Управление маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – анализ системы управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности ООО «Олимпус» и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объект исследования – маркетинговая деятельность ООО «Олимпус»
Предмет исследования - управление маркетинговой деятельностью ООО «Олимпус».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели, задачи и принципы организации маркетинговой деятельности на предприятия.
2. Выявить особенности организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности.
3. Исследовать рынок продукции пищевой промышленности.

Файлы: 1 файл

курсовая-пример.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ таблицы 1 позволяет  сделать вывод о том, что система управления производством в пищевой промышленности в первом варианте обладает гибкостью, эластичностью, оперативностью и восприимчивостью к рыночным изменениям. Причем первая система наиболее адаптивна к различным инновациям вообще и к рыночной конъюнктуре в частности. Она широко использует в организации и управлении современные методы ценовой и товарной политики. Ее коллектив несет большую социальную и нравственную ответственность за производимый и выносимый на рынок товар.

Главное в том, что  философия коллективов и руководства  различная. В первом варианте - удовлетворить запросы, интересы потребителя, а во втором - произвести и продать. Все это в итоге отражается на результатах бизнеса.

Маркетинг пищевых продуктов  имеет ряд особенностей в отличие  от маркетинга других отраслей промышленности. Особенности маркетинга пищевых  предприятий определяются в первую очередь тем, что они используют в качестве сырья сельскохозяйственную продукцию: переплетение природных и экономических процессов; несовпадение рабочего периода в сельском хозяйстве и периода производства; сезонность производства и получения продуктов. Также особенности маркетинга пищевых предприятий определяются самой продукцией, выпускаемой данными предприятиями.

Особенность маркетинга пищевой продукции, как уже отмечалось, определяется и несовпадением рабочего периода в сельском хозяйстве  и периода производства. Например, продукцию растениеводства получают один-два раза в год, а рабочий период длится целый год. В связи с этим специалисты по маркетингу пищевой продукции должны очень хорошо знать, уметь прогнозировать диалектику спроса потребителей, тенденцию его удовлетворения, рыночную конъюнктуру и т.д., ибо от этого зависит эффективность маркетинга.

Важнейшей особенность  маркетинга пищевой продукции заключается  в том, что специалисты или  его службы имеют дело с товаром  первой жизненной необходимости. Следовательно, маркетологи пищевых предприятий должны своевременно в необходимом объеме и ассортименте с учетом возраста, пола, национальных традиций, состояния здоровья потребителей удовлетворять их нужды, потребности, интересы. Товар этот, как правило, скоропортящийся, поэтому необходимы оперативность поставки, целесообразная упаковка, сервисное и эстетическое обеспечение.

Таким образом, управление маркетинговой деятельностью предприятия  пищевой промышленности обладает рядом  особенностей, наиболее важными из которых являются: особенности товара, несовпадение рабочего периода в сельском хозяйстве и периода производства, направленность производства на непосредственного потребителя, что делает пищевую промышленность наиболее восприимчивой к внедрению рыночных отношений, влияющих на организационную структуру, высокий уровень материалоемкости производимой продукции, требующий учета влияния хозяйственного механизма на уровень использования сырьевых и других материальных ресурсов, экономического стимулирования повышения качества сельскохозяйственного сырья и конечной пищевой продукции.

1.3 Анализ рынка продукции пищевой промышленности

 

Пищевая промышленность призвана обеспечивать население различными продуктами питания в объемах  и ассортименте, достаточных для  формирования правильного и сбалансированного рациона питания. В совокупности с сельским хозяйством по общему объему производства продукции они занимают второе место в экономике страны, а пищевая промышленность среди отраслей, производящих промышленную продукцию – третье, уступая лишь топливной промышленности, машиностроению и металлообработке.

В настоящее время  в ней насчитывается более 30 отраслей, объединяющих 61,3 тысяч организаций, осуществляющих производство пищевых  продуктов, включая напитки, и табака. В промышленности трудится более 1,4 млн. человек. Преобладающими формами собственности являются частная и смешанная, на долю которых приходится более 91% объема пищевой промышленной продукции.

Пищевая промышленность обладает целым рядом специфических  особенностей, в числе которых наиболее выражена жёсткая конкуренция с зарубежными поставщиками. Рынок её продукции обладает высокой ёмкостью и характеризуется стабильным спросом, что делает отрасль привлекательным объектом для инвестиций.

Вхождение пищевой и  перерабатывающей промышленности в рыночные реформы в 90-е годы было сложным и трудным в связи с просчетами в организационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике государства, а также отсутствием государственной поддержки в самом начале осуществления экономических реформ и практического опыта работы у предприятий пищевой промышленности в условиях рыночных отношений. Производство основных видов продовольствия и сельскохозяйственного сырья, идущего на переработку, упало почти вдвое, снизилось инвестирование средств на развитие и техническое перевооружение, ухудшилось использование производственных мощностей. Преодолев спад производства, имевший место с 1991 по 1998 год, промышленность с 1999 г. начала устойчиво наращивать производство продукции, как в целом, так и по основным видам продовольствия.

За период с 2003 по 2009 год рост индекса промышленного производства в целом по годам колебался в пределах 4% - 8 %. В январе 2009 г. он составил 6,1 % (в 2008 г. – 5,4 %). По сравнению с 2003 г. этот показатель вырос на 50,9%.

Согласно данным Росстата прибыль, полученная крупными и средними предприятиями, достигла в 2008 г. уровня 103,9 млрд. руб. или на 24,5% больше, чем в 2007 году. Средний уровень рентабельности проданных товаров, продукции (работ, услуг) составил 10,5% против 8,8% в предыдущем году. В целом предприятиями промышленности было отгружено продукции (работ, услуг) на сумму 2223 млрд. руб. с темпом роста 128,6% к 2007 году. Удельный вес прибыльных крупных и средних предприятий и организаций от общего их количества увеличился с 65,2% в 2007 г. до 71,6% в 2008 году.

В 2008 г. предприятия пищевой промышленности работали устойчиво, продолжался процесс наращивания объемов производства основных видов продукции. Так, по сравнению с 2007 г. производство мяса и субпродуктов 1 категории увеличилось на 14,6%, колбасных изделий на 7%, мясных полуфабрикатов на 9%, цельномолочной продукции на 0,2%, масла животного на 2,5%, сыров жирных на 3,1%, сахара-песка на 4%, кондитерских изделий на 4,3%, плодоовощных консервов на 24,9%, продуктов из картофеля на 25,2%, быстрозамороженной плодоовощной продукции на 19,9%, маргариновой продукции на 14,4%, майонеза на 10,1%, чая натурального на 2,9%, кофе натурального на 5,1%, крупы на 3,1%, безалкогольных напитков на 13,8%, минеральных вод на 15,3%, пива на 15,9%, вин виноградных на 8,8%, вин шампанских на 40,4%, вин плодовых на 10,3%, коньяков на 24,9%, водки и ликеро-водочных изделий на 9,9 % и других.

За последние 7 лет  отмечено существенное улучшение в  состоянии питания населения за счет изменения структуры потребления пищевых продуктов – увеличена доля мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей. Так, потребление мяса и мясопродуктов на душу населения возросло с 45 кг в 2000 г. до 58 кг в 2008 г., молока и молокопродуктов с 215 до 239 кг, овощей и бахчевых с 86 до 106 кг, фруктов и ягод с 34 до51 кг.

В то же время среднедушевое  потребление таких важнейших  продуктов как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и  рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты еще остается ниже рекомендуемых медицинских норм потребления. Наряду с этим среднедушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопродукты превышает рекомендуемые нормы, что связано в некоторой степени с низкой платежеспособностью большей части населения.

В последние годы в  стране разработаны и внедрены в  производство сотни новых видов  продуктов питания, в том числе  обогащенных микронутриентами. На предприятиях пищевой промышленности внедрено более 1200 новых технологических процессов. Скоординированность действий учреждений медицинского профиля и производителей пищевой продукции обеспечила возможность разработки и внедрения более 350 новых видов специализированных продуктов для вскармливания детей раннего возраста, а также для детей дошкольного и школьного возрастов, которые вырабатываются из специально подобранного сырья с обогащением витаминами, микроэлементами и пищевыми волокнами.

В XXI веке приоритетным фактором в обеспечении конкурентоспособности  пищевой продукции будет оставаться не только безопасность, гарантируемая сегодня государством в соответствии с новой концепцией технического регулирования, но и конкурентоспособное качество. С учетом жесткой конкуренции на российском агропродовольственном рынке, повышение качества и безопасности становится императивом стратегии развития пищевой промышленности.

Большое внимание в отраслях уделяется улучшению качества и  расширению ассортимента производимой продукции, внедрению инновационных  технологий, освоению новейших методов  и видов упаковки. Эти меры позволяют завоевывать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. Сегодня из России экспортируется мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнечное, папиросы и сигареты, водка и другие товары.

Динамичному наращиванию  объемов производства важнейших  видов продовольствия способствует стабилизация общеэкономической ситуации в стране, повышение платежеспособности населения, создание условий для  привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, направляемых на развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Развитие пищевой и  перерабатывающей промышленности в  определенной мере зависит от объемов  производства сельскохозяйственного сырья, его качества и стоимости. При производстве многих видов пищевой продукции в структуре ее себестоимости доля исходного сырья превышает 70%. Поэтому развитие агропромышленного комплекса относится к одним из приоритетов социально-экономической политики государства, а формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны и наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия является основной стратегической задачей в экономической области.

Пищевая промышленность в последнее время была одной  из наиболее быстроразвивающихся и  динамичных в Российской Федерации. Несмотря на значительную инвестиционную активность, действительный потенциал  этого сектора еще полностью не раскрыт, что представляет прекрасные возможности для местных и международных участников рынка.

Челябинск – это не только город с развитой металлургией и машиностроением. Здесь довольно динамично развивается пищевая  промышленность. За счет замещения импортной продукции, внедрения новых современных технологий удалось значительно нарастить объемы производства и расширить ассортимент выпускаемой продукции на большинстве предприятий.

Для увеличения доли продукции  местных товаропроизводителей на рынке Челябинска Администрацией города предпринимаются необходимые меры по продвижению продукции на рынок города. На сегодняшний день в объеме реализации сетевых магазинов доля продукции челябинских производителей составляет более 20%, крупные предприятия города представлены во всех сетевых магазинах. [53]

 

2. Анализ и диагностики маркетинговой деятельности ООО «Олимпус»

2.1 Организационно-финансовая  характеристика ООО «Олимпус»

 

ООО «Олимпус» - оптовая  торговой фирма, предлагающая на рынке  Южного Урала продукты быстрой заморозки. Данное направление не является специфичным, оно имеет много общего с большим количеством рынков товаров широкого спроса. Особенно ярко эти сходства проявляются, если их продукция обладает одинаковыми потребительскими и классификационными свойствами, такими как большой срок хранения товара, нацеленность на максимально широкий круг конечных потребителей и др.

ООО «Олимпус» представляет собой компанию со складской формой организации оптовой торговли. Партия товара от производителя поступает на склад компании в г. Челябинске, а затем отгружается оптовым покупателям посредством самовывоза, багажной отправкой или автотранспортом. Дальнейшее распространение товара осуществляется также на основе его дальнейшей перепродажи и распределяется по разным сбытовым каналам до конечного потребителя.

Территорией деятельности (территорией влияния) компании ООО  «Олимпус» является города Южного Урала. Следует отметить, что данный рынок является далеко неоднородным в силу целого ряда причин, таких как:

- экономическое положение  в регионе,

- средний доход на  душу населения,

- удаленность региона  от центра и заграницы,

- число жителей,

- количество крупных городов

- и т.д.

Так как сфера влияния компании ООО «Олимпус» очень широка и затрагивает интересы многочисленных и разнообразных представителей различных отраслей, то общее число участников рынка продуктов быстрой заморозки достаточно велико.

Представляется целесообразным сказать несколько слов о расположении и концентрации основных участников рынка.

Производители продуктов  быстрой заморозки представленные на российском рынке расположены  по всему миру, однако, основные производители  находятся в Новосибирск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Москва и Московская область, так же компания напрямую работает с Прибалтийскими производителями, а так же Венгерскими и Польскими фабриками быстрой заморозки продуктов.

Крупные оптовики расположены  в Челябинской области. Мелкие оптовики и розничная сеть – по Челябинску и области снабжают продуктами быстрой заморозки свою торговую точку.

Рынок замороженных продуктов  начал развиваться не очень давно. «Олимпус» находится на этом рынке  с 2003 года.

Информация о работе Управление маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности