупают одежду в торговых центрах, которые находятся по пути домой или на работу и 11% - выбирают торговый центр по совету друзей. Растет и количество сетевых магазинов. Лидерами среди сетевых магазинов по распространенности и известности стали: молодёжные марки «MEXX» и «OGGI», среди более дорогих - «Zara» и «Calvin Klein».  
Таким образом, крупные города лидируют в развитии современных форматов торговли, и фактор цены при этом всё-таки несколько уступает требованиям к качеству, соответствию моде, известности бренда. Однако это в большей степени относится к тем, кто выбирает одежду не столько из практических соображений, сколько для удовольствия, а значит, количество таких покупок в кризис.

Информация о работе Управление маркетингом на предприятии на функциональном уровне