Управление маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Цель выпускной квалификационной работы – анализ системы управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности ООО «Олимпус» и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Объект исследования – маркетинговая деятельность ООО «Олимпус»
Предмет исследования - управление маркетинговой деятельностью ООО «Олимпус».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить цели, задачи и принципы организации маркетинговой деятельности на предприятия.
2. Выявить особенности организации управления маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности.
3. Исследовать рынок продукции пищевой промышленности.

Файлы: 1 файл

курсовая-пример.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

В действительности главной  задачей маркетолога является своевременная  реализация намеченный мероприятий  и промакций и создание благоприятных  для их осуществления условий. Само предприятие не проводит каких-либо маркетинговых исследований, которые носят эпизодический характер и заказываются у сторонних организаций.

Подавляющим большинством исследований на изучаемом предприятии  являются кабинетными, а в частности - классический анализ документов. То есть маркетолог совместно с категорийными менеджерами и менеджером по рекламе изучают документы отчетности с целью выявления товаров пользующихся наибольшей популярностью, а также проблемных товаров.

Также маркетологу от поставщиков приходят образцы рекламной продукции, которая должна к определенному сроку быть выставлена в торговом зале и размещена по городу. Он обязан размножить ее и проконтролировать правильность и своевременность ее размещения. В конце отчетного периода маркетолог обязан отправлять руководителю отчетную документацию о проделанной им работе.

Если рассматривать  систему сбыта, то можно смело  утверждать, что на предприятии присутствует непрямой сбыт.

Поставка товара осуществляется на основании заключенных договоров  с поставщиками. При получении товара и проверки соответствия его заявленным в сопроводительных документах информации, он перемещается на склад. Здесь необходимо отметить несколько минусов в работе складского хозяйства. Дело в том, что площади склада не отвечают нуждам предприятия, то есть весь получаемый товар не удается разместить в холодильных камерах, поэтому приходится часть товара держать в местах, для них не предназначенных. Это создает трудности при перемещении по территории предприятия, а также затрудняет поиск нужного товара. Также на складе отсутствует четкая система расположения товара на полках камер, то есть кладовщики по своему собственному усмотрению выгружают продукцию, что создает трудности при ее поиске. Как только запасы на складе подходят к нижней границе необходимого запаса, автоматически заказывается следующая партия. В связи с тем, что предприятие функционирует в сфере торговли, каналы товародвижения как таковые отсутствуют.

Сбытовая деятельность предполагает наличие торговой коммуникации предприятия, т.е. передачу торговой информации от одного клиента к другим. Торговая коммуникация должна включать все формы воздействия, обеспечивать целенаправленную передачу коммерческих сведений заинтересованным лицам. Ее цель - передача информации о продукте по всем каналам его продвижения для формирования благоприятного отношения к предприятию, его производящему.

Торговая коммуникация осуществляется через:

  • демонстрацию продукта представителям торговли, посредникам, торгово-закупочным организациям, предприятиям-потребителям и прочим заинтересованным лицам;
  • конференции (торговые, научно-практические и т.п.), ярмарки;
  • коммерческую корреспонденцию и бюллетени;
  • рекламу, каталоги, материалы выставок и т.п.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что комплексна система управления маркетингом в ООО «Олимпус» на сегодняшний день отсутствует. Отдельные функции маркетинга выполняются маркетологом, при этом он просто не в состоянии выполнять весь груз возложенных на него обязанностей. В итоге и под давлением руководства его функции сводятся к организации рекламных компаний, что, по сути не является непосредственной маркетинговой деятельностью. Кроме того, все проводимые мероприятия не связаны собой в единый маркетинговый план, носят разрывистый характер и имеют единую направленность - на сбыт производимой продукции. Все это, безусловно, негативно сказывается на функционировании организации в целом, препятствует реализацию потенциальных возможностей ООО «Олимпус».

 

3. Совершенствование системы  управления маркетинговой деятельностью ООО «Олимпус»

3.1 Проведение маркетингового исследования для ООО «Олимпус»

 

Формирование эффективной  системы маркетинга невозможно без  предварительного маркетингового исследования, позволящего наметить основные цели и задачи системы маркетинга на предприятии.

В целях анализа мнения потребителей о компании ООО «Олимпус»  и ее продукции было проведено  полевое исследование. Для сбора данных в ходе исследования была разработана Анкета сбора информации. В анкете были сформулированы следующие вопросы и варианты ответов:

1. Как часто Вы приобретаете  замороженные продукты?

А) 1 раз в месяц

Б) 2-3 раза в месяц

В) 4-5 раз в месяц

Г) более 5 раз в месяц.

2. Назовите причины  по которым Вы приобретает  замороженные продукты (полуфабрикаты)?

А) Нежелание готовить тоже самое из обычных продуктов

Б) Недостаток времени  на приготовление еды

В) Хороший вкус блюд, приготовленных из полуфабрикатов

Г) Иное_____________________

3. Какой вид упаковки  замороженных продуктов Вы предпочитаете?

А) прозрачная

Б) полупрозрачная с фотографией

В) непрозрачная с фотографией

Г) коробка

Д) не имеет значения

4. Какие характеристики (можно выбрать до трех вариантов)  замороженных продуктов более  всего влияют на Ваш выбор?

А) Известность марки

Б) Вкусовые качества

В) Цена продукта

Г) Качество хранения

Д) Сохранение витаминов  и свойств продукта

Е) Срок хранения

Ж) Удобство упаковки

З) Внешний вид упаковки

И) Удобная фасовка

К) Быстрота приготовления

5. К какой возрастной  группе вы относитесь?

А) 18-24

Б) 25-40

В) 40-60

Г) старше 60 лет

6. Состав Вашей семьи?

А) 1-2 человека

Б) 3 человека

В) 4 человека

Г) 5 человек и более

7. Ваш среднемесячный доход составляет?

А). до 5000руб.

Б). 5001-10 000руб.

В). 10 001 – 15 000руб.

Г). 15 001 – 30 000руб.

Д). свыше 30 001 руб.

8. Пол респондента  (заполнятся интервьюером самостоятельно):

А)женский

Б)мужской

Анкетирование проводилось  в период с 25 по 28 декабря 2008 года в  супермаркетах Дикси, Молния и Проспект. Всего было опрошено 145 человек. Результаты полевого исследования рынка замороженной продукции Челябинской области представим в форме таблиц и диаграмм, это позволит обеспечить наибольшую наглядность представляемой информации.

Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы приобретаете замороженные продукты?» представлено в таблице 9.

 

Таблица 9 - Частота покупок замороженных продуктов

Частота

Доля, %

1 раз в месяц

9

2-3 раза в месяц

41

4-5 раз в месяц

26,5

более 5 раз в месяц.

23,5


 

Распределение ответов  на вопрос: «Назовите причины по которым Вы приобретает замороженные продукты (полуфабрикаты)?» свидетельствует о том, что ведущей причиной покупки замороженных продуктов является нежелание готовить тоже самое из обычных продуктов (рис. 6).

 

Рисунок 6 - Причины, по которым респонденты г. Челябинска покупают замороженные продукты

 

Распределение ответов на вопрос: «Какой вид упаковки замороженных продуктов  Вы предпочитаете?» представлено в таблице 10.

 

Таблица 10 - Потребительские предпочтения упаковки замороженных продуктов

Вид упаковки

Доля, %

прозрачная

37,0

полупрозрачная с фотографией

37,0

непрозрачная с фотографией

4,5

коробка

13,5

не имеет значения

8,0


 

То есть можно сделать  вывод о том, что челябинский  потребитель предпочитает товар  в прозрачной и полупрозрачной упаковке.

При выборе товара потребители прежде всего обращают внимание на известность марки, вкусовые качества и цену продукта (табл. 11).

Меньше всего потребители  придают значение удобству фасовки  и быстроте приготовления.

 

Таблица 11 - Критерии, влияющие на выбор потребителей замороженных продуктов

Критерий

Доля, %

Известность марки

21

Вкусовые качества

13

Цена продукта

13

Качество хранения

11

Сохранение витаминов и свойств  продукта

9

Срок хранения

9

Удобство упаковки

8

Внешний вид упаковки

7

Удобная фасовка

5

Быстрота приготовления

4


 

 

Более 50% опрошенных принадлежат к  возрастной группе от 24 до 40 лет, респонденты  от 18 до 24 и 40 до 60 лет составили по 25% и возрастная группа свыше 60% около 10%.

    1. Состав семей опрошенных представлен на рисунке 7.

 

Рисунок 7 - Состав семей опрошенных

 

Среднемесячный доход 45% респондентов находится в диапазоне от 5001до 10 000рублей, 33% от 10 000 до 15 000 рублей. Большая часть опрошенных женщина 62%.

ООО «Олимпус» является оптовой фирмой, и продажа продукции  розничным покупателям не является приоритетным направлением деятельности. Так как описанному потенциальному покупателю продукция ООО «Олимпус» поставляется через оптового покупателя, необходимо было выявить, какие оптовые покупатели преимущественно обслуживают потенциальных розничных покупателей. При детальном анализе рынка розничных сетей было выявлено, что преимущественно группу потенциальных покупателей ООО «Олимпус» обслуживают сети магазинов эконом-класса. Это – «Дикси», «Пятерочка», «Проспект», «Молния» и т.п. Соответственно на эту группу розничных продавцов и будет направлена стратегия.

Проведенное полевое  исследование показало, что более 50% опрошенных приобретают замороженные продукты более 4 раз в месяц, при этом главным стимулом является нежелание готовить то же самое из обычных продуктов. Наибольшее внимание потребители обращают на известность марки, вкусовые качества и цену продукта. Упаковку потребители замороженных продуктов предпочитают либо прозрачную, либо полупрозрачную с фотографией. Это свидетельствует о том, ООО «Олимпус» необходимо формировать свой ассортимент и стратегию в соответствии с данными факторами.

3.2 Цели и задачи управления маркетинговой деятельности ООО «Олимпус»

 

Основной целью управления маркетинговой деятельностью ООО  «Олимпус» на долгосрочную перспективу должна стать увеличение доли на рынке Челябинской области на 25%.

Основными задачами:

- формирование системы  управления маркетингом ООО «Олимпус»

- выработка и реализация  маркетинговой стратегии развития  ООО «Олимпус»

- подготовка программы продвижения товара.

Формирование системы  управления ООО «Олимпус» предполагает построение новой эффективной маркетинговой  службы, вместо штатной единицы маркетолога  и рекламной группы, а также  определение методов и форм ее работы.

Определение маркетинговой стратегии ООО «Олимпус» – это не составление плана действий, а принятие решений по поводу распределения ресурсов в соответствующих областях бизнеса, по поводу направления развития организации и занимаемом ею месте на рынке.

В добавление к приведенному определению и характеристики бизнеса ООО «Олимпус» следует остановиться на стратегической сегментации.

Информация о работе Управление маркетинговой деятельностью на предприятии пищевой промышленности