Управление маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:42, дипломная работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – анализ системы управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности ООО «Олимпус» и выработка рекомендаций по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели, задачи и принципы организации маркетинговой деятельности на предприятия.
2. Выявить особенности организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности.
3. Исследовать рынок продукции пищевой промышленности.
4. Проанализировать систему управления маркетинговой деятельностью ООО «Олимпус»
5. Предложить рекомендации по совершенствованию системы маркетинговой деятельностью ООО «Олимпус».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности
1.1 Цели, задачи и функции маркетинга на предприятии
1.2 Особенности управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности
1.3 Анализ рынка продукции пищевой промышленности
2. Анализ и диагностики маркетинговой деятельности ООО «Олимпус»
2.1 Организационно-финансовая характеристика ООО «Олимпус»
2.2 Мониторинг внешней и внутренней среды ООО «Олимпус»
2.3 Анализ системы управления маркетингом в ООО «Олимпус»
3. Совершенствование системы управления маркетинговой деятельностью ООО «Олимпус»
3.1 Проведение маркетингового исследования для ООО «Олимпус»
3.2 Цели и задачи управления маркетинговой деятельности ООО «Олимпус»
3.3 Основные этапы формирования системы управления маркетинговой деятельностью ООО «Олимпус»

Файлы: 1 файл

Проектирование параметров системы управления маркетин­говой деятельностью фирмы.doc

— 487.00 Кб (Скачать файл)

 

Анализ таблицы 1 позволяет  сделать вывод о том, что система управления производством в пищевой промышленности в первом варианте обладает гибкостью, эластичностью, оперативностью и восприимчивостью к рыночным изменениям. Причем первая система наиболее адаптивна к различным инновациям вообще и к рыночной конъюнктуре в частности. Она широко использует в организации и управлении современные методы ценовой и товарной политики. Ее коллектив несет большую социальную и нравственную ответственность за производимый и выносимый на рынок товар.

Главное в том, что  философия коллективов и руководства  различная. В первом варианте - удовлетворить запросы, интересы потребителя, а во втором - произвести и продать. Все это в итоге отражается на результатах бизнеса.

Маркетинг пищевых продуктов  имеет ряд особенностей в отличие  от маркетинга других отраслей промышленности. Особенности маркетинга пищевых  предприятий определяются в первую очередь тем, что они используют в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию: переплетение природных и экономических процессов; несовпадение рабочего периода в сельском хозяйстве и периода производства; сезонность производства и получения продуктов. Также особенности маркетинга пищевых предприятий определяются самой продукцией, выпускаемой данными предприятиями.

Особенность маркетинга пищевой продукции, как уже отмечалось, определяется и несовпадением рабочего периода в сельском хозяйстве  и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу пищевой продукции должны очень хорошо знать, уметь прогнозировать диалектику спроса потребителей, тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность маркетинга.

Важнейшей особенность  маркетинга пищевой продукции заключается  в том, что специалисты или  его службы имеют дело с товаром  первой жизненной необходимости. Следовательно, маркетологи пищевых предприятий должны своевременно в необходимом объеме и ассортименте с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды, потребности, интересы. Товар этот, как правило, скоропортящийся, поэтому необходимы оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обеспечение.

Таким образом, управление маркетинговой деятельностью предприятия  пищевой промышленности обладает рядом  особенностей, наиболее важными из которых являются: особенности товара, несовпадение рабочего периода в сельском хозяйстве и периода производства, направленность производства на непосредственного потребителя, что делает пищевую промышленность наиболее восприимчивой к внедрению рыночных отношений, влияющих на организационную структуру, высокий уровень материалоемкости производимой продукции, требующий учета влияния хозяйственного механизма на уровень использования сырьевых и других материальных ресурсов, экономического стимулирования повышения качества сельскохозяйственного сырья и конечной пищевой продукции.

1.3 Анализ рынка продукции пищевой промышленности

 

Пищевая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах  и ассортименте, достаточных для  формирования правильного и сбалансированного  рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему производства продукции они занимают второе место в экономике страны, а пищевая промышленность среди отраслей, производящих промышленную продукцию – третье, уступая лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.

В настоящее время  в ней насчитывается более 30 отраслей, объединяющих 61,3 тысяч организаций, осуществляющих производство пищевых  продуктов, включая напитки, и табака. В промышленности трудится более 1,4 млн. человек. Преобладающими формами собственности являются частная и смешанная, на долю которых приходится более 91% объема пищевой промышленной продукции.

Пищевая промышленность обладает целым рядом специфических  особенностей, в числе которых  наиболее выражена жёсткая конкуренция с зарубежными поставщиками. Рынок её продукции обладает высокой ёмкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным объектом для инвестиций.

Вхождение пищевой и  перерабатывающей промышленности в  рыночные реформы в 90-е годы было сложным и трудным в связи с просчетами в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике государства, а также отсутствием государственной поддержки в самом начале осуществления экономических реформ и практического опыта работы у предприятий пищевой промышленности в условиях рыночных отношений. Производство основных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, идущего на переработку, упало почти вдвое, снизилось инвестирование средств на развитие и техническое перевооружение, ухудшилось использование производственных мощностей. Преодолев спад производства, имевший место с 1991 по 1998 год, промышленность с 1999 г. начала устойчиво наращивать производство продукции, как в целом, так и по основным видам продовольствия.

За период с 2003 по 2009 год рост индекса промышленного производства в целом по годам колебался в пределах 4% - 8 %. В январе 2009 г. он составил 6,1 % (в 2008 г. – 5,4 %). По сравнению с 2003 г. этот показатель вырос на 50,9%.

Согласно данным Росстата прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигла в 2008 г. уровня 103,9 млрд. руб. или на 24,5% больше, чем в 2007 году. Средний уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) составил 10,5% против 8,8% в предыдущем году. В целом предприятиями промышленности было отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 2223 млрд. руб. с темпом роста 128,6% к 2007 году. Удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий и организаций от общего их количества увеличился с 65,2% в 2007 г. до 71,6% в 2008 году.

В 2008 г. предприятия пищевой промышленности работали устойчиво, продолжался процесс наращивания объемов производства основных видов продукции. Так, по сравнению с 2007 г. производство мяса и субпродуктов 1 категории увеличилось на 14,6%, колбасных изделий на 7%, мясных полуфабрикатов на 9%, цельномолочной продукции на 0,2%, масла животного на 2,5%, сыров жирных на 3,1%, сахара-песка на 4%, кондитерских изделий на 4,3%, плодоовощных консервов на 24,9%, продуктов из картофеля на 25,2%, быстрозамороженной плодоовощной продукции на 19,9%, маргариновой продукции на 14,4%, майонеза на 10,1%, чая натурального на 2,9%, кофе натурального на 5,1%, крупы на 3,1%, безалкогольных напитков на 13,8%, минеральных вод на 15,3%, пива на 15,9%, вин виноградных на 8,8%, вин шампанских на 40,4%, вин плодовых на 10,3%, коньяков на 24,9%, водки и ликеро-водочных изделий на 9,9 % и других.

За последние 7 лет  отмечено существенное улучшение в  состоянии питания населения  за счет изменения структуры потребления пищевых продуктов – увеличена доля мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей. Так, потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло с 45 кг в 2000 г. до 58 кг в 2008 г., молока и молокопродуктов с 215 до 239 кг, овощей и бахчевых с 86 до 106 кг, фруктов и ягод с 34 до51 кг.

В то же время среднедушевое  потребление таких важнейших  продуктов как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и  рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты еще остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Наряду с этим среднедушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты превышает рекомендуемые нормы, что связано в некоторой степени с низкой платежеспособностью большей части населения.

В последние годы в  стране разработаны и внедрены в производство сотни новых видов продуктов питания, в том числе обогащенных микронутриентами. На предприятиях пищевой промышленности внедрено более 1200 новых технологических процессов. Скоординированность действий учреждений медицинского профиля и производителей пищевой продукции обеспечила возможность разработки и внедрения более 350 новых видов специализированных продуктов для вскармливания детей раннего возраста, а также для детей дошкольного и школьного возрастов, которые вырабатываются из специально подобранного сырья с обогащением витаминами, микроэлементами и пищевыми волокнами.

В XXI веке приоритетным фактором в обеспечении конкурентоспособности  пищевой продукции будет оставаться не только безопасность, гарантируемая  сегодня государством в соответствии с новой концепцией технического регулирования, но и конкурентоспособное качество. С учетом жесткой конкуренции на российском агропродовольственном рынке, повышение качества и безопасности становится императивом стратегии развития пищевой промышленности.

Большое внимание в отраслях уделяется улучшению качества и  расширению ассортимента производимой продукции, внедрению инновационных  технологий, освоению новейших методов  и видов упаковки. Эти меры позволяют  завоевывать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. Сегодня из России экспортируется мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнечное, папиросы и сигареты, водка и другие товары.

Динамичному наращиванию  объемов производства важнейших  видов продовольствия способствует стабилизация общеэкономической ситуации в стране, повышение платежеспособности населения, создание условий для  привлечения частных отечественных  и иностранных инвестиций, направляемых на развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Развитие пищевой и  перерабатывающей промышленности в  определенной мере зависит от объемов  производства сельскохозяйственного  сырья, его качества и стоимости. При производстве многих видов пищевой продукции в структуре ее себестоимости доля исходного сырья превышает 70%. Поэтому развитие агропромышленного комплекса относится к одним из приоритетов социально-экономической политики государства, а формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия является основной стратегической задачей в экономической области.

Пищевая промышленность в последнее время была одной  из наиболее быстроразвивающихся и  динамичных в Российской Федерации. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал  этого сектора еще полностью  не раскрыт, что представляет прекрасные возможности для местных и международных участников рынка.

Челябинск – это не только город с развитой металлургией и машиностроением. Здесь довольно динамично развивается пищевая  промышленность. За счет замещения  импортной продукции, внедрения новых современных технологий удалось значительно нарастить объемы производства и расширить ассортимент выпускаемой продукции на большинстве предприятий.

Для увеличения доли продукции  местных товаропроизводителей на рынке  Челябинска Администрацией города предпринимаются необходимые меры по продвижению продукции на рынок города. На сегодняшний день в объеме реализации сетевых магазинов доля продукции челябинских производителей составляет более 20%, крупные предприятия города представлены во всех сетевых магазинах. [53]

 

2. Анализ и диагностики маркетинговой деятельности ООО «Олимпус»

2.1 Организационно-финансовая  характеристика ООО «Олимпус»

 

ООО «Олимпус» - оптовая  торговой фирма, предлагающая на рынке  Южного Урала продукты быстрой заморозки. Данное направление не является специфичным, оно имеет много общего с большим количеством рынков товаров широкого спроса. Особенно ярко эти сходства проявляются, если их продукция обладает одинаковыми потребительскими и классификационными свойствами, такими как большой срок хранения товара, нацеленность на максимально широкий круг конечных потребителей и др.

ООО «Олимпус» представляет собой компанию со складской формой организации оптовой торговли. Партия товара от производителя поступает на склад компании в г. Челябинске, а затем отгружается оптовым покупателям посредством самовывоза, багажной отправкой или автотранспортом. Дальнейшее распространение товара осуществляется также на основе его дальнейшей перепродажи и распределяется по разным сбытовым каналам до конечного потребителя.

Территорией деятельности (территорией влияния) компании ООО  «Олимпус» является города Южного Урала. Следует отметить, что данный рынок является далеко неоднородным в силу целого ряда причин, таких как:

- экономическое положение  в регионе,

- средний доход на  душу населения,

- удаленность региона  от центра и заграницы,

- число жителей,

- количество крупных городов

- и т.д.

Так как сфера влияния  компании ООО «Олимпус» очень  широка и затрагивает интересы многочисленных и разнообразных представителей различных отраслей, то общее число участников рынка продуктов быстрой заморозки достаточно велико.

Представляется целесообразным сказать несколько слов о расположении и концентрации основных участников рынка.

Производители продуктов  быстрой заморозки представленные на российском рынке расположены по всему миру, однако, основные производители находятся в Новосибирск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, так же компания напрямую работает с Прибалтийскими производителями, а так же Венгерскими и Польскими фабриками быстрой заморозки продуктов.

Крупные оптовики расположены  в Челябинской области. Мелкие оптовики и розничная сеть – по Челябинску и области снабжают продуктами быстрой заморозки свою торговую точку.

Рынок замороженных продуктов начал развиваться не очень давно. «Олимпус» находится на этом рынке с 2003 года.

Информация о работе Управление маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности