Управление маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – анализ системы управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности ООО «Олимпус» и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объект исследования – маркетинговая деятельность ООО «Олимпус»
Предмет исследования - управление маркетинговой деятельностью ООО «Олимпус».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели, задачи и принципы организации маркетинговой деятельности на предприятия.
2. Выявить особенности организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности.
3. Исследовать рынок продукции пищевой промышленности.

Файлы: 1 файл

курсовая-пример.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

Становление цивилизованного  предпринимательства в Российской Федерации сопровождается возрастанием роли финансового анализа в управлении предприятием. Значимость и актуальность финансового анализа вообще, а особенно сегодня, в условиях рыночных реформ, трудно переоценить. Для того чтобы выжить в этих условиях и не допустить банкротства предприятия, необходимо хорошо знать:

- как управлять финансами;

- какой должна быть  структура капитала по составу  и источникам образования;

- какую долю должны  занимать собственные средства, а какую заемные;

- то такое деловая активность, финансовая устойчивость, ликвидность, платежеспособность и т.д.

Руководство ООО «Олимпус»  в процессе управления организацией стремится постоянно учитывать  внешнее окружение в целом, поскольку  организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

 

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Олимпус»

 

ООО «Олимпус», с целью  своевременного выявления и устранения недостатков в финансовой деятельности и нахождения резервов улучшения финансового состояния предприятия, проводит финансовые анализы с использованием современных программ 1С. Так анализ финансового состояния предприятия проводится в программе 1С «Финансовое планирование».

Резюме по анализу  финансового состояния предприятия ООО «Олимпус».

  • Денежная единица: тыс. руб.
  • Период анализа: с 4-й кв. 2007 г. по 4-й кв. 2008 г.
  • Значения: Нарастающий итог

1. Финансовые результаты  деятельности.

Предприятие наращивает объемы реализации товаров, вследствие этого его торговая наценка увеличилась с 240 до 900 тыс. руб. или на 275 %.

Деятельность предприятия  является прибыльной. Причем размер прибыли  увеличился на 72%. Наличие у ООО «Олимпус» чистой прибыли, показанной на рисунке 2, свидетельствует об имеющемся источнике пополнения оборотных средств.

 

Рисунок 2 - Чистая прибыль (убыток)

 

2. Дебиторская и кредиторская  задолженность.

Дебиторская и кредиторская задолженности представлены на графике

3. В течение года дебиторская задолженность снизилась, а кредиторская - повысилась.

 

 

Рисунок 3 – Соотношение краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности

 

3. Финансовая устойчивость.

 

Таблица 2 – Коэффициент уровня собственного капитала

Наименование показателя

На начало периода

На конец периода

Изменение

Уровень собственного капитала

0,443

0,139

-0,304


 

Анализ финансовой устойчивости предприятия позволяет говорить о значительном запасе прочности, обусловленном  высоким уровнем собственного капитала, который на конец анализируемого периода составил 0,139 (при рекомендуемом значении не менее 0,100) (табл. 9).

Таким образом, у ООО  «Олимпус» имеются возможности  привлечения дополнительных заемных средств.

4. Платежеспособность.

 

Таблица 3 - Коэффициенты платежеспособности

Наименование показателя

На начало периода

На конец периода

Изменение

Коэф. покрытия (Текущая ликвидность)

1,073

0,821

-0,252

Длительность оборота краткосрочной  кредиторской задолженности, дни

72,501

84,458

11,957


 

При необходимости Предприятие  сможет погасить в краткосрочном периоде свои текущие обязательства перед бюджетом и поставщиками за счет собственных денежных средств, производственных запасов, готовой продукции, дебиторской задолженности и прочих оборотных активов. Об этом свидетельствует значение показателя «Коэффициент покрытия» (коэффициент покрытия краткосрочной задолженности оборотными активами), который составил 0,821 при рекомендуемом значении от 0,80 до 1,50 (табл.10).

Кроме того, можно предположить, что со сроками выполнения обязательств предприятие справляется, или у предприятия хватит ресурсов, чтобы расплатится с кредиторами в течение установленного срока, поскольку показатель длительности оборота кредиторской задолженности, рассматриваемый как индикатор платежеспособности в краткосрочном периоде, не превышал 180 дней, установленных для исполнения денежных обязательств.

5. Комплексная оценка  финансового состояния предприятия.

Предприятие относится  ко второй группе инвестиционной привлекательности. По результатам всестороннего финансового анализа различных аспектов деятельности ООО «Олимпус» можно сделать следующий краткий вывод: предприятие находится, в целом, на приемлемом уровне.

Таким образом, ООО «Олимпус», является активно развивающей компанией, функционирующей на рынке замороженной продукции Челябинской области. Предприятие имеет удовлетворительный уровень доходности. ООО «Олимпус» достаточно устойчиво к колебаниям рыночного спроса на продукцию и другим факторам финансово-хозяйственной деятельности.

 

 

2.2 Мониторинг внешней и внутренней среды ООО «Олимпус»

 

Внутренняя среда организации – это совокупность средств, обеспечивающих выживание и развитие организации, это часть общей среды, которая находится в рамках организации. Рассмотрим подробнее составляющие внутренней среды предприятия ООО «Олимпус». Главная цель предприятия «Олимпус»: «Быть лидером на рынке продуктов быстрой заморозки в Челябинской области и Башкортостана». Среднесрочные цели меняются по мере достижения предыдущих, или изменения ситуации на рынке. Вот некоторые из них из истории развития предприятия: «Стать официальным дистрибьютором некоторых заводов-производителей продуктов быстрой заморозки Венгрии», «Завоевать небольшую долю рынка продуктов быстрой заморозки Челябинской области» и т.д. Краткосрочные цели меняются еще динамичнее, но все они являются подцелями главной цели, составляя, иерархию дерева целей, и служат для продвижения предприятия в лидеры поставщиков продуктов быстрой заморозки Челябинской области.

Задачи – набор  мероприятий или проектов, реализация которых обеспечивает достижение поставленных целей организации. Задачи вытекают из целей и являются способами их достижения. Технология тесно связана с персоналом. Если после своей государственной регистрации компания вошла в рынок со штатом в десять человек, то в течение двух лет деятельности предприятие увеличивает количество своих сотрудников в два раза ежегодно.

Руководство ООО «Олимпус» в процессе управления организацией стремится постоянно учитывать внешнее окружение в целом, поскольку организация является открытой системой, зависящей от взаимообмена вводимыми ресурсами и результатами деятельности с внешним миром.

В этой связи актуальным является исследование рынка замороженных продуктов в г. Челябинске и Челябинской  области. На сегодняшний день объем рынка замороженных овощей, грибов и фруктов в Челябинской области составляет до 1, 24 тыс. тонн и приблизился к 15 млн. долларов.

Почти 47% потребительской  аудитории замороженных продуктов  приходится на город Челябинск. Наиболее привлекательными и освоенными для  продуктов быстрой заморозки  являются средние города Челябинской области. Потенциальный объем рынка оценивается экспертами в 34 млн.долларов.

Всех участников (конкурентов) рынка замороженных продуктов Челябинской  области можно разбить на три  группы:

1 группа. Крупные иностранные  или федеральные компании действующие в Челябинском регионе. Лидирующие позиции в этой группе занимают такие компании как польский холдинг Hortex SA, ЗАО «Хладокомбинат Западный». Вместе в Челябинской области они занимают более 85% рынка.

2 группа. Крупные областные  оптовики-производители. Эти предприятия располагают собственными производственными базами и выпускают продукции собственного производства (хотя сырье по-прежнему закупают за рубежом). Лидирующие позиции в той группе занимают ООО «Эллада» (6% областного рынка) и Калинка (3%).

3 группа. Дистрибьюторы.  ООО «Олимпус» относится именно  к этой группе и занимает  сегодня около 2,5% рынка замороженной  продукции. Основным конкурентом  является ООО ТПП «Океан», занимающий 3,2% рынка.

Для расчета интенсивности  конкуренции используем так называемый четырехдольный показатель концентрации (СR4-Concentration Ratio).

 

СR4=(ОР1+ОР2+ОР3+ОР4)\ОР=(6,7+6,3+0,9+0,45).15=0,95

 

где ОРi – объем реализации продукции одной из четырех наиболее крупных организации, на рассматриваемом рынке.

ОР – общий объем  реализации замороженных продуктов

СR4 – общая доля четырех  первых организаций на рассматриваемом  рынке.

Всего на Челябинском  областном рынке представлено более 30 фирм осуществляющих оптовую торговлю замороженными продуктами, что свидетельствует о высокой концентрации конкурентов.

Оценка конкурентоспособности  предприятия является одним из важнейших  показателей успешности деятельности предприятия. Это обуславливает необходимость оценки конкурентоспособности ООО «Олимпус». При экспертной оценки учитываются следующие характеристики:

  • Ассортимент
  • Качество продукции
  • Цена

Имидж предприятия

Дизайн упаковки

Узнаваемость марки

Рекламная поддержка

Оценка проводилась  по 5-балльной шкале. При этом оценивались  характеристики у шести ведущих  предприятий функционирующих на исследуемом рынке.

 

Таблица 4 - Оценка конкурентных преимуществ предприятий, осуществляющих оптовую торговлю в Челябинской области

Хар-ка

Hortex SA

ЗАО «Хладокомбинат Западный».

Эллада

Калинка

«Океан»

ООО «Олимпус»

Ассортимент

5

5

3

3

4

5

Качество продукции

5

4

4

4

4

5

Цена

5

5

3

4

3

4

Имидж предприятия в области

5

4

3

5

4

3

Дизайн упаковки

5

4

4

4

5

4

Узнаваемость марки

5

3

3

5

5

3

Рекламная поддержка

5

4

3

4

4

3

Итого

35

29

23

29

29

27


 

Анализ конкурентоспособности  ООО «Олимпус» свидетельствует о том, что на сегодняшний день компания уступает ведущим игрокам рынка, хотя различия и не очень значительны. К конкурентным преимуществам ООО «Олимпус» можно отнести широкий ассортимент, высокое качество продукции. К наиболее слабым характеристикам относятся имидж предприятия, информационная и рекламная поддержка.

Анализ основных составных маркетинга представляется целесообразным продолжить составлением перечня сильных и слабых сторон организации, а так же как внешних опасностей, так и возможностей, с которыми организация сталкивается в этой среде. Для этого наиболее признанным методом является SWOT - анализ, который приведен в таблице 5,6 .

 

Таблицы 5 - Матрица SWOT ООО «Олимпус»

 

 

Таблица 6 - Матрица SWOT ООО «Олимпус» (продолжение)

 

В таблице 7 приведены основные параметры, которые напрямую связаны с рассматриваемой проблемой продвижения продукции на рынок.

 

Таблица 7 - Возможности и угрозы внешней среды предприятия

№ п.п

Элемент внешней среды

Возможности

Угрозы

1

Законодательные, политические силы

Нормативные правовые акты не ограничиваю  работу предприятия

Большие таможенные сборы, затрудняют работу с иностранными заводами-изготовителями.

2

Общественные, социальные силы

Многие граждане понимают выгоду приобретения и использования продуктов быстрой заморозки

Для россиян среднего и старшего возраста продукты быстрой заморозки выпадают из потребительской корзинки.

3

Технологические силы

Продукты быстрой заморозки  в связи с определенной технологии заморозки являются экологически чистыми  и полезными для организма человека

 

4

Экономическая ситуация

1. Освоение рынка Челябинской  области, Башкортостана, возможно Татарии

2. Сотрудничество с организациями-посредниками, партнерами

3. Налаживание сбытовой и сервисной сети

1. Сложность в завоевании рынка  из-за плохой маркетинговой политики

2. Частая смена приоритетов в экономике государства

5

Конкуренция

1.Завоевание рынка за счет  введения совершенно нового для  него продукта, отличного от продукции конкурентов

2. Последовательное снижение цен  в темпе со снижением цен  заводов-изготовителей в сезоны  заготовки продукции

Угроза скорого появления на рынке Челябинской области иностранного (венгерского, польского или китайского) поставщика

Информация о работе Управление маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности