Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:41, курсовая работа
У предпринимателей, маркетологов и менеджеров имеется потребность в более глубоких знаниях теории и практики управления маркетингом .В настоящее время отечественными маркетологами и предпринимателями уже накоплен определенный опыт маркетинговой деятельности, однако в теории маркетинга требуется углубление понимания маркетинга как системы управления, предполагающей выделение объекта и субъекта управления, а также прямых и обратных функциональных связей.
1. Маркетинговые исследования
1.1. Основные направления маркетинговых исследований
1.2. Объекты и методы маркетинговых исследований
1.3. Порядок ведения маркетинговых исследовании
2. Обзор российского рынка бижутерии
2.1. Ценовая структура рынка бижутерии
2.2. Страны-импортеры на российском рынке бижутерии
2.3.Основные продавцы и среднемесячная прибыль в разных товарных точках
2.4. Маркетинговые исследования российского рынка бижутерии
На сегодняшний день в натуральном выражении около 50% принадлежит дешевой продукции, 40% - продукции среднего ценового диапазона и 10% - дорогим изделиям под брэндами известных мастеров и домов моды (рисунок 3).
Рисунок 3. Ценовая структура рынка бижутерии (в натуральном выражении)[5]
На долю дешевой бижутерии на московском рынке приходится примерно 50% общих продаж (в натуральном выражении). Цена дешевых изделий составляет в среднем 100-200 руб. Это китайские, афганские, сирийские изделия. Розничные торговцы, имеющие сети мелких точек в переходах метро и на рынках, закупают товар оптом на Черкизовском рынке. Цены ниже, зато и покупают здесь больше и чаще. Торговая наценка на дешевую бижутерию низкого качества составляет, по некоторым данным, до 200-300%, а основная часть ее стоимости приходится не на изготовление, а на доставку самолетом из Китая. Украшения стоимостью 200-500 рублей производятся также в Китае. Но, как правило, на них написано Made in Italy, и качество их немного выше.
К средней ценовой группе относится товар, розничная цена которого – 500-1500 руб. за изделие, и продается он под своей торговой маркой. Формат продаж продукции этого сегмента - прилавочно-витринные секции и бутики крупных торговых центров, отделы универмагов, интернет-магазины, а также небольшие специализированные магазины. Как правило, это бижутерия отечественных, немецких, французских и итальянских фирм (Grey Stone, Bijoux Land, Selena, Iness M. Paris, «Эталон-Женави», «Альтес», «Авеню» и др.), а также некоторых китайских и корейских производителей. Эта группа составляет не менее 40% продаж в натуральном выражении.
На изделия дорогих брэндов приходится примерно 10% общего объема продаж. В этом сегменте в основном работают импортеры дорогой одежды и парфюмерии, которые самостоятельно закупают для своих магазинов украшения известных мастеров. В среднем цена таких изделий составляет 1500-4000 руб. и достигает $300-700. В эту группу входят украшения известных торговых марок — Yves Saint-Laurent, Christian Dior, Ted Lapidus, Christian Lacroix, Kenzo, Valentino и др. Изысканные украшения продаются в престижных магазинах и бутиках, где реализуется одежда этих же торговых марок. В Москве открыты фирменные магазины крупных западных сетей — французской Inesse M. Paris, итальянских ZOPPINI, Nomination, Colours&Beauty, американской Courtney G, датской PILGRIM .
Однако необходимо отметить, что структура рынка бижутерии в стоимостном и натуральном выражении сильно различаются. Так, если в натуральном выражении лидирует дешевая бижутерия, то в стоимостном – средняя по цене. По оценке «Экспресс-Обзор», активнее всего развивается бижутерия среднего ценового сегмента. В 2008 году будет прослеживаться тенденция к сокращению доли объема рынка дешевой и дорогой бижутерии вследствие увеличения доли украшений среднего ценового сегмента .
2.2. Страны-импортеры на российском рынке бижутерии
Внутреннего производства бижутерии в нашей стране практически нет, поэтому данный рынок во многом зависим от импорта: в Россию импортируются все виды бижутерии. Значительную долю занимает контрафактная продукция, которая ввозится в основном из Турции. По различным оценкам, ее доля может достигать одной трети от всего объема рынка. Официальными импортерами выступают в основном страны Восточной Европы. Лидерами в импорте бижутерии в РФ являются: Польша, Швейцария, Китай, Германия - 21%, 19%, 15%, 11% соответственно (рисунок 4). Наибольший объем бижутерии импортировала в 2006 году Польша, ее доля составила 21,2 %, или 4,8 млн. долл. в денежном выражении (по материалам .
Рисунок 4. Доли основных стран-импортеров на российском рынке бижутерии в 2006 году [6]
Однако Россия тоже предоставляет свою продукцию на рынки Европы: в 2006 году почти 50% продукции было вывезено в Таджикистан (рисунок 5). Россия вывозит все виды бижутерии, кроме запонок и заколок.
Рисунок 6. Доли основных стран-экспортеров на российском рынке бижутерии в 2006 году [7]
Таким образом, на российском рынке бижутерии представлена в основном импортная продукция. Производством бижутерии в промышленных масштабах в России занимается только холдинг Etalon-Jenavi. За 15 лет существования компании на двух петербургских заводах возникло единственное крупное в России производство бижутерии, выпускающее 500 тыс. изделий в месяц, 6 млн. изделий в год с оборотом $20 млн. Доля Etalon-Jenavi на рынке оценивается в 3%, но от всей бижутерии, произведенной в России, доля компании составляет 74,68% в стоимостном выражении. Etalon-Jenavi владеет сотнями точек продаж в Санкт-Петербурге и Москве; более 300 торговых точек в России и странах СНГ торгуют по франшизе.
Etalon-Jenavi производит витрины и упаковку, синтезирует алмазы, выращивает малахит, делает ювелирные инструменты, изготавливает бизнес-сувениры, имеет свои фото- и дизайн-студии. Все, что компания закупает у поставщиков,- это металлические листы и кристаллы Swarovski. Недавно компания заключила эксклюзивный договор на закупку кристаллов Swarovski для производства своих изделий, и сейчас также ориентируется на ценовой сегмент от среднего к премиальному .
Что касается иностранных производителей, реализующих продукцию на российском рынке, то их достаточно много. Количество китайских и корейских изготовителей, производящих изделия низкого качества, которые реализуются в мелких точках в переходах метро и на рынках, не поддается подсчетам.
В то же время в среднем и высоком ценовых диапазонах представлены известные производители бижутерии из Польши, Италии, Испании, США и других стран.
Бижутерия из США представлена на российском рынке в разных категориях – от изделий в низкой ценовой категории до класса люкс. Кроме этого, на рынке предлагается широкий ассортимент магнитных браслетов производства США и изделия, позиционирующиеся как товары для здоровья. Например, Courtney G - это американская марка, хорошо известная в США, Канаде и Латинской Америке. Отличительная особенность марки Courtney G – это огромный ассортимент на любой вкус (более 15 000 позиций), частое (раз в два месяца) обновление коллекций - более чем на 1000 позиций. Присутствуют в России и производители из Дании.
Так, датские украшения PILGRIM продаются более чем в 5000 магазинах в 40 странах мира - от Европы до Австралии. Характерная черта магазинов PILGRIM – концептуальное, узнаваемое по всему миру оформление интерьера. Все магазины оформляются в соответствии с принятыми стандартами визуального мерчендайзинга и фирменными POS материалами с фотосессий промо-лица компании.
Италия активно развивает собственные торговые сети в странах Центральной и Восточной Европы, в США, Австралии. На российском рынке итальянская бижутерия представлена очень широко и продается как в Интернет-магазинах, так и в монобрендовых бутиках. В России предпочитают развивать франшизную сеть. Например, «Colours&Beauty» – сеть fashion-магазинов, которые являются самыми успешными на рынке декоративной косметики и модных аксессуаров из Италии. На сегодняшний день более чем 350 концептуальных магазинов «Colours&Beauty» открыто по всей Европе. В Россию компания пришла в сентябре 2004 года и сейчас в нашей стране успешно работает 54 магазина «Colours&Beauty».
Испанские фирмы представлены на российском рынке слабо, предлагаются в общем пуле изделий в интернет-магазинах. В Испании делают бижутерию всех видов, цветов и фасонов. Но отличительная особенность испанской бижутерии - искусственный жемчуг Majorica. Его делают белым, черным, розовым, золотым, комбинируют со стразами Svarovski. К каждому изделию прилагается сертификат, он же гарантия. [8]
На Востоке основной производитель качественной бижутерии - Южная Корея. Корейцы изготавливают усыпанные стразами заколки для волос, крабы, ободки и броши. Корейские изделия предлагают в общем пуле Торговые дома, специализирующиеся на бижутерии, а также Интернет-магазины.
Довольно обширно на российском рынке представлена австралийская бижутерия, вышедшая вперед на волне этнической моды. Здесь появился новый стиль бижутерии - она создается на основе древних аборигенских рисунков, обработанных современными дизайнерами в урбанистическом стиле .
2.3. Основные продавцы и среднемесячная прибыль в различных торговых точках
По оценкам экспертов, сегодня на рынке бижутерии и украшений работает около 50 оптовых продавцов, из них 5-7 - крупные поставщики, занимающие в сумме около 30% рынка. Крупнейшие мировые ритейлеры в области украшений и аксессуаров начали приходить в Россию в 2004 году. Первыми стали британская Accessorizes и итальянская Colors&Beauty, а затем на российский рынок вышли британская Diva и американская Clairs. Сейчас Accessorize и Colours & Beauty имеют приблизительно по 50 и 40 магазинов соответственно и являются лидерами отрасли (таблица 1).
Табл.1.Лидеры отросли [9]
| 2006 г. | 2007 г. | 2007 г.в % к 2006 г. |
Все категории хозяйств, в том числе: | 1638 | 1784 | 108,9 |
сельхозорганизации | 850 | 969 | 106,8 |
хозяйства населения | 747 | 768 | 97,8 |
крестьянские(фермерские) хозяйства | 41 | 47 | 104,9 |
В марте 2007 года на российский рынок вышла американская сеть Guess Accessories. В течение трех лет в европейской части страны должны появиться около 50 специализированных ее магазинов. Развивать проект по франшизе будет компания "Джамилько", уже зарекомендовавшая себя в качестве партнера таких брэндов, как Hermes, Burberry, Chaumet, Dormeuil.
По мнению экспертов, если всем новым игрокам удастся осуществить свои планы по темпам открытия магазинов, то на рынке бижутерии и аксессуаров в ближайшее время может стать тесновато .
Приход в Россию крупных международных сетей по продаже бижутерии и аксессуаров заставил отечественных дилеров украшений пересмотреть стратегию бизнеса. Уход в более дорогую ценовую нишу российские поставщики сопровождают развитием собственной розницы и инвестициями в брэндинг.
Крупных магазинов, торгующих исключительно бижутерией, на столичном рынке нет. Основные продажи совершаются в небольших торговых точках. Однако для каждого сегмента характерен свой вариант торговой точки. Так, основной канал сбыта для дешевой бижутерии — специализированные киоски. В магазинной рознице такой товар продается слабо.
Бижутерия по средней и выше среднего цене продается, в основном, в бутиках, работающих в торговых центрах, а также в одежных, галантерейных магазинах, универмагах. Это, как правило, монобрендовые магазины, работающие на условиях франчайзинга.
Украшения сегмента «премиум» реализуются исключительно в престижных магазинах, бутиках, где продается одежда этих же торговых марок. В основном элитарный товар рассчитан на почитательниц того или иного дома моды .
Наиболее популярный, массовый розничный формат поставщиков бижутерии представлен в основном небольшими киосками-витринами (2-5 кв. м.) или секциями в крупных торговых центрах площадью 20-30 кв. м, с ассортиментом, насчитывающим не менее 500 видов изделий. Прибыль в таких точках по сравнению с другими форматами торговых точек наиболее высока (рисунок 6). По мнению экспертов, лучший вариант для торговли бижутерией сегодня – создание магазина формата Cash & Carry, где украшения выставлены в свободном доступе .
Рисунок 7. Средние оценки среднемесячной прибыли в различных форматах торговых точек, тыс. долларов [10]
Формат shop-in-shop (магазин в магазине) получил такую популярность не случайно. Брендовые киоски с профессиональными витринами и широкой коллекцией изделий определенной марки требуют небольших стартовых вложений, быстро окупаются, и дают возможность начинающему предпринимателю организовать не одну-две точки, а сразу собственную сеть из 5-6 мини-магазинов.