Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 20:34, курсовая работа
Цель написания работы: изучение сущности жизненного цикла товара, а также управление жизненным циклом туристского продукта.
Объектом исследования является туристский продукт. Предметом данной курсовой работы является жизненный цикл товара. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение сущности теории жизненного цикла товара;
- изучение риска, связанного с разработкой новой продукцией;
- выявить маркетинговые стратегии на этапах жизненного цикла товара;
- рассмотрение концепции управления жизненным циклом продукта;
- выявление ошибок в управлении жизненным циклом продукта;
- раскрыть проблемы эффективного планирования туристского продукта.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава I. Теоретические аспекты теории жизненного цикла товара….......5
1.1. Сущность теории жизненного цикла товара……………….………..5
1.2. Риск, связанный с разработкой новой продукцией…………...……..6
1.3. Маркетинговые стратегии на этапах жизненного цикла товара……8
Глава II. Управление жизненным циклом туристского продукта……...16
2.1. Современная концепция управления жизненным циклом
продукта…………………………………………………………………..16
2.2. Ошибки в управлении жизненным циклом продукта…………......19
2.3. Проблемы эффективного планирования туристского продукта......25
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………………………...33
Приложение ..…………………………………………………………………...34
Поставщик оборудования туристского инвентаря почувствовал, что его основное производство не получило должной поддержки со стороны продавцов. Разубедив продавцов в том, что новый инвентарь трудно продать, он развернул новые презентации и распродажи инвентаря и убедил руководителей сети продаж начать новые рекламные кампании. Но в конце года объем продаж не был увеличен. В действительности, продвижение продукта было затянуто, и был упущен момент хороших продаж и прибылей, а суммы от дополнительных продаж могли бы быть более выгодно распределены в период роста. Еще до того, как поддержать дополнительную продажу, управление урезало рыночные бюджеты нескольких многообещающих образцов туристского оборудования, так как они были в начале фазы роста. Таким образом, правление провалило реализацию из-за того, что не рассчитало жизненный цикл продукта.
В этих двух случаях необходимый продукт, т. е. туристское оборудование и инвентарь, которые оправдали себя, не был полностью реализован по причине того, что не был включен в план продаж. Совершенно очевидно, что компании могут принимать более эффективные рыночные решения, и если правление уделит этому время, то узнает какое место каждый туристский продукт занимает в жизненном цикле. Определение соотношения затрат и прибыли на продукт в течение всего жизненного цикла составляет результат самого жизненного цикла, т. е. периода, когда продукт может приносить прибыль. Без этой информации ряду туристских продаж не может быть уделено достаточного внимания на рынке туризма. В то время как имея такую информацию, рынок удваивает свои возможности, т. е. происходит:
-изменение формы и установление контроля над жизненным циклом каждого отдельного маршрута и тура;
-
увеличение периода
Размер и прибыльность любого бизнеса зависят от жизненного цикла тура (программы туров) и его изменений. Насколько компании могут увеличивать цены и прибыль, настолько же ни один продукт не может избежать периода зрелости и умирания. Размещение и реализация туристских ресурсов должны отвечать целям и амбициям жизненного цикла туристского продукта.
Концепция жизненного цикла туристского продукта возникает из того факта, что объем продаж продукта соответствует типичной модели четырех фазового цикла ( рис. 2.1). Начальная фаза - рождение (возникновение и формирование) продукта, когда продукт продается в малом объеме. Во время периода роста объем продаж увеличивается. В период зрелости объем продаж стабилизируется, прибыли начинают снижаться. В период ухода объем и прибыль резко уменьшаются.
Рис. 2.1. Модель четырехфазного цикла продукта
I
- представление (зарождение); II - рост;
III - зрелость; IV - уход
Длина жизненного цикла продукта (тура,
маршрута, программы), длина каждой фазы
и форма кривой различны для каждого продукта.
Например, стагнация происходит по трем
причинам:
1.
Исчезают необходимость и
2.
Появился наиболее лучший
3.
Конкурентный продукт
Цикл прибыльности продукта формируется различными путями в зависимости от цикла его продаж. Во время введения продукт может вообще не приносить прибыль, так как его начальная реклама не окупается.
В период роста, прежде чем вступает в силу конкуренция, прибыль достигает пика. Затем она начинает падать, хотя общая прибыль может расти в течение некоторого времени, пока повышается объем продаж. В туристской индустрии, например, усиленное увеличение объема является эффектом от снижения цены в фазе роста.
На последней стадии роста и ранней стадии зрелости увеличивается конкуренция, которая существенно урезает маржинальный доход, и все сводится к получению общей прибыли. Например, резкое снижение цен на поездки в г. Сочи для отдыха, прежде высоко прибыльные, сейчас имеют малую отдачу, так как такие основные компании, как "МИБС" (Москва), "Роза ветров" (Москва), "Тройка" (Турция) очень быстро переключили туристский поток на Турцию, Грецию, Кипр и другие страны.
Итак, в период ухода снижение объема, очевидно, толкает стоимость к верхнему уровню, что сводит прибыль на нет.
В последние годы наиболее осведомленные специалисты по маркетингу утверждают, что в туризме пакеты туров (туристских продуктов) быстрее проходят стадию зрелости, а жизненный цикл делается короче. На самом деле эта тенденция соответствует тем главным проблемам, с которыми сталкивается рынок туризма.
Когда
увеличивается количество новых
предложений, то туры, уже существующие
на рынке, быстрее входят в стадию зрелости.
Так, например, широкий прейскурант туров,
маршрутов и программ появился в последние
годы на рынке спроса России. Эта тенденция
возникла в результате того, что на туристском
рынке России ныне действует свыше 15 тысяч
туристских агентств, каждое из которых
предлагает, как минимум, до 50 разнообразных
туров. Этим вызвано резкое уменьшение
прибыли ранее крупных туристских объединений,
таких как "Интурист" и "Спутник",
а отсюда тенденция к ускорению появления
на рынке спроса все большего разнообразия
видов и направлений путешествий.
2.2 Ошибки в управлении жизненным циклом продукта
Столкнувшись с проблемой ранней зрелости и сокращением жизненного цикла, компании стали искать возможность управлять жизненным циклом. Некоторые даже вкладывают в это дело капитал. Большинство из компаний, во-первых, ошиблись, отказавшись признать существование жизненного цикла продукта, или, во-вторых, отказались обратиться к концепции анализа жизненного цикла продукта с целью сформировать рыночную стратегию.
Многие туристские компании потерпели фиаско, отказавшись от организации внутрироссийского туризма. В настоящее время все страны - участники СНГ терпят убытки от туризма в целом, так как его развитие приняло однобокий характер. Стал развиваться только вывоз туристов, а следовательно, туристского капитала за рубеж.
Другая
причина неадекватного
В результате, если два туристских продукта находятся в стадии роста, а девять - в стадиях зрелости и стагнации, то никто не вводит вновь исчезающий продукт. Новые и улучшенные продукты - жизнеспособность любой организации в туризме - могут не иметь перспективы завоевать рынок. Если расчет во времени не точен, то компания может выйти из бизнеса за два года. К счастью, быстрое развитие программ по обеспечению спроса жизнеспособными предложениями - характерная черта многих туристских организаций.
Так, в туристской индустрии сокращаются расходы на длительный отдых, так как конкуренты вводят новый продукт более мобильного типа. Зачарованные потенциальным ростом их собственных программ, туристские предприятия отказались посмотреть фактам в лицо. Из-за того, что руководство предприятий продолжительного пребывания отказывается обратиться к анализу жизненного цикла туристского продукта, оно напрасно тратит деньги и талант, которые могут быть выгодно направлены на рост более эффективного пакета туров и дальнейшее увеличение потенциала своих предприятий.
Классическая концепция жизненного цикла должна быть, главным образом, определена позицией турпродукта в самом цикле, поскольку, как видно по отдельным фактам, критические факторы влияют на изменение прибыльности во всех четырех фазах - от роста до стагнации. В начальной фазе разработка и развитие продукта считаются критическими. Для туристского предложения, где потребности покупателей меняются от устоявшейся традиции, технологического совершенства и суммы затрат, существует необходимость знания данных факторов, чтобы турпродукт успешно вышел на рынок. Для туристского предложения готовность вкладывать в будущий объем также может быть критической и сопряжена с большими рыночными расходами.
Во время периода роста знание точных потребностей покупателя считается необходимым, чтобы обеспечить успех большинству туристских предложений, а также удовлетворить требования к набору услуг и программ туризма. Репутация качества, базирующаяся на адекватных способностях туризма, может помочь фирме занять лидирующие позиции на рынке, как, например, это сделали туристские фирмы "Бегемот", "Академсервис", "Роза ветров", а также "Мосинтур", расширяющие сеть своих туристских агентств и набор маршрутов. И наоборот -эффективная реклама и хорошая сеть продаж могут стать ключевыми факторами для резкого увеличения туристских потоков по конкретным направлениям.
На стадии зрелости необходимо четкое определение руководством всеобщей эффективности рынка для туристского оператора (компании). Рыночное мастерство проявляется различными средствами, например: прирост прибыли за счет снижения цены, тем самым привлекается больше покупателей; поиск и продвижение новых способов использования туристского продукта; расширение каналов сбыта для достижения наибольшей эффективности на первичном рынке.
Во
время периода ухода ключевым
фактором становится контроль за общей
прибылью. Производители и
Управление жизненным циклом имеет два основных аспекта:
-
Контроль жизненных циклов
- Контроль жизненного цикла по каждому отдельному продукту с целью выявления дополнительных прибылей.
Опыт подсказывает, что существуют возможности для рыночного регулирования процессом изменения формы и продолжительности жизненного цикла каждого отдельного продукта на всех стадиях, исключая последнюю. Например, период представления турпродукта может быть сокращен за счет увеличения рыночных расходов и обеспечения более быстрого сетевого распределения. В следующей фазе рост может быть ускорен, а продажи и прибыль могут перескочить на более высокий уровень за счет использования дополнительных рынков, стимулирования расширения перечня услуг или увеличения рекламы и распродаж, в общем, за счет более эффективно спланированной и осуществленной рыночной стратегии.
Стадия зрелости обычно предлагает менеджерам по маркетингу самые широкие возможности изменять форму и продолжительность жизненного цикла продукта.
Стадия зрелости для некоторых туристских продуктов ускоряется из-за изменений привычек потребителя или из-за появления улучшенного продукта. В этом случае определяют, когда сократить время на регулирование и инвестиции, отдав преимущество новому, более конкурентоспособному, продукту. Это ключевые особенности при принятии рыночных решений.
В конце концов, в стадии стагнации рыночная эффективность начинает почти полностью зависеть от знания того, когда надо сократить жизнь продукта, который со стороны управления требует большей доли внимания, чем прибыль, которую он приносит.
Успех нескольких лидирующих компаний в управлении развития жизненного цикла как каждого отдельного продукта, так и всей массы туристских предложений может стать огромным импульсом эффективного управления.
Подгоняемые
технологическими изменениями в
области бронирования и оформления
транспортных документов для увеличивающегося
потока туристов, туристские компании
все более осваивают и участвуют в новых
информационных системах, например Galileo,
Sabre, Amadeus, Gabriel, Сирена и др. Сегодня практически
нет ни одной крупной туристской компании,
которая бы не осваивала указанные системы
в сочетании с Internet, Жизнеспособность
туристских компаний, как и их набор услуг
и туров, фактически зависит от квалификации
и умения персонала пользоваться данными
системами. Появление улучшенных систем
бронирования повлияло на продажу не только
отдельных туров или пакета маршрутов,
но и всего каталога предложений, которыми
располагают крупнейшие туроператоры.
Признав стадию зрелости информационных
систем, Internet начал развивать локальные
и региональные подсистемы включения
новых пользователей. Ныне, лидируя по
числу пользователей, благодаря изменению
формы жизненного цикла информационного
обеспечения туризма, Internet также обеспечил
рост другим новым туристским продуктам,
увеличивая тем самым их торговую массу.
Информация о работе Управление жизненным циклом туристского продукта